Модернизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:59, контрольная работа

Описание работы

Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма.

Содержание работы

І Введение
ІІ Модернизм как явление культуры и его принципы
1. Модернизм как течение
2. Модернистские течения
3. Модернистское искусство
ІІІ Вывод
IV Литература

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РТ.docx

— 33.59 Кб (Скачать файл)

Абстракционизм  — направление так называемого  «беспредметного», нефигуративного  искусства, провозгласившего в живописи и скульптуре отказ от изображения  форм реальной действительности и стремящееся  к «гармонизации» или отвлеченных  цветовых сочетаний, или геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных  линий, которые должны вызывать самые  разнообразные ассоциации. В русской живописи начала XX века это направление представлено одним из его теоретиков Василием Васильевичем Кандинским (1866—1944), Казимиром Севериновичем Малевичем (1878—1935), автором знаменитого «Черного квадрата» (1913), и др. Близок к абстракционизму предвосхитивший его кубизм, адепты которого стремились изображать реальные объекты в виде множества пересекающихся, полупросвечивающих плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), создающих впечатление неких комбинаций преимущественно прямолинейных фигур, схематично воспроизводящих живую натуру. Едва ли не самым ярким проявлением кубизма стала ранняя живопись великого франко-испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973).

Футуризм  — течение, проявившееся в живописи и поэзии Италии и США в 10—20-х  гг. нашего века с претензией создать  искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего  предшествующего художественного  опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический  прогресс, войну, насилие, жизнь больших  городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и  формы, а в поэзии — к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом, как это видно на примере раннего  творчества Маяковского. Футуристы  призывали перенести центр тяжести  с изображения человека на изображение  его материально-технического окружения. Главный идеолог итальянского и  мирового футуризма Филиппа Томмазо  Маринетти (1876—1944), в частности, писал  «Теплота куска железа или дерева отныне более волнует нас, чем  улыбка или слезы женщины»7. В  идеологическом плане футуризм был  связан как с правым, так и с  левым экстремизмом в лице фашизма, анархизма и коммунизма, претендуя  на «революционное» ниспровержение прошлого и на свою особую ангажированность будущим.

Одним из самых радикальных модернистских  течений, зародившихся в 1916—1922 гг. преимущественно  в Швейцарии среди анархиствующей интеллигенции как протест против первой мировой войны, стал так называемый дадаизм. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, деталей инструментов, этикеток, газетных и журнальных вырезок и т.п.), предвосхитив этим современный поп-арт — искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией.

Перечисленные разновидности модернистского и  авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих  критериев и границ, объединяясь, как уже отмечалось, общим пафосом  отрицания предшествующей художественной традиции.

3. Модернистское искусство

 

В модернистском  искусстве мы постоянно сталкиваемся с дальнейшим углублением качеств, модернизмом не порожденных, но унаследованных от романтизма эпохи Великой Французской  революции и радикального сентиментализма  И. Гердера и Г. Лессинга. Таковы домодернистские  по своему происхождению акценты  о месте личности, индивидуального  сознания в составе целого, в жизни  космоса. Однако, романтический индивидуализм XVIII ст. и индивидуализм модернистский  – явления принципиально разные. Для романтизма личность либо была обладательницей всех духовных богатств вселенной, либо скорбела о недоступности, запретности абсолютных ценностей  и общезначимых идеалов, вовсе не отрицая возможностей их существования. Модернисты же, признав неразрешимость своих противоречий, приходят к отрицанию  духовно-нравственных «абсолютов». Вместе с тем, они стремятся возродить  в искусстве мифотворческий метод, который, по их мнению, способен восстановить цельность и органичность человеческого  бытия в рамках единой космологической  системы художественными средствами.

Модернизм родился вместе с глубоким и глобальным обновлением мира, когда история  человечества превратилась во всемирную  историю. Художественная культура модернизма запечатлела все исторические катаклизмы и палитру всех умонастроений эпохи. Всеобщий опыт двух мировых войн, тотальные эксперименты массово организованного зла выявили универсальный характер экзистенциальной катастрофы, отсутствие онтологических оснований Абсолютного Добра и Справедливости, привели к негативному характеру утверждений («На твой безумный мир ответ один — отказ», М. Цветаева).

Модернизм нес в себе парадоксальность трагического познания, открытого страданию и  ужасу бытия, противостоя эвдемонистическим  иллюзиям утопии; его основополагающим мировоззренческим символом становится Абсурд как выражение трагического опыта, вновь и вновь подвергающего  сомнению мир и себя и «усилиям нет конца» (А. Камю). Отсюда — экспресионистическая деформация и сюрреалистические  фан-томы, образы замкнутого мира и  знаки исторической памяти, разрушающие  привычные связи с реальностью  и погружающие в глубины беспощадного ее постижения. С этой точки зрения могут быть поняты трагические провидения великих художников ХХ века (П. Пикассо, И. Стравинский, Т. Манн, Б. Брехт, А. Шенберг, Б. Барток, С. Эйзенштейн, М. Булгаков, О. Хаксли, Ф. Кафка, Дж. Оруэлл), широта спектра  исследования жизни, где осуществлялся  критический анализ социальной реальности в свете гуманистического «идеала  надежды» (Р.дю Гар, Ж.-Р. Блок, Л. Арагон, А. Готи, М. Карне, Ж. Ренуар, А. Фужерон) или с позиций «социального реализма» (Т. Драйзер, Э. Синклер, К. Сэндберг, Р. Сойер, Бен Шан, Д. Гриффит, Ч. Чаплин), где  утверждались ценности простых человеческих отношений («поэтический реализм» во французском  киноискусстве 30-х гг., У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, А. Сент-Экзюпери) и предпринимался глубинный анализ человеческой экзистенции (А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Ануй, Э. Ионеску, С. Беккет).

