Музей как социокультурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:18, реферат

Описание работы

1. Понятие «музей»
2. Музейный предмет и его свойства
3. Социальные функции музея
4. Музейная коммуникация

Файлы: 1 файл

2_Studenty_muzeevedenie.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

По мнению некоторых теоретиков и практиков музейного дела, в качестве самостоятельных социальных функций  музея  можно  выделить научно-исследовательскую, хранительскую, или охранную (А.М. Разгон, А.И. Фролов), а также коммуникативную (И.В. Иксанова). Аргументы их оппонентов (например Д.А. Равикович) сводятся в основном к следующему. Научные исследования в музее осуществляются и в процессе отбора предметов в музейное собрание, они продолжаются и на стадии изучения предмета, определения его информационного потенциала, превращения его в документальное свидетельство определенного факта, явления, процесса. Поэтому научно-исследовательская работа — это не самостоятельная функция, а неотъемлемая часть базовой функции документирования. Охранная деятельность музея также является одной из задач функции документирования и в том случае, когда речь идет о выявлении и сохранении предметов музейного значения, музеефикации памятников и природных объектов, и в случае необходимости физического сохранения музейных ценностей для современных пользователей и будущих поколений. Что же касается музейной коммуникации, суть которой составляет передача информации, то признание ее в качестве специфической социальной функции музея приведет к поглощению ею и функции документирования, и функции образования и воспитания, потому что вся деятельность музея ориентирована на передачу информации.

Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, но и сейчас ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и определения путей его дальнейшего развития.

Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея.

Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это  проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции с использованием технических средств - звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов.

 

4.  Музейная коммуникация

 

Коммуникация (лат. communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — это передача информации от одного сознания к другому.

В начале XX в. появился термин «социальная коммуникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассматривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития.

Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой, — способность посетителя понимать «язык вещей».

Такой подход позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее, стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов. Между тем стала настоятельно ощущаться потребность в теории, позволяющей объяснить процесс взаимодействия музеев с обществом и направить его в нужное русло. Заполнить этот вакуум в музееведении помогли коммуникационные представления, получившие к тому времени распространение в других областях знания. В 1980-е гг. происходит оформление теории музейной коммуникации, которая складывалась наряду и в полемике с такими традиционными направлениями, как, например, теория музейного предмета, теория музейной деятельности. Существенный вклад в ее разработку наряду с трудами Д.Ф. Камерона внесли исследования Ю. Ромедера, В. Глузинского, Д. Портера, Р. Стронга, М.Б. Гнедовского.

Постепенно в музееведении сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода.

 

ТЕМА 2.  КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ

 

1. Профиль музея. Профильные  группы.

2. Типология музеев.

3. Классификации музеев (по административно-территориальному признаку, по  юридической принадлежности).

4. Государственная музейная  сеть.

 

1. Профиль музея. Профильные  группы.

 

Одной из важнейших категорий классификации является профиль музея, то есть его специализация. Основополагающим признаком классификации здесь выступает связь музея с конкретной наукой или видом искусства, техникой, производством и его отраслями. С научной точки зрения, музеи одной специализации, то есть одного профиля, объединяются в профильные группы:

    • естественно-научные музеи,
    • исторические музеи,
    • художественные музеи,
    • архитектурные музеи,
    • литературные музеи,
    • театральные музеи,
    • музыкальные музеи,
    • музеи науки и техники,
    • промышленные музеи,
    • сельскохозяйственные музеи,
    • педагогические музеи.

В зависимости от структуры профильной дисциплины или отрасли знаний эти основные профильные группы делятся на более узкие.

Исторические музеи делятся на:

• общеисторические музеи (широкого профиля) – Государственный Исторический музей в Москве;

• археологические музеи; например Национальный заповедник Херсонес Таврический, археологический заповедник «Ольвия» в Николаевской области и др.;

• этнографические музеи; например Российский этнографический музей  в  Петербурге;

• военно-исторические музеи; например, Центральный музей Великой  Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в Москве; военно-исторический музей Черноморского флота в Севастополе;

• музеи политической истории;  например Музей политической истории России в Петербурге;

• музеи истории религии; например Национальный музей раннего христианства  в Риме, Музей истории Реформации в Женеве,  Музей истории религии в Петербурге; Львовский музей истории религии;

•историко-бытовые музеи, воссоздающие или сохраняющие картину быта различных слоев населения, при этом в отличие от этнографических музеев они документируют не этнические, а социально-психологические особенности быта, которые наиболее ярко проявляются в интерьерах жилищ; например Музей городского быта «Старый Владимир»;

•  монографические музеи, посвященные конкретному лицу, событию, учреждению, коллективу; например, Музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл., Музей обороны Ленинграда; музейный комплекс (с 1965 г.) Музей героической обороны и освобождения Севастополя  (в состав которого, в том числе,  входит панорама «Оборона Севастополя        1854-1855 гг.», диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» в Севастополе);

•  прочие исторические музеи; например, Музей истории Москвы, Музей истории политической полиции России XIX —XX вв. в Петербурге.

