Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:16, реферат
Профессиональное музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное музыкально творчество, формируется в 1-й половине 20 в. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчество. Сложились оригинальные формы и жанры музицирования, в которых присутствовали черты своеобразного профессионализма, проявлявшиеся в творчестве певцов (йырау), кураистов (курайсы), сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство представляло собой народную музыкально-поэтическую классику. Присоединение Башкирии к Русскому государству, основание военных крепостей и городов, активный приток населения из центральной России обусловили появление новых форм музыкального быта, в недрах которого зародилась профессиональная музыка.
История развития музыкальной культуры.....................................3
Музыкальные общества....................................................................8
Инструментальные ансамбли...........................................................9
Хоры....................................................................................................9
Опера..................................................................................................11
Балет.............................................................................................13
Список литературы......................................................................
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ
Инструментальные ансамбли - коллективы музыкантов-инструменталистов, объединенные для совместного музицирования. Ранние свидетельства о формировании в Башкирии традиции домашнего музицирования в городсой среде относятся ко 2-й половине 19 в. В Уфе в 1870-80 силами местных музыкантов под руководством видного скрипача Д.Н.Севастьянова проводились вечера квартетной музыки зарубежных и русских композиторов. Ансамблевое исполнительство составляло значительную часть программ концертов обществава любителей музыки, пения и драматического искусства, кружков национальной литературы и музыки.
После Октябрьской революции, с открытием музыкальной школы №1 г.Уфы (1920) и Башкирского музыкального техникума (1922), концертная жизнь активизировалась. Ведущие педагоги музыкального техникума М.И.Андржиевская (фп), С.А.Попов (скрипка), Ф.П.Садовский (виолончель) выступали в ансамбле, исполняя "Элегическое трио" С.В.Рахманинова. Среди любителей национального искусства популярностью пользовался первый ансамбль башкирских народных инструментов, организованный при музыкальной части Башкирского государственного театра драмы (1927). В его составе были кураисты Ю.М.Исянбаев, Х.Б.Ахметов, Г.Г.Ушанов, гармонист Г.М.Мингажев, скрипач и худ. рук. Х.К.Ибрагимов. Начиная с 40-х гг. при Башкирской государственной филармонии (БГФ) формируются фольклорные и эстрадные коллективы: ансамбль кураистов (рук.: Г.З.Сулейманов, И.И.Дильмухаметов), эстрадные (рук. Н.Галеев, Б.М.Гайсин), Башкирский государственный ансамбль народного танца (рук. А.С.Ключарев, Т.Ш.Каримов, Р.В.Муратшин), джаз-группа "Дустар". С конца 50-х гг. в Башкирском государственном музыкальном училище (с 1960 Уфим. училище искусств - УУИ) существует ученический ансамбль скрипачей (рук. М.Г.Файн, М.М.Цинман, М.Е.Швайштейн, Б.О.Абдулбанеев), выступающий в концертах, на Башкирском радио и ТВ.
ХОРЫ
Хоры - певческие коллективы профессиональных или самодеятельных музыкантов, совместно исполняющие вокальную музыку с инструментальным сопровождением или без него (А-капелла). Унисонное хоровое пение появилось среди башкир в конце 19 - начале 20 в. Очагами распространения были мектебы и медресе. Инициаторами и организаторами хоров стали прогрессивно настроенные учителя Г.Ибрагимов, И.Терегулов, В.Клеменц, Ф.Агеев и др. До Октябрьской революции в Уфе существовали руссский хор, преимущественно церковные, довольно высокого уровня певческой культуры. В их репертуаре была духовная музыка Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского, П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и др. Среди уфимских регентов-руководителей хоров - И.П.Ишпайкин, И.П.Райский, Г.Ф.Арямнов, В.Г.Преображенский и др. Хоры принимали участие в городских мероприятиях, концертах Обществава любителей пения, музыки и драматического искусства, исполняя сочинения русских и западноевропейских композиторов. После Октябрьской революции массовое коллективное пение стало неотъемлемым элементом общественного быта: собрания, митинги, манифестации сопровождались пением революционных песен. В 1919 при политотделе Уфимского Губвоенкомата был создан первый профессиональный хор, позже Государственный (1919-22, рук. А.