В художественной культуре Модернизма предстало многообразие художественных моделей современного мира, в ней сложнейшим образом  взаимодействовали гуманистические  установки творчества, обращенность к постижению закономерностей человеческого  бытия, развитие классических традиций и смелые новации. В ней произошло  резкое размежевание «массовой» и элитарной» культуры, что на уровне теоретической  мысли отразилось в обостренном внимании к проблеме творческой индивидуальности и в забвении проблемы вкуса. В разных направлениях и течениях, сменявших друг друга, в многоликости творческих индивидуальностей являлся образ расколотого, вздыбленного мира, где сама фрагментарность, рассыпанность его на множество художественных миров, каждый из которых самозавершен, самоценен, и есть порядок мира, «аккордеона во власти садистской руки».

Модернизм как тип культуры впитал в себя и Позитивизм с его аналитическими установками реализма и Романтизм  с его двоемирием, бурной жизнью чувств; он обосновывал свои искания, опираясь на представления о свободе  творчества, на понятие гения, которое, по словам Х.-Г. Гадамера, «достигло  своего апофеоза». По сути, в едином культурном пространстве взаимодействовали  два типа творчества, реализующие  себя в многообразии направлений  и течений. Представляется, что именно понятие «тип творчества», сопряженное  с понятиями «направление» и  «течение», должно стать ведущим  при изучении художественной культуры Модернизма; здесь недопустима оппозиция  «реализм — модернизм», за которой  стоят идеологические коннотации, поддерживающие оценочные нормативы восприятия художественных явлений.

Модернизм осуществил резкую переакцентировку на значимость формы, связанную с насыщением функции искусства новыми задачами: воздействовать на сознание реципиента с большей эффективностью, большей  эмоциональностью, сообщая новую  долю правды о жизни, сгущенную, уплотненную; он выработал новые способы художественного  мышления, способные не только «отражать», изображая, но и преображать, пересоздавая, и окружающую реальность и реальность внутреннего мира человека. Явившись результатом развития европейской  художественной культуры, художественная культура Модернизма, с ее обретениями  и утратами, может быть адекватно  описана только в том случае, если она предстанет в своем подлинном  масштабе как тип культуры, получивший глобальное распространение.

"Стиль  модерн" развивается главным образом  в архитектуре городских особняков  и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы  модерна при формировании планов  и композиции зданий смело  шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.

Для модерна  характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко  изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми  контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и  глазурованной керамики сдержанного  по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна  был позаимствован из искусства  Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое  распространение.

В модернизме широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась  как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Появление этих строительных материалов воздействовало на творческое сознание архитекторов и строителей. Они подсказывали необычные конструктивно-архитектурные  решения, их развитие шло вразрез  с укоренившимся в практике эклектизмом. Модерн пытается переосмыслить железобетон  как новый строительный материал эстетически, а не как новое подсобное  средство в строительстве.

 

ІІІ Заключение

 

Модернизм (авангардизм) связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости  искусства от действительности. Выступления  художников-модернистов принимали  зачастую форму анархического эстетического  бунта против установившихся традиций и канонов в искусстве. Авангард обозначал идущих впереди всех, т. е. экспериментирующих с художественным материалом, создающих новые, ни на что не похожие стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве. Революции  и войны, в которые втягивается  весь мирт не препятствуют экспериментам  и поискам нового. Происходит пересмотр  прежних представлений о красоте, цвете и пространстве. Париж становится местом паломничества для художников со всего мира. Вкус к резкой, разрушительной деформации оказался знаменем нового века.

Самое живое, что было в модерне, создано в 1890 — начале 1900 г. Потом, испытывая  постоянные кризисы, он не столько эволюционировал, сколько внутренне преображался, изменяя самому себе. Наиболее активные приверженцы направления перерастали  его, развивая новые поиски... Такое  положение вещей еще более  усложняло и без того весьма запутанный комплекс форм и образов, сложившийся  в конце прошлого века.

У истоков  модерна видна неразрешенность  отношений “массового” и “уникального”, “ремесленного” и “фабричного”, “конструкции”  и “декора”. Такое положение  придавало ему своеобразную окраску, определяло интенсивный творческий поиск, требовало социального и  эстетического анализа. Но втягивание модерна в товарное функционирование, в сферу индустриального производства создавало эффект преодоленности противоречий: стал побеждать элемент “массового”, “фабричного”, “конструктивного”.

Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к  оформлению оконных проемов со специфическим  рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модернизма прорисовке.

 

IV Литература

  1. Власов В.Г. Стили в искусстве. – М., 2004.
  2. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 2002.
  3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд.- М.: Академический проект, 2001.
  4. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 2003.
  5. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 2001.

Информация о работе Модернизм