Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:30, реферат
Каждая религия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения и развития. Ислам не стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной земле Аравийского полуострова, ислам – как религия, распространился по миру и на данный момент исчисляется почти 1,5 миллиардами приверженцев. Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством), так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Прежде чем стать одной из мировых религий, ислам прошел долгий путь к признанию и почитанию. История ислама начинается с момента рождения Мухаммеда, который впоследствии стал великим пророком, вещавшим религиозные истины, ниспосланные Аллахом. Первыми слушателями проповедей Мухаммеда стали его родственники, со временем же круг почитателей нового учения стал расширяться. И ислам, уже религия, начал распространяться по территории всего Аравийского полуострова и за его границами.
Введение………………………………………………………………3
Возникновение ислама…………………………………………….4
Сущность исламского вероучения………………………………..6
Священная книга ислама …………………………………..8
Строительство мечетей…………………………………….11
Исламские праздники………………………………………12
Художественная практика ислама………………………………..15
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Каждая религия и вероучение
имеют свою неповторимую историю возникновения
и развития. Ислам не стал исключением.
Зародившись в VII столетии на благодатной
земле Аравийского полуострова, ислам
– как религия, распространился по миру
и на данный момент исчисляется почти
1,5 миллиардами приверженцев.
«Ислам» в переводе
с арабского означает покорность, «мусульманство»
( от арабского «муслим» ) - предавший себя
Аллаху. Мусульманский мир познакомил
Европу со многими еще невиданным и безызвестным
наукам, сельскохозяйственным продуктам
и многому другому.
Ислам зародился в Аравии в VII веке н. э. Издревле в Аравии жили арабские племена, занятием которых было преимущественно скотоводство. Но существовали и оазисы, которые посредничали в торговых операциях между различными странами. Одним из этих торговых центров была Мекка, населенная в основном племенем курейш. В городе Мекке, религиозном центре языческих племен Аравии, на главной площади стоял храм кубической формы Кааба (араб, “куб”), в наружной стене которого находилась ниша с Черным камнем. Вокруг этого камня многие арабские племена поставили скульптурные изображения богов своих родов и племен. Их насчитывалось более 300. Каждый год в одно и то же время еще до ислама арабы совершали паломничество к священному камню и своим богам. Традиция требовала, чтобы на этот период все распри, войны или кровная месть были прекращены. Уже тогда среди родовых богов упоминается имя Аллаха (араб. аль-Илах). Но как такового единства не было.
Один проповедник (ханиф) из племени курейшитов, выходец из обедневшей купеческой семьи, которого легенды часто рисовали как пастуха, Мухаммед из Мекки (около 570—632) нашел путь к единобожию. Проповедуя веру в единого бога Аллаха, он одновременно призывал к уничтожению идолов в Каабе, за что подвергся преследованиям и вынужден был бежать в город Ятрибу, где родилась его мать. Позже этот город в честь Мухаммеда переименуют в Медину, т. е. «город пророка». С этого времени (с 622 года) мусульмане ведут свое летоисчисление. Гробница Мухаммеда в Медине — второе (после Каабы) место паломничества мусульман.
Путем уговоров и силой оружия
аравийские племена одно за другим обращались
в ислам, и к концу 630 года большая часть
Аравии признала власть Мухаммеда. После
смерти Мухаммеда новое государство, имевшее
в своей основе, как политические, так
и религиозные принципы, стало называться
Арабским халифатом. Все последующие завоевания
под зелеными знаменами ислама велись
с его позиций. Мусульмане считали, что
существует как бы три территории: территория правоверных (
Так осуществлялась экспансия ислама на самые обширные территории.
Ученые признают, что ислам
возник из соединения элементов иудейства,
христианства.
Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман — Коране (от араб. куран — чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях). Ученики Мухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями, арабисты считают рифму изысканной, а ритм — четким.
Все изречения, в которых говорящим лицом является не Мухаммед, а Аллах, относят к числу откровений, все прочие — к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а затем, в середине VII в., при халифе Османе, который был сподвижником и зятем Мухаммеда, этот текст был объявлен каноническим. Вскоре были составлены и комментарии к Корану.
В Средние века было немало людей, которые знали Коран наизусть. Коран было запрещено переводить с арабского на другие языки, и именно на Коране было основано обучение арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка. Арабизация в Средние века была одним из важнейших элементов создания мусульманской культуры.*
Для более чем миллиарда мусульман Коран — священная книга, требующая к себе особого отношения: его запрещается брать в руки, не будучи в состоянии ритуальной чистоты, класть на пол, в грязные места, считается порицаемым также ставить его ниже других книг и разговаривать во время его чтения.
По шариату, мусульманин несет следующие обязанности перед Кораном:
В Коране существуют различного
рода запреты. Например, на употребление
вина и некоторых продуктов питания, на
украшение дома картинами и скульптурами,
изображающими людей или животных, и т.д.
Особенно оговариваются в Коране запреты
на вступление в брак с иноверцами.
Так же выделяются общечеловеческие ценности.
Например, запрещено самоубийство, поощряются
гостеприимство и помощь беднякам, Коран
призывает объединяться для благих дел,
а не для вражды. Все время акцент делается
на том, что форма выражения чувств людей
друг к другу и по отношению к вере, Аллаху
должна совпадать с внутренним состоянием.
Особенно детально разработана бытовая
этика.
Строительство мечетей в исламе всегда считалось богоугодным делом. Средств на это не жалели, так что мечети, особенно в городах, столицах, представляют собой нередко великолепные сооружения. Мечети обычно используются не только для богослужений, проповедей и молитв, но также и в качестве своеобразного местного культурного центра, места собраний правоверных во всех случаях жизни. В мечети всегда решались текущие дела, производился сбор милостыни и пожертвований, принимались различные решения, требовавшие участия большого количества местных жителей.
Еще одна важная функция мечети – организация обучения подрастающего поколения. Образование в исламских странах всегда было религиозным и находилось под попечительством местных духовных властей. Имам и мулла данной мечети были одновременно учителями в мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали учиться мальчиков школьного возраста. При наиболее известных мечетях в больших городах существовали и медресе, где духовники различных рангов обучали будущих специалистов по исламу, богословов и законоведов, всей мудрости ислама.
Успешно окончившие исламские школы и университеты становились в ряды знатоков ислама, его истории, догматов, священных текстов. Все эти знатоки и деятели ислама были призваны руководить жизнью и делами правоверных, направлять и поучать их, помогать им общаться с Аллахом, выполнять важнейшие предписанные исламом обряды. Главная цель этого повседневного руководства – обеспечение неукоснительного соблюдения всех тех предписаний и обрядов, которые по заповедям Корана и нормам шариата обязательны для мусульман.
В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления ислама Пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
Согласно преданию, верующие явились к Мухаммеду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник, и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид уль-адха (Курбан байрам) и Ид уль-фитр (Рамадан байрам).
Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако практически сразу особое место отведено таким дням, как джума (пятница), день Арафат, день Ашура и ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не как время для торжеств и веселья. Все остальные, отмечаемые в наше время, дни считались памятными датами (начало нового года по хиджре (лунному календарю), Маулид и т.д.), и долгое время в исламе вообще никак не отмечались.