Начало человеческой культуры: культура первобытного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

История культуры - это история возникающих и исчезающих ее феноме-нов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

Содержание работы

1. Введение 3 стр
2. Факторы развития культуры первобытного общества 5 стр
3. Духовная культура первобытного общества 10 стр
4. Материальная культура первобытного общества 14 стр
5. Заключение 24 стр

Файлы: 1 файл

Контрольная работа_Культурология_Осевого времени Ясперса.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

3. Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи(эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением представлений о загробной жизни.

В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы  по сторонам света, в направлении  восток — запад. Значит, люди связывали  свои наблюдения над природой со своим  существованием, рождением и смертью.

Большинство обнаруженных захоронений  находилось в помещении жилой  пещеры, хотя и располагалось ближе  к ее краям. Умершие не исключались  полностью из человеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться  как реальная. Об этом же говорят  и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось  представление о том, что умерший  предок осуществляет связь живущих  с таинственными силами мира. Все  эти факты объясняют появление  разного рода культов, прежде всего культа предков.

  1. Игра. Ф. Шиллер полагал, что игра была причиной возникновения искусства. Об игре как важнейшем факторе человеческой культуры и высшем проявлении человеческой сущности говорил нидерландский историк и философ Иохан Хёйзинга(1872-1945)в книге “Homo ludens”. Игра, действительно, очень важна в понимании культуры. Именно в игре человек моделирует свои действия, независимо от того, является игра частью магического действия или нет.

Всевозможные ритуальные игрища, связанные  с какой-либо формой деятельности (охотой, земледелием, скотоводством),воспроизводят  весь процесс, который должен оканчиваться желаемым результатом. До сих пор  у народов, находящихся в состоянии, близком к первобытному,считается, что точное воспроизведение всех элементов трудового процесса ведет  к успеху еще до начала деятельности. У некоторых из них малейшая ошибка в игровом процессе сурово наказывается, иногда лишением жизни виновника.

Игровое начало служило выработке  определенных форм поведения, ритуалов, связанных с миросозерцанием  человека на ранних стадиях его развития, обычаев и традиций,поддерживаемых в обществе до нашего времени, и лежит  в основе некоторых видов искусств, в особенности театра и танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Духовная культура  первобытного общества

 

Производство, которое было основным условием существования людей, с  необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире, развитие здравознания в обеих его  формах - знания о том, как нужно  действовать, чтобы добиться желаемого  результата (делознания) и знания о  свойствах материальных объектов (вещезнания). Как сообщают этнографы, люди первобытного общества до мельчайших подробностей знали местность, в которой жили, ее природные ресурсы, животный и  растительный мир. Им были известны качества камней, из которых они изготовляли  орудия, повадки животных, на которых  охотились, свойства растений, которые  они употребляли в пищу. Они  обладали медицинскими знаниями: умели  лечить раны и переломы, выправлять вывихи, использовать целебные растения. Существовали у них различные  приемы счета. Потребности практической деятельности сделали необходимым  появление календаря, что предполагало возникновение астрономических  знаний. Первоначальное исчисление времени  велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного  неба: выделялись созвездия, им давались названия.

 

Несомненно существование в  позднем палеолите религии и  изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая  навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.

 

Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые  танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.

 

В первобытную эпоху возникли и  произведения словесности: поговорки, пословицы, рассказы, сказки. Особое место  среди них занимали мифы. В своей  исходной форме миф представляет собой повествование, в котором  те или иные природные или социальные явления истолковываются и объясняются  как результаты действий героев этого  рассказа.

 

Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения  в поколение и совершаемые  в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.

 

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться  как сцены из жизни далеких  предков, а эти предки начали рассматриваться  как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение  описания и объяснения этих обрядов  стали развертываться в более  или менее связные повествования  о жизни и похождениях тотемистических  предков. Когда становление тотемистических  мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации  к ним.

 

В дальнейшем мифы стали возникать  и независимо от обрядов. В них  действиями тех или иных существ  стали объясняться самые различные  явления. Широкое распространение  получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или  иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о  культурных героях очень близки к  представлениям о тотемистических  предках. Но в отличие от последних  культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда более  поздней эпохи, является Прометей, который  принес людям огонь, научил их различным  ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои  не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная  мифология.

