Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 17:06, отчет по практике
Тема настоящего отчета – «Отчет по музейно-краеведческой практике на примере дома - музея П.П.Чистякова». Актуальность исследования в ходе музейно-краеведческой практики определяют проблемы, особенности и перспективы развития музейного пространства в культурологическом ракурсе. Целью данного исследования является культурологический анализ дома-музея художника – педагога П.П.Чистякова, в том числе истории создания музея, основной экспозиции, научно-исследовательской и просветительской деятельности, а также издательской, экскурсионной, выставочной деятельности. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования в ходе музейной практики и его структуру: - определить понятие музейного пространства; - изучить историю создания музея, основную экспозицию, деятельность музея в области научно-исследовательской, издательской, образовательной и экскурсионной деятельности; - выявить проблемы музея и внести предложения на перспективу дальнейшего развития музейной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
История создания музея ……………………………………………………………
Экспозиция музея, как основная форма презентации культурного наследия
Знакомство с основной экспозицией музея……………………………………
Краткая биография и творчество П.П.Чистякова. Педагогическая деятельность Чистякова – уникальная система подготовки художников…………………………………………………………………………
3. Научно- исследовательская и просветительская деятельность музея 3.1. Научно-исследовательская и издательская деятельность музея…. 3.2. Научно-просветительская деятельность музея. Музейно-образовательные, культурные программы, экскурсии…………………………………………………………
4. Проблемы, перспективы музея и предложения по совершенствованию музейной деятельности……………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет
культуры и искусств»
Факультет истории мировой культуры
Отчет по музейно-краеведческой практике
«Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы»
Гнеушев Владислав Юрьевич студент 24324 группы дневного отделения
Специализация: Культурология
Руководитель: Клевцов Павел Борисович
Санкт-Петербург
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3. Научно- исследовательская
и просветительская деятельность музея 3.1.
Научно-исследовательская и издательская
деятельность музея…. 3.2. Научно-просветительская
деятельность музея. Музейно-образовательные,
культурные программы, экскурсии………………………………………………………
4. Проблемы, перспективы музея
и предложения по
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
«История, как правило, не лжет,
Но опускает мелкие детали.
Когда-нибудь мы сможем вспомнить год,
А месяц, день, наверное, едва ли.
Часы, минуты прожитого дня
Не возродишь. Бессмертны лишь мгновенья.
История не лжет, но и она
Стирает кое-что без сожаленья»
Виталий Дмитриев
«Наш общий и единственный учитель» -И.Е.Репин
«Павел Петрович всегда открывает новое, толкает идти вперед» -В.Д. Поленов
«Да, единственно Ваше мнение в Академии было для меня высоко и дорого»-В.А.Серов
«Вы первый заставили смотреть меня на искусство как на дело самое важное, как на дело, требующее самого серьезного и нравственного к себе отношения и самых больших жертв»- В.Э.Борис-Мусатов
«Чем больше работаем и учимся мы, тем более понимаем, что у Вас одного люди учились в Петербурге» - Д.Н.Кардовский, И.Э.Грабарь
«Желал бы назваться Вашим сыном по духу» -В.М. Васнецовы
ВВЕДЕНИЕ
Тема настоящего отчета – «Отчет по музейно-краеведческой практике на примере дома - музея П.П.Чистякова». Актуальность исследования в ходе музейно-краеведческой практики определяют проблемы, особенности и перспективы развития музейного пространства в культурологическом ракурсе. Целью данного исследования является культурологический анализ дома-музея художника – педагога П.П.Чистякова, в том числе истории создания музея, основной экспозиции, научно-исследовательской и просветительской деятельности, а также издательской, экскурсионной, выставочной деятельности. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования в ходе музейной практики и его структуру: - определить понятие музейного пространства; - изучить историю создания музея, основную экспозицию, деятельность музея в области научно-исследовательской, издательской, образовательной и экскурсионной деятельности; - выявить проблемы музея и внести предложения на перспективу дальнейшего развития музейной деятельности.
В музее происходит пространственно-временное погружение посетителя в иное время с эффектом присутствия в ином культурном пространстве. Прежде всего, в музее важна экспозиция, которая является основной формой презентации культурного наследия в виде искусственного создания предметной среды имеющей научно-художественный характер и обладающей образностью. Но музейное пространство не может быть сведено только к экспозиции, требуется расширение границ современного музея, которое проявляется в различных видах деятельности, при этом важным моментом для решения этих задач является необходимость учитывать историю создания музея, его «корни», обеспечивать неразрывную связь прошлого и настоящего. В настоящем отчете в качестве материала для изучения использовались сведения, почерпнутые из специальных изданий, справочной литературы, Интернет-сайтов посвященных музею и художнику, а также на основании сведений, полученных непосредственно в результате посещения музейной экспозиции. Работа состоит из введения, четырех частей, заключения, списка литературы, списка иллюстраций.
