Морфология культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 02:28, контрольная работа

Описание работы

Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств, среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

ОКР ТИК ЮЛЯ.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Перечисленные средства релаксации по-разному воздействуют на личность человека. Некоторые оказывают  даже негативное или вовсе разрушающее  действие. В частности, под влиянием криминального экрана число подростковой преступности во всех либо в большинстве стран мира резко пошло в гору. Алкоголизм и наркомания служат массовым средством релаксации, но они осуждаются либо преследуются законом во всех цивилизованных странах.

Порнография во многих странах  запрещена, как запрещена и проституция. Хотя никто не сомневается в том, что они — одно из средств расслабления и в психологическом плане дают человеку много позитивного. Под особый контроль государства в цивилизованном обществе взяты азартные игры в карты, рулетка, казино. Доступ в них ограничен. В отличие от казино, доступ в которое ограничивается извне, в клубы по интересам доступ ограничивается изнутри, т. е. членство в таких клубах специализированное.

На другом полюсе воображаемой шкалы находятся позитивные, одобряемые обществом средства релаксации, например, посещение театров, музеев, созерцание природы, отдых на природе и т. п. Приобщение к высокому искусству оказывает на личность не разрушающее, а созидающее влияние. Ему есть особое название — катарсис (греч. katharsis — очищение). Оно вошло в современную культуру с легкой руки великого древнегреческого философа Аристотеля, считавшего, что целью трагедии выступает очищение духа при помощи страха и сострадания. Катарсис одновременно означает и возвышение духа, освобождение его от опеки суетного быта и сосредоточение на том, что единственно и заслуживает внимания,— на вечном.

Цивилизованное общество настойчиво ищет пути устранения отрицательных  форм релаксации, каналы их вывода из культуры. В одних случаях для этой цели усиливают запретительные санкции и принимают карательные меры. Например, в ряде стран Юго-Восточной Азии к тем, кто распространяет наркотики, применяется смертная казнь либо пожизненное заключение. В других случаях им ищут функциональную замену. В частности, расширяют сеть развлекательных и научно-познавательных учреждений, которые могли бы конкурировать с пьянством и наркоманией как негативными формами релаксации.

Единство функций

Оно обнаруживается в  любом культурном явлении. Действительно, хотя функций много, все они легко обнаруживаются в любом культурном явлении, событии, предмете. Например, миф для наших предков заменял науку, историю, религию, искусство, политику, а иногда и экономику. Не понимая, куда деваются души умерших, почему происходят засуха, гроза, наводнения, древний человек создавал совершенно правдоподобное с его точки зрения объяснение случившемуся. Придуманные боги служили заменителями первопричины всего сущего. Создание мифа успокаивало наших пращуров, делало мир более осмысленным, упорядоченным, понятным. Если духи сердятся, значит, надо задобрить их жертвоприношением, молитвой или иным ритуальным действием.

Одновременно миф выполнял коммуникативную функцию, ибо на 70—90% жизнь первобытного человека вертелась  вокруг мифологии: готовясь к охоте, люди отправляли охотничьи ритуалы и задабривали бога охоты, готовясь к пахоте, севу, родам, переезду на новое место, свадебной церемонии, возведению ирригационного канала и проделывая многое другое, первобытные люди обязательно касались мифов. А уж о роли мифа в социализации и обучении молодежи, в проведении досуга и говорить не приходится.

Сигнификативная функция  подразумевает множество знаков, дат, имен, выражений, жестикуляций, обрядовых  танцев, хороводов и коллективных танцев, каждый из которых несет  определенный смысл, значение, эмоциональный заряд. Благодаря мифу окружающая среда приобретала осмысленность и упорядоченность. Вся родословная племени фиксировалась только в мифе, передающемся изустно. Вся история племени, правила поведения, моральные наставления регистрировались в мифологической форме. В трудных жизненных ситуациях, когда люди не знали, как поступить, обращались за советом к мифу.

Постепенно миф из небольшой объяснительной схемы  разрастался в стройную мировоззренческую  систему, охватывающую все первобытное общество. В расширительном смысле его можно назвать протокультурой [3].

 

Заключение

Любая культура многогранна  и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Изучение типичных форм культуры, характеризующих ее внутреннее строение как целостность, и есть морфология культуры, структура и функции которой рассмотрены в моей работе.

 

Список используемой литературы

  1. Зеленов Л.А. Культурология: Учебное пособие. – НН., 1993.
  2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2001.
  3. Кравченко А.И. Культурология. – М., 2000.
  4. Культурология. / Под общ. ред. С.В. Лапиной. – Мн., 2003.
  5. Культурология. ХХ век. Словарь. – М., 1995.
  6. Соколов Э.В. Культурология: Пособие для старшеклассников. – М.,1994.

 


Информация о работе Морфология культуры