Музей, его место и роль в культурной жизни города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Во многих случаях причины возникновения музеев похожи на те, по которым, за несколько веков до этого, возникли национальные государства.

Содержание работы

I. Введение. _2
II. Музей, его место и роль в культурной жизни города. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области как учреждения культуры.
1. Что такое «музей»? _4
2. История музейного дела в городе Велиже. _6
3. Музей как социально - культурный центр района. _10
4. Анализ работы музея г. Велижа Смоленской области за 2012 год. _20
III. Заключение. _27
IV. Литература.

Файлы: 1 файл

Музе́й_курсовая.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

Особого внимания в музее требует организация процесса трансляции новых знаний и передачи накопленного культурного наследия обществу. Таким образом, сохранение духовного наследия общества – аккумулированного выражения культур и историко-культурных традиций всех наций и народностей нашей страны – должны происходить путем правильной, адекватной интерпретации культурных ресурсов музеями независимо от их масштаба. Важное место в научно-исследовательской деятельности музеев занимают исследования в области коммуникации, различные аспекты которой имеют разную степень  изученности. В центре внимания находится проблемы музейной экспозиции как важнейшие формы музейной коммуникации.

По моему мнению, уже произошло осмысление способности музеев оказывать направленное  и прогнозируемое влияние на все аспекты жизни общества и района.

В регионах России музейная сеть достаточно хорошо развивается.

На территории нашей Смоленской области имеется около 50 музеев, в том числе Смоленский государственный музей-заповедник.

Для интеллигенции Санкт-Петербурга, Москвы и других культурных центров России регулярное посещение музеев стало нормой семейного досуга по выходным дням. Значительную часть тех, кто в среднем 14 – 16 раз в год посещает музеи, составляют молодые родители с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Принципиально важно, что общение с музеем стало превалировать в структуре общественного досуга не только в культурных столицах России, но и в городах областного и районного значения.

 В отличие  от Санкт-Петербурга, где без особых сложностей можно посетить один из полутора сотен музеев, ознакомиться с многочисленными выставками или провести день в одном из десятков заповедных мест в пригородах северной столицы, в относительно небольших городах музеи должны постоянно учитывать запросы жителей своего района, регулярно обновлять экспозиции, предлагать посетителям новые формы историко-культурного и художественного просвещения.

Ежегодно увеличивается посещаемость музеев по сравнению с количеством читателей в библиотеках.

Особенно важным является стабилизация и постепенный рост посещаемости музеев после её катастрофического спада в начале 90-х годов ХХ века. Постепенно увеличивается количество проводимых экскурсий, что в значительной степени положительно характеризует  качественный уровень  информационного обслуживания посетителей, среди которых в основном школьники, учащиеся студенты. [2]

С развитием средств массовой коммуникации все большее значение приобретают опыт опосредованный. Важнейшим опосредованным опытом человека являются искусство и культура, внося существенный вклад в становление духовно-ценностного мира человека.[3]

Искусство, являясь центральным компонентом культуры, активно участвует в процессе пополнения жизненного опыта наряду с научным знанием, политической идеологией. Воздействие искусства на человека – это влияние на его духовные потенциалы  и деятельность.

Большинство российских музеев, перестраиваются на работу в современных условиях которые требуют, чтобы музей стал музеем ХХI века.

В музеях  расширились как традиционные формы работы: новые современные выставки, экспозиции, экскурсии, выставки, лекции, массовые мероприятия; так и новые формы работы с самой разнообразной аудиторией: музейный час, организация клубов, проведение салонных музейных вечеров, творческих встреч с интересными людьми, разработка туристических маршрутов, проведение ежегодных фестивалей музеев области, а также совместная работа с другими учреждениями и предприятиями города.

Так, например Велижский районный историко-краеведческий музей, которому 26 лет, сохраняет и собирает историю и творческий дух людей, живших в России и Велижском крае от первых поселений до наших дней, а также передает и рассказывает о них жителям и гостям нашего района.

Музей – это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, возрастными, территориальными и иными субкультурами.

При подобном понимание современном  миссии музея очевидно, как широк может быть круг его партнеров, заинтересованных в использовании посреднического, коммуникационного потенциала этого социального института.

Тенденция заимствования форм культурной коммуникации в других родственных музею сферах вызывает не однозначное отношение. В целом специалисты музеологи  относятся к этому положительно, но с оговоркой: необходимо соблюдать условия приспособления их к задачам музеев или условия, когда такие формы востребованы местными обстоятельствами. В то же время имеются опасения по поводу возможной утраты музеем его своеобразия, особого места в культуре и обществе. [4]

В связи с этим, а также в свете современного состояния музейного дела в литературе появились теоретические проблемы, в которых авторы поднимают вопрос о необходимости изучения специфики средств музейной деятельности, того арсенала средств, который музейный работник может использовать в своем творчестве.[5]   

 Выделим целевые группы  музейной коммуникаций в районе в              таблице 1:

Необходимые группы взаимодействия для развития музейных коммуникаций

Условия взаимодействия

Органы власти, местное самоуправление, комитеты, министерства

Привлечение внимания к музею и культуре в целом. Осуществление контроля за деятельностью музея

Реальные посетители и потребители музейных услуг

Повышение посещаемости, возможности общения с музеем, включенность в музейную жизнь

Туристы (организованные, одиночные)