Обратимся непосредственно к изучаемому музею. Дом-музей (бывшая дача) художника-педагога Павла Петровича Чистякова (1832–1919). Располагается по адресу: г. Пушкин, Московское шоссе, 23. Открыт в 1987 году. Реконструирована мастерская художника, экспонируются его произведения и личные вещи; размещена экспозиция, посвященная строительству дома в 1876–1877 по проекту архитектора А. Х. Кольба при участии самого Чистякова. Музей работает всего три дня в неделю; среда, суббота, воскресенье. Дом находится в месте бывшей Фридентальская колонии - немецком поселении начала 19 века, где сохранились: домик Кемпера (арх. В. Стасов), Московские ворота (арх. Глинка и Горностаев), Колонистский пруд (арх. А. Мепелас) и Нижний парк; дача великого князя Бориса Владимировича (1896 г., в английском стиле, фирма "Мепль", ныне институт растениеводства).
1. История создания музея. Дом-музей П.П.Чистякова в г. Пушкине открыт в 19871 году как отдел Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств и знакомит с творческой и педагогической деятельностью замечательного художника, который был любимым учителем самых выдающихся мастеров русского искусства рубежа XIX-XX веков. Необходимо отметить, что инициативу по созданию музей предпринимал в 30-е годы Кружок им.П.П. Чистякова, в который входили творческие люди - ученики и друзья художника такие как Н.А.Бруни, О.Д.Форш, М.Г.Платунов, В.М. Баруздина и др. Кружок получил разрешение на открытие здесь музея ещё в 1932 г. Во время Отечественной войны дом значительно пострадал. Племянница П.П.Чистякова, ученица художника Варвара Матвеевна Баруздина была убита в 1941 году фашистами, когда не пускала их в дом художника. А после войны, так как остался пригоден для жилья, был быстро заселен. В нем сделали перегородки и стали жить несколько семей. В 1979 году здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры, затем произведена его реставрация, и дом стал еще одним украшением города. Официальное решение «О создании в доме П. П. Чистякова мемориальной мастерской и выставочного зала» было принято Ленгорисполкомом в 1979 г. Многое поступило из архива Кружка им. П. П. Чистякова, собравшего уникальные документы .
2. Основная экспозиция музея, как основная форма презентации культурного наследия
2.1 Знакомство с основной экспозицией музея Собрание Дома-музея П.П. Чистякова составили подлинные произведения живописи и графики, мемориальные и бытовые предметы, хранившиеся в семье внука Чистякова Я.В. Дурдина, в архиве и музее Академии художеств. Фонды Дома-музея насчитывают 1300 единиц хранения. Сюда входят более 120 живописных и 400 графических произведений конца XVIII - 2-й половины ХIХ вв., включая работы самого Чистякова2. В фонде графики особый интерес представляют учебные произведения наиболее успешных учеников - В.Е. Савинского (1859-1937) и В.М. Баруздиной (1862-1941). Последняя была племянницей Павла Петровича. Ее работ практически нет в других собраниях страны. Уникальны разделы документов, фотографий, книг и мемориальных вещей. Среди последних подлинные предметы, которыми Чистяков пользовался в своей работе: палитры, краски, кисти, карандаши, очки, рабочая блуза-халат и шапочка художника. В течение года экспонируется до 400 единиц хранения3. Интересно само здание музея, которое было построено в 1878 году по проекту архитектора А.Х.Кольба, на деньги вырученные художником от продажи картины «Голова боярина». Дом закончен в смешанном стиле : эклектика и неорусский стиль с чертами модерна. Резьба, украшающая дом, идея создания двухцветной мастерской на втором этаже, двух флюгеров в виде петушков – задумка П.П.Чистякова. В этом доме известный педагог жил и трудился. Дом является образцом деревянного зодчества конца 19 века. Резной декор в русском стиле делает дачу профессора запоминающейся и нарядной. Интерьеры отделаны резными панелями из дерева, создающими в сочетании с восстановленной обстановкой гостиных и столовой неповторимый образ дачи. Вокруг дома раскинулся большой сад. Знакомство с музеем начинается именно с сада, затем продолжается в бывшей столовой дома, где представлены материалы об истории дачи. Рассказ о творческом пути Чистякова возвращает нас в отдаленное прошлое: рождение мальчика Павла в многодетной крепостной семье 5 июля (23 июня) 1832 года в селе Пруды Тверской губернии; учеба в Императорской Академии художеств (1849-1861 гг.). В этом разделе экспозиции наиболее интересны детские и ранние рисунки будущего мастера. В большой гостиной семейные портреты рассказывают об обитателях дома, чьи голоса и шумное веселье некогда сливались с приветствиями гостей. Среди последних разноликий круг художников, ученых, писателей и актеров. Здесь бывали такие художники как И.