Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:56, реферат
Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии.
1. Введение 2
2. Происхождение слова "мумия" 3
3. Возникновение мумифицирования в Египте 5
4. Процесс мумификации 6
5. Мумии древних властителей 11
6. Мумия, как экспонат музея 15
7. Реалии и суеверия 18
8. Мумии не любят путешествовать 19
9. Раскрыта главная тайна египетских фараонов 21
10. Заключение 22
11. Список используемой литературы
Брянский государственный технический университет
РЕФЕРАТ
по культурологи
на тему:”Мумификация в Древнем Египте”
Студент гр.06ПО-3
Изотов И.Н.
Преподаватель
Дорошенкова М.В.
Брянск 2007
Содержание
стр
1. Введение 2
2. Происхождение слова "мумия"
3. Возникновение мумифицирования в Египте 5
4. Процесс мумификации
5. Мумии древних властителей
6. Мумия, как экспонат музея 15
7. Реалии и суеверия
8. Мумии не любят путешествовать
9. Раскрыта главная тайна египетских фараонов 21
10. Заключение
11. Список используемой
литературы
Происхождение слова "мумия"
Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии. Там оно снисходит с водными потоками со «светящихся гор» вниз по течению и выбрасывается на берег. На берегу оно засыхает, затвердевает и приобретает запах дёгтя. Он же говорит далее, что ещё вещество mumia можно извлечь из черепов и желудков древних египетских покойников.
В действительности, в средневековье арабские и еврейские торговцы добывали из египетских гробниц древние мумии, разрывали их на небольшие кусочки и продавали как лекарство. Это лекарство можно было найти практически в каждой аптекарской лавке Европы вплоть до Нового времени. Считалось, что лекарство mumia хорошо помогает при лечении ушибов и ран.
Постепенно название лекарства перекочевало в европейских языках и на тела, из которых его "добывали", т.е. непосредственно на мумий в нашем понимании этого слова. Также до сих пор в русском языке существует мумиё — название лекарственной смолы.
Сами же древние египтяне назвали своих мумий "саху" (транслит.: sAhw).
религиозный смысл обряда мумифицирования.
В египетском пантеоне есть богиня Маат, изображаемая ввиде маленькой фигурки коленопреклоненной женщины спером на голове. Помнению британской исследовательницы Ненси Дженкинс, Маат была непросто божеством, анеким государственным символом, означающим неизменность сущности вещей. Символом универсального порядка, антиисторичного, не имеющего ни прошлого, ни будущего. Неизменность мира - вот идеал древнего египтянина!
И все-таки этот идеал оставался только идеалом. Перемены властно вторгались в жизнь египтянина, исамой неотразимой среди них была неумолимая смерть. Озабоченный прежде всего сохранением порядка, который нарушила смерть, египтянин стремился как-то включить и ее извечный и неизменный порядок мироздания. Эта цель и лежит в основе древнеегипетской религии.
Многие считают, что древние египтяне ужасно боялись смерти. Это несовсем так. Смерть как трагедия отдельного индивидуума их мало волновала. Они были озабочены проблемой вечного продолжения жизни, непрерывностью всего порядка обозримого мира - солнца, звезд, спадов иразливов Нила, смены сезонов ит.д. Сохранением мирового порядка был теснейшим образом связан институт царской власти. Посей день среди египтологов бушуют споры: считался ли фараон живым богом или только посредником между богами и людьми? А может, фараона обожествляли после смерти? Но это все не очень и важно. Кем бы фараон ни считался, но за «маат», за порядок и стабильность в государстве отвечал он. Понятия «маат» и «царская власть» были неразделимы.
Кризис этой связи наступал со смертью фараона. Несмотря наее неизбежность, смерть фараона всегда рассматривалась как угроза всему порядку мироздания, сравнимая с природным катаклизмом. Все население государства подвергалось сильнейшему психологическому стрессу. Все оплакивали царя, ивэтом небыло лицемерия: горе и страх были неподдельными вне зависимости от того, был ли покойный фараон добрым или жестоким, справедливым или несправедливым.
Согласно верованиям древних египтян, тело, даже мертвое, было вместилищем бессмертного духа покойного, который имел две ипостаси.
Дух «Ба», изображаемый ввиде маленькой птички счеловеческой бородатой головой, воспринимался как собственно душа. Покинув тело после смерти, птица-душа могла летать между телом вгробнице ивнешним миром, атакже устремляться вмир звезд. Египтяне Древнего царства часто воспринимали звезды как мириады птиц «Ба» с фонариками влапах.
Вторая ипостась -«Ка» -более сложна. «Ка» было живым, неумирающим духом, возникающим вмомент рождения человека, своего рода благодатной силой, которая могла передаваться отодного существа к другому, отбога - смертному (фараону), от фараона - его подданным, ототца - сыну. Последнее особенно важно. Сын фараона, наследуя своему отцу, наследовал его «Ка», то есть божественную царскую власть.
Считалось, что впериод между смертью человека иего захоронением «Ка» покойного пребывало всостоянии сна. Поэтому удревних египтян было более чем достаточно причин для беспокойства, ибо после смерти фараона его «Ка», сила, которая поддерживала вмире порядок и стабильность («маат»), временно как бы исчезала изВселенной. Нопосле завершения погребальных церемоний «Ка» возвращалось ктелу покойного. Без тела оно не могло принимать жертвоприношения, не слышало молитв, невидело ритуалов, предназначенных для покойного. Вот почему древние египтяне любым способом старались сохранить тело умершего. Без него «Ка» лишалось пристанища. Именно вэтом и заключался религиозный смысл обряда мумифицирования.
