Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:56, реферат
Этимологию слова "мумия" открывает египтолог Бадж, хранитель египетских древностей Британского музея в конце XIX в. Восходит оно ни к древнеегипетскому прототипу, ни к коптскому. Впервые слово "мумия" появляется в греческом (византийском) и латинском, наиболее ранние варианты его употребления зафиксированы около 1000-го г. Происходит слово "мумия" от арабского "битум" или "нечто, пропитанное битумом". Словом mumia арабские и еврейские средневековые лекари обозначали специальное лекарство. Арабский врач Ибн Бетар, живший в VII в. говорит о том, что вещество mumia происходит из страны Аполлонии.
1. Введение 2
2. Происхождение слова "мумия" 3
3. Возникновение мумифицирования в Египте 5
4. Процесс мумификации 6
5. Мумии древних властителей 11
6. Мумия, как экспонат музея 15
7. Реалии и суеверия 18
8. Мумии не любят путешествовать 19
9. Раскрыта главная тайна египетских фараонов 21
10. Заключение 22
11. Список используемой литературы
Вынутые органы не выбрасывались - их помещали в канопы, 4специальных сосуда.
Последствием бальзамирования было обязательное изменение цвета кожи, сильная потеря в весе, кожа вваливалась (особенно на щеках), зубы выпирали наружу. Щеки набивали опилками для восстановления полноты, в провалившихся местах вставляли льняные вкладыши или бинты. Позже уже использовали смолу, которая исправляла контуры тела, заполняя все полости. Потом мумию пеленали. Последним штрихом была деревянная табличка или расписная маска, которые передавали черты лица усопшего.
Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов до мангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогда как другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что у большинства из них была сломана шея, Мумия кошки когда им было около 2 лет.
Кошки были самыми
почитаемыми обитателями
Канопы крюки для извлечения мозга; - кувшин для
Виды египетских мумий. В зависимости от технологии мумифицирования, возраста, условий хранения и других факторов современный внешний вид мумий сильно различается.
Также по мумии можно определить, в какую эпоху она была создана. Например, мумии 11-го царского дома обычно сделаны плохо и небрежно. Это, как правило, мумии жёлтого цвета. Но уже мумии следующего, 12-го царского дома, имеют чёрный цвет. Пелены наложены на мумий Среднего царства плохо, у некоторых они и вовсе отсутствуют. Но ещё хуже сохранились мумии последующего переходного периода — 13-17-го царских домов. Лучшие мумии приходятся на Новое царство. Например, у фиванских мумий 18-21-го царских домов конечности тела гнутся и не ломаются.
Мумии древних властителей
Великие египетские пирамиды были не только гробницей фараонов, но и местом собрания величайших сокровищ, которыми, якобы в загробной жизни, должны были пользоваться монархи. И поэтому не мудрено, что уже с XX века до Р. Хр., то есть, четыре тысячи лет назад, в Египте появился особый класс грабителей, специализировавшихся на ограблении пирамид. Пирамиды же имели прекрасную систему защиты, включая всевозможные лабиринты, и ловушки, в которых погибало немалое количество искателей легкой наживы. Но страсть к обогащению брала верх, и именно «благодаря» этим разбойникам большинство сокровищ пирамид не дошло до нашего времени.
Часто бывало и так, что «профессия» грабителя пирамид передавалась от отца к сыну, как что-то почетное. И вот, одна из таких семей просуществовала до нашего времени, начиная с XIII века до Р. Хр. вплоть до 1881 года, более трех тысяч лет, хотя звучит это невероятно. Эта семья проживала в деревне Курна, недалеко от знаменитой Долины царей. Один из ее представителей Абд аль-Расул в 1869 году обнаружил в одном из ущелий захоронение нескольких фараонов, причем совершенно нетронутое грабителями. В течение последующих затем лет эта семья очень разбогатела, продавая находки. Но однажды эти драгоценные предметы увидели ученые — профессор Гастон Масперо и его ассистент Луксору. Не сумев ничего добиться от Абд аль-Расула, они обратились к местному правителю Дауд-паше. В результате расследования, в ходе которого были применены даже пытки, араб согласился показать найденное им захоронение. И вот 5 июля 1881 года были обнаружены захоронения и мумии Яхмеса Первого (1580-1555), Аменхотепа Первого (1555-1545), Тутмоса Третьего (1479-1447), Рамзеса Второго (1301-1235), в общей сложности 40 мумий, среди которых, особо подчеркнем, и Тутмос Третий, в правление которого на евреев обрушились страшные гонения.
