Начало человеческой культуры: культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

История культуры - это история возникающих и исчезающих ее феноме-нов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

Содержание работы

1. Введение 3 стр
2. Факторы развития культуры первобытного общества 5 стр
3. Духовная культура первобытного общества 10 стр
4. Материальная культура первобытного общества 14 стр
5. Заключение 24 стр

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_Культурология_Осевого времени Ясперса.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Санкт-Петербургский  университет управления и экономики

Уральский   институт    экономики

 

 

 

 

 

                            К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я     Р А Б О Т  А

                               

                        

 

 На тему:  Начало человеческой культуры:

                            культура первобытного общества.

 

 

          По дисциплине:      Культурология

 

 

        Выполнил

        Студент                 Зиновьева Наталья

        Группа №  18-19730/1-1

 

        Направление:   Экономика

 

 

 

         Зачетная книжка №  111704

             

        Проверил 

        руководитель  ____________________________  

 

 

 

 

 

 

                                               

Екатеринбург

 

2012

Содержание :

  1. Введение                                                                                               3  стр                                                                                          
  2. Факторы развития культуры первобытного общества                    5   стр                                                                   
  3. Духовная культура первобытного общества                                    10 стр
  4. Материальная культура первобытного общества                            14 стр
  5. Заключение                                                                                           24 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

История культуры - это история возникающих  и исчезающих ее феноменов, история  народов и их творений, легших в  основание современного мира, история  зарождения, расцвета и гибели блестящих  достижений человеческого бытия.

Мы  то не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особой остротой видеть, как много  вокруг и внутри нас того, что  складывалось в прошлом. Мы много  раз отвергали и опровергали  прошлое, пытаясь переписать его  набело, и столько же раз начинали отыскивать в нем свои корни, чтобы  лучше понять себя сегодняшних. Пожалуй, только в XX веке человечество осознало свою главную ошибку: погоня за материальными  благами и научными открытиями не всегда означает движение вперед, а  забвение “ужасного” прошлого может  обернуться стократ более ужасным  будущим. Увидеть связь тысячелетий, поколений, народов, найти и понять единство в смене культур значит осознать и осознанно выстроить  свое будущее.

Может возникнуть (и возникало) представление  о том, что любая культура обречена. Но ни одна культура не умирала и  не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих фазах  развития, давала новые неожиданные  ростки. И пока хотя бы один человек  на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или  образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.

Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится  объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские  боги, а также Прометей лепили людей  из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” [34, Быт. 2:7]. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” [там же, 1:27], человек  отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало  бы обладать. Он был лишен даже малых  возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило  множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология [см. труды  Д. Эттенборо, Я.Линдблада, Э. Б.Тайлора, К. Леви-Строса и др.].

Другая, весьма распространенная, теория - теория эволюции, начало которой положил  Ч. Дарвин. Для него человек был  высшим природным творением, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным к существованию  даже в самых неблагоприятных  внешних условиях. Существуют и современные  варианты эволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874--1928) считал, что человек  вовсе не был совершенством в  животном мире, напротив, он был физически  слабее многих своих животных собратьев, его органы чувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром  подражания и жил “по мерке  любого вида” животных, используя  различные способы укрытия, питания  и приспособления [349; 92]. Л.

Н. Гумилёв создал теорию происхождения  человечества, которую можно назвать  “космической”. Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть биосферы Биосфера (греч. bios “жизнь”) -- область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) - верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 -- 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.. Биосфера, с его точки зрения, “не только биомасса всех живых существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности -- почвы, осадочные породы, свободный кислород воздуха... Все это -- энергия, нас питающая” [86, с. 54]. Другие виды энергии -- это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От совокупного действия разных видов энергии зависят периодические всплески пассионарности (лат. passio “страсть”), пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилёв представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в реку времени  и в путешествии по ней понять труды и дни людей в мире от древности до сегодняшнего дня, увидеть  в них то, что должно составлять главную ценность отдельной человеческой жизни и жизни всего человечества.

 

 

 

 

 

  1. Факторы развития культуры первобытного общества.

Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих  жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным  основанием рассуждать о первобытной  культуре. Можно выделить минимум  четыре фактора, связанных с возникновением культуры.

  1. Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний(палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменный век закончился гораздо ближе к нашим дням.

   Палеолит(греч palaios “древний” + lithos “камень”) делится на эолит (“заря камня”), нижний, средний и верхний палеолит. Эолит — эпоха первых орудий человека, которые могли быть и деревянными и каменными, из которых до нас дошли только последние. Часть из них были естественными орудиями, т. е.камнями, по своей природе имеющими форму, пригодную для примитивного труда,часть — искусственными, т. е. осколками кремня и других ломких каменных пород,созданных путем дробления их ударами камней более твердых пород. Нижний палеолит характеризуется появлением орудий устойчивой, правильной формы, годных для разбивания плодов и костей, убивания животных, разрезывания и т. п. Средний палеолит — период возникновения более мелких, но зато более пригодных для употребления режущих и колющих орудий.

К этой эпохе относится возникновение  кровнородственной семьи и восходят следы изобразительного искусства. Присвоение растительной и мелкой животной пищи в форме простого собирательства осуществляется без разделения труда. Верхний палеолит— эпоха обработки  камня путем надавливания, что  позволило придавать орудиям  новые формы и изготавливать  каменные ножи, наконечники дротиков и копий, сверла, резцы и т. д. Работая  ими, люди ускорили производство, у  них стали появляться и увеличиваться  случайные излишки добытого. Охота  разветвилась на звероловство и рыбную ловлю и стала “специальностью" взрослых мужчин. К этому времени  относится, вероятно, и изобретение  добывания огня трением. Развилось  и усложнилось разделение труда, появились групповые семьи.

