Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:23, курсовая работа
Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства.
I. Введение. _2
II. Музей, его место и роль в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.
1. Что такое «музей»? _4
2. История музейного дела в городе Велиже. _6
3. Музей как социально - культурный центр района. _10
4. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области за 2012 год. _20
III. Заключение. _27
IV. Литература.
Особого внимания в музее требует организация процесса трансляции новых знаний и передачи накопленного культурного наследия обществу. Таким образом, сохранение духовного наследия общества – аккумулированного выражения культур и историко-культурных традиций всех наций и народностей нашей страны – должны происходить путем правильной, адекватной интерпретации культурных ресурсов музеями независимо от их масштаба. Важное место в научно-исследовательской деятельности музеев занимают исследования в области коммуникации, различные аспекты которой имеют разную степень изученности. В центре внимания находится проблемы музейной экспозиции как важнейшие формы музейной коммуникации.
По моему мнению, уже произошло осмысление способности музеев оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все аспекты жизни общества и района.
В регионах России музейная сеть достаточно хорошо развивается.
На территории нашей Смоленской области имеется около 50 музеев, в том числе Смоленский государственный музей-заповедник.
Для интеллигенции Санкт-Петербурга, Москвы и других культурных центров России регулярное посещение музеев стало нормой семейного досуга по выходным дням. Значительную часть тех, кто в среднем 14 – 16 раз в год посещает музеи, составляют молодые родители с детьми младшего и среднего школьного возраста.
Принципиально важно, что общение с музеем стало превалировать в структуре общественного досуга не только в культурных столицах России, но и в городах областного и районного значения.
В отличие от Санкт-Петербурга, где без особых сложностей можно посетить один из полутора сотен музеев, ознакомиться с многочисленными выставками или провести день в одном из десятков заповедных мест в пригородах северной столицы, в относительно небольших городах музеи должны постоянно учитывать запросы жителей своего района, регулярно обновлять экспозиции, предлагать посетителям новые формы историко-культурного и художественного просвещения.
Ежегодно увеличивается посещаемость музеев по сравнению с количеством читателей в библиотеках.
Особенно важным является стабилизация и постепенный рост посещаемости музеев после её катастрофического спада в начале 90-х годов ХХ века. Постепенно увеличивается количество проводимых экскурсий, что в значительной степени положительно характеризует качественный уровень информационного обслуживания посетителей, среди которых в основном школьники, учащиеся студенты. [2]
С развитием средств массовой коммуникации все большее значение приобретают опыт опосредованный. Важнейшим опосредованным опытом человека являются искусство и культура, внося существенный вклад в становление духовно-ценностного мира человека.[3]
Искусство, являясь центральным компонентом культуры, активно участвует в процессе пополнения жизненного опыта наряду с научным знанием, политической идеологией. Воздействие искусства на человека – это влияние на его духовные потенциалы и деятельность.
Большинство российских музеев, перестраиваются на работу в современных условиях которые требуют, чтобы музей стал музеем ХХI века.
В музеях расширились как традиционные формы работы: новые современные выставки, экспозиции, экскурсии, выставки, лекции, массовые мероприятия; так и новые формы работы с самой разнообразной аудиторией: музейный час, организация клубов, проведение салонных музейных вечеров, творческих встреч с интересными людьми, разработка туристических маршрутов, проведение ежегодных фестивалей музеев области, а также совместная работа с другими учреждениями и предприятиями города.
Так, например Велижский районный историко-краеведческий музей, которому 26 лет, сохраняет и собирает историю и творческий дух людей, живших в России и Велижском крае от первых поселений до наших дней, а также передает и рассказывает о них жителям и гостям нашего района.
Музей – это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультурами.
При подобном понимание современном миссии музея очевидно, как широк может быть круг его партнеров, заинтересованных в использовании посреднического, коммуникационного потенциала этого социального института.