Увеличение потока туристов, повышение привлекательности района

Представители СМИ

Взаимодействие при продвижении музейного продукта, услуг. Освещение музейной жизнедеятельности, представление необходимой информации СМИ

Представители творческих организаций, объединений

Организация  совместных проектов, программ, проектов, конкурсов

Благотворительные, общественные организации

Совместная работа по повышению социально-культурной жизни города

Спонсоры (юридические и физические лица)

Поддержка и развитие музейной деятельности

Посредники (юридические и физические лица)

Предложения по организации выставок, мероприятий

Конкуренты (галереи, музеи, выставки)

Предложения по сотрудничеству, обмену информацией, взаимодействие

Образовательные учреждения

Совместная работа по образовательно-воспитательному процессу развития молодежи. Подготовка кадров для работы в музейной сфере, обмен информацией


 

 

Сегодня, без сомнения, можно говорить о расцвете музейного дела. Роль музея начинает возрастать, все больше приходит в музей заинтересованных людей. Музей включился в решение стоящей перед обществом сверхзадачи, заключающейся в высвобождение положительных общественных энергий путем создания благоприятных для этого условий. Социальный  статус  музеев возрастает, и в связи с этим повышается интерес к ним. Музеи открываются повсюду и их создание  - это показатель развития  самосознания общества. Через музей реализуется одна из важнейших потребностей общества в сохранение памяти о своей истории, о своем наследии.

Многие учреждения (таможня, юстиция, МЧС, Горводоканал) и административные органы стремятся узнать историю своей организации и создают временные выставки, кабинеты, стенды, а иногда и музеи, посвященные истории организации. Подобно тому, как города представляют не только совокупность зданий и строений, музеи также не сводятся только к хранилищам памятников и реликвий. Представление о городе складывается из многих составляющих. Это ведущие промышленные и культурные организации со своей неповторимой историей, памятники архитектуры, это люди, которые создали материальные и духовные ценности.

Любой музей, как социальный институт, имеет определенную структуру, набор выполняемых задач и функционирует в определенной культурной среде.

В связи с этим можем разработать  схему коммуникационного взаимодействия «Музей-Город», которая представлена в таблице 2.

Таблица 2. Схема коммуникационного взаимодействия «Музей- Город».

Музей - Городу

Город - Музею


v  изучение и сохранение историко-культурного наследия района;

v  представление истории и культуры города, района, области;

v  организация досуга и «свободного времени» жителей города;

v  включение человека в «культурное пространство» города;

v  -вовлечение жителей в творческую деятельность;

v  формирование культуры, нравственности, порядочности, милосердия, патриотизма жителей района;

v  удовлетворение потребностей туристов приезжающих в город;

v  повышение инвестиционной привлекательности города;

v  способствует созданию новых рабочих мест;

v  музей делает имидж города более многогранным и повышает его авторитет.  

À      - поддержание материально-   технической базы музея;

À      - помощь в подготовке профессиональных кадров для музеев;

 

À      - правовое регулирование деятельности музеев внутри региона или города;

À      -   пропаганда музейного дела; 

 

 

À      - обеспечение безопасности и  сохранности музейных коллекций;

À      - способствует привлечению в музей     посетителей; 

 

 

 

À      -   мотивация музейных работников  в виде грантов, поощрений;

 

À      - создание инвестиционного климата для инвесторов, вкладывающих средства в развитие музея.


 

 

Таким образом, коммуникационное взаимодействие в системе «Музей-Город» показало, что музей сегодня в состоянии  формировать и  развивать имидж своего города более многогранно, что способствует повышению его авторитета, подчеркивает уникальность города в глазах жителей и содействует социальной сплоченности.  

Музейная коммуникация в Смоленской области способствует активизации процессов формирования личности, развитию ее творческих способностей, социализации, выработке активной жизненной позиции. Одно из задач музейной коммуникации – создание предпосылок и условий для активизации посетителей, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами как источниками знаний, эмоций, эстетических впечатлений, и создание эффекта погружения в культурную среду.

Таким образом, музейную коммуникацию можно рассматривать как трансляцию культурных традиций между поколениями и различными группами, влияющую на формирование личности, ее ценностей и всего комплекса мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ МУЗЕЯ Г. ВЕЛИЖА

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ  ЗА 2012 ГОД.

 

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Велижский районный историко-краеведческий музей» работает  по долгосрочной целевой программе «Деятельность Муниципального бюджетного учреждения культуры «Велижский районный историко-краеведческий музей» на 2012-2014 годы».

 

  1. Организационные вопросы.

Вопрос об увеличении штата музея остается открытым.

  1. Укрепление материально-технической базы, хозяйственная деятельность.
  1. По пожарной безопасности, охране труда, энергосбережению и экологическому контролю.

- Заменили потолочное перекрытие на деньги, выделенные депутатом Областной Думы Е.И. Максименко (100 тыс. рублей). При этом лишились потолочного освещения (денег никто не выделил);

- Подготовлены и  оформлены документы к областным  проверкам: по экологическому контролю, что обошлось музею в 14 тыс. руб. незапланированных денег (пришлось выплатить все заработанные по спецсчету деньги, которые всегда шли на оформление музея), хотя в музее нет воды, туалета, собственной котельной и собственной мусорки; по охране труда; по пожарной безопасности.

2. По охране материальных  ценностей.

- денежных средств  на установку решеток на окнах  в обоих зданиях музея не  поступило ни из каких источников.

Информация о работе Музей, его место и роль в культурной жизни города