А.Петручик, Преображенский). Хор исполнял русские народные и хреволюционные песни и марши, произведения советский, русских и зарубежных композиторов. В начале 20-х гг. появились башкирские и татарские хоровые коллективы Уфимского института народного образования (рук. Х.К.Ибрагимов) и Государственной музыкальной школы (рук. И.В.Салтыков). В 1928 силами преподавателей и учащихся Башкирского государственного техникума искусств было осуществлено театрально-музыкальное представление "Башкирская свадьба" по пьесе М.Бурангулова (муз. рук. Салтыков, Ибрагимов). В нем было широко использовано башкирское народное музыкальное творчество, в т.ч. в хоровом исполнении. В 1934 при Доме Красной армии был организован Красноармейский ансамбль песни и пляски (рук. Ибрагимов). Основу репертуара ансамбля составляли башкирские и татарские народные песни в обработке руководителя коллектива. Важную роль в развитии хорового исполнительства в Башкирии сыграли русские и башкирские хоровые вокальные студии Башпрофсовета (1935-38, рук. А.Г.Тихомиров). Эти коллективы положили начало профессиональному хору Башкирского театра оперы и балета (БТОБ, 1938) и Башкирской государственной филармонии (1939). Великая Отечественная война прервала деятельность филармонического хора. Однако, в февр. 1944 был создан профессиональный женский хор (рук. М.Я.Федотов), реорганизованный в 1950 в смешанный (рук. Тихомиров). Хор Башкирской государственной филармонии выступал в концертах Декады башкирской литературы и искусства в Москве, где прозвучали хоровые сочинения советских и башкирских композиторов, обработки народных песен. Дальнейшее развитие хорового искусства связано с деятельностью композитора и хормейстера Ш.Ш.Ибрагимова, возглавлявшего профессиональный хор Башрадиокомитета (1953-60) и Башкирской государственной филармонии (1955-58). К началу 60-х гг. качественно изменился уровень исполнителей культуры лучших учебных и любительских хоров, выступавших с разнообразными концертными программами. Ярким событием музыкальной жизни Уфы стало исполнение Русской республиканской хоровой капеллой (Москва, худ. рук. А.А.Юрлов), совместно с Народной хоровой капеллой профсоюзов, Хорового Уфимского училища искусств, педагогического училища -2 (Уфа, рук. М.П.Фоменков) и БТОБ (дирижер И.М.Альтерман) "Патетической оратории" Г.В.Свиридова. В мае 1969 состоялось первое выступление хора Уфимского государственного института искусств совместно с Народной хоровой капеллой профсоюзов, в течение двух вечеров исполнивших большую программу из сочинений Свиридова, в т.ч. "Патетическую ораторию", фрагменты "Поэмы памяти Сергея Есенина", и А-капелла (рук. Фоменков, хормейстер А.П.Иванов). В 1970 концертную деятельность начала Башкирская государственная хоровая капелла (рук. Т.С.Сайфуллин), в 1993 Камерный хор Музыкального общества РБ (рук. Ш.М.Бикмухаметов). Выдающимся событием в музыкальной жизни Башкортостана 90-х гг. стало исполнение "Реквиема" Дж.Верди объединенными силами артистов Башкирской хоровой капеллы, хора, солистов и симфонического оркестра БТОБ при участии И.Архиповой и М.Биешу (дирижер В.И.Платонов). Важную роль в приобщении широких масс к хоровому искусству играют любительские хоры, организованные при школах, средних и высших учебных заведениях.
ОПЕРА
Опера - вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Башкирская опера как самостоятельный жанр формируется в 40-е гг. Но более ранние попытки предпринимаются в 1920-х гг. В 1930 в Казани и Уфе состоялась премьера оперы Г.С.Альмухаметова, В.И.Виноградова и С.Х.Габяша "Эшсе" ("Рабочий") по одноименной поэме М.Гафури. В своем становлении башкирская опера опиралась на народное музыкальное творчество, на традиции русской классической музыки и опыт современного искусства. Прообразами первых башкирских опер были музыкальные спектакли, включавшие большое количество фольклорно-этнографических картин и воскрешающие на сцене обряды, легенды и сюжетно-поэтическую основу народных песен. Развитие башкирской драматургии и театра способствовало формированию национального оперного репертуара. Ряд произведений, поставленных на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета (БТОБ), был создан на основе одноименных драматических спектаклей. Премьера первой башкирской оперы "Хакмар" композитор М.М.Валеева (либр. С.Мифтахова, дирижер П.М.Славинский, реж. Б.Г.Имашев, худ. М.Беспалова, балетм. Ф.А.Гаскаров, хормейстеры О.М.Райцын и Н.А.Болотов) состоялась в 1940. В числе первых исполнителей Г.С.Хабибуллин, Х.Л.Галимов, Б.Н.Валеева, З.И.Ильбаева, М.Г.Салигаскарова, М.Х.