Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 17:06, отчет по практике

Описание работы

Тема настоящего отчета – «Отчет по музейно-краеведческой практике на примере дома - музея П.П.Чистякова». Актуальность исследования в ходе музейно-краеведческой практики определяют проблемы, особенности и перспективы развития музейного пространства в культурологическом ракурсе. Целью данного исследования является культурологический анализ дома-музея художника – педагога П.П.Чистякова, в том числе истории создания музея, основной экспозиции, научно-исследовательской и просветительской деятельности, а также издательской, экскурсионной, выставочной деятельности. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику исследования в ходе музейной практики и его структуру: - определить понятие музейного пространства; - изучить историю создания музея, основную экспозицию, деятельность музея в области научно-исследовательской, издательской, образовательной и экскурсионной деятельности; - выявить проблемы музея и внести предложения на перспективу дальнейшего развития музейной деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
История создания музея ……………………………………………………………
Экспозиция музея, как основная форма презентации культурного наследия
Знакомство с основной экспозицией музея……………………………………
Краткая биография и творчество П.П.Чистякова. Педагогическая деятельность Чистякова – уникальная система подготовки художников…………………………………………………………………………
3. Научно- исследовательская и просветительская деятельность музея 3.1. Научно-исследовательская и издательская деятельность музея…. 3.2. Научно-просветительская деятельность музея. Музейно-образовательные, культурные программы, экскурсии…………………………………………………………
4. Проблемы, перспективы музея и предложения по совершенствованию музейной деятельности……………………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Министерство культуры Российской Федерации.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

В музее проводятся основные экскурсии по постоянной экспозиции Дома-музея П.П. , разработан туристический маршрут «Великий учитель великих учеников". В музее работает книжный киоск.

4. Проблемы, перспективы музея и предложения по совершенствованию музейной деятельности.

Дом-музей П.П.Чистякова является отделом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, который уделяет ему мало внимания, в том числе, в части финансирования.           Так же музей малоизвестен и привлекает узкий круг специалистов.     В последнее время возникли  проблемы с сохранением самого музейного комплекса. Соседнюю дачу Николая Ивановича Вавилова продали в частные владения, и имеются желающие на приобретение дома – музея П.П. Чистякова. Необходимо отметить, что обе дачи были построены одним архитектором и составляют единый архитектурно – исторический комплекс. Хозяева дач находились в родстве.     Нуждается в совершенствовании оформление основной экспозиции. Культурно –просветительской деятельностью в последнее время музей занимается не активно, интересные проекты в прошлом.           По мнению автора, чтобы активизировать работу музея в перспективе представляется необходимым сделать следующее.       1.В части основной экспозиции видится целесообразным в залах повесить информационные стенды, а также, установить компьютерную технику, позволяющую пройти  экскурсию виртуально. Для ознакомления с историей картин подготовить информацию для возможности её прослушивания в наушниках. Всё это позволит ознакомится с экспозицией без присутствия экскурсовода.      2. В области научно – исследовательской и издательской деятельности необходимо обратить внимание Академии художеств на нужды музея, выпустить информационно – просветительский плакат о деятельности П.П.Чистякова – учителя русских художников и о доме – музее, в котором он жил.          3. В области научно-просветительской деятельности музея, в том числе, музейно-образовательных программ можно предложить следующнее. 

       Музей П.П. Чистякова – это  своеобразное продолжение экспозиции Академии художеств «История русской художественной школы». А поскольку Павел Чистяков был в первую очередь величайшим педагогом — без его учеников: Репина, Серова, Сурикова, Врубеля, Нестерова, Поленова мы не можем писать страницы истории искусства - акцент в деятельности музея необходимо делать  именно на это. Учитывая вышеизложенное, возможно интересным будет проведение мероприятий, в том числе, выставок, литературно - музыкальных вечеров, которые будут посвящены ученикам П.П. Чистякова – каждому в отдельности.

       Возможно, удастся возобновить деятельность  исторического Кружка имени П.П.  Чистякова, привлекая учёных, музыкантов, писателей и поэтов. Во времена,  когда в доме жил сам хозяин, атмосфера в нём царила самая  творческая. Дом посещался научно  – художественной элитой, в том числе, Д.И. Менделеевым, писателями  и поэтами П.П. Гнедич, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковским и другими. Необходимо усилить связь времён и продолжить традиции этого дома. К тому же, внимание известных людей поможет в сохранении музея.

       Перед домом прекрасный сад, в котором в летнее время можно проводить концерты классической музыки. Внешний вид дома и усадьба – прекрасное место для выездных спектаклей драматического театра, представляется очень органичным здесь постановка пьес Островского и А.П. Чехова.