Тенденция заимствования форм культурной коммуникации в других родственных музею сферах вызывает не однозначное отношение. В целом специалисты музеологи относятся к этому положительно, но с оговоркой: необходимо соблюдать условия приспособления их к задачам музеев или условия, когда такие формы востребованы местными обстоятельствами. В то же время имеются опасения по поводу возможной утраты музеем его своеобразия, особого места в культуре и обществе. [4]
В связи с этим, а также в свете современного состояния музейного дела в литературе появились теоретические проблемы, в которых авторы поднимают вопрос о необходимости изучения специфики средств музейной деятельности, того арсенала средств, который музейный работник может использовать в своем творчестве.[5]
Выделим целевые группы музейной коммуникаций в районе в таблице 1:
Необходимые группы взаимодействия для развития музейных коммуникаций |
Условия взаимодействия |
Органы власти, местное самоуправление, комитеты, министерства |
Привлечение внимания к музею и культуре в целом. Осуществление контроля за деятельностью музея |
Реальные посетители и потребители музейных услуг |
Повышение посещаемости, возможности общения с музеем, включенность в музейную жизнь |
Туристы (организованные, одиночные) |
Увеличение потока туристов, повышение привлекательности района |
Представители СМИ |
Взаимодействие при продвижении музейного продукта, услуг. Освещение музейной жизнедеятельности, представление необходимой информации СМИ |
Представители творческих организаций, объединений |
Организация совместных проектов, программ, проектов, конкурсов |
Благотворительные, общественные организации |
Совместная работа по повышению социально-культурной жизни города |
Спонсоры (юридические и физические лица) |
Поддержка и развитие музейной деятельности |
Посредники (юридические и физические лица) |
Предложения по организации выставок, мероприятий |
Конкуренты (галереи, музеи, выставки) |
Предложения по сотрудничеству, обмену информацией, взаимодействие |
Образовательные учреждения |
Совместная работа по образовательно-воспитательному процессу развития молодежи. Подготовка кадров для работы в музейной сфере, обмен информацией |
Сегодня, без сомнения, можно говорить о расцвете музейного дела. Роль музея начинает возрастать, все больше приходит в музей заинтересованных людей. Музей включился в решение стоящей перед обществом сверхзадачи, заключающейся в высвобождение положительных общественных энергий путем создания благоприятных для этого условий. Социальный статус музеев возрастает, и в связи с этим повышается интерес к ним. Музеи открываются повсюду и их создание - это показатель развития самосознания общества. Через музей реализуется одна из важнейших потребностей общества в сохранение памяти о своей истории, о своем наследии.
Многие учреждения (таможня, юстиция, МЧС, Горводоканал) и административные органы стремятся узнать историю своей организации и создают временные выставки, кабинеты, стенды, а иногда и музеи, посвященные истории организации. Подобно тому, как города представляют не только совокупность зданий и строений, музеи также не сводятся только к хранилищам памятников и реликвий. Представление о городе складывается из многих составляющих. Это ведущие промышленные и культурные организации со своей неповторимой историей, памятники архитектуры, это люди, которые создали материальные и духовные ценности.
Любой музей, как социальный институт, имеет определенную структуру, набор выполняемых задач и функционирует в определенной культурной среде.
В связи с этим можем разработать схему коммуникационного взаимодействия «Музей-Город», которая представлена в таблице 2.
Таблица 2. Схема коммуникационного взаимодействия «Музей- Город».
Музей - Городу |
Город - Музею |
v изучение и сохранение историко-культурного наследия района; v представление истории и культуры города, района, области; v организация досуга и «свободного времени» жителей города; v включение человека в «культурное пространство» города; v -вовлечение жителей в творческую деятельность; v формирование культуры, нравственности, порядочности, милосердия, патриотизма жителей района; v удовлетворение потребностей туристов приезжающих в город; v повышение инвестиционной привлекательности города; v способствует созданию новых рабочих мест; v музей делает имидж города более многогранным и повышает его авторитет. |
À - поддержание материально- технической базы музея; À - помощь в подготовке
À - правовое регулирование деятельности музеев внутри региона или города; À - пропаганда музейного дела;
À - обеспечение безопасности и сохранности музейных коллекций; À - способствует привлечению в музей посетителей;
À - мотивация музейных работников в виде грантов, поощрений;
À - создание инвестиционного климата для инвесторов, вкладывающих средства в развитие музея. |
Таким образом, коммуникационное взаимодействие в системе «Музей-Город» показало, что музей сегодня в состоянии формировать и развивать имидж своего города более многогранно, что способствует повышению его авторитета, подчеркивает уникальность города в глазах жителей и содействует социальной сплоченности.
Музейная коммуникация в Смоленской области способствует активизации процессов формирования личности, развитию ее творческих способностей, социализации, выработке активной жизненной позиции. Одно из задач музейной коммуникации – создание предпосылок и условий для активизации посетителей, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами как источниками знаний, эмоций, эстетических впечатлений, и создание эффекта погружения в культурную среду.
Таким образом, музейную коммуникацию можно рассматривать как трансляцию культурных традиций между поколениями и различными группами, влияющую на формирование личности, ее ценностей и всего комплекса мировоззрения.
АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЕЯ Г. ВЕЛИЖА
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2012 ГОД.
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Велижский районный историко-краеведческий музей» работает по долгосрочной целевой программе «Деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Велижский районный историко-краеведческий музей» на 2012-2014 годы».
Вопрос об увеличении штата музея остается открытым.
- Заменили потолочное перекрытие на деньги, выделенные депутатом Областной Думы Е.И. Максименко (100 тыс. рублей). При этом лишились потолочного освещения (денег никто не выделил);
- Подготовлены и
оформлены документы к
2. По охране материальных ценностей.
- денежных средств
на установку решеток на окнах
в обоих зданиях музея не
поступило ни из каких
Информация о работе Музей, его место и роль в культурной жизни города