В период Среднего Царства покрытие лица умершего маской стало стандартной практикой. Большинство масок изготавливалось из картонажа (папирус или ткань, покрытые гипсом, вид штукатурки), также использовались дерево, серебро и золото, если умерший был царского рода. Наиболее известная погребальная маска – маска фараона Тутанхамона.
Мумии, саркофаги и кошка Баста в Египетском зале
Египетский зал Музея изобразительных искусств гордо именуется первым залом. Посетители приходят в музей по торжественной лестнице, проходят светлые залы античного искусства и попадают в темный зал с черными стенами, где окна занавешены черными шторами. Верхнего света в зале нет, экспонаты освещены боковым светом. Знакомство с музеем начинается здесь. Для взрослого человека может быть несколько мрачновато, но не для ребенка. Ребята словно попадают в ту самую таинственную "черную комнату" из своих детских страшных рассказов. Они ожидают увидеть "черного, черного человека", что и происходит.
В зале находится достаточно много экспонатов - рельефы, скульптуры, посуда, украшения, ритуальные принадлежности. Но экспонат №1 в зале №1 - мумия, а точнее мумии, их в зале несколько.
Еще раз вернемся к залу. Темная комната не так уж черна. На потолке насыщенного лазурного цвета роспись - золотые звезды и птицы с расправленными крыльями. Пространство зала разделено толстыми колоннами, так что зрителю сложно определить его масштаб.
Что было самое главное в жизни египтянина? Как ни парадоксально звучит для современного человека - это приготовление к смерти, то есть к загробной жизни. Сейчас общество предпочитает таинственному завтра девиз "здесь и сейчас", в то время как египтянин с самого рождения больше всего значения придавал своей смерти. Смерть означает встречу с богами и жизнь вечную, которая значительно длиннее и важнее краткого мига нахождения на земле. Следовательно, вещей для загробной жизни надо больше, они должны быть лучшего качества. Многие предметы в экспозиции - находки из захоронений. Представьте себе - мертвому египтянину для полноценной загробной жизни нужна была хорошая посуда с едой, талисманы-амулеты, драгоценности, личные вещи, фигурки богов и много другое. А также письменные доказательства того, что жизнь земную он прожил достойно - папирусы с жизнеописанием, настенные росписи и рельефы. Все это и представлено в Египетском зале. Несмотря на то, что в экспозиции предметов достаточно, сложно отметить большое их разнообразие. Дело в том, что все происходящее Древнем Египте подчинялось строгим правилам, в том числе и творчество. Изображать человека следовало в соответствии с каноном: голова в профиль, глаз ан фас, плечи ан фас, ноги в шаге в профиль. Таким образом, фигуры фараонов, жрецов, вельмож похожи друг на друга и даже на богов. Различие в головных уборах, и собственно в головах, так как некоторые боги изображались как люди с головами животных. Большинство рельефов выполнены на погребальную тематику. Скульптура представляет собой статуэтки людей и животных. Милые анималистические фигурки изображают богов: собака - бог бальзамирования Амубис, змея-кобра - богиня Уаджет, ибис - бог Тот, козел - бог Хаум, кошка - Баста, так же - обезьяны, соколы, медведи.