        Не следует забывать, что дом  находится во Фридентальской  колонии, на территории которой  расположены усадьба  Б.В. Романова  – члена царской семьи, дача  Н.И. Вавилова – выдающегося  учёного, генетика, ботаника, растениевода. И, конечно, было бы желательно объединить сохранившиеся здания для создания единого музейного комплекса, а также, размещения здесь краеведческого музея города Пушкина, который находится в угасающем состоянии.

            ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

Подводя итоги на основе сведений, полученных непосредственно в результате посещения музейной экспозиции, почерпнутых из специальных изданий, справочной литературы,  сайтов посвященных музею и художнику можно сделать следующие выводы:

  1. Музейное пространство не может быть сведено только к основной  экспозиции несмотря на ее значимость, являющуюся основной формой презентации культурного наследия. При этом для того, чтобы музей «жил» требуется расширение границ его деятельности, при этом важным моментом для решения этих задач является необходимость учитывать  историю создания музея, его  «корни» и обеспечивать неразрывную связь прошлого и настоящего.  
  2. Дом-музей П.П.Чистякова имеет богатейшую коллекцию экспонатов, которая нуждается в сохранении, а сам музей в популяризации. Личность П.П.Чистякова и его система преподавания также заслуживают внимания.  
  3. В музее ведется научно – исследовательская, научно-просветительская и издательская деятельность, а также осуществляются музейно-образовательные программы и экскурсии.
  4. Выявлены проблемы и внесены предложения по совершенствованию музейной деятельности (музейного пространства) в части вопросов совершенствования основной экспозиции, сохранения и расширения музейного комплекса, активизации в области научно-исследовательской, образовательно – просветительской деятельности, реализа-ции культурных  программ, популяризации музея .

Таким образом, задачи исследования, поставленные во «введении» решены, а именно, определено понятие музейного пространства, изучена история музея и его основная деятельность, выявлены проблемы музея и внесены конкретные предложения   на перспективу дальнейшего развития музейной деятельности и следовательно цель исследования достигнута. Материалы данного отчета могут быть использованы в практической деятельности музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Монографии  и теоретические статьи.

1.Чурилова Е. Б. Прочесть, припоминая П.П, Чистяков в Царском селе/ Е. Б. Чурилова. – СПб.: Серебряный век, 2007 – с.306.

Иллюстративная  и справочная литература.

  1. Смирнова ЛюдмилаНезнакомое Царское село//Под рукой.-2012-№ 45, С.12-13

Интернет-ресурсы.

1. http://www.rtr.spb.ru/radio_ru/main/Arhiv/Konkurs.htm

  1. http://www.nimrah.ru/muschist
  2. http://www.websad.ru/archlectures.php?topic=46
  3. http://www.rah.ru/content/ru/museum_container-2005-02-02-13-33-42/museum-2005-02-02-13-41-08.html?printout=1
  4. http://www.vangog.ru/topic4101.html
  5. http://hudozhnikam.ru/biografiya/b1.html

 
   СПИСОК  ИЛЛЮСТРАЦИЙ:

    1. Музей- усадьба П.П.Чистякова, фото автора
    2. Ростворовский С.Р. Портрет П.П.Чистякова, до 1884, фото автора
    3. Столовая на первом этаже, фото автора
    4. Картина – работа кисти дочери художника Анны, фото автора
    5. Савинский В.Е.. Портрет П.П.Чистякова, 1916, фото автора
    6. Мастерская художника, на мольберте лучшая работа П.П.Чистякова «Джованнина»,  1863, фото автора
    7. Большая гостиная, в интерьере использована деревянная резьба, выполненная по рисункам П.П.Чистякова, фото автора
    8. Автопортрет Веры Мейер, ученицы П.П.Чистякова, написанной ей в 12 лет, 1860, фото автора
    9. Чистяков П.П, Портрет матери, 1883, фото автора
    10. Мемориальная доска на доме на улице имени П.П.Чистякова, фото автора
    11. Дом Николая Ивановича Вавилова, проданный в частное владение, фото автора

 

 

 

 

 

1 Чурилова Е. Б. Прочесть, припоминая. П.П.Чистяков в Царском селе / Е. Б. Чурилова. – СПб.: Серебряный век, 2007, с.5

2 http://www.rah.ru/content/ru/museum_container-2005-02-02-13-33-42/museum-2005-02-02-13-41-08.html?printout=1

3 http://www.rah.ru/content/ru/museum_container-2005-02-02-13-33-42/museum-2005-02-02-13-41-08.html?printout=1


Информация о работе Музейная деятельность дома – музея П.П.Чистякова, проблемы и перспективы