Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа
История культуры - это история возникающих и исчезающих ее феноме-нов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
1. Введение 3 стр
2. Факторы развития культуры первобытного общества 5 стр
3. Духовная культура первобытного общества 10 стр
4. Материальная культура первобытного общества 14 стр
5. Заключение 24 стр
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский институт экономики
На тему: Начало человеческой культуры:
культура первобытного общества.
По дисциплине: Культурология
Выполнил
Студент Зиновьева Наталья
Направление: Экономика
Зачетная книжка № 111704
руководитель ____________________________
Екатеринбург
2012
Содержание :
История культуры - это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Мы то не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особой остротой видеть, как много вокруг и внутри нас того, что складывалось в прошлом. Мы много раз отвергали и опровергали прошлое, пытаясь переписать его набело, и столько же раз начинали отыскивать в нем свои корни, чтобы лучше понять себя сегодняшних. Пожалуй, только в XX веке человечество осознало свою главную ошибку: погоня за материальными благами и научными открытиями не всегда означает движение вперед, а забвение “ужасного” прошлого может обернуться стократ более ужасным будущим. Увидеть связь тысячелетий, поколений, народов, найти и понять единство в смене культур значит осознать и осознанно выстроить свое будущее.
Может
возникнуть (и возникало) представление
о том, что любая культура обречена.
Но ни одна культура не умирала и
не стиралась совершенно. Она всегда
возрождалась в последующих фазах
развития, давала новые неожиданные
ростки. И пока хотя бы один человек
на земле умеет делать из природного
материала необходимые
Возникновение
культуры связано с появлением человечества.
Множество различных теорий стремится
объяснить причины его
Другая,
весьма распространенная, теория - теория
эволюции, начало которой положил
Ч. Дарвин. Для него человек был
высшим природным творением, выжившим
лишь благодаря тому, что оказался
наиболее приспособленным к
Н. Гумилёв создал теорию происхождения человечества, которую можно назвать “космической”. Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы Биосфера (греч. bios “жизнь”) -- область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) - верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 -- 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.. Биосфера, с его точки зрения, “не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности -- почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха... Все это -- энергия, нас питающая” [86, с. 54]. Другие виды энергии -- это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От совокупного действия разных видов энергии зависят периодические всплески пассионарности (лат. passio “страсть”), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилёв представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.
Эти
предварительные сведения нам необходимы,
чтобы войти в реку времени
и в путешествии по ней понять
труды и дни людей в мире
от древности до сегодняшнего дня, увидеть
в них то, что должно составлять
главную ценность отдельной человеческой
жизни и жизни всего
Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным основанием рассуждать о первобытной культуре. Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры.
Палеолит(греч palaios “древний” + lithos “камень”) делится на эолит (“заря камня”), нижний, средний и верхний палеолит. Эолит — эпоха первых орудий человека, которые могли быть и деревянными и каменными, из которых до нас дошли только последние. Часть из них были естественными орудиями, т. е.камнями, по своей природе имеющими форму, пригодную для примитивного труда,часть — искусственными, т. е. осколками кремня и других ломких каменных пород,созданных путем дробления их ударами камней более твердых пород. Нижний палеолит характеризуется появлением орудий устойчивой, правильной формы, годных для разбивания плодов и костей, убивания животных, разрезывания и т. п. Средний палеолит — период возникновения более мелких, но зато более пригодных для употребления режущих и колющих орудий.
К этой эпохе относится возникновение
кровнородственной семьи и
Мезолит(греч. mesos "средний,промежуточный"), или, как его иногда называют, протонеолит (греч. protos "первый"),—эпоха совершенствования камнеобделывания. Появляются лук и стрелы,микролитические изделия (т. е. снабженные тонкими каменными пластинами) с геометрически правильными формами, с острыми выровненными лезвиями, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в роговых или костяных орудиях, изготавливаются ручные мельницы, сети, плоты, лодки. С приручением собаки звероловство становится более продуктивным. Все это обусловило появление постоянных запасов.В первобытном племени складываются матриархально-родовые отношения.
Неолит—дальнейшее усложнение и совершенствование камнеобделывания (полированные и сверленые каменные орудия), переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя в его жизни все:от анатомии до образа жизни.
Животное обеспечивает свое выживание
в пределах видовых возможностей,
воспринимая внешние стороны
вещей. Пользуясь органами чувств и
генетическими программами,оно
2.Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Мы уже говорили (см. ч. I, гл. IV) о запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчивая численность рода была одним из условий его выживания. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменника и по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная и потому уже опасная неизвестность, страшило людей. Современный итальянский ученый, занимающийся семиотикой, Умберто Эко (р. 1932) говорит, что современный шовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережиток первобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашему образу жизни, все, что “не наша кровь” [338, с. 29—47].
Другое, еще более значимое для
дальнейшей жизни и деятельности
людей табу было связано с регуляцией
отношений между полами. В первобытном
обществе количество людей в роду
во многом зависело от условий существования.
При благоприятных условиях наличие
беременных женщин и младенцев не
обременяло общину. Но в периоды
ухудшения условий жизни (природные
катаклизмы, необходимость миграции
и др.) их большое количество только
затрудняло жизнь всего сообщества.
Считается, что при ухудшении
условий жизни появляется необходимость
ограничить свои потребности и,естественно,
в первую очередь — пищевые
и половые инстинкты, считает
Ю. И.Семенов [271, с. 108]. Регулирование
брачных отношений
Информация о работе Начало человеческой культуры: культура первобытного общества