Мезолит(греч. mesos "средний,промежуточный"), или, как его иногда называют, протонеолит (греч. protos "первый"),—эпоха совершенствования камнеобделывания. Появляются лук и стрелы,микролитические изделия (т. е. снабженные тонкими каменными пластинами) с геометрически правильными формами, с острыми выровненными лезвиями, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в роговых или костяных орудиях, изготавливаются ручные мельницы, сети, плоты, лодки. С приручением собаки звероловство становится более продуктивным. Все это обусловило появление постоянных запасов.В первобытном племени складываются матриархально-родовые отношения.

Неолит—дальнейшее усложнение и совершенствование камнеобделывания (полированные и сверленые каменные орудия), переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.

Изготовление и применение орудий труда делает человека человеком, изменяя  в его жизни все:от анатомии до образа жизни.

Животное обеспечивает свое выживание  в пределах видовых возможностей, воспринимая внешние стороны  вещей. Пользуясь органами чувств и  генетическими программами,оно изменяет мир лишь количественно. По мнению многих исследователей, человек может действовать  “по мерке любого вида”, первоначально  подражая различным живым существам. Но постепенно, с расширением образной сферы сознания, он начинает создавать  образы желаемого, в том числе  и образы предметов для добычи пищи, ему становится недостаточно внешней информации о предметах, у него возникает потребность  в сведениях об их внутренних, существенных связях. В психике человека появляется способность, в корне отличающая его от животных: способность воображения  и фантазии. Для дальнейшей же успешной деятельности нужно различать общее  и единичное, понимать различные  явления действительности, выделять причины и следствия всевозможных состояний мира и самого себя. Современные  специалисты по зоопсихологии вообще считают, что человек как существо, обеспечивающее свое выживание собирательством, наиболее развит и приспособлен к  дальнейшему развитию. “...Животные собиратели умны,— пишет Г. В.Правоторов,—  они учатся всю жизнь. У них  отличная память. У них выдающиеся способности к классификации, от которой зависит их жизнь... Но ведь это же —мы! Мы собиратели. Вернее, наши предки были собирателями, ибо человек  начал свой путь на земле, имея единственную экологическую нишу — собирателя” [250, с.19]. Изобретение инструментов позволило  человеку стать хозяином окружающей его среды. Поисковая деятельность, связанная с жизнеобеспечением, способствовала развитию абстрактного мышления, возникновению речи, появлению  новых способов организации труда  и общества, а также различных  форм познания — мифологии,религии, искусства. Устанавливаются традиции и обычаи, правила поведения, ритуалы  и прочие явления уже культурной деятельности человека.

2.Установление табу (запретов). Первые священные запреты связаны с появлением орудий труда, которые одновременно могли быть орудиями убийства. Мы уже говорили (см. ч. I, гл. IV) о запрете на убийство соплеменника, и это понятно: устойчивая численность рода была одним из условий его выживания. Самое важное последствие введения этого табу — возникновение нового отношения к жизни: она становится ценностью, и с точки зрения этой ценности рассматривается весь окружающий мир, преобразуются формы общения людей. На этом этапе человеческая общность начинает отличаться от животного стада, хотя ценность приобретает только жизнь соплеменника и по вполне понятным мотивам: все незнакомое, за которым стояла непознанная и потому уже опасная неизвестность, страшило людей. Современный итальянский ученый, занимающийся семиотикой, Умберто Эко (р. 1932) говорит, что современный шовинизм или расизм во многом выступает как знак, обозначающий пережиток первобытного состояния: враждебно то, что не принадлежит к нашему роду, нашему образу жизни, все, что “не наша кровь” [338, с. 29—47].

Другое, еще более значимое для  дальнейшей жизни и деятельности людей табу было связано с регуляцией отношений между полами. В первобытном  обществе количество людей в роду во многом зависело от условий существования. При благоприятных условиях наличие  беременных женщин и младенцев не обременяло общину. Но в периоды  ухудшения условий жизни (природные  катаклизмы, необходимость миграции и др.) их большое количество только затрудняло жизнь всего сообщества. Считается, что при ухудшении  условий жизни появляется необходимость  ограничить свои потребности и,естественно, в первую очередь — пищевые  и половые инстинкты, считает  Ю. И.Семенов [271, с. 108]. Регулирование  брачных отношений осуществлялось путем ограничения числа брачных  пар, прежде всего запрещения брачных  отношений между прямыми родственниками. Эдуард Тайлор (1832—1917) усматривал связь  этого табу с тотемизмом [287]. Он считал, что тотемизм наложил табу не только на убийство тотема, но и на брачные  отношения с ним. Есть точка зрения, согласно которой инициаторами упорядочивания межполовых отношений стали женщины. Так или иначе,но изменение межличностных  отношений привело к появлению  новых ценностей, легших в основание  единобрачия, моногамии (греч. monos “один, единственный” + gamos “брак”). В условиях родовой общины люди впервые пытаются осознать свою родословную. Это чисто  человеческое стремление. Правда, попытки  выяснения своего происхождения  основывались чаще всего на тотемизме (на яз. оджибве, племени американских индейцев,— ототем “его род”, а у одного из племен австралийских аборигенов — “это наше мясо”) — одной из форм первобытных верований,представлением о некой таинственной связи человеческих групп (родов) с теми или иными видами животных или растений как со своими родоначальниками. Табу распространялось и на тотема — своего “родственника” (отца или старшего брата),которого не убивали, не ели его мяса, кроме особых случаев: крайнего голода или торжественного обряда “размножения” тотема. Табу стало основой появления различных обрядов, связанных с соблюдением запретов и с периодами снятия их —праздниками. Как было замечено, возникновение табу — одно из условий появления морали.

Информация о работе Начало человеческой культуры: культура первобытного общества