Мусульмане и ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:30, реферат

Описание работы

Каждая религия и вероучение имеют свою неповторимую историю возникновения и развития. Ислам не стал исключением. Зародившись в VII столетии на благодатной земле Аравийского полуострова, ислам – как религия, распространился по миру и на данный момент исчисляется почти 1,5 миллиардами приверженцев. Ислам - одна из трех (наряду с буддизмом и христианством), так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Прежде чем стать одной из мировых религий, ислам прошел долгий путь к признанию и почитанию. История ислама начинается с момента рождения Мухаммеда, который впоследствии стал великим пророком, вещавшим религиозные истины, ниспосланные Аллахом. Первыми слушателями проповедей Мухаммеда стали его родственники, со временем же круг почитателей нового учения стал расширяться. И ислам, уже религия, начал распространяться по территории всего Аравийского полуострова и за его границами.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Возникновение ислама…………………………………………….4
Сущность исламского вероучения………………………………..6
Священная книга ислама …………………………………..8
Строительство мечетей…………………………………….11
Исламские праздники………………………………………12
Художественная практика ислама………………………………..15
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат культурология.docx

— 42.80 Кб (Скачать файл)

Если светский праздник - это причина или же повод к беззаботной радости, веселому время препровождению, то в мусульманском понимании, праздник - это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, которые в Судный день будут сравнены с плохими деяниями, это возможность перевешивания чаши весов своих деяний в сторону добра. Мусульманские праздники дают верующим стимул для более усердного богослужения. Поэтому в праздники, в священные дни и ночи мусульмане совершают специальные ритуальные намазы, читают Коран и молитвы, стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых, посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае не обижать никого.                                                                   Например, 6 ноября – 1-ый день Рамадана (Начало Большого поста). 1-й день рамадана - это начало месячного поста (саум) в течение священного месяца рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан обязателен для всех взрослых, здоровых, ритуально чистых людей. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень большое значение, тахара означает освобождение от всего оскверняющего. Нарушившие случайно пост, должны поститься после окончания месяца рамадан в течение потерянных дней. Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан связано с упоминанием в Коране о том, что именно в этот месяц Аллах через архангела Джабраила ниспослал пророку Мухаммеду в виде откровения Коран.                                                                       5 декабря - Ураза-байрам (Ид аль-Фитр) - праздник разговения. Исламский мир завершает священный месяц поста Рамадан праздником разговения Ураза-байрам (Ид аль-Фитр). Ураза-байрам - праздник разговенья знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения. В праздник разговенья дарят подарки, обмениваются традиционными блюдами с ближайшими соседями; очень важно в дни праздника собрать вместе всех своих родственников и не выпускать их из дома, так как считается, что в Ид аль-фитр в дом приходят души умерших. После торжественного богослужения верующие посещаются усыпальницы местных святых, кладбище - помянуть умерших. Семьи умерших за последний год устраивают поминки с приглашением муллы, родственников и близких.                            22 февраля - Ид аль-курбан (Курбан-байрам) - Праздник жертвоприношения. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку.                                                                                                Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками.                                           Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

 

  1. Художественная практика ислама.

Как и вообще на Востоке, в исламской культуре ценились мудрость и мудрецы. Многие халифы покровительствовали ученым, чем немало гордились.                                                                                                                     Известный на Востоке среднеазиатский ученый Мухаммед бен Муса (787—около 850), прозванный аль-Хорезми (т. е. родом из Хорезма), автор трактата по арифметике и алгебре «Книга о восстановлении и противопоставлении», ввел в мировую культуру так называемые арабские цифры. Впервые они появились в Индии, но через работы Хорезми, переведенные в XII веке на латинский язык, стали известны миру, значительно облегчив математические расчеты, затрудненные римской цифровой системой.                                    Именно Хорезми впервые употребил в науке понятие «алгебра» .                                                                                       Надо отметить и еще одно удивительное направление в развитии арабской науки — алхимию . Алхимией занимались и до арабов, например, в Египте в начале первого тысячелетия н. э. Как и другие алхимики, арабы искали “философский камень”, с помощью которого надеялись получать золото из свинца и других металлов. Однако при этом они открыли способ дистилляции, и, пожалуй, первыми выделили из органических продуктов спирт — алкоголь.                                                                                                    Весьма высокий уровень у арабов имела медицина, ее достижения в различных областях длительное время питали европейскую медицину. Один из первых знаменитых врачей ар-Рази (IX в.) был величайшим клиницистом в мире ислама, многие его труды являются настоящими медицинскими энциклопедиями. Крупную энциклопедию в области медицины представляет собой и «Канон медицины» знаменитого Ибн Сины (Авиценны). Величайший хирург арабского мира аз-Захрави поднял хирургию до ранга самостоятельной науки, его важнейший трактат «Ташриф» положил начало иллюстрированным трудам по хирургии. Он стал применять антисептические средства при лечении ран и накожных повреждений, изобрел нити для хирургических швов, а также около 200 хирургических инструментов, которые впоследствии использовались хирургами, как в мусульманском, так и в христианском мире. Другим знаменитым пионером медицины был Ибн Зухр (Авен-зоар), один из крупнейших арабских врачей Испании (1094—1160). Он первым описал воспаление легких, рак желудка и др.; его считают предвестником экспериментальной медицины.                                        Арабским ученым мы обязаны также созданием фармацевтики как признанной профессии, фармакология стала самостоятельной наукой, независимой от медицины, хотя и связанной с нею. Они придавали огромное значение химиотерапии, многие лекарственные травы арабской фармакопеи до сих пор используются в лечении.                                                            Арабское искусство врачевания знало водотерапию, психотерапию и лечебную диету. Следует обратить внимание на то, что в арабском мире было построено много госпиталей, в том числе и специальные госпитали для психически больных; часто эти госпитали были связаны с научными.                  В первые века ислама искусство рифмовать становится в больших городах придворным ремеслом. Поэты выступали и как литературоведы. В VIII—Х вв. были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. Так, в IX в. были составлены два сборника «Хамаса» («Песни доблести»), в которые вошли стихотворения более 500 староарабских поэтов. В Х в. писателем, ученым, музыкантом Абу-ль-Фарадж Аль-Исфахани была составлена многотомная антология «Китаб ал-Агани» («Книга песен»), включающая произведения и биографии поэтов, а также сведения о композиторах, исполнителях.                                                                    Выдающимся поэтом был Абу Нувас, виртуозно владеющий формой стиха. Для него были характерны ирония и ветреность, он воспевал любовь, веселые пиры и подсмеивался над модным тогда увлечением старыми стихами бедуинов.