Художественные музеи делятся на:

•  музеи изобразительного искусства (национального и зарубежного); например,  Русский музей в Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве;

•  музеи декоративно-прикладного искусства; например, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

•  музеи народного искусства; например, Музей народного искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности в Москве, Музей палехского искусства в г. Палех Ивановской области;

•  монографические; например,  Музей-усадьба И.Е. Репина «Пенаты», Музей фресок Дионисия в с. Ферапонтово Кирилловского р-на Вологодской обл.;

•  прочие художественные музеи.

Естественно-научные музеи делятся на палеонтологические, антропологические, биологические (широкого профиля), ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и прочие музеи.

 

Существуют музеи, собрания и деятельность которых, связаны с несколькими научными дисциплинами или отраслями знаний. Их называют музеями комплексного профиля. Самыми распространенными среди них являются краеведческие музеи, сочетающие, как минимум, историческую и естественно-научную специализацию, ведь их собрания документируют не только историю, но и природу края. В них нередко создаются художественные и литературные отделы, что еще более усложняет их профиль.

Комплексным профилем обладают и музеи-ансамбли, созданные на основе памятников архитектуры, их интерьеров, окружающей территории и различных сооружений. В зависимости от характера ансамбля они могут быть историко-художественными, историко-архитектурными, историко-культурными музеями. Архитектурно-этнографический профиль имеет, например, Костромской музей народной архитектуры и народного быта, историко-архитектурным и художественным профилем обладает один из крупнейших музеев Московской области — «Новый Иерусалим».

Развитие науки, техники, искусства, культуры приводит к появлению новых профильных групп. Например, изобретение акваланга в 1940-х гг. положило начало возникновению подводной археологии. Хотя остатки древних судов и прежде поднимались на поверхность водолазами, только изобретение автономного аппарата для дыхания позволило археологам вести раскопки под водой в соответствии с теми же правилами, что и на суше. Результаты подводных раскопок в сочетании с разработкой новых технологий в области реставрации и консервации мокрого дерева обусловили появление среди исторических музеев новой профильной группы — музеев подводной археологии. В их собраниях — остовы и фрагменты кораблей, грузы и разнообразные предметы, поднятые с морских глубин. Наибольшей известностью среди музеев этой профильной группы пользуются музей «Васа» в Стокгольме, где экспонируется шведский военный корабль XVII в., а также Бодрумский музей подводной археологии (Турция), в собрании которого — предметы, найденные в ходе раскопок пяти кораблей, затонувших между 1600 г. до и. э. и 1025 г. н. э.

Следует отметить, что в соответствие со ст. 6 Закона Украины « О музеях и музейном деле» (от 29.06.1995 г. № 249/95-ВР с изменениями) «По своему профилю музеи делятся на такие виды: исторические, археологические, краеведческие, природные, литературные, художественные, этнографические, технические, отраслевые и т.д.

На основе объектов культурного наследия, памятников природы, их 
территорий могут создаваться  музеи под открытым небом и мемориальные 
музеи-усадьбы».

 

2. Типы музеев.

 

Наряду с профильной классификацией используется и не совпадающее с ней типологическое деление музеев. Тип музея определяется

1) Типология по общественному назначению  музеев, в соответствии с которой музеи  делятся на:

    • научно-исследовательские,
    • научно-просветительные и
    • учебные музеи.

Научно-исследовательские музеи функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, обычно в виде структурных подразделений. Их фонды используются в научных целях, а экспозиции ориентированы прежде  всего на специалистов. (Научный музей Института   мозга   Российской академии медицинских наук   или  Музей внеземного вещества в составе Института геохимии и аналитической химии Российской академии наук (Москва), где на протяжении многих лет ведутся исследования внеземного вещества и создаются приборы для проведения научных изысканий в космосе). В Украине это Центральный научно-природоведческий музей НАН Украины, Львовский природоведческий музей НАН Украины.

Научно-просветителъные музеи относятся к самому распространенному типу музеев. Они тоже занимаются исследовательской работой, но поскольку ориентированы прежде всего на массового посетителя, их фонды широко используются в культурно-образовательных целях. В их деятельности большое внимание уделяется созданию экспозиций, выставок и различных культурно-образовательных мероприятий. (Политехнический музей и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Эрмитаж и Музей антропологии и этнографии в Петербурге, Государственный музей Украины в г. Киев, Днепропетровский исторический музей).

Главное назначение учебных музеев — обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров. Этот тип музеев существует, в основном, при различных учебных заведениях и специальных ведомствах — Музей декоративно-прикладного искусства Петербургского высшего художественно-промышленного училища. Кроме традиционного экскурсионного показа учебные музеи широко используют специфические формы и методы работы с коллекциями: демонстрация отдельных музейных предметов на лекциях, научное описание и обработка материалов полевых исследований во время практических занятий, копирование произведений изобразительного искусства. В отдельных случаях фонды и экспозиции учебных музеев могут быть недоступны для массового посетителя. Таковы, например, некоторые музеи криминалистики системы Министерства внутренних дел.  В Украине это Минералогический и Геологический музей Львовского университета имени И. Франко, Музей археологии при Институте украиноведения имени        И. Крипякевича НАН Украины.

Информация о работе Музей как социокультурный институт