Е. Репин, В.Е. Савинский, В.А. Серов, Н.А. Бруни, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, А.А. Риццони. В малой гостиной нижнего этажа экспозиция знакомит с кругом семьи и близких друзей художника. Это широкая галерея лиц, судеб - и не только художников, но и музыкантов (Ю.Ф. Львова, А.В. Унковская), писателей (О.Д. Форш, М.А. Волошин, З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский), потомков купца - пивопромышленника И. Дурдина. Кульминация осмотра - мемориальная мастерская, где создавались многие произведения художника. Подлинные работы итальянского периода жизни (1863-1870 гг.), блестящие натурные пейзажи и акварели открывают нам мастера, виртуозно владеющего техникой. Известно, что труд педагога и длительная служба в Академии художеств (последние два десятилетия Чистяков плодотворно заведовал Мозаичным отделением ИАХ) не позволили ему завершить многие творческие замыслы. Обзор музея завершается в небольшом зале, посвященном Чистякову-педагогу. В комнате «Учеников», служащей лекционным залом и местом проведения методических занятий с учащимися художественных заведений, все обращено к тому, чтобы пролить свет на достижения «общего и единственного учителя» (слова И.Е. Репина). Подлинные произведения воспитанников Чистякова из фондов Дома-музея и Академии художеств - словно наглядная страница учебно-методического процесса. В комнате «Учеников» есть еще один фотоальбом. Он назван «Основные положения педагогической системы Чистякова». В нем последовательно проиллюстрированы и прокомментированы наиболее яркие из методических наработок профессора Императорской Академии художеств, сохранившие самоценность доныне. В музее находятся подлинники картин Чистякова П.П. и др. художников. Наиболее заслуживающими внимания являются «Портрет девочки – римлянки. Джованнина», «Дорога в Субиако», «Автопортрет», «Портрет А. П. Чистяковой, матери художника» П.П. Чистякова; «Портрет Ю.В. Львовой», «Портрет О.А. Ваксель», «Бабушка» В.М. Баруздиной; «Автопортрет» В.Е. Мейер и др.
2.2. Краткая биография
и творчество П.П.Чистякова. Педагогическая
деятельность Чистякова – уникальная
система подготовки художников. Обратимся же к личности самого
художника. Русский художник Павел Петрович
Чистяков (5 июля 1832 — 11 ноября 1919) известный
педагог, автор исторической, жанровой
и портретной живописи. Родился будущий
художник в Тверской губернии в семье крепостного
крестьянина, но уже при рождении ему была
дарована вольная. С детства Чистяков увлекался
рисованием и в 17 лет поступил в Императорскую
Академию Художеств. Двенадцать лет посвятил
Чистяков обучению искусствам, а после
окончания обучения некоторое время преподавал
в Санкт-Петербургской рисовальной школе.
Чистяков в 1860 году получил золотую медаль
за картину «Патриарх Гермоген в темнице».
За такие произведения, как «Римский нищий»,
«Голова чучарки» и «Француз , собирающийся
на публичный бал» получает звание академика. С 1863
года Павел Петрович как пенсионер Академии
выехал за границу и долго работал в Париже
и Риме. После возвращения в Петербург в 1870 году
он посвятил себя преподавательской деятельности в Академии Художеств, получив
в 1872 году должность профессора Академии,
а в 1892 году возглавил мозаичную мастерскую.
Методика преподавания рисунка, существовавшая
в академии, сводилась к обучению студентов
определенным приемам и к выработке техники,
что позволяло быстро, но исключительно
механически выполнять любой рисунок
или этюд. Чистяков со свойственной ему
прямотой идет против устоявшихся норм:
«Скажите чудную остроту, и все в восторге;
повторяйте ее сорок лет каждый день и
каждому, отупеете сами и надоедите всем,
как бог знает что, все, что однообразно
и бесконечно повторяется, как бы оно ни
было хорошо вначале, под конец становится
тупо, недействительно, рутинно, просто
надоедает и умирает». Художник должен
постоянно учиться у природы, «черпать
же все только из себя значит останавливаться
или падать». По словам В. Васнецова, Чистяков был «посредником
между учеником и натурой». Врубель, которого разочаровало преподавание
в академии и который считал, что его учат
безжизненным штампам и схемам, обучение
у Чистякова называл формулой живого отношения
к природе. Его учениками были Врубель,
Васнецов, Репин, Суриков и многие другие. Можно
сказать, что Чистяков-учитель стал связующим
звеном между веком XIX и веком ХХ. Через
него проходит правопреемственность:
А.А. Иванов - М.А. Врубель; а творчество
таких воспитанников, как те же Врубель,
Серов, Суриков, Рябушкин, Бакст и Борисов-Мусатов,
не только формировало художественно-пластический
язык искусства ХХ столетия, но сохранило
актуальность и в новом тысячелетии.