В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». В основе их лежали переработанные сюжеты персидских, индийских, греческих сказаний, действие которых было перенесено в арабскую придворную и городскую среду, а также собственно арабские сказки. Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синбада-морехода и др. Героями сказок были также принцессы, султаны, купцы, горожане. Излюбленным персонажем средневековой арабской литературы был бедуин — дерзкий и осторожный, лукавый и простодушный, хранитель чистой арабской речи.

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048—1122), персидскому поэту, ученому, его стихи — философские, гедонические и вольнодумные рубай.

Арабская архитектура развивалась на основе переработки арабами прежде всего греческих, римских и иранских художественных традиций.                  Наиболее известные памятники архитектуры того времени мечеть Амра в Фустате и соборная мечеть в Куфе, созданные в VII в. Тогда же был построен знаменитый храм «Купол скалы» в Дамаске, отделанный мозаикой и разноцветным мрамором. С VII—VIII вв. мечети имели прямоугольный двор, окруженный галереями, многоколонный молитвенный зал. Позднее появились монументальные порталы на главном фасаде.                                          С Х в. здания начинают украшать изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые были включены стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент, европейцы его называли арабеска, был построен по принципу бесконечного развития и ритмического повторения узора.                                                                                   В исламе запрещалась скульптура, не одобрялись изображения живых существ. В результате живопись не получила в арабской культуре значительного развития, ограничиваясь орнаментами. С XII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе книжной.

В целом изобразительное искусство ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок, однако, было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике.

Арабы считали лучшим для глаз цветом красный – это был цвет женщин, детей и радости. Насколько был любим красный, настолько был презираем серый. Белый, черный и фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особенно выделялся в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен и для немусульман, и для низших слоев приверженцев ислама.

 

 

Заключение.

Ислам – удивительно рациональная религия, обращенная к человеческому разуму, исключительно для пользы его совершенствования и устранения противоречий между духовной и физической природой человека. Это вероучение не является неопределенной, аморфной религией, довольствующейся лишь отчужденными от реальной жизни рекомендациями быть добрыми, хорошими и морально устойчивыми. В своем содержании эта религия утверждает логику здравого смысла, предписывая справедливость во всех сферах жизни в форме высшего закона всем людям Земли, о чем прямо указано в Коране: «Ныне ваша религия обрела законный вид. Я завершил свое благо для вас. Ислам будет вашей религией» (Св. Коран, 5:3).  
Ислам оказал и оказывает значительное влияние на общественное и политическую жизнь разных стран и народов, проявляясь в различных сферах человеческой жизни, определяя моральные и духовные ценности. Эти нравственные ценности оказывают значительное влияние, так как этика ислама, воздействуя на образ жизни народов, исповедующих ислам, всесторонне отражается на их психологии, менталитете и жизненных представлениях.  
Трагедия человека в странах с современными режимами состоит в том, что во многих странах разнообразные области жизни не объединяются в единое целое. В них атеистическое, религиозное, научное, психологическое, материальное и духовное сознание противоборствуют друг с другом. Исламу удалось внести в концепцию о человеческой жизни ясность, целостность и гармонию. В 58-ми мусульманских странах земного шара население живет в рамках традиционных, пронесенных через столетия общественных структур. Честность, верность, стыдливость, справедливость – вечные моральные ценности, являющиеся незыблемыми устоями жизни этих народов, Коран явился тем сводом морально-нравственных уложений, который породил, сформировал и дал необозримо долгую жизнь государственному формированию, не имевшему претендентов в истории.  
Таким образом, ислам сочетает в себе основные человеческие добродетели, почитаемые и уважаемые каждым народом. Он создал эффективную систему законов этики, дозволенного и запретного. Нормативы благополучной жизни личности и общества считаются морально положительными – добром, а приносящие обществу вред поступки причисляются к аморальным – ко злу. В своем стремлении уклониться от формализма, ислам связывает этические ценности с любовью к Аллаху и к людям.

 

Список литературы. 

  1. Быстрова А.Н., Мир культуры: учебное пособие. – М.: Издательство Федора Конюхова, 2002. – 712 с.
  2. Ильина Е.А., Культурология: конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005. – 104 с.
  3. Ислам. Энциклопедия "Народы и религии мира", под редакцией Б. Р. Логашов. - М.: Новое знание. 2001.- 798с.
  4. Климович Л.И., Книга о Коране, его происхождении и мифологии.  – М.: ЮНИТИ, 2006. – С. 106
  5. Кравченко А. И., Культурология, учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – 496 с.
  6. Культурология, учебное пособие, под редакцией Н. Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2006. – 708 с.
  7. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов, под ред. А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ, 2000. – 600 с.

 
 

 

 

 


Информация о работе Мусульмане и ислам