 

Исходным пунктом эволюции религии  была магия. Возникнув, магия развивалась. Существуют различные классификации  магических действий. В основу одних  положены особенности магической “техники” (магия имитативная, парциальная, инициальная  и т. п.), в основу других - связь  с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и т. п.).

 

Вместе с магией возник своеобразный вид знания - знание о том, какие  обряду нужно совершить, чтобы обеспечить достижение желаемого результата, - обрядознание. Это знание было пустым, бесполезным - пустознанием.

 

Если вначале сверхъестественное влияние приписывалось только определенным человеческим действиям, то в дальнейшем им стали наделяться и объективные  события. Так возникла вера в приметы - оменализм (от лат. omen - примета), а вместе с ней гадательная магия (мантика). Наряду с обрядознанием появился новый вид пустознания - суезнание, вначале знание о несуществующих свойствах реальных явлений, а в  последующем - и о несуществующих в реальности вещах.

 

Следующий после оменализма шаг  состоял в наделении сверхъестественным влиянием определенных предметов - фетишей, включая амулеты и талисманы. Возник фетишизм. Магия и фетишизм, как уже говорилось в первом выпуске, зародились уже в эпоху палеоантропов.

 

Еще позднее сверхъестественная сила начала мыслиться как способная  передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Эту форму  религии называют эманизмом. И, наконец, сверхъестественная сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов. Последний  термин явно неудачен. Особые сверхъестественные существа понимались отнюдь не как  духовные, а как весьма и весьма телесные объекты. Примерами демонов  могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые  тоже понимались как телесные существа. Эту форму религии называют демонизмом, или анимизмом (от лат. anima - душа).

 

Первоначально сверхъестественные существа - демоны - мыслились как живущие  рядом с людьми в том же самом  мире. И лишь в дальнейшем оформилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного  мира.

 

Своеобразным синтезом фетишизма  и демонизма является идолопоклонство, когда невозможно точно установить, наделяется ли сверхъестественной силой  изображение демона или изображенный демон. Сходный характер имеет культ  растений и животных. Невозможно, например, установить, кому приписывается сверхъестественная сила: дереву или связанному с ним (обитающему в нем) демону.

 

По мере развития религии выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. С переходом к демонизму появляются специалисты по общению со сверхъестественными  существами. К ним относятся шаманы - особые люди, которым приписывается  способность, приводя себя с помощью  различных средств (пение, пляска, удары  в бубен и т.п.) в исступление, вступать в прямое общение с духами (демонами).

Люди верили, что шаманы с помощью  духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему  верований, в центре которой находятся  шаманы, называют шаманизмом.

 

Следующий шаг в развитии религии  связан с начавшимся в дальнейшем переходом от первобытного общества к классовому. Расслоение общества, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении  из среды равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Зарождается многобожие, или  политеизм (от греческого поли - много, теос - бог). Вместе с ними появляются жрецы - посредники между людьми и  богами. Окончательное оформление политеизма относится уже к классовому обществу, где боги приобретают облик грозных  владык, правящих миром и распоряжающихся  судьбами людей. Изменяется характер культа. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. Дальнейшее развитие религии в классовом обществе приводит к возникновению единобожия, или монотеизма (от греческого моно - один, единый; теос - бог).

 

С появлением демонизма и особенно политеизма наряду с мифами нерелигиозными возникли мифы религиозные, в которых  рассказывалось о похождениях и  делах демонов и богов.

 

В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно  переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание  говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Материальная культура первобытного общества.

Материальная культура – важнейший  компонент культуры человеческого  общества в целом. Основная функция  материальной культуры заключается  в адаптации человека к природным  и социальным условиям своего существования. Материальная культура возникла на самых  ранних этапах антропогенеза, когда  появилась необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей в пище, жилище, простейших орудиях труда, развивалась  последовательно и постепенно в  рамках общего культурно-исторического  процесса.

Эпоха первобытности, или первