Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 17:06, отчет по практике

Описание работы

Тема настоящего отчета – «Отчет по музейно-краеведческой практике на примере дома - музея П.П.Чистякова». Актуальность исследования в ходе музейно-краеведческой практики определяют проблемы, особенности и перспективы развития музейного пространства в культурологическом ракурсе. Целью данного исследования является культурологический анализ дома-музея художника – педагога П.П.Чистякова, в том числе истории создания музея, основной экспозиции, научно-исследовательской и просветительской деятельности, а также издательской, экскурсионной, выставочной деятельности. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования в ходе музейной практики и его структуру: - определить понятие музейного пространства; - изучить историю создания музея, основную экспозицию, деятельность музея в области научно-исследовательской, издательской, образовательной и экскурсионной деятельности; - выявить проблемы музея и внести предложения на перспективу дальнейшего развития музейной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
История создания музея ……………………………………………………………
Экспозиция музея, как основная форма презентации культурного наследия
Знакомство с основной экспозицией музея……………………………………
Краткая биография и творчество П.П.Чистякова. Педагогическая деятельность Чистякова – уникальная система подготовки художников…………………………………………………………………………
3. Научно- исследовательская и просветительская деятельность музея 3.1. Научно-исследовательская и издательская деятельность музея…. 3.2. Научно-просветительская деятельность музея. Музейно-образовательные, культурные программы, экскурсии…………………………………………………………
4. Проблемы, перспективы музея и предложения по совершенствованию музейной деятельности……………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  культуры Российской Федерации

Федеральное государственное  учреждение высшего 

профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет

культуры и  искусств»

 

Факультет истории  мировой культуры

 

 

 

 

Отчет по музейно-краеведческой практике

«Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы»

 

 

 

                                                           Исполнитель:

Гнеушев Владислав  Юрьевич        студент 24324 группы              дневного отделения

                               Специализация:  Культурология

Руководитель:      Клевцов Павел Борисович

               

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

  1. История создания музея  ……………………………………………………………    
  2. Экспозиция музея, как  основная форма презентации культурного наследия
    1. Знакомство с основной экспозицией музея……………………………………
    2. Краткая биография и творчество П.П.Чистякова. Педагогическая деятельность Чистякова – уникальная система подготовки художников…………………………………………………………………………

3. Научно- исследовательская  и просветительская деятельность музея   3.1. Научно-исследовательская  и издательская деятельность музея….   3.2. Научно-просветительская деятельность музея. Музейно-образовательные, культурные программы, экскурсии………………………………………………………

  4.  Проблемы, перспективы музея  и предложения по совершенствованию  музейной деятельности…………………………………………………………………………………… 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«История, как правило, не лжет,

Но  опускает мелкие детали.

Когда-нибудь мы сможем вспомнить год,

А месяц, день, наверное, едва ли.

Часы, минуты прожитого дня

Не  возродишь. Бессмертны лишь мгновенья.

История не лжет, но и она

Стирает кое-что без сожаленья»

Виталий Дмитриев

 

 

 

«Наш  общий и единственный учитель» -И.Е.Репин

«Павел  Петрович всегда открывает новое, толкает  идти вперед» -В.Д. Поленов

«Да, единственно Ваше мнение в Академии было для меня высоко и дорого»-В.А.Серов

«Вы первый заставили смотреть меня на искусство как на дело самое важное, как на дело, требующее самого серьезного и нравственного к себе отношения и самых больших жертв»- В.Э.Борис-Мусатов

«Чем  больше работаем и учимся мы, тем  более понимаем, что у Вас одного люди учились в Петербурге» - Д.Н.Кардовский, И.Э.Грабарь

«Желал  бы назваться Вашим сыном по духу» -В.М. Васнецовы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема настоящего отчета – «Отчет по музейно-краеведческой практике на примере дома - музея П.П.Чистякова».         Актуальность исследования в ходе музейно-краеведческой  практики определяют проблемы, особенности и перспективы развития музейного пространства в культурологическом ракурсе.         Целью данного исследования является  культурологический анализ дома-музея художника – педагога П.П.Чистякова, в том числе  истории создания музея, основной экспозиции, научно-исследовательской и просветительской деятельности, а также издательской, экскурсионной, выставочной деятельности.        Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования в ходе музейной практики и его структуру:   - определить понятие музейного пространства;       - изучить историю создания музея, основную экспозицию, деятельность музея в области научно-исследовательской,  издательской, образовательной и экскурсионной  деятельности;            - выявить проблемы музея и внести предложения на перспективу дальнейшего развития музейной деятельности.  

В музее происходит пространственно-временное погружение посетителя  в иное время с эффектом присутствия в ином культурном пространстве. Прежде всего, в музее важна экспозиция, которая является основной формой презентации культурного наследия в виде искусственного создания предметной среды имеющей научно-художественный характер и обладающей  образностью. Но музейное пространство не может быть сведено только к экспозиции, требуется расширение границ современного музея, которое проявляется в различных видах деятельности, при этом важным моментом для решения этих задач является необходимость учитывать  историю создания музея, его  «корни», обеспечивать неразрывную связь прошлого и настоящего.        В настоящем отчете в качестве материала для изучения использовались сведения, почерпнутые из специальных изданий, справочной литературы,  Интернет-сайтов посвященных музею и художнику, а также  на основании сведений, полученных непосредственно в результате посещения музейной экспозиции.     Работа  состоит из введения,  четырех частей, заключения, списка литературы, списка иллюстраций.

Обратимся непосредственно  к изучаемому музею. Дом-музей (бывшая дача) художника-педагога Павла Петровича Чистякова (1832–1919). Располагается по адресу: г. Пушкин, Московское шоссе, 23. Открыт в 1987 году. Реконструирована мастерская художника, экспонируются его произведения и личные вещи; размещена экспозиция, посвященная строительству дома в 1876–1877 по проекту архитектора А. Х. Кольба при участии самого Чистякова. Музей работает всего три дня в неделю; среда, суббота, воскресенье.  Дом находится в месте бывшей  Фридентальская колонии - немецком поселении начала 19 века, где сохранились: домик Кемпера (арх. В. Стасов), Московские ворота (арх. Глинка и Горностаев), Колонистский пруд (арх. А. Мепелас) и Нижний парк; дача великого князя Бориса Владимировича (1896 г., в английском стиле, фирма "Мепль", ныне институт растениеводства).

1. История создания музея.          Дом-музей П.П.Чистякова в г. Пушкине открыт в 19871 году как отдел Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и знакомит с творческой и педагогической деятельностью замечательного художника, который был любимым учителем самых выдающихся мастеров русского искусства рубежа XIX-XX веков.   Необходимо отметить, что инициативу по созданию музей предпринимал в 30-е годы Кружок им.П.П. Чистякова, в который входили творческие люди - ученики и друзья  художника такие как Н.А.Бруни, О.Д.Форш, М.Г.Платунов, В.М. Баруздина и др. Кружок получил разрешение на открытие здесь  музея ещё в 1932 г.      Во время Отечественной войны дом значительно пострадал. Племянница П.П.Чистякова, ученица художника  Варвара Матвеевна Баруздина была убита в 1941 году фашистами, когда не пускала их в дом художника. А после войны, так как остался пригоден для жилья, был быстро заселен. В нем сделали перегородки и стали жить несколько семей. В 1979 году здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры, затем произведена его реставрация, и дом стал еще одним украшением города.          Официальное решение «О создании в доме П. П. Чистякова мемориальной мастерской и выставочного зала» было принято Ленгорисполкомом в 1979 г. Многое поступило из архива Кружка им. П. П. Чистякова, собравшего уникальные документы .

 

 

2. Основная экспозиция  музея, как основная форма презентации культурного наследия

