Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:23, курсовая работа
Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства.
I. Введение. _2
II. Музей, его место и роль в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.
1. Что такое «музей»? _4
2. История музейного дела в городе Велиже. _6
3. Музей как социально - культурный центр района. _10
4. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области за 2012 год. _20
III. Заключение. _27
IV. Литература.
ПЛАН.
I. Введение.
II. Музей, его место и роль в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.
1. Что такое
«музей»?
2. История
музейного дела в городе Велиже.
4. Анализ
работы музея г. Велижа Смоленской области
за 2012 год.
III. Заключение.
IV. Литература.
I. ВВЕДЕНИЕ.
Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.
Цель данной курсовой работы: установить место и роль музея в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.
Задачи работы:
1. Определить что такое «музей»?
2. Рассказать историю музейного дела в городе Велиже.
4. Анализировать работу музея г. Велижа Смоленской области за 2012 год.
При написании данной работы использовалась следующая литература:
1. Мартынов А.И. Краеведческий музей как научный центр региона/А.И.Мартынов//Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХI веков:сб.ст.-М.,2001.-488с
2. Гнедовский М.Б.Современные
тенденции развития музейной
коммуникации//Проблема
3. Центральный федеральный округ. Культура искусство в фактах и цифрах.-М.,2003.-287с
4. Парыгин Н.А. Научно-техническая революция и личность: социально-психологические проблемы/ Б.Д. Парыгин.-М.,1978.-с.54-55.
5. Никишин Н.А. Музейные
средства: знаки и символы//Музейная
экпозиция. На пути к музею
ХХI века. Сб.науч.тр./Российский
6. Равикович Д.А.Современные
функции и информационная
II. МУЗЕЙ, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЕЯ Г. ВЕЛИЖА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.
1.ЧТО ТАКОЕ «МУЗЕЙ»?
Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).
С развитием компьютерной техники и интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.
В 1946 году была создана международная
организация ICOM (англ. Intern
ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.
Все музеи можно разделить на: исследовательско-научно-
- документирование: отражение, с помощью экспозиций, различных факторов, событий произошедших в обществе;
- образование и
воспитание: знакомство посетит
- организация досуга:
проведение привлекательных
Именно уровень развития и постановка музейного дела говорит об общей культурной степени народа и о том, как население страны относится к своему прошлому, чем дорожит и гордится.
2. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ГОРОДЕ ВЕЛИЖЕ.
История музейного дела в Велиже начинается в 1918 году, когда в местной газете появилось объявление с предложением приносить экспонаты в создающийся музей. До начала ВОВ 1941-45г.г. музей находился в здании ратуши. В 1932 году заведовал музеем Г.Е. Сопко. В 1937 году — И.А. Тилль.
Современный музей образован в 1986 году на базе школьных музеев как общественный. Общественный совет музея возглавил историк Карповский М.Ф. (01.11.1986г.—1988г.).
Первым директором
музея была назначена Иванова И.Ю. (1988-1996). Первыми экскурсоводами
и смотрителями музея работали историки,
создатели музеев в средних школах г. Велижа
Бордюков А.Г. и Мелющенко М.Т
Научными сотрудниками и смотрителями музея работали Ефимов Г., Меслер Н.Ю., Зыкова С.О.
Располагается музей в центре города,
в здании начала XX века (стиль «Модерн),
построенном на деньги купца, городского
головы, краеведа О.М. Киселева. Экспонаты
музея рассказывают о Велиже и велижанах,
о людях и событиях, имеющих непосредственное
отношение к истории города и района.
Наш музей включает в себя: художественно-этнографический, археологический, исторический и военный разделы, экспозиции «Знаменитые земляки» и «Предприятия города».
Художественно–
этнографический раздел представлен экспонатами
крестьянского быта, жизни горожан в советское
время (1950-70г.г.),
поделками велижских умельцев.
Археологический раздел представлен находками Сертейского археологического комплекса (поздний палеолит, неолит—культура свайных поселений).
Исторический раздел представлен материалами о вхождении Велижа в Литовское княжество, Речь Посполитую, в Витебскую губернию и Смоленскую область.
Военный раздел рассказывает о велижанах—защитниках Брестской крепости, Героях Советского Союза, Генералах, а так же о военных событиях в Велиже и районе и роли 4 Ударной Армии Калининского фронта в его освобождении от немецко-фашистских захватчиков, а так же партизанском движении, участии велижан в военных событиях в ВОВ 1941-45г.г.
Экспозиция «Предприятия города» - это рассказ о роли Западной Двины в жизни города (леспромхоз, сплавная контора, судоверфь—мебельная фабрика, пристань), аэропорта Велиж, узкоколейки и т.д.
Экспозиция
«Знаменитые земляки» включает в себя материалы
о людях прославивших Велижскую землю
—
профессорах и кандидатах наук, заслуженных
работниках медицины, образования, культуры,
художниках, поэтах и писателях, спортсменах,
работниках сельского хозяйства и промышленности.
(Народный художник БССР, профессор Бембель
А.О., Герой Соц Труда летчик-испытатель
Попович М.Л., Заслуженная артистка РФ
Вершинина А.Н. и др.)
На протяжении многих веков величие государства определялось богатством его недр, благоприятным географическим положением, развитостью экономической инфраструктуры. Но сегодня, в ХХI, когда формируется информационное общество, эти факторы уступают место уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования и культуры России.
Необходимо отметить, что некоторые изменения произошли и в музеях России за последние десять лет. Они отошли от односторонней политизированной интерпретации истории, объективно и разносторонне освещают историю своего региона и России в целом, большое внимание в экспозициях уделяют общечеловеческим и национальным ценностям культуры и истории. Возникло много новых музеев. В мировой и отечественной практики произошли изменения: от музея как хранилища коллекций, к музею, где в центре внимания - публика, посетитель, человек. Наблюдается расширение сферы общественной и политической роли музеев.
Однако дальнейшее развитие новых тенденций часто задерживается хроническим недостатком бюджетного финансирования, бедностью технического оснащения музеев и отсутствием инвестиций в развитии музейного бизнеса.
Музей – социальный институт, который представляет собой сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих социально-значимые функции. В данном случае, социальный институт предстает как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности общества и способствует воспитанию ценностей, вкусов, образования, деятельности и др. Это особое идентифицирующее и социализирующее средство, которым каждый человек может воспользоваться, чтобы получить или сверить представление о своей принадлежности к той или иной системе ценностей, культуре, социальной группе. Музей – место воздействия друг на друга носителей разных систем знаний, идеалов, ценностей, устремлений и, как следствие, - обретение чувства общности себе подобными, осознания своей индивидуальности и непохожести на других.
Структуру культурной среды района через взаимодействие с музеем можно проанализировать на рис.1.
Рисунок 1.Культурно-информационная среда региона
Находясь в границах определенной территории и района, музеи решают несвойственные другими учреждениями задачи.
· Прежде всего, музей представляет собой центр научного документирования района. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную аутентичную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.
· Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности района, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требует большой исследовательской деятельности, а полученные результаты часто являются научными открытиями в культурных или природных процессах.
· Музей – это учреждение культурного представительства района, так как представленные в экспозициях музейные экспонаты являются образцами культурно наследия. Музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующее в конкретном обществе в определенное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.
· Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды.
Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившие типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера.
Информация о работе Музей, его место и роль в культурной жизни города