Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 10:01, доклад
Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. На деле это требование выдвигается исключительно к высокоразвитым обществам Европы, в которых издавна существует высокий уровень культурного развития
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПУ Пензенский Государственный Университет
Факультет «Экономики и управления»
«Мультикультурализм»
Выполнила: студентка гр. 12ЭТ1 Саргсян К.
Проверила: Сенева Н.
Пенза - 2013
Введение
Мультикультурализм – один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании смешения культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. На деле это требование выдвигается исключительно к высокоразвитым обществам Европы, в которых издавна существует высокий уровень культурного развития. Адепты общечеловеческих ценностей требуют от таких обществ включения в их культурное поле элементов культур пришлых народов, которые либо были в своё время колонизированы страной-метрополией, либо просто в силу недалёкого географического положения любят нелегально проникать в страны с высоким уровнем жизни, ища более лёгкого хлеба, нежели у себя на родине. В итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, т. к. подобное смешение всегда ведёт к усреднению. И если низкий уровень культурного развития пришельцев несомненно повышается, то нет ничего удивительного в том, что высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.
Мультикультурализм как политический проект
Мультикультурали́зм — политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам вести просветительскую деятельность и иметь собственные образовательные программы, строить школы, открывать библиотеки и объекты культового значения, выражать консолидированную политическую позицию во время выборов, и так далее.
Вдумчивые авторы давно заметили, что «мультикультурализм» – в значительной мере лишь риторическое обновление старых проблем: лишь переименование процессов, которые начиная с 60-х годов осмыслялись в терминах «этнического возрождения». Категория «культура» пришла на смену категории «этничность» потому, что предлагала более широкую, более мягкую и более расплывчатую формулу для описания конфликтогенного современного общества. Закрывая глаза на структурные проблемы современных обществ и выдвигая на первый план «культурные» проблемы (или, скорее: перекодируя структурные проблемы в культурные) адепты мультикультурализма пошли либо по пути романтизации и морализации социальной реальности, либо по пути характерного для «постмодернизма» отказа от аналитической строгости.
Обращалось внимание и на инструментальный характер политик мультикультурализма (они же – «политики различия»). Даже в тех странах, где мультикультурализм был провозглашен официальной политикой (Канада и Австралия), его введение имело, прежде всего, функциональный смысл. В канадском случае это было продиктовано опасностью квебекского сепаратизма. Объявляя основной целью своего правления построение мультикультурного – но, подчеркнем, не мульти-национального! – общества – канадские власти пытались, с одной стороны, нейтрализовать сецессионистские устремления франкофонного Квебека, а с другой – смягчить обеспокоенность англоязычного большинства относительно национально-государственной целостности страны. В австралийском случае официальное введение мультикультурализма было вызвано главным образом оскудением иммиграционного потока к началу 70-х годов, что могло повлечь за собой неблагоприятные последствия для демографической и экономической ситуации.
В Соединенных Штатах широкое распространение мультикультуралистской риторики связано с такой особенностью американского публичного дискурса как невнимание к социально-классовой стратификации, тенденция сводить общественные противоречия к противоречиям «ментальностей»; отсюда преувеличенное значение, придаваемое гармонизации, консенсусу, лучшему взаимопониманию и т.д.
Инструментальный характер мультикультуралисткого дискурса прекрасно демонстрирует случай Германии: первыми пропагандистами мультикультурализма здесь выступили представители промышленного капитала – крупные «хозяйственники», озабоченные ухудшением ситуации на рынке труда (опять-таки вызванной слабым притоком свежей рабочей силы). Известно, что заслуга введения терминов «мультикультурализм» и «мультикультурное общество» в немецкоязычном пространстве принадлежит Хайнеру Гайсслеру, крупному функционеру ХДС/ХСС.
Социологи неоднократно говорили о
методологических несообразностях
и теоретических подводных
Кроме того, мультикультурализм исходит их тождества между этничностью и культурой (молчаливо предполагая, что различная этническая лояльность означает различную культурную лояльность). Это в некоторой степени справедливо для традиционных обществ, но совершенно несправедливо для современных индустриальных (и тем более постиндустриальных) обществ.
Достаточно очевидно, что понятие «культура» в его использовании мультикультуралистами выполняет компенсаторную функцию: социальные группы, лишенные власти (например, иммигранты первого и второго поколения) наделяются особой креативностью, выступая в качестве носителей особой «культуры». Это может быть лестно для отдельных представителей этих групп, но ничего не меняет в их действительном положении в экономической и политической иерархии.
С отмеченным обстоятельством связан
еще один порок, встроенный в идеологию
мультикультурализма: она способствует
расиализации и этнизации общественного
дискурса. Осмысляя социально-классовые
и социально-групповые различия в расовых
и этнических терминах, мультикультурализм
окончательно закрепляет дискриминацию.
Тем самым он лишь углубляет и без того
имеющую место геттоизацию меньшинств.
Мультикультурализм перетолковывает
противоречия (социальных, экономических,
политических, региональных)интересов в противоречия (этнического, конфессионального) происхожден
В свете вышесказанного неудивительно, что проект мультикультурализма, поначалу встреченный либеральной общественностью западных стран с симпатией, достаточно скоро растратил кредит доверия. История этого разочарования весьма примечательна.
Начнем с принципиального
В «иммиграционных» государствах, с
одной стороны, и «национальных»,
с другой, различны способы обращения
с культурным разнообразием, порождаемым
миграцией. В государствах первой группы
проблема интеграции мигрантов определена
дискуссиями о правах меньшинств из числа
коренных жителей (потомки африканских
рабов в США, канадские и американские
индейцы, австралийские аборигены). Попытки
восстановления справедливости по отношению
к членам этих меньшинств привели к практике
«утвердительного действия» (affirmative action),
или «позитивной дискриминации». Так,
в американском случае «политики мультикультурализма»
в пору их провозглашения не означали
ничего иного кроме практики «позитивной
дискриминации» по отношению к чернокожим
гражданам. Эта практика была позднее
распространена на членов этнических
меньшинств, формируемых мигрантами. Позитивная
дискриминация, т.е. введение этнических
и расовых квот при приеме в вузы и при
занятии определенных престижных должностей,
замышлялась как временная мера. Предполагалось,
что как только дисбаланс в распределении
ресурсов и власти будет несколько выровнен,
настанет время вернуться к либеральным
нормам общежития, в основу которых заложен
идеал формального равенства и, соответственно,
индифферентность к этническим и расовым
различиям. Однако этого не случилось.
Политика позитивной дискриминации не
принесла ожидаемого результата, а именно
– интеграции меньшинств в политическое
сообщество. Тем не менее, по прошествии
полутора-двух десятилетий проведения
такой политики выяснилось, что отказаться
от нее невозможно. Представители меньшинств,
для которых позитивная дискриминация
означала ощутимые преимущества на рынке
труда и образования, категорически воспротивились
свертыванию этой практики. В итоге сложилась
мало утешительная ситуация: сегрегация
общества по этно-расовому признаку не
только не была преодолена, но и стала
добровольной. Активисты этнических и
расовых меньшинств, энергично взявшиеся
за стилизацию жизненно-стилевых различий
под фундаментально-культурные, углубили
сегментирование общества по этнорасовому
и этнолингвистическому признаку. Скандальные
проявления этого процесса активно обсуждались
в прессе и академической литературе:
общежития только для выходцев из Азии,
места в студенческих столовых только
для чернокожих, радикальный пересмотр
гуманитарных учебных программ в университетах,
в результате которого культуре «европейцев»
полагается количество часов, пропорциональное
культуре «индейцев» и других этнических
групп. Следующий шаг в том же направлении
совершили неоконсерваторы из числа WASP'ов,
достаточно скоро усвоившие плюралистически-
Вот почему дискурс мультикультурализма – по крайней мере, в том виде, как он получил распространение в США, постепенно приобрел отчетливо негативные коннотации.
Однако сколь бы сомнительными с теоретической точки зрения и амбивалентными по практическим результатам ни были политики поощрения культурного плюрализма, разумной альтернативы этим политикам не существует. Отказ от «политик различия» в пользу насильственного «тождества» повлек бы за собой беспрецедентный рост социальной напряженности, а потому сегодня такая возможность в «иммиграционных странах» даже не рассматривается. Симптоматично и то обстоятельство, что «национальные государства» Западной Европы постепенно отказываются от ассимиляционисткой парадигмы, проводя политику культурного плюрализма (называя или не называя последнюю «мультикультурализмом»).
Политики культурного плюрализма сегодня.
В западноевропейских странах мультикультуралисткий дискурс поначалу воспринимался скорее как продукт интеллектуального импорта, чем как порождение местных условий. Поскольку в Европе исторически не было репрессивной практики по отношению к меньшинствам, подобной рабству негров в южных штатах Северной Америки или уничтожению автохтонного населения в Австралии, в этих странах не было и нужды прибегать к «позитивной дискриминации» как средству восстановления справедливости. Категории «справедливость», «признание», «политики различия», преобладающие в общественных дебатах «иммиграционных государств», для западноевропейских дискуссий не характерны. Культурное разнообразие здесь долгое время вообще не получало публичной артикуляции. В одних случаях считалось, что мигранты, коль скоро они намерены включиться в политическое сообщество (нацию) должны культурно ассимилироваться (модель Франции). В других случаях молчаливо предполагалось, что мигранты – гости, «иностранцы», которым предстоит рано или поздно вернуться на родину, а потому проблема их включения в национальное сообщество даже не ставилась (модель Германии). Однако в последнюю четверть ХХ столетия эта проблема заявила о себе со всей остротой.
Главный вопрос, связанный с политикой «мультикультурализма» – это вопрос о возможности интеграция мигрантов, которая не сопровождалась бы их ассимиляцией. Но разве ассимиляция и аккультурация не является необходимым условием вхождения в тело политического сообщества? Ответить на данный вопрос можно коротко: потому, что принимающие страны более не могут ассимилировать мигрантов, а мигранты более не хотят ассимилироваться.
Необходимость поощрения культурного разнообразия продиктована (а) этно-демографическими, (б) практико-политическими и (в) гуманитарными причинами.