Массы новоприбывших членов общества,
образующих миграционные меньшинства,
столь внушительны, что их уже
невозможно «переварить», как это
можно было сделать с относительно
малочисленными и разрозненными
мигрантами до середины ХХ века. Само понятие
«меньшинство» меняет смысл, поскольку
иммигрантское население в мегаполисах
Запада по своему количеству сопоставимо
с местным населением, еще недавно
составлявшим однозначное «большинство».
В Вашингтоне, например, количество
«небелого» населения (включая, правда,
местных афроамериканцев) составляло
на середину 90-х годов 73,2%, в Детройте –
83,7%, а в Майами – 90,7%. Аналогичная ситуация
сложилась в крупных канадских городах
– Торонто, Ванкувере и Монреале, где от
половины до двух третей жителей – небританского
и нефранцузского происхождения.
Социальные и экономические
шансы мигрантов, как правило, объективно
меньше, чем у коренного населения.
Включение мигрантов в сообщество
принимающей страны часто крайне
затруднено в силу культурной дистанции
между ними и местными жителями (незнание
языка, навыки поведения, приобретенные
в сельских условиях, ценностные представления,
связанные с религией). Поэтому
если государство действительно
стремится к интеграции мигрантов
и не готово мириться с их геттоизацией
(а значит – маргинализацией, криминализацией
и т.д.), то оно должно обеспечить реальное,
а не просто формальное равенство возможностей.
Мероприятия же по обеспечению такого
равенства предполагают защиту социальных
и культурных прав мигрантов.
Демократическое правление предполагает
защиту индивидуальных прав и свобод,
к числу которых относится
свобода совести, вероисповедания,
а также выражения своих убеждений.
Поскольку большая часть мигрантов
в конфессиональном и лингвистическом
отношении отличается от «коренного»
населения, необходимы меры по организации
общественной артикуляции этих отличий.
Проявления культурной идентичности новых
членов общества более не вытесняются
в приватную сферу, но получают публичное
выражение: ассоциации, формируемые по
региональному, религиозному, этническому
или языковому принципу; начальное образование
для детей на языке родителей; издание
печатной продукции, включая «этническую»
прессу и т.д.
Помимо символической репрезентации
культурного разнообразия, связанного
с активностью меньшинств (кстати,
не только этнических или религиозных,
но и иных – женщины, сексуальные меньшинства,
субкультуры), в развитых демократиях
практикуется и политическая репрезентация
такого разнообразия. Представители меньшинств
получают доступ к власти, участвуя в деятельности
органов местного самоуправления, в консультативных,
а кое-где и в законодательных органах
власти.
Непродуктивность ассимиляционисткой
модели в обращении с культурными меньшинствами
сделалась очевидной тогда, когда она
стала давать сбои во Франции. Согласно
французскому идеалу «республиканизма»
мигранты, становящиеся гражданами страны,
полностью уравниваются в правах с «коренными
французами». Практика, однако, показывает,
что несмотря на формально декларируемое
равенство, равными членами сообщества
мигранты на становятся. На протяжении
ряда поколений воспроизводится их маргинальный
статус. Бедность, периферийные рабочие
места, убогие кварталы в пригородах –
таков удел большинства выходцев из Магриба
и других бывших французских колоний в
Африке и Юго-Восточной Азии. Оказывается,
что этническая индифферентность официального
политического дискурса, отличающая Францию
от таких стран, как Великобритания, где
«этнические и расовые отношения» тематизированы
в доктринальных документах и административных
решениях, не способны преодолеть практики
геттоизации этнических меньшинств. Более
того, повседневный опыт свидетельствует,
что мигранты неевропейского происхождения
становятся жертвами нападений расистов
независимо от того, являются они французскими
гражданами или нет. Не спасает «цветных»
мигрантов от расистского насилия и аккультурация:
в глазах активистов «Национального фронта»
и ему подобных организаций темнокожие
по определению не могут быть французами,
сколь бы хорошо они ни владели французским
языком и сколь бы глубоко они ни усвоили
основные ценности французской культуры.
Получается, что даже тем мигрантам, кто
ради интеграции готов пойти на полную
культурную конформность, вход в гражданское
сообщество заказан. Тем самым они объективно
подталкиваются к этнической консолидации
и, соответственно, к сохранению культурной
идентичности, отличной от культуры «господствующего
этноса».
Объективные и субъективные препятствия
на пути к социальной интеграции побуждают
мигрантов формировать собственные
этнические сообщества, в рамках которых
удерживаются язык и определенные культурные
образцы. Подобные сообщества существуют
сегодня практически во всех европейских
странах (индонезийцы и суринамцы
в Нидерландах, марокканцы в Бельгии,
турки в Германии, алжирцы во Франции,
индопакистанцы и барбадосцы в Великобритании,
если упомянуть только самые многочисленные
группы). Особенно важно при этом, что такие
группы характеризуются общностью социально-экономической
позиции. Это придает каждой группе четкую
маркировку (ее члены опознаются, скажем,
как мелкие торговцы, чистильщики обуви,
хозяева прачечных, держатели ресторанов,
распространители газет и т.д.). Именно
в таком качестве эти группы предстают
для остальных членов общества. Относительная
изолированность мигрантов переживается
(и окружением, и ими самими) как культурная
особость. Их культурное отличие от остального
населения тем самым закрепляется.
Отсюда напрашивается следующий
вывод. Государство не может рассчитывать
на превращение мигрантов в полноправных
членов общества, если не признает за ними
– хотя бы отчасти – права
на различие. Или, иначе выражаясь, права
на идентичность.
Заключение
Культурно плюралистическое («мультикультурное»)
общество – это общество, в котором нет
«господствующей культуры» (и в котором
понятие «культура» не прикреплено к понятию
«этнос»). Это общество, в котором индивидам
предоставлена свобода выбирать, какие
культурные образцы являются их «собственными».
Культурное разнообразие – это
не только и не столько этническое
разнообразие. Это разнообразие жизненных
стилей, культурных ориентаций и культурных
тенденций. Культурный плюрализм состоит
не в параллельном существовании
автономных «идентичностей», а в
их взаимодействии, что предполагает
как их взаимное проникновение, так
и взаимную трансформацию.
Поэтому средоточие политик культурного
плюрализма в демократическом обществе
образует не поощрение «диалога» между
этнолингвистическими и этно-конфессиональными
группами, а формирование общего коммуникационного
пространства, которое по своей природе
над этнично.