Хисматуллин и др. В опере впервые были представлены традиционные оперные формы: арии, ансамбли, хоры и оркестровые эпизоды. В музыке широко использовались интонации башкирских народных песен и танцев. В годы Великой Отечественной войны в создании башкирской оперы участвовали эвакуированные в Уфу музыканты и композиторы Москвы, Ленинграда, Киева. Опера "Карлугас" Н.К.Чемберджи (либр. Б.Бикбая, пост. 1941), отражающая героическую историю башкирского народа, была созвучна патриотическому духу современных людей в годы войны. Определенный вклад в развитие башкирской оперы внес композитор, дирижер и фольклорист-этнограф А.А.Эйхенвальд. В его операх "Мэргэн" и "Ашкадар" (на либр. М.Бурангулова, пост. 1940, 1944), созданных по мотивам народных легенд, проявилось умелое использование баш. народной музыки. Опера "За родину" написана украинским композитором Ф.Е.Козицким совместно с башкирским композитором и драматургом Х.К.Ибрагимовым (дирижер Славинский, реж. Ш.А.Месягутов, пост. 1943.). В годы войны увидела свет и опера "Акбузат" Х.Ш.Заимова и А.Э.Спадавеккиа, созданная по мотивам башкирского эпоса. Героическую линию в башкирской опере продолжила опера "Азат" Р.А.Муртазина (либр. Бикбая, дирижер Г.А.Столяров, реж. А.С.Григорян, пост. 1949), посвященная событиям гражданской войны в Башкирии. В опере "Айхылу" Н.И.Пейко (либр. Г.Амири, рус. текст Г.Миллера и Пейко по мотивам драмы Мифтахова "Хакмар", дирижер Г.Л.Ержемский, реж. Е.А.Брилль, пост. 1953) впервые воплощена современная тема.
Качественно новый этап в развитии башкирской оперы начинается с середины 50-х гг. - важнейшего периода в становлении башкирской профессиональной музыки. Задача создания самобытного национального музыкального языка успешно решена в опере "Салават Юлаев" З.Г.Исмагилова. Сюжет оперы (либр. Бикбая), связанный с образом Салавата Юлаева, сподвижника Е.И.Пугачева в Крестьянской войне 1773-75, предоставлял возможность воплотить героику народной борьбы, острые социально-исторические конфликты. В музыкальном языке спектакля сочетаются яркое национальное своеобразие башкирской музыки и реалистические принципы музыкальной классики. Имевшая успех в Москве на Декаде башкирской литературы и искусства (1955) опера не сходит со сцены свыше 40 лет. Поиском новых драматургических приемов и средств выразительности отмечена лирико-психологическая опера "Шаура" Исмагилова (либр. Бикбая) по мотивам одноименной башкирской народной песни и легенды (дирижер И.М.Альтерман, реж. Хисматуллин, пост. 1963). В конце 60-х - начале 70-х гг. башкирские композиторы расширяют тематику опер. Атмосферу революции и гражданской войны передает вторая опера Муртазина "Дауыл" ("Буря", либр. Р.С.Янбулатовой по роману Х.Давлетшиной "Иргиз", дирижер В.Д.Руттер, реж. Ш.М.Муртазина, пост. 1969). Опера "Современники" Х.Ф.Ахметова (либр. Бикбая, дирижер Н.Г.Сабитов, реж. Хисматуллин, пост. 1970) повествует о первооткрывателях башкирской нефти. Тема труда и дружбы народов, воплощенная через массовые сцены, чередуется с раскрытием духовного мира наших современников в развернутых ариях, монологах и ансамблях. Значительно обогатила национальное музыкально-сценическое искусство опера "Волны Агидели" Исмагилова (либр. М.Карима, дирижер Г.Х.Муталов, реж. Р.А.Валиуллин, пост. 1972). Лирическая драма героев показана на фоне современной жизни народа. Продолжением эпической линии в оперном творчестве башкирских композиторов явилась опера "Послы Урала" Исмагилова (либр. И. Дильмухаметова, дирижер Г.Г.Александров, реж. Р.И.Тихомиров, пост. 1982), посвященная событиям 16 в. - присоединению Башкирии к Русскому государству. Важным событием музыкально-театральной жизни 90-х гг. стала постановка оперы "Нэркэс" Ахметова (либр. комп. по одноим. трагедии И.Х.Юмагулова, дирижер В.И.Платонов, реж. Валиуллин, пост. 1994). В основе ее - трагедия башкирских Ромео и Джульетты, разворачивающаяся на фоне острого социального конфликта в феодально-родовом обществе. Творчество молодых композиторов представлено оперой "Черные воды" С.А.Низамутдинова (либр. комп. по одноим. поэме Карима, дирижер Ю.П.Анисичкин, реж. Валиуллин, пост. 1989). Посвященная событиям Великой Отечественной войны, она наметила новую жанровую линию в башкирской музыке - камерную оперу. Среди созданных в 80-90-е гг. оперных произведений, еще не поставленных на сцене, - "Акмулла" Исмагилова, "Великий рядовой" ("Александр Матросов") Д.Д.Хасаншина, "Гульямал" Н.А.Даутова, "Шонкар" А.М.Кубагушева; для детей - "Полет на Марс" Р.Х.Газизова, "Серая шейка" А.Х.Габдрахманова, "Тараканище" Даутова и др. В мае 1996 с успехом прошла премьера оперы "В ночь лунного затмения" Низамутдинова.
