Музей, его место и роль в культурной жизни города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства.

Содержание работы

I. Введение. _2
II. Музей, его место и роль в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.
1. Что такое «музей»? _4
2. История музейного дела в городе Велиже. _6
3. Музей как социально - культурный центр района. _10
4. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области за 2012 год. _20
III. Заключение. _27
IV. Литература.

Файлы: 1 файл

Музе́й_курсовая.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

 

 

ПЛАН.

I. Введение.                                                                                               _2

II. Музей, его место и роль в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.

1. Что такое «музей»?                                                                            _4

2. История музейного дела в городе Велиже.                                   _6

            3. Музей как социально - культурный центр района.                    _10

4. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области за 2012 год.                                                                                                                        _20

III. Заключение.                                                                                    _27

IV. Литература.                                                                                     _28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ.

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства. Музеи в первую очередь были призваны проводить государственную идеологию, а также быть собирателями, накопителями и распространителями информации, сформированной этой идеологией. Они должны были обслуживать государственную политику и проводить ее на местах. В ответ на это государство направляло в учреждения культуры часть своих финансовых и других материальных ресурсов. В частности, музеям вменялось в обязанность собирать и хранить все связанное с культурой, общественной и естественной историей данной страны или территории.   

Цель данной курсовой работы: установить место и роль  музея в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.

Задачи работы:

1. Определить что  такое «музей»?

2. Рассказать историю музейного дела в городе Велиже.

            3. Раскрыть музей как социально - культурный центр района.

4. Анализировать  работу музея г. Велижа Смоленской  области за 2012 год.

При написании данной работы использовалась следующая литература:

1. Мартынов А.И. Краеведческий музей как научный центр региона/А.И.Мартынов//Теория и практика музейного дела в России на рубеже ХХ-ХХI веков:сб.ст.-М.,2001.-488с

2. Гнедовский М.Б.Современные  тенденции развития музейной  коммуникации//Проблема культурной  коммуникации в музейной деятельности.  Сб.науч.Тр./ НИИ. Культура.М.,1989.С.16-34.

3. Центральный федеральный  округ. Культура искусство в фактах  и цифрах.-М.,2003.-287с

4. Парыгин Н.А. Научно-техническая  революция  и личность: социально-психологические проблемы/ Б.Д. Парыгин.-М.,1978.-с.54-55.

5. Никишин Н.А. Музейные  средства: знаки и символы//Музейная  экпозиция. На пути к музею  ХХI века. Сб.науч.тр./Российский институт  культурологии. М.,1997. - с.- 41-49.

6. Равикович Д.А.Современные  функции и информационная система  музея. Сб. науч.тр./НИИ культуры. М.,1984.Гнездовский М.Б.Современные тенденции развития музейной коммуникации//Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. Сб.науч.тр./НИИ Культуры. М., 1989.Иксанова И.В. В кн.: Тезисы докладов секции естественнонаучных музеев. Иркутск.1983.-с.-19-25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. МУЗЕЙ, ЕГО МЕСТО И РОЛЬ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГОРОДА. АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЕЯ Г. ВЕЛИЖА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ КАК УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.

 

1.ЧТО  ТАКОЕ «МУЗЕЙ»?

 

Музе́й (от греч. μουσεῖον — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

С развитием компьютерной техники и  интернета появились также виртуальные музеи на CD-ROM или в Интернете.

В 1946 году была создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.

ICOM собирается каждые три года в одной из стран-участниц.

Все музеи можно разделить на: исследовательско-научно-просветительские, естественнонаучные, исторические, литературные, искусствоведческие, технические, учебные и исследовательские. В основу такого деления легла профилирующая направленность заведения и принадлежность его к определенной сфере деятельности человека. И как у любого другого социокультурного института у музея есть свои функции:

- документирование: отражение, с помощью экспозиций, различных факторов, событий произошедших  в обществе;

- образование и  воспитание: знакомство посетителей с историческими моментами, формирование эстетического вкуса;

- организация досуга: проведение привлекательных для  посетителей форм экскурсий, воссоздание  интерьеров помещений, использование  театрализованных форм работы, проведение  концертов, балов, праздников и т.п.

Именно уровень развития и постановка музейного дела говорит об общей культурной степени народа и о том, как население страны относится к своему прошлому, чем дорожит и гордится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИСТОРИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ГОРОДЕ ВЕЛИЖЕ.

 

История музейного дела в Велиже начинается в 1918 году, когда в местной газете появилось объявление с предложением приносить экспонаты в создающийся музей. До начала ВОВ 1941-45г.г. музей находился в здании ратуши. В 1932 году заведовал музеем Г.Е. Сопко. В 1937 году — И.А. Тилль.

 

 

 

 

 

 

Современный музей образован в 1986 году на базе школьных музеев как общественный. Общественный совет музея возглавил историк Карповский М.Ф. (01.11.1986г.—1988г.).



 

 

 

 

Первым директором музея была назначена Иванова И.Ю. (1988-1996). Первыми экскурсоводами и смотрителями музея работали историки, создатели музеев в средних школах г. Велижа  
Бордюков А.Г. и  Мелющенко М.Т

Научными сотрудниками и смотрителями музея работали Ефимов Г., Меслер Н.Ю., Зыкова С.О.