Конечно, посмертная судьба «Ка» крестьянина немогла быть причиной трагических последствий для мира, подобно «Ка» фараона, ноее «неустроенность» была чревата неприятностями, покрайней мере для его детей иблизких. Поэтому сложные погребальные обряды, включающие бальзамирование тела усопшего, исполнялись фактически над всеми умершими египтянами, вне зависимости отих социального положения.
Возникновение мумифицирования в Египте
Обряд мумифицирования покойного был известен в Египте с очень древних времён. До недавнего времени полагали, что наиболее ранние искусственно мумифицированные тела - это находки из раннединастических (примерная датировка периода: 3000 - 2600 гг. до н. э.) некрополей Абидоса, Саккара и Тархана. Однако, археологические раскопки сезона 1997 года англо-американской экспедиции в Иераконполе позволили удревнить начало мумифицирования в Египте. Археологи обнаружили несколько неповреждённых женских захоронений. Их головы, шеи и руки были завёрнуты в лён и рогожу. Сопровождаемый погребения инвентарь исследователи смогли датировать периодом культуры Накада-II (примерно 3600 г. до н.э.). некоторые учёные по косвенным данным ещё более удревняют начало процесса мумификации. Так, например, австралийский египтолог Яна Джонс полагает, что мумифицирование применялось уже в эпоху бадарийской археологической культуры, т.е. примерно в 4500 - 4100 гг. до н.э. Хотя, как замечает сама исследовательница, здесь трудно говорить о том, было ли обматывание тела умершего просто погребальным ритуалом, или это всё-таки именно мумифицирование.
Процесс мумификации
По древнеегипетским источникам трудно реконструировать этапы процесса мумификации. Здесь помогают сообщения античных авторов — Геродота, Плутарха, Диодора и некоторых других. Письменные источники дополняются исследованиями самих мумий.
Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня Исида.
Тела умерших отдавали на обработку бальзамировщикам. Во времена античных путешественников процесс мумифицирования уже довольно сильно деградировал в сравнении с искусством бальзамирования времён Нового царства, но и этого египтологам хватает, чтобы реконструировать процесс.
Геродот говорит, что бальзамировщик предлагает родственникам умершего несколько способов мумификации, а те, исходя из своего финансового состояния, выбирают наиболее приемлемый. После того, как обговорены все условия, мастера принимаются за работу:
«Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путём впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв её пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают её растёртыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растёртой миррой, кассией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щёлоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (её употребляют вместо клея).» (Геродот, 2.86)
Это первый, наилучший способ бальзамирования в описании Геродота. Второй, более дешёвый, представляет из себя следующее:
«С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок на определённое число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости.» (Геродот, 2.87)
Третий же способ, предназначенный для бедняков, и того проще: «В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70 дней. После этого тело возвращают родным» (Геродот, 2.88).
В разных источника даются разные продолжительности бальзамирования. Геродот, например, отводит для всего процесса 70 дней. Согласно же данным Библии (Исх. 1:3) бальзамирование Иакова продолжалось 40 дней, а вот оплакивание — 70. Египетские источники также не дают исследователям однозначного ответа относительно сроков бальзамирования: то 121 день, то 96 дней, а есть примеры того, что бальзамирование длилось 70-80 дней, а на погребение уходило до 10 месяцев.
Диодор, посетивший Древний Египет около 40 до н. э., подтверждает сведения Геродота о различных способах мумифицирования, кроме того, некоторые его данные дополняют сообщение отца истории. Так, например, мы узнаём, что процесс мумификации выполнялся не одним "мастером" (так его называет Геродот), а целым коллективом.
Сначала, согласно Диодору, главный писец осматривал тело и с левой стороны в области паха делал пометку, где необходимо будет сделать разрез. Затем другой бальзамировщик (Диодор называет его парасхист (вспарыватель)), делает надрез в указанном месте. Затем приступают другие мумификаторы. Один из них засовывает руку в сделанный парасхистом разрез, выкладывает оттуда все органы, за исключением сердца и лёгких. Пока он дочищает полость покойника, другие берут извлечённые органы и промывают их пальмовым вином и бальзамом. Затем всё тело обрабатывается кедровым маслом, корицей, миррой и другими средствами бальзамирования. При этом Диодор замечает, что покойник сохраняет свои прижизненные черты лица. В его время многие египтяне хранили своих мёртвых родственников дома, и, так как они хорошо сохранялись, любовались ими.
Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф - кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.
Вот современное описание бальзамирования, сделанное на основе научных изучений мумий. Сначала удалялись внутренние органы, так как на них больше всего сказывался эффект гниения, тем более, что считалось, что пищевые органы загрязняют плоть и через нее душу человека.
Бальзамировали обычно впятером, олицетворяя разных богов. Главный был олицетворением Анубиса и одевал маску. Тело тщательно вычищали от органов и их остатков, после чего промывали вином. Потом тело обрабатывали солью - натроном. Единственной проблемой было выпадение от соли ногтей покойника, из-за чего их стали присоединять проволокой или надевать на них наперстки. Позже покойника омывали в воде и высушивали на солнце. Голову обычно набивали бинтами или наполняли нагретой смолой.