Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 02:28, контрольная работа
Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств, среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.
Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например, воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.
Защитная функция
Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.
Но на смену одним неблагоприятным факторам, устраненным техническим прогрессом, приходят другие, порожденные им. Голод и чума побеждены, но истощается почва, вырубаются леса, отравляется вода, ухудшается экология, появляются новые болезни. И не только естественного происхождения (например, СПИД), но и искусственного (скажем, лучевая болезнь). Таким образом, материальная культура, технический прогресс, с одной стороны, снижают угрозу жизни и здоровью людей, а с другой — повышают ее. Функция сопровождается дисфункцией.
Креативная функция
Вторая фундаментальная функция культуры — преобразование и освоение мира. Ее еще называют креативной функцией (от лат. creatio — созидание). Исследуя и каталогизируя виды растений и животных, систематизируя типы элементарных частиц, экспериментируя над физическими явлениями, осваивая космическое пространство, человек расширяет среду обитания. Проявляется его любознательность, а не желание защититься. Овладение силами внешней природы идет рука об руку с овладением внутренними силами психики. На Востоке выработаны сложные системы психотехники, медитации, боевых единоборств и концентрации воли, нетрадиционные методы медицины, техники владения своим телом и сознанием.
Коммуникативная функция
Третья функция культуры — коммуникативная. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п. Без общения с себе подобными невозможны ни общество, ни культура. Информационная изоляция от культуры наносит непоправимый ущерб человеческому существу, особенно на ранней стадии социализации. Примером служат так называемые феральные люди.
Сигнификативная функция
С коммуникативной тесно связана сигнификативная функция культуры (от англ. sign — знак), буквально — функция приписывания значений и ценностей. То, что не вовлечено в культурный оборот человечества, как бы но имеет значения и ценности. Звездное небо над головой первобытного человека не имело никакого значения до тех пор, пока он не вовлек его в свой круг мифологических представлений, не составил небесных карт, помогающих в мореплавании, не создал астрономических теорий и не послал в космос спутники. С тех пор небо стало частью культуры. Каждое созвездие получило наименование, легендарную историю, наименование в научном каталоге, физико-химические характеристики.
Так происходило с
любым естественным явлением, которые
друг за другом на протяжении сотен
тысяч лет вовлекались в
Итак, расширяя сферу культурного освоения мира, человек одновременно расширяет область обозначаемых предметов. В итоге объем культуры и объем предметов, приобретших ценность и значение, всегда совпадают. Это равновеликие явления. Но дело этим не ограничивается. Охватив сеткой значений определенную область природы, человек постоянно переименовывает, переоценивает что-то внутри этой области. Одни и те же предметы у разных народов и в разные исторические эпохи получают разные значения и ценность. В результате мы можем встретить таких старожилов культурной ойкумены, которые имеют несколько десятков, если не сотен, значений. В совокупности они составляют то что можно назвать культурной (или исторической) биографией вещей.
Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории.
Маленькими кирпичиками, из которых они, эти конкретные формы, создаются, выступают знаки, символы, метафоры, формулы, цифры, рифмы, имена, слова. Кирпичики складываются в более крупные объединения, и получаются сонеты, поэмы, гипотезы, эмпирические факты, математические уравнения, статистические таблицы, легенды, эпос и т.п. Наконец, здания объединяются в поселки, города, мегаполисы, страны, континенты.
Нормативная функция
Не менее важную роль выполняет нормативная функция культуры. Она проявляется в том, что именно культура ответственна за создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения людей. Они имеют самое разнос наименование: обычаи и традиции, приказы, постановления, распоряжения, законы, конституционные акты, этикет, манеры, нравы. Их можно назвать первокирпичиками нормативной функции. Из этих кирпичиков образуются здания — более крупные и сложные комплексы: право, мораль, идеология.
Всю совокупность существующих в обществе норм — а их великое число, мы даже не подозреваем, насколько много их в современном обществе, — условно можно расположить вдоль одной прямой, на одном конце которой расположатся нормы, сильно связанные с жизненно важными для общества ценностями, а на другом — слабо или вовсе не связанные с ними. Один полюс назовем ценностным, а другой рациональным (неценностным).
Удивительно, но все известные нам комплексы норм — мораль, право, идеология — сконцентрировались на ценностном полюсе. Рациональный остался голым. Непонятно, зачем он вообще нам понадобился. Но не будем спешить с решением.
Существует множество правил, норм, запретов, которые никак не назовешь ни моральными, ни правовыми, ни идеологическими. Скажем, правило «обходи идущего навстречу справа» абсолютно вне оценочно. Трудно назвать его моральным, юридическим или идеологическим. Оно прагматическое, утилитарно-практическое, но не универсальное. В Англии движение автомобилей и пешеходов происходит в ином порядке. Не существовало этого правила и в традиционном, например племенном или сельском, обществе, где никакой уличной толпы просто нет.