Самое торжественное событие в жизни современного человека - свадьба. В жизни древнего египтянина самое пышное событие - это погребение, для которого разработана подробная церемония. Мумия - часть большого процесса. Собственно мумии и саркофаги в музее представлены в разных видах и ракурсах. В экспозиции есть саркофаг закрытый, открытый, мумия запеленатая, распеленатая и посмертные маски. Зритель видит, что саркофаг расписывался как снаружи, так и изнутри. Мумия могла быть расписанная или нет, но зачастую на месте лица располагалась маска с тщательно прорисованными широко открытыми глазами, через которые происходило общение с богами. Саркофаги могли быть деревянными и каменными и располагаться как горизонтально, так и вертикально. Таким образом, любопытному посетителю доступно абсолютно все. Самые сложные ощущения доставляет мумия распеленатая, детский саркофаг, сосуды для внутренностей, мумии кошки и птицы. Литература Древнего Египта представлена Книгой мертвых.
Реалии и суеверия
Процесс бальзамирования подробно описан в канонических папирусах Египта. После проведения необходимых мероприятий по сохранению бренного тела (вымачивание в рассоле, наполнение опорожненных полостей травами, пеленание бинтами, пропитанными бальзамами и ароматическими маслами) совершалась сложная, но чрезвычайно важная процедура придания покойному внешнего сходства с живым человеком - ведь египтяне верили в загробную жизнь и старались подготовить к ней усопшего должным образом.
В течение многих веков
вплоть до эпохи Просвещения в
различных медицинских
В европейских аптеках, внушая страх суеверным клиентам, висели якобы привезенные из Египта мумифицированные чучела обезьян, кошек, крокодилов. В XVI в. в Германии власти издали распоряжение, согласно которому аптекари не должны помещать подобные экспонаты в витринах, а при появлении женщины, ожидающей ребенка, и вовсе обязаны закрывать вредоносные предметы занавеской. Люди верили, что, взглянув на них, дама родит младенца-урода.
Мумии не любят путешествовать
Среди товаров, привозимых из Египта в Европу, мумии считались самыми дорогостоящими. Слоновая кость, драгоценные камни, золото и китайский шелк ценились дешевле. Правда, когда в Египте стали находить больше древних останков, цены на них снизились.
Каждый капитан знал, как трудно перевезти через море закутанный полуистлевшими пеленами мумифицированный труп. Экипаж зачастую начинал громко протестовать, угрожая покинуть корабль - моряки боялись гибели галеры и других несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и окропление мумии святой водой.
До наших времен дошло множество сообщений о морских путешествиях с телами египетских жрецов или тысячелетних "красоток" в трюмах. Так, князь Николай Кшиштоф Радзивилл, посетивший в 1582 г. Святую Землю, а затем Египет, перед возвращением в Европу купил множество различных диковин, экзотических животных и две мумии (мужскую и женскую) в саркофагах. Когда корабль вышел в открытое море, началась сильнейшая буря. Мачты сломались, волны перекатывались через палубу. Это было так страшно и продолжалось так долго, что князь, хотя и не сразу, приказал выбросить саркофаги за борт. А иначе, вспоминал он потом, готовый взбунтоваться экипаж выбросил бы в море его самого.
Подобное описывали и многие другие путешественники. По их рассказам, на бортах парусников, пытавшихся вывезти из Египта останки древних жителей, появлялись призраки в древнеегипетских одеяниях, а в реве шторма слышались гневные голоса, выкрикивающие проклятия на непонятном языке.
Капитан французской галеры "Прекрасная Лоренс", которая в 1729 г. по заказу некоего марсельского коллекционера перевозила два саркофага с мумиями, по прибытии во Францию клялся, что в течение всего двухнедельного путешествия впереди корабля по волнам скользили туманные фигуры - пожилой мужчина и молодая женщина в развевающихся одеждах. "Они словно показывали нам путь. Возможно, им хотелось как можно скорее оказаться на суше, - предполагал капитан. - Как только испуганный рулевой хоть немного менял курс, сразу начинался ураганный ветер, или мы наталкивались на мель, или впереди обнаруживались торчащие из воды скалы".
Раскрыта главная тайна египетских фараонов
Одну из главных тайн древнего Египта можно считать раскрытой. Немецкие исследователи восстановили технологию мумификации, которую применяли египтяне – химики из университета Тюбингена утверждают, что тела фараонов прекрасно сохранились благодаря кедровому маслу.