2.1 Знакомство с основной экспозицией музея      Собрание Дома-музея П.П. Чистякова составили подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, хранившиеся в семье внука Чистякова Я.В. Дурдина, в архиве и музее Академии художеств. Фонды Дома-музея насчитывают 1300 единиц хранения. Сюда входят более 120 живописных и 400 графических произведений конца XVIII - 2-й половины ХIХ вв., включая работы самого Чистякова2. В фонде графики особый интерес представляют учебные произведения наиболее успешных учеников - В.Е. Савинского (1859-1937) и В.М. Баруздиной (1862-1941). Последняя была племянницей Павла Петровича. Ее работ практически нет в других собраниях страны.  Уникальны разделы документов, фотографий, книг и мемориальных вещей. Среди последних подлинные предметы, которыми Чистяков пользовался в своей работе: палитры, краски, кисти, карандаши, очки, рабочая блуза-халат и шапочка художника. В течение года экспонируется до 400 единиц хранения3.    Интересно само здание музея, которое было построено в 1878 году по проекту архитектора А.Х.Кольба, на деньги вырученные художником от продажи картины «Голова боярина». Дом закончен в смешанном стиле : эклектика и неорусский стиль с чертами модерна. Резьба, украшающая дом, идея создания двухцветной мастерской на втором этаже, двух флюгеров в виде петушков – задумка П.П.Чистякова.  В этом доме  известный педагог жил и трудился.  Дом является образцом деревянного зодчества конца 19 века. Резной декор в русском стиле делает дачу профессора запоминающейся и нарядной. Интерьеры отделаны резными панелями из дерева, создающими в сочетании с восстановленной обстановкой гостиных и столовой неповторимый образ дачи. Вокруг  дома раскинулся большой сад.  Знакомство с музеем начинается именно с сада, затем продолжается в бывшей столовой дома, где представлены материалы об истории дачи. Рассказ о творческом пути Чистякова возвращает нас в отдаленное прошлое: рождение мальчика Павла в многодетной крепостной семье 5 июля (23 июня) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии; учеба в Императорской Академии художеств (1849-1861 гг.). В этом разделе экспозиции наиболее интересны детские и ранние рисунки будущего мастера.          В большой гостиной семейные портреты рассказывают об обитателях дома, чьи голоса и шумное веселье некогда сливались с приветствиями гостей. Среди последних разноликий круг художников, ученых, писателей и актеров. Здесь бывали такие художники как И.Е. Репин, В.Е. Савинский, В.А. Серов, Н.А. Бруни, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, А.А. Риццони.           В малой гостиной нижнего этажа экспозиция знакомит с кругом семьи и близких друзей художника. Это широкая галерея лиц, судеб - и не только художников, но и музыкантов (Ю.Ф. Львова, А.В. Унковская), писателей (О.Д. Форш, М.А. Волошин, З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский), потомков купца - пивопромышленника И. Дурдина.   Кульминация осмотра - мемориальная мастерская, где создавались многие произведения художника. Подлинные работы итальянского периода жизни (1863-1870 гг.), блестящие натурные пейзажи и акварели открывают нам мастера, виртуозно владеющего техникой. Известно, что труд педагога и длительная служба в Академии художеств (последние два десятилетия Чистяков плодотворно заведовал Мозаичным отделением ИАХ) не позволили ему завершить многие творческие замыслы.   Обзор музея завершается в небольшом зале, посвященном Чистякову-педагогу. В комнате «Учеников», служащей лекционным залом и местом проведения методических занятий с учащимися художественных заведений, все обращено к тому, чтобы пролить свет на достижения «общего и единственного учителя» (слова И.Е. Репина). Подлинные произведения воспитанников Чистякова из фондов Дома-музея и Академии художеств - словно наглядная страница учебно-методического процесса. В комнате «Учеников» есть еще один фотоальбом. Он назван «Основные положения педагогической системы Чистякова». В нем последовательно проиллюстрированы и прокомментированы наиболее яркие из методических наработок профессора Императорской Академии художеств, сохранившие самоценность доныне.         В музее находятся подлинники картин Чистякова П.П. и др. художников. Наиболее заслуживающими внимания являются «Портрет девочки – римлянки. Джованнина», «Дорога в Субиако», «Автопортрет», «Портрет А. П. Чистяковой, матери художника» П.П. Чистякова; «Портрет Ю.В. Львовой», «Портрет О.А. Ваксель», «Бабушка» В.М. Баруздиной; «Автопортрет» В.Е. Мейер и др.  

 

2.2. Краткая биография и творчество П.П.Чистякова. Педагогическая деятельность Чистякова – уникальная система подготовки художников.   Обратимся же к личности самого художника. Русский художник Павел Петрович Чистяков (5 июля 1832 — 11 ноября 1919) известный педагог, автор исторической, жанровой и портретной живописи.  Родился будущий художник в Тверской губернии в семье крепостного крестьянина, но уже при рождении ему была дарована вольная. С детства Чистяков увлекался рисованием и в 17 лет поступил в Императорскую Академию Художеств. Двенадцать лет посвятил Чистяков обучению искусствам, а после окончания обучения некоторое время преподавал в Санкт-Петербургской рисовальной школе. Чистяков в 1860 году получил золотую медаль за картину «Патриарх Гермоген в темнице». За такие произведения, как «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз , собирающийся на публичный бал» получает звание академика. С 1863 года Павел Петрович как пенсионер Академии выехал за границу и долго работал в Париже и Риме. После возвращения в Петербург в 1870 году он посвятил себя преподавательской деятельности в Академии Художеств, получив в 1872 году должность профессора Академии, а в 1892 году возглавил мозаичную мастерскую.       Методика преподавания рисунка, существовавшая в академии, сводилась к обучению студентов определенным приемам и к выработке техники, что позволяло быстро, но исключительно механически выполнять любой рисунок или этюд. Чистяков со свойственной ему прямотой идет против устоявшихся норм: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что, все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает». Художник должен постоянно учиться у природы, «черпать же все только из себя значит останавливаться или падать». По словам В. Васнецова, Чистяков был «посредником между учеником и натурой». Врубель, которого разочаровало преподавание в академии и который считал, что его учат безжизненным штампам и схемам, обучение у Чистякова называл формулой живого отношения к природе. Его учениками были Врубель, Васнецов, Репин, Суриков и многие другие. Можно сказать, что Чистяков-учитель стал связующим звеном между веком XIX и веком ХХ. Через него проходит правопреемственность: А.А. Иванов - М.А. Врубель; а творчество таких воспитанников, как те же Врубель, Серов, Суриков, Рябушкин, Бакст и Борисов-Мусатов, не только формировало художественно-пластический язык искусства ХХ столетия, но сохранило актуальность и в новом тысячелетии.  
Под его началом проводились мозаичные работы в храме Христа Спасителя в Москве, в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христа в Петербурге.      Многие портреты и полотна Павла Петровича так и остались незавершенными. Он ясно видел цель, умел научить других, а на себя или времени не хватало, или он просто сделал выбор в пользу преподавательской деятельности. В его доме всегда было много народа, ученики, друзья, он преподавал в академии и вел кружки вне ее, письменно давал советы художникам, которые не могли приехать в Петербург. Великий педагог разработал свою систему преподавания, которая шла вразрез с академической. В академии только вырабатывали технику, что позволяло быстро и механически сделать любой этюд. А Павел Петрович воспитывал художника-человека, учил знать и чувствовать предмет – не просто копировать природу, а добавлять в нее свою душу. Он считал, что кредо настоящего художника: «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство».    Последние семь лет жизни после выхода в отставку из Академии художеств Чистяков провел в этих стенах и умер здесь 11 декабря 1919 года. Похоронен на местном Казанском кладбище.           Художник  не так много сделал  за свою жизнь, написал несколько  исторических картин и портретов, не закончил  книгу об искусстве и педагогике. Но главный итог жизни Павла Петровича - это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру все то, что вложил в них Павел Петрович.