Культуры и страны мира можно — опять условно — поделить на культуры интенсивного насыщения нормами и культуры неинтенсивного насыщения. Из европейских стран больше всего норм, правил, стандартов, законов, по единодушному мнению специалистов, существует в современной Германии. В конце находятся страны Восточной Европы, в том числе Россия.
Высока насыщенность нормами, обычаями и традициями восточных культур. Условно выражаясь, количество традиций и обычаев на квадратный километр территории наиболее высоко в Китае, Индии, Японии. Здесь почти всякое явление жизни, тем более культурное явление, как-то обозначено, нормировано, оценено. Именно здесь обнаружены наиболее тонкие и разработанные правила этикета.
Нормативную функцию можно измерять не только степенью насыщенности культуры обычаями и традициями. Специалисты вводят в употребление термин «нормативная избыточность» для того, чтобы указать на другой аспект культурных норм — меру их жесткости. Считается, что чрезмерная регламентация поведения характерна для обществ с бедной культурой.
Противоположным состоянием общества является аномия — отсутствие каких-либо норм и законов (от лат. anomia — отсутствие норм). Эту проблему в свое время глубоко изучил Э. Дюркгейм, который, собственно говоря, и ввел в научный оборот сам термин. Оба крайних положения — нормативная недостаточность и нормативная избыточность, жесткость и слабость норм — одинаково плохо сказываются на современном обществе.
Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции, неизбежно накладывает ограничения на свободу действий человека. Нормы, а их в окружающей жизни бесчисленное множество, по каждому пустяку говорят нам: это можно, а это нельзя. Пытаясь вписаться в круг обязанностей, мы обязательно что-то подавляем в себе. А всякое подавление связано с неудовольствием, напряжением, конфликтностью. 3. Фрейд разработал теорию, согласно которой культура — это нечто репрессивное, насильственное.
Возможно, великий психоаналитик впадал в крайность, сводя культуру к подавлению и вытеснению. Но совершенно очевидно, что соблюдение культурных норм, часто вопреки желаниям и капризам, дается психике нелегко. Любое напряжение требует компенсации, а таковой может служить только расслабление — отдых, ничегонеделание, переключение на другое занятие, досуг.
И здесь на помощь человеку приходит культура. Досуг в современном обществе немыслим вне общения с музыкой, театром, живописью, кино, всевозможными развлечениями.
Релаксационная функция
Следующая функция культуры — релаксационная. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — искусство физического и психического расслабления, разрядки. Естественные средства разрядки — смех, плач, приступы гнева, физическое насилие, крик, объяснение в любви, исповедь. Все они относятся к разряду индивидуальных. Они недостаточны для того, чтобы снять коллективное напряжение. Для подобных целей служат стилизованные формы снятия напряжения — увеселения, праздники, фестивали, ритуалы.
Праздники — особо
торжественные моменты, когда накопившееся
напряжение снимается в возвышенно-
По мнению выдающегося
отечественного культуролога М. Бахтина,
в праздничные дни все
Сходную роль выполняет ритуал. Ему свойственна особая торжественность, ритмическая и интонационная насыщенность. Средством релаксации выступает игра. Ее сущность заключается в удовлетворении влечений символическими средствами. Играя, дети одновременно верят и не верят в реальность происходящего. Они осознают «ненастоящность» игры, но отдают ей все силы, как будто это реальное состязание или действо. Символика игры создает особую психологическую установку испытания человеческих возможностей: по-настоящему убить человека нельзя, а в игре можно. Игра не только расслабляет, она тренирует мастерство, умение находить выход из критических ситуаций, усиливает мотивацию к достижению. Игра хороша тем, что вызволяет спрятанные внутри бессознательные импульсы, тайные влечения и пристрастия, запрещаемые культурой. Таким образом, и во время игры можно обходить нормы. Через игру реализуются скрываемые сексуальные мотивы и пристрастия (игры в бутылочку, «я садовником родился» и т. п.), мотивы смерти (игра в войну, гладиаторские бои, коррида).
Специальные средства релаксации — фильмы ужасов, эротические фильмы, фильмы катастроф, детективы, боевики, приключенческие романы. И они позволяют символически — вместе с героями — совершить те действия, которые запрещены культурой или невозможны из-за каких-либо условий. Последнее достижение индустрии развлечений — приключения и путешествия в виртуальных компьютерных мирах. Туризм, дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха издавна служили еще одним источником расслабления и отдыха.