БАЛЕТ
Балет - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.
Башкирский балет, артистический состав и художественно-сценическая деятельность балетной труппы Государственного театра оперы и балета Республики Башкортостан (ТОБ) опирается на академическую школу русского классического балета, и широко использует традиционные формы башкирской хореографии. Синтез классического танца и его современной модификаций с поэтикой башкирского народного танца определяет художественное своеобразие хореографических произведений ТОБ на национальной темы.
Первый состав балетной труппы ТОБ под художественным руководством балетмейстеров К.В.Матсона, Н.Г.Зайцева, Ф.А.Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореографического отделения Башкирского техникума искусств (1938) и башкирской студии Ленинградского хореографического училища (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский балет выдвинул плеяду классических танцовщиков, заложивших традиции национального искусства. Это З.Насретдинова, Х.Сафиуллин, Т.Худайбердина, Х.Мустаев, Ф.Саттаров, Г.Сулейманова, М.Тагирова, Ф.Юсупов, Ф.Ахметшин, Г.Хафизова, Ф.Грюнвальд. В 1953-55 в хореографической студии при ТОБ занимался и дебютировал в спектаклях театра ("Дон Кихот" Л.Ф.Минкуса, "Журавлиная песнь" Л.Б.Степанова и др.) будущий корифей мирового балета Р.Х.Нуреев. За первые 15 лет своего существования, начиная с "Коппелии" Л.Делиба (пост. Зайцев по А.Сен-Леону и А.А.Горскому) и до Декады башкирской литературы и искусства в Москве (1955), труппа выработала долговременную художественную программу, объединила вокруг себя видных композиторов, хореографов, сценографов, режиссеров. В репертуаре было около 30 развернутых и одноактных спектаклей, хореографических миниатюр, таких как "Лебединое озеро" П.И.Чайковского, "Тщетная предосторожность" Л.Герольда - П.Гертеля, "Шехерезада" Н.А.Римского-Корсакова, "Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Ч.Пуньи, "Красный мак" Р.М.Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева, "Лауренсия" А.А.Крейна, "Элегия" С.В.Рахманинова и др. в пост. Зайцева, Гаскарова, Е.К.Войтович, Сафиуллина, Саттарова, Л.И.Лукина, В.Х.Пяри.
Сложился репертуар собственно башкирских спектаклей. Лучшим произведением башкирского балета периода становления был спектакль "Журавлиная песнь" ("Сынрау торна"; 1944, 1955): либретто Гаскарова, музыка Степанова, хореография Н.А.Анисимовой, сценография Г.Ш.Имашевой (во 2-ой ред. М.Н.Арсланова). В основу музыкально-хореографической драмы был положен литературный сценарий, в котором переплелись языческие мифы, родовые обряды и социальные коллизии башкирской старины. Музыка балета представляет собой циклическую структуру, включающую темы башкирских народных песен и мелодий и соединяющую сюитную форму с симфоническим развитием лейтмотивов. Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с народными танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к хореографическому симфонизму в сценическом действии и воплощение классически завершенного образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, художественного символа свободолюбия и патриотизма народа. Тема балета "Журавлиная песнь", его музыкальное и хореографическое воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ", 1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп. А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и Сафиуллина).
Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений, разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира" ("Гэлнэзирэ", 1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов). Социальные и нравственные коллизии старой башкирской деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноименной повести М.Гафури ("Кара йэззэр", 1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ. Арсланов). Трагедия "черноликих" находила свое выражение в контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался героический образ. Балет "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа, развертывал, прежде всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие театральной пластики.
Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким жизненным испытаниям послевоенной действительности были посвящены два балета композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967; хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль" ("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произведениях поэтика академического балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и выразительной мимикой.
Историческое прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим. трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла литературную тему, музыку и хореографию произведения, олицетворяла диалектику нравственного сознания, обнажая тем самым противоречивость моральных принципов современного человека. Пластическая ткань спектакля соединяла различные хореографические системы - от классического танца до авангарда.
Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореографические спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки композитора Сабитова - "Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм. Г.И.Язвинский), композитора М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-Ахунов), композитора Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда", 1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.