3. Научно- исследовательская  и просветительская деятельность музея

Как уже было отмечено выше, музейное пространство не может быть сведено только к экспозиции, требуется расширение границ современного музея, которое проявляется в различных видах деятельности, прежде всего  для обеспечения научной  культурно-просветительской.   

3.1. Научно-исследовательская и издательская деятельность музея   В рамках научно-исследовательской и издательской деятельности в музее работали художники, искусствоведы и ученые. Так Чурилова Е.Б. – искусствовед, художник-график, с 1987 г. с перерывами заведовала Домом-музеем  П.П. Чистякова, принимала участие в подготовке его экспозиции;  основываясь на материалах музея, написала книги «Я еще могу съездить к Чистякову…» (2004), «…Прочесть,…припоминая» П.П.Чистяков в Царском селе», а также многочисленные публикации по вопросам искусств   XIX – начала XX вв. в сборниках научных трудов Российской Академии художеств, подготовлены путеводитель (1989) и буклеты по Дому-музею П.П. Чистякова (1988, 2000). 

3.2. Научно-просветительская деятельность музея музейно-образовательные и культурные программы            В музее проходят литературно-музыкальные вечера, литературные чтения, музыкальные концерты Гостиная музея предоставляется для разовых мероприятий. В малой гостиной периодически проходят выставки современных художников. Старинный рояль собирает в большой гостиной любителей камерных концертов и литературно-музыкальных вечеров.  Такой вечер с посещением мастерской, осмотром подлинных произведений Чистякова и его учеников, с показом видеофильма о доме художника-педагога, музей предлагает для групп до 30 человек. Так, на одном из концертов потомок петербургских цыган Константин Бауров и его ансамбль исполнили для собравшейся на крыльце музея публики старинные русские романсы.          Проводится работа со школьниками по интересующим их темам, в том числе читаются лекции для младших школьников «Сказки и фантазии в изобразительном искусстве».              В музее организуются выставки, в том числе выставки  из истории Академии Художеств, из семейного архива, выставки современного искусства. Художники: В. Гусаров, А. Кондратьев, Ю. Ушаков (о. Георгий). Так экспозиция «Ученики» проводилась с показом авторского слайдфильма.  Ежегодно проводится празднование дня рождения П.П.Чистякова (6 июля или в ближайший выходной).     Интересная выставка была  посвящена родственникам, друзьям художника, связанным с ним в первую очередь творческими отношениями. Среди последних надо назвать Ольгу Дмитриевну Форш, бывшую ученицу Чистякова, а впоследствии – писательницу, автора исторических романов, два из которых – «Первенцы свободы» и «Михайловский замок» были написаны в этом доме. Интересные творческие отношения связывали Чистякова с Львовыми. Львовы – род очень известный: так, Николай Александрович Львов был крупным архитектором, музыкантом, композитором. Один из Львовых – автор гимна «Боже, царя храни». В музее представлен портрет Юлии Федоровны Львовой и ее дочери Ольги Ваксель, которой посвящена книга Александра Ласкина «Ангел, летящий на велосипеде». Львовы были связаны с широким кругом творческой интеллигенции Петербурга и, в первую очередь, с Максимилианом Волошиным, акварель которого была нам подарена внуком Юлии Федоровны.

Информация о работе Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы