Музей как социокультурный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 21:18, реферат

Описание работы

1. Понятие «музей»
2. Музейный предмет и его свойства
3. Социальные функции музея
4. Музейная коммуникация

Файлы: 1 файл

2_Studenty_muzeevedenie.doc

— 1.57 Мб (Скачать файл)

Университетские музеи одни из старейших музеев. Еще в начале XIX в.при университетах стали создаваться музеи.

Школьные музеи создаются в школах  и во внешкольных учреждениях с учебно-воспитательной, познавательной и образовательной деятельностью.

 

Типология по признаку общественного назначения музеев носит достаточно условный характер, и жесткой грани между названными типами не существует. Научно-просветительные музеи используются в учебном процессе, а их собрания — в научных целях. Многие научные и учебные музеи посещают не только учащиеся и специалисты, но и широкая публика.

 

2) Существует и другая типология музеев, в соответствии с которой выделяют:

    • музеи коллекционного типа и
    • музеи ансамблевого типа.

В ее основе лежит деление по способу осуществления музеями функции документирования. Музеи коллекционного типа строят свою деятельность на основе традиционного собрания материалов, соответствующих их профилю. Таким образом, функцию документирования они осуществляют путем комплектования и сохранения фонда музейных предметов. В основе деятельности музеев ансамблевого типа лежат памятники архитектуры с их интерьерами, прилегающей территорией, природной средой. Функцию документирования они выполняют путем сохранения или воссоздания ансамбля недвижимых памятников и присущего им окружения. Наиболее распространенные формы этого типа музеев — музей под открытым небом, дворец-музей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.

Среди музеев под открытым небом существует особая группа музеев – это музеи-заповедники, например, Бородинский военно-исторический музей-заповедник, Национальный историко-археологический заповедник «Херсонес Таврический».

Особую типологическую группу образуют и мемориальные музеи, создающиеся с целью увековечить память о выдающихся людях и событиях. Мемориальность иногда ошибочно смешивают с профилем музея, хотя она никак не связана с характеристиками профильной классификации.

Понятие «мемориальный музей» за время своего существования претерпело существенную эволюцию. К   мемориальным   музеям в 1920-х — начале 1960-х гг. относили все музеи, посвященные выдающимся деятелям и историческим событиям, даже те, которые создавались в местах, не связанных с этими людьми и событиями, и которые не имели в своих экспозициях мемориальных предметов. Позже усилиями исследователей A.M. Разгона и С.А. Каспаринской в понятие «мемориальный музей»  стал вкладываться иной смысл. Необходимым компонентом мемориальности стала считаться подлинность места: мемориальное здание, где сохранена или воссоздана на документальной основе мемориальная обстановка, в которой жил человек или происходило событие. Такое понимание мемориального музея закрепило «Положение о мемориальных музеях системы Министерства культуры» (1967). Что касается профиля мемориального музея, то он определяется содержанием события или характером деятельности человека, которому посвящен.

Типология по признаку осуществления функции документирования тоже носит в известной мере условный характер, поскольку коллекционные музеи могут находиться в архитектурных памятниках, сохраняемых в исторической неприкосновенности (например, Эрмитаж), а музеи-ансамбли не ограничивают свою деятельность только сохранением памятников архитектуры, но и создают профильные коллекции.

Как профильная классификация, так и типология направлены на выявление групп сопоставимых музеев. Это позволяет координировать работу музеев одного профиля или одного типа, выявлять закономерности их развития, способствовать большей эффективности музейной деятельности в целом.

 

    1. Классификации музеев (по административно-территориальному признаку, по  юридической  принадлежности).

 

              Существуют и другие принципы классификации, не совпадающие ни с профильным делением, ни с типологией.

               В основе классификации музеев может лежать административно-территориальный признак, в соответствии с которым в Украине различаются:

    • национальные (статус Национального музея Украины предоставляется, в

               соответствие с действующим законодательством),

    • общегосударственные (их учредителями являются центральные

              органы исполнительной государственной  власти

    • республиканские (АР Крым), их учредители – органы государственной

              исполнительной власти АРК,

    • областные,
    • районные музеи,
    • городские,
    • поселковые,
    • сельские.

 

В Украине (с учетом существующей нормативной базы), по юридической принадлежности (собственности) музеи страны делятся на:

      • государственные,
      • ведомственные (в т. ч. университетские),
      • муниципальные,
      • общественные (в т. ч. школьные),
      • корпоративные,
      • церковные,
      • частные (в т. ч. частных ВНЗ).

 

Государственные музеи являются собственностью государства и финансируются из государственного бюджета. Вместе с тем существуют государственные   музеи,   которые подчиняются различным министерствам и ведомствам, решая поставленные ими задачи. Это так называемые ведомственные музеи; они финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства (Центральный музей железнодорожного  транспорта  России  Министерства путей сообщения (Петербург), Военно-медицинский музей Министерства обороны (Петербург)). В России существенная часть ведомственных музеев находится в ведении Российской академии наук. Среди них есть музеи, пользующиеся мировой известностью — Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого «Кунсткамера», Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана, Палеонтологический музей им. Ю.А. Орлова, Литературный музей (Пушкинский дом).

Муниципальные музеи – это сегодня в Украине форма негосударственного музея, который выполняет свойственные ему функции по собиранию, сохранению и презентации коллекций. Муниципальные музеи находятся в управлении местной администрации и финансируются из местных бюджетов.

К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах. Финансируют общественные музеи те учреждения или общественные организации (профсоюзы, партии) при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музеи» использовался термин «народный музей».

Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX—XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг.  Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность. Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети.

В начале 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам — музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого.

Корпоративные (производственные) музеи - это  структурные подразделения негосударственных учреждений и предприятий. Музеи истории корпораций, которые появились в преддверии их первых юбилеев, становятся в условиях глобализации неотъемлемой частью имиджа компании транснационального уровня.

Церковные музеи – музеи при епархиях, монастырях, воскресных духовных школах, религиозных объединениях, которые и являются их собственниками и основателями.

Частные музеи – это учреждения, которые принадлежат частным особам, созданы их усилиями и поддерживаются на их средства. В большинстве стран это старейшая и весьма распространенная форма  музейных учреждений.

Сейчас стали складываться условия для возрождения частных музеев, то есть музеев, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра. В начале 1990-х гг. музеи такого рода были созданы в Москве (Музей природы), Ярославле (Музей русской старины), Иркутске (Минералогический музей) и других городах.

 

4. Государственная музейная сеть

 

Совокупность музеев, существующих на определенной территории, называют музейной сетью. Это понятие употребляется и для обозначения групп музеев одного профиля, одного типа или одной ведомственной принадлежности.

Музейная сеть страны формировалась на протяжении трех столетий, и начальные этапы этого процесса носили в значительной степени стихийный характер, хотя объективно они отражали экономические, научные и культурные потребности своего времени. На основе музейной сети, сложившейся к 1917 г., а также национализации, конфискации и секуляризации огромных художественных ценностей после Октябрьской революции в России была создана единая государственная музейная сеть, развитие которой направлялось и регулировалось центральными органами власти. На формирование музейной сети оказывает влияние целый ряд факторов. Главные из них:

      • изменение общественных потребностей,
      • развитие науки и искусства,
      • новые технологии в области реставрации и консервации,
      • новые подходы в теории и практике музейной работы, в частности, расширение понятия «музейный предмет», развитие представлений о том, что сохранять и экспонировать следует не только сами памятники, но и их функциональные связи с другими объектами.

 

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ

 

ТЕМА 1.  НАУЧНАЯ РАБОТА В МУЗЕЯХ

 

1. Основные направления  и виды научно-исследовательской работы в музеях

2.  Организация научно-исследовательской  работы в музее

 

1. Основные направления и виды научно-исследовательской работы в музеях

Научно-исследовательская деятельность музеев складывается из

      • профильных и
      • музееведческих изысканий.

Научные исследования в рамках профильных наук в целом соответствуют тем направлениям научного поиска, которые характерны для отраслей науки, чей источниковый материал хранят музеи. Музейные специалисты принимают участие в разработке примерно тех же проблем, что и сотрудники других родственных по профилю научно-исследовательских учреждений. Однако при этом они опираются на фонды и сосредотачивают свое внимание на вопросах, недостаточно изученных в профильных дисциплинах, но важных для музеев. Речь идет прежде всего об исследованиях источниковедческого характера, которые направлены на выявление документирующих свойств музейных предметов и их значения для развития профильных дисциплин. Иными словами, музейные предметы в этих исследованиях изучаются с точки зрения того нового знания, которое они могут дать профильной научной дисциплине.

Таким образом, имея единый предмет исследования, музеи и специализированные научные учреждения выполняют при этом разные функции. Первые заняты сбором эмпирических данных, накоплением, хранением, первичной обработкой и систематизацией источников, обобщением полученных данных, превращением их в систему научных фактов, соотнесением с уже имеющимися знаниями и представлениями. Вторые заняты глобальным обобщением новых данных и их вводом в систему уже сложившихся научных представлений. Но это разделение функций не исключает возможности для отдельных специалистов заниматься той и другой работой.

Музееведческие исследования призваны формировать новые знания в области теории и методики сбора, хранения, обработки и использования музейных предметов. В этой сфере выделяют следующие направления исследовательской деятельности музеев:

•  разработка научной концепции музея;                 

•  исследования в области комплектования фондов

•  изучение музейных предметов и коллекций;

•  исследования в области охраны и хранения фондов;

•  научное проектирование экспозиций и выставок;

•  исследования в области музейной коммуникации;

•  изучение истории музейного дела;

•  изучение историографии музееведения.

Разработка научной концепции музея представляет собой всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также способов и средств их реализации.

Исследования в области комплектования фондов заключаются в разработке научной концепции комплектования, то есть всестороннего и глубокого обоснования тем комплектования. Такое обоснование является составной частью научной концепции музея, а его детализация считается специальным, относительно самостоятельным направлением научно-исследовательской деятельности музея. Научная концепция комплектования включает в себя следующий комплекс работ:

• оценку структуры и содержания имеющегося музейного фонда, включая анализ уже сложившихся      коллекций и определение степени их полноты;

•  обоснование направленности и характера комплектования или пополнения коллекций;

•  определение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем;

•  определение круга и объема информации, фиксируемой в документах комплектования;

•  разработку системы каталогов комплектования. Основной результат научно-исследовательской

работы в области комплектования фондов — это создание или пополнение музейных коллекций. По результатам этой работы составляются научные отчеты, создаются выставки новых поступлений, издаются печатные каталоги новых поступлений, публикуются научные статьи и монографии.

Информация о работе Музей как социокультурный институт