Под его началом проводились мозаичные
работы в храме Христа Спасителя в Москве,
в Исаакиевском соборе и храме Воскресения
Христа в Петербурге. Многие портреты и полотна Павла Петровича
так и остались незавершенными. Он ясно
видел цель, умел научить других, а на себя
или времени не хватало, или он просто
сделал выбор в пользу преподавательской
деятельности. В его доме всегда было много
народа, ученики, друзья, он преподавал
в академии и вел кружки вне ее, письменно
давал советы художникам, которые не могли
приехать в Петербург. Великий педагог
разработал свою систему преподавания,
которая шла вразрез с академической.
В академии только вырабатывали технику,
что позволяло быстро и механически сделать
любой этюд. А Павел Петрович воспитывал
художника-человека, учил знать и чувствовать
предмет – не просто копировать природу,
а добавлять в нее свою душу. Он считал,
что кредо настоящего художника: «Чувствовать,
знать и уметь – полное искусство». Последние
семь лет жизни после выхода в отставку
из Академии художеств Чистяков провел
в этих стенах и умер здесь 11 декабря 1919
года. Похоронен на местном Казанском
кладбище. Художник не так много сделал
за свою жизнь, написал несколько исторических
картин и портретов, не закончил книгу
об искусстве и педагогике. Но главный
итог жизни Павла Петровича - это сотни
картин, которые создали благодарные ученики,
возвратив миру все то, что вложил в них
Павел Петрович.
3. Научно- исследовательская и просветительская деятельность музея
Как уже было отмечено выше, музейное пространство не может быть сведено только к экспозиции, требуется расширение границ современного музея, которое проявляется в различных видах деятельности, прежде всего для обеспечения научной культурно-просветительской.
3.1. Научно-исследовательская и издательская деятельность музея В рамках научно-исследовательской и издательской деятельности в музее работали художники, искусствоведы и ученые. Так Чурилова Е.Б. – искусствовед, художник-график, с 1987 г. с перерывами заведовала Домом-музеем П.П. Чистякова, принимала участие в подготовке его экспозиции; основываясь на материалах музея, написала книги «Я еще могу съездить к Чистякову…» (2004), «…Прочесть,…припоминая» П.П.Чистяков в Царском селе», а также многочисленные публикации по вопросам искусств XIX – начала XX вв. в сборниках научных трудов Российской Академии художеств, подготовлены путеводитель (1989) и буклеты по Дому-музею П.П. Чистякова (1988, 2000).
3.2. Научно-просветительская деятельность музея музейно-образовательные и культурные программы В музее проходят литературно-музыкальные вечера, литературные чтения, музыкальные концерты Гостиная музея предоставляется для разовых мероприятий. В малой гостиной периодически проходят выставки современных художников. Старинный рояль собирает в большой гостиной любителей камерных концертов и литературно-музыкальных вечеров. Такой вечер с посещением мастерской, осмотром подлинных произведений Чистякова и его учеников, с показом видеофильма о доме художника-педагога, музей предлагает для групп до 30 человек. Так, на одном из концертов потомок петербургских цыган Константин Бауров и его ансамбль исполнили для собравшейся на крыльце музея публики старинные русские романсы. Проводится работа со школьниками по интересующим их темам, в том числе читаются лекции для младших школьников «Сказки и фантазии в изобразительном искусстве». В музее организуются выставки, в том числе выставки из истории Академии Художеств, из семейного архива, выставки современного искусства. Художники: В. Гусаров, А. Кондратьев, Ю. Ушаков (о. Георгий). Так экспозиция «Ученики» проводилась с показом авторского слайдфильма. Ежегодно проводится празднование дня рождения П.П.Чистякова (6 июля или в ближайший выходной). Интересная выставка была посвящена родственникам, друзьям художника, связанным с ним в первую очередь творческими отношениями. Среди последних надо назвать Ольгу Дмитриевну Форш, бывшую ученицу Чистякова, а впоследствии – писательницу, автора исторических романов, два из которых – «Первенцы свободы» и «Михайловский замок» были написаны в этом доме. Интересные творческие отношения связывали Чистякова с Львовыми. Львовы – род очень известный: так, Николай Александрович Львов был крупным архитектором, музыкантом, композитором. Один из Львовых – автор гимна «Боже, царя храни». В музее представлен портрет Юлии Федоровны Львовой и ее дочери Ольги Ваксель, которой посвящена книга Александра Ласкина «Ангел, летящий на велосипеде». Львовы были связаны с широким кругом творческой интеллигенции Петербурга и, в первую очередь, с Максимилианом Волошиным, акварель которого была нам подарена внуком Юлии Федоровны.
Информация о работе Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы