Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:59, контрольная работа
Многообразие художественных и социальных форм модернизма, различный характер этих форм на разных ступенях исторического развития XX столетия, а также широкий спектр идеологических устремлений, лежащий в основе эстетических экспериментов – все это затруднило поиски общих определений модернизма.
І Введение
ІІ Модернизм как явление культуры и его принципы
1. Модернизм как течение
2. Модернистские течения
3. Модернистское искусство
ІІІ Вывод
IV Литература
Абстракционизм — направление так называемого «беспредметного», нефигуративного искусства, провозгласившего в живописи и скульптуре отказ от изображения форм реальной действительности и стремящееся к «гармонизации» или отвлеченных цветовых сочетаний, или геометрических форм, плоскостей, прямых и ломаных линий, которые должны вызывать самые разнообразные ассоциации. В русской живописи начала XX века это направление представлено одним из его теоретиков Василием Васильевичем Кандинским (1866—1944), Казимиром Севериновичем Малевичем (1878—1935), автором знаменитого «Черного квадрата» (1913), и др. Близок к абстракционизму предвосхитивший его кубизм, адепты которого стремились изображать реальные объекты в виде множества пересекающихся, полупросвечивающих плоскостей (четырехугольников, треугольников, полуокружностей), создающих впечатление неких комбинаций преимущественно прямолинейных фигур, схематично воспроизводящих живую натуру. Едва ли не самым ярким проявлением кубизма стала ранняя живопись великого франко-испанского художника Пабло Пикассо (1881—1973).
Футуризм
— течение, проявившееся в живописи
и поэзии Италии и США в 10—20-х
гг. нашего века с претензией создать
искусство будущего под лозунгом
нигилистического отрицания всего
предшествующего
Одним из
самых радикальных
Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают его разнообразия и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь, как уже отмечалось, общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции.
В модернистском
искусстве мы постоянно сталкиваемся
с дальнейшим углублением качеств,
модернизмом не порожденных, но унаследованных
от романтизма эпохи Великой Французской
революции и радикального сентиментализма
И. Гердера и Г. Лессинга. Таковы домодернистские
по своему происхождению акценты
о месте личности, индивидуального
сознания в составе целого, в жизни
космоса. Однако, романтический индивидуализм
XVIII ст. и индивидуализм модернистский
– явления принципиально
Модернизм родился вместе с глубоким и глобальным обновлением мира, когда история человечества превратилась во всемирную историю. Художественная культура модернизма запечатлела все исторические катаклизмы и палитру всех умонастроений эпохи. Всеобщий опыт двух мировых войн, тотальные эксперименты массово организованного зла выявили универсальный характер экзистенциальной катастрофы, отсутствие онтологических оснований Абсолютного Добра и Справедливости, привели к негативному характеру утверждений («На твой безумный мир ответ один — отказ», М. Цветаева).
Модернизм
нес в себе парадоксальность трагического
познания, открытого страданию и
ужасу бытия, противостоя эвдемонистическим
иллюзиям утопии; его основополагающим
мировоззренческим символом становится
Абсурд как выражение трагического
опыта, вновь и вновь подвергающего
сомнению мир и себя и «усилиям
нет конца» (А. Камю). Отсюда — экспресионистическая
деформация и сюрреалистические
фан-томы, образы замкнутого мира и
знаки исторической памяти, разрушающие
привычные связи с реальностью
и погружающие в глубины
В художественной
культуре Модернизма предстало многообразие
художественных моделей современного
мира, в ней сложнейшим образом
взаимодействовали
Модернизм как тип культуры впитал в себя и Позитивизм с его аналитическими установками реализма и Романтизм с его двоемирием, бурной жизнью чувств; он обосновывал свои искания, опираясь на представления о свободе творчества, на понятие гения, которое, по словам Х.-Г. Гадамера, «достигло своего апофеоза». По сути, в едином культурном пространстве взаимодействовали два типа творчества, реализующие себя в многообразии направлений и течений. Представляется, что именно понятие «тип творчества», сопряженное с понятиями «направление» и «течение», должно стать ведущим при изучении художественной культуры Модернизма; здесь недопустима оппозиция «реализм — модернизм», за которой стоят идеологические коннотации, поддерживающие оценочные нормативы восприятия художественных явлений.
Модернизм
осуществил резкую переакцентировку на
значимость формы, связанную с насыщением
функции искусства новыми задачами:
воздействовать на сознание реципиента
с большей эффективностью, большей
эмоциональностью, сообщая новую
долю правды о жизни, сгущенную, уплотненную;
он выработал новые способы
"Стиль
модерн" развивается главным образом
в архитектуре городских
Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.
В модернизме
широко применялись как железобетон
(теория расчетов которого появилась
как раз в этот период), таки металл
как конструктивно-декоративный элемент.
Широко использовалось стекло в металлоконструкциях.
Появление этих строительных материалов
воздействовало на творческое сознание
архитекторов и строителей. Они подсказывали
необычные конструктивно-
Модернизм
(авангардизм) связан с отходом культуры
от реализма, с провозглашением
Самое живое,
что было в модерне, создано в
1890 — начале 1900 г. Потом, испытывая
постоянные кризисы, он не столько эволюционировал,
сколько внутренне
У истоков
модерна видна неразрешенность
отношений “массового” и “
Несомненное завоевание модерна - целостный подход к оформлению отдельных помещений, стремление к ансамблевому их решению. Особый интерес модерн проявил к оформлению оконных проемов со специфическим рисунком переплетов и заполнявшими их витражами. Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Одну из главных ролей в оформлении фасадов, оконных и дверных проемов играл плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов использовались цветы - ирисы, маки, различные травы, а также лилии и другие водные растения с длинными тянущимися стеблями. Использовался и геометрический орнамент, в том числе мотив меандра в специфической, характерной для модернизма прорисовке.