Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 00:12, доклад

Описание работы

Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Файлы: 1 файл

Хиппи.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Хиппи

Хи́ппи (от англ. hippy или hippie; от разг. hip или hеp — «модный, стильный»; согласно Оксфордскому словарю англ.яз., происхождение hip неизвестно) — молодёжная философия и субкультура, популярная в США в 1960-х и 1970-х годах, выражавшая протест против общепринятой морали и стремление вернуться к природной чистоте через пропаганду свободной любви и пацифизма (главный их протест был направлен против Вьетнамской войны). Самый известный лозунг хиппи: «Make love, not war!», что значит «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Началом движения хиппи  можно считать 1965 год в США. Субкультура  хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ. Движение хиппи развивалось «волнами«: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Неофиты движения молодых (15—18 лет) и являются преимущественно школьниками и студентами младших курсов. В количественном отношении девушки преобладают над юношами.

Несмотря на закат  хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор  можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в семидесятые годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека. В России в настоящее время более 10 000 людей относят себя к хиппи.

Внешний вид хиппи  «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.

Появившись на заре свободы, хиповская символика и культура послужили родоначальницей большинства других отечественных молодёжных субкультур. Разговорные языки готов и рэперов представляют из себя творчески искажённый хиповский сленг. Ролевики носят фенечки, придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции Хиппи, смысл и ценность. В субкультурах-наследниках хиппи наблюдается отдельный термин «хипповать», означающий или подчёркнутое внешне поведение человека «под олдовых хиппи», или период длительного безденежья в жизни с соответствующей атрибутикой и обязательно лёгким, ненапряжным отношением к такому состоянию.

Среди наиболее ярких особенностей субкультуры хиппи - употребление наркотиков, сексуальные эксперименты, коммуны, фестивали, путешествия (они обожают путешествовать как по стране, так и за рубежом, обычно автостопом). Число употребляемых наркотиков увеличивается вместе с частотой ситуаций употребления, чаще встречается полинаркомания.

В сфере сексуальных отношений у хиппи - терпимость к добрачным и внебрачным связям, иногда полигамные (групповые) отношения, терпимость к гомо- и бисексуальности.

Индеанисты

Историю индеанизма можно  начать отсчитывать с 1980 г., когда  состоялся первый фестиваль Пау -Вау (индейское слово, означающее "сбор", "совет"). Было выбрано место неподалеку от Ленинграда. На первый фестиваль собралось около 15 человек, стояло несколько палаток и типи. До этого момента организованного индеанизма не существовало - группы рассыпались по мере взросления их членов. Следующий фестиваль состоялся в 1982 г. В нем участвовало 50 человек, 7 типи. Затем Пау-Вау стало проходить регулярно, каждый год.

Чем же занимаются индеанисты?

Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. Но не стоит говорить обо всех одинаково. Есть немало людей, которые действительно серьезно интересуются индейцами, изучают литературу, занимаются переводами и налаживают контакты с индейцами Америки. Они учатся духовным ценностям индейцев и, как правило, индеанистами себя не считают.

Подводя итоги, можно  с уверенностью сказать, что к  настоящему времени в среде индеанистов  России движения как такового не существует. По большей части, это люди, для которых индейцы - хобби, интересное увлечение в свободное от работы, учебы или просто от безделья время.

Толкинисты и ролевики

Толкинисты или толкиенисты (от Толкин или Толкиен) — изначально это читающие произведения профессора Дж. Р. Р. Толкина и изучающие работы данного автора.

В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Начало движения у нас приходится на год 1995-96. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса веб-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по электронной почте и небольшим дискуссиям.

В 1993—94 гг. движение толкинистов  переживает кризис роста. Он был преодолен  путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолютным.

Во всей субкультуре  обычно выделяют фанатов - ярых толкиенистов и ролевиков, но необходимо также сказать и о фэнах, которые к субкультуре хотя и не принадлежат, но имеют к ней отношение.

Толкиенисты в основном люди юные, лет 13-17, но встречаются среди  них и мастодонты. :)

«Сами толкиенисты выделяют в структуре своей тусовки  несколько типов людей, пришедших  сюда, в соответствии с причинами, приведшими в толкиенизм.

Во-первых, это люди, которые по какой-либо причине не сумели утвердить себя в большом мире, либо сумели, но то, что у них получилось, им не нравится. Они держатся за новый мир, как полярники за радиостанцию, поскольку потеря означает окончательное крушение жизни. Со временем такие люди составляют элиту толкиенизма; они замыкаются в своем узком кругу, и тут уже действительно вырастает религия, но направленная внутрь.

Другая часть толкиенистов - это те, кому просто нравится играть. Ролевая игра позволяет человеку оказаться в шкуре другого, оставаясь в то же время собою - а это интереснейший эмоциональный опыт. В отличие от театра, игра дает практически неограниченную возможность для действия. В большинстве своем такие индивидуумы ведут нормальную "цивильную" жизнь, а игры рассматривают как хобби, средство отдохнуть от суровых будней.

Третья категория - те, кому надо ощутить свою инаковость. В самом деле, толкиенист с его причудливыми костюмами, мечами подмышкой, средневековым стилем поведения действительно привлекает внимание. Как правило, подобные личности увлекаются параллельно еще уймой вещей и недолго, в целом, задерживаются в толкиенистском обществе.

Уже сейчас субкультура  толкиенистов способна влиять на общество и формировать новые субкультуры. Примером того может служить возникновение движения неоязычников (возрождение мифологии Древней Руси, поклонение ценностям древности и т.п.). Многие толкиенисты, повзрослев, плавно переходят в язычество, как наиболее подходящее их мировоззрению. Причем предпочитают, как правило, скандинавскую традицию. Некоторые язычники, занимающиеся военно-исторической реконструкцией, иногда проводят вместе с некоторыми из толкиенистов совместные фестивали и турниры.

Одним из факторов, способствующих привлечению людей к этому движению, стало появление русской "фэнтези" - направления фантастики, построенным на языческом мировоззрении, воспринятым современным человеком (Ю.Никитин, Д.Янковский, М.Успенский, М.Семенова). В большинстве своем, книги в этом стиле построены на описании подвигов героев в реалиях дохристианской Руси. Главное в них - это провозглашение языческих идеалов, как максимально отвечающих образу "истинного мужчины". Христианство зачастую преподается как подлая религия, цель которой - порабощать народы. Дохристианский период провозглашается своего рода "золотым веком" Руси. По своей сути, эти книги отражают определенное массовое сочувствие к язычеству, так как выходят большими тиражами и на самом деле привлекают к язычеству все новых и новых сочувствующих.

 

Байкеры

Ба́йкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Байкерами также себя называют поклонники велосипедов, мотоциклистов  же они называют мотобайкерами. Тем  не менее, традиционно слово «байкер» связывают с мотобайкерами.

Байкерское движение зародилось в США, проникло в Европу и Россию. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг.

В России есть некоторое  число байкерских группировок в  привычном для Запада смысле. По своему происхождению они — слепок с западных байкеров, но социальная подоплека здесь иная. В России подражать западным байкерам могут преимущественно состоятельные люди. Имея особые мотоциклы (в России — недоступные по цене даже для «среднего класса») и другие культовые знаки байкерства, российские байкеры чаще всего лишь потребители определенного культурного ассортимента. По экспертным оценкам, большинство из них не способны исправить даже простые поломки в мотоцикле, по любому поводу обращаются на станции технического обслуживания.

Иной характер носит  связанный с мотоциклом стиль  жизни, который начинает распространяться в России. Молодые люди, придерживающиеся его, не имеют какой-либо идейной платформы, идентификация происходит в рамках небольших сообществ, у которых нет знаковой системы и даже самоназвания (пример из наших интервью с 19-летним участником одного из сообществ мотоциклистов: «Как вы сами себя называете?» — «Никак. Мотоциклистами — как еще?» — «Не байкерами?» — «Нет! Только не байкерами!»). Эти мотоциклисты сами создают свой мотоцикл: покупают очень дешево старый мотоцикл (обычно в деревне), который дополняют деталями выброшенных на свалку мотоциклов, автомобилей, разного рода промышленных отходов. Такой обновленный, с оригинальным дизайном мотоцикл, не способный развивать слишком большой скорости, стоит примерно в 10 раз меньше, чем мотоцикл в магазине.

 

Рейверы

«Рейв» (от англ. rave —  бредить, бред, бессвязная речь, также: неистовствовать, реветь, выть, бушевать, говорить с энтузиазмом) трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Рейверы — молодёжная субкультура постоянных участников рейвов — вечеринок электронной  танцевальной музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании.

Для внешнего вида рейверов характерны яркие цвета в одежде, пластиковые солнцезащитные очки, короткие крашенные волосы у юношей, цветные  пряди длинных волос у девушек. Крайне популярен пирсинг, а в  дизайне использовался символ «смайлик».

Российские рейверы в основном заимствуют модель поведения завсегдатаев ночных клубов. Соответственно этой модели образ жизни российского рейвера — ночной.

В России рейв-культура развивается  примерно с 5-летним запаздыванием по отношению к мировой практике. Такую оценку дают участники действующих в крупных городах рейв-клубов. В Москве входная плата в клуб 20 долларов, напитки продаются по ресторанным ценам, следовательно, в российском варианте это никак не субкультура молодежи рабочих кварталов, каковой она была в Великобритании в период зарождения.

 

Хип-хоп культура

Хип-хо́п (англ. Hip-hop) — молодёжная субкультура, появившаяся в США  в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также  называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. К началу 1990-х гг. хип-хоп стал частью молодёжной культуры во многих странах мира.

Можно выделить четыре основных направления  этой субкультуры: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

В СССР первая волна хип-хоп культуры прокатилась в середине 1980-х годов. Источником информации о хип-хопе были фильмы, которые привозились из-за границы частными лицами.

В своих некоммерческих формах хип-хоп  культура не требует от молодежи больших  финансовых вложений, дает возможность организовать активный досуг определенной части молодежи, ориентированной на ценности этой субкультурной конструкции.

 

Брейк-данс

Брейк-данс (англ. Breakdance — «ломаный танец») — вид «танца в кругу», связанный с хип-хоп культурой. Для его обозначения также используются слова (некоторые вошли в молодежный сленг) «брейкинг», «рокинг» (первоначальное название брейк-данса), «би-боинг» (от b-boy — парень, исполняющий брейк, но, возможно, и от африканского слова boioing — танец, состоящий из прыжков). Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов.

 

 

В СССР/России брейк-данс стал известен в середине 1980-х годов. В 1985 г. возникли первые команды брейкеров «Меркурий» и «Магический круг». Началось проведение фестивалей брейк-данса (Таллин, 1985; Москва, 1986; Рига, 1987 и др.). Вновь интерес к танцу в молодежной среде распространяется в 1990-х годах. Появляются новые команды исполнителей, открываются первые танцевальные школы брейка, этот танцевальный стиль демонстрируется по телевидению (особенно часто — по MTV). С 2001 г. Россия впервые официально участвует в международном чемпионате по брейк-дансу.

Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения.

Информация о работе Молодежные субкультуры