Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 11:16, реферат
Профессиональное музыкальное искусство Башкортостана, опирающееся на богатое народное музыкально творчество, формируется в 1-й половине 20 в. До Октябрьской революции у башкир в основном развивалось устное музыкально-поэтическое творчество. Сложились оригинальные формы и жанры музицирования, в которых присутствовали черты своеобразного профессионализма, проявлявшиеся в творчестве певцов (йырау), кураистов (курайсы), сказителей-поэтов (сэсэны), чье мастерство представляло собой народную музыкально-поэтическую классику. Присоединение Башкирии к Русскому государству, основание военных крепостей и городов, активный приток населения из центральной России обусловили появление новых форм музыкального быта, в недрах которого зародилась профессиональная музыка.
История развития музыкальной культуры.....................................3
Музыкальные общества....................................................................8
Инструментальные ансамбли...........................................................9
Хоры....................................................................................................9
Опера..................................................................................................11
Балет.............................................................................................13
Список литературы......................................................................
О профессиональном мастерстве, богатом творческом потенциале свидетельствовал репертуар ТОБ 1955-75 гг., на которые пришелся пик художественного развития башкирского балета. Лучшими спектаклями классического и современного репертуара стали "Спящая красавица" и цикл одноактных произведений Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро" М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале" Ф.З.Яруллина и др. Яркими страницами башкирского балета являются собственные редакции спектаклей на классические темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в постановке Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в постановке В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в постановке А.Плисецкого, "Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в постановке Н.Маркарьянца, "Сеньора из Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.
Становление и художественно-эстетическое развитие башкирского балета воплотились в творчестве 3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли в ней ведущее место воспитанники ЛХУ Ф.Нафикова, Э.Тимергазина, И.Хабиров, В.Галимова, А.Бикчурин, Э.Сулейманова, С.Саттарова и др.; в 1960-70-е гг. пришли в башкирских балет Л.Куватова, Ш.Терегулов, Ю.Ушанов, Р.Изгина, Л. и В. Шапкины, З.Ильясова, Ф.Мустаева, А.Валеев и др. воспитанники Ленинградского и Пермского хореографического училищащ; в 1970-80-е - Р.Зарипов, М.Даукаев, Ф.Рахмангулова, Л.Лугина, Э.Валеев, Г.Сабирова, Б.Юлдашев, Х.Мухаметшин, Г.Зараменская, К.Исмагилова и др.
С начала 1980-х башкирский балет переживает творческий кризис, связанный с распадом художественно-эстетической программы, распылением артистических кадров. Подъем определился с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и вступлением ТОБ в творческое сотрудничество с деятелями Большого театра России. Башкирский балет пополнился первыми выпускниками училища (Р.Рыкин, Д.Даможиров, О.Тарова, Б.Терегулова, А.Фатхлисламов, Т.Краснова, Р.Закирова, Н.Сологуб, А.Кубагушев, А.Шайдуллин и др.) В художетсвенной работе балетной труппы ТОБ принял участие выдающийся хореограф Ю.Н.Григорович. Постановка балета "Тщетная предосторожность" на музфку П.Гертеля, Л.Герольда, Ж.Бизе, Ч.Пуньи и др., новые редакции спектаклей "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и др., поставленные на сцене ТОБ РБ, обеспечили высокий творческий подъем в деятельности труппы, определили новый художественный уровень башкирского балета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова О. Всероссийскому хоровому обществу 25 лет. М., 1985;
2. Атанова Л. Музыкальная культура Башкортостана //Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.
3. Фоменков М. К истории развития хорового искусства в Башкирии в первые годы Советской власти //Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. Уфа, 1990; его же. Народная песня и развитие хорового искусства в Башкирии //Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.
4. Хайруллин Р. Мастера балетного искусства Башкирии. Уфа, 1963; Саитов С. Танец ликующий. Уфа, 1968; Ахмадеева Г.Н. Башкирский балет //Музыка композиторов БАССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990