 
 Располагается музей в центре города, в здании начала XX века (стиль «Модерн), построенном на деньги купца, городского головы, краеведа О.М. Киселева.  Экспонаты музея рассказывают о Велиже и велижанах, о людях и событиях, имеющих непосредственное отношение к истории города и района.

Наш музей включает в себя: художественно-этнографический, археологический, исторический и военный разделы, экспозиции «Знаменитые земляки» и «Предприятия города».

Художественно– этнографический раздел представлен экспонатами крестьянского быта, жизни горожан в советское время (1950-70г.г.),  
поделками велижских умельцев.

 

 

 

 

 

 

Археологический раздел представлен находками Сертейского археологического комплекса  (поздний палеолит, неолит—культура свайных поселений).


 

 

 

 

 

 

Исторический раздел представлен материалами о вхождении Велижа в Литовское княжество, Речь Посполитую, в Витебскую губернию и Смоленскую область.

Военный раздел рассказывает о велижанах—защитниках Брестской крепости, Героях Советского Союза, Генералах, а так же о военных событиях в Велиже и районе и роли 4 Ударной Армии Калининского фронта в его освобождении от немецко-фашистских захватчиков, а так же партизанском движении, участии велижан в военных событиях в ВОВ 1941-45г.г. 



 

 

 


 

 

 

 

Экспозиция «Предприятия города» - это рассказ о роли Западной Двины в жизни города (леспромхоз, сплавная контора, судоверфь—мебельная фабрика, пристань), аэропорта Велиж, узкоколейки и т.д.

 


 

 

 


 

 

 

 

 

Экспозиция «Знаменитые земляки» включает в себя материалы о людях прославивших Велижскую землю — 
профессорах и кандидатах наук, заслуженных работниках медицины, образования, культуры, художниках, поэтах и писателях, спортсменах, работниках сельского хозяйства и промышленности. (Народный художник БССР, профессор Бембель А.О., Герой Соц Труда летчик-испытатель Попович М.Л., Заслуженная артистка РФ Вершинина А.Н. и др.)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МУЗЕЙ  КАК СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР  РАЙОНА.

 

На протяжении многих веков величие государства определялось богатством его недр, благоприятным географическим положением, развитостью экономической инфраструктуры. Но сегодня, в ХХI, когда формируется информационное общество, эти факторы уступают место уровню культуры и образования населения, совершенству системы образования и культуры России.

Необходимо отметить, что некоторые изменения произошли и в музеях России за последние десять лет. Они отошли от односторонней политизированной интерпретации истории, объективно и разносторонне  освещают историю своего региона и России в целом, большое внимание в экспозициях уделяют общечеловеческим и национальным ценностям культуры и истории. Возникло много новых музеев. В мировой и отечественной практики произошли изменения: от музея как хранилища коллекций, к музею, где в центре внимания - публика, посетитель, человек. Наблюдается расширение сферы общественной и политической роли музеев.

Однако дальнейшее развитие новых тенденций часто задерживается хроническим недостатком бюджетного финансирования, бедностью технического оснащения музеев и отсутствием инвестиций в развитии музейного бизнеса.

Музей – социальный институт, который представляет собой сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, выполняющих социально-значимые функции. В данном случае, социальный институт предстает как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности общества и способствует воспитанию ценностей, вкусов, образования, деятельности и др. Это особое идентифицирующее и социализирующее средство, которым каждый человек может воспользоваться, чтобы получить или сверить представление о своей принадлежности к той или иной системе ценностей, культуре, социальной группе. Музей – место воздействия друг на  друга носителей разных систем знаний, идеалов, ценностей, устремлений и, как следствие, - обретение чувства общности  себе подобными, осознания  своей индивидуальности и непохожести на других.

Структуру культурной среды района через взаимодействие с музеем  можно проанализировать на рис.1.

Рисунок 1.Культурно-информационная среда региона

 

Находясь в границах определенной территории и района, музеи решают несвойственные другими учреждениями задачи.

· Прежде всего, музей представляет собой центр научного документирования района. Именно в музее сосредоточены материальные свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы, которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную аутентичную информацию, имеющую большое научное и культурное значение.

· Музей является одним из центров научно-исследовательской деятельности района, так как отбор, исследование и использование музейных предметов в качестве экспонатов требует большой исследовательской деятельности, а полученные результаты часто являются  научными открытиями в культурных или природных процессах.

· Музей – это учреждение культурного представительства района, так как  представленные в экспозициях музейные экспонаты являются образцами культурно наследия. Музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в которой оказываются аккумулированными культурные нормы, доминирующее в конкретном обществе в определенное время, а деятельность музейных сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной культуры.

· Документальная, научная и культурная ценность музея дают возможность считать его  образовательно-воспитательным центром, осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших традиций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество выдвигает в различные исторические периоды.

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившие типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие учреждения социокультурного характера.

Информация о работе Музей, его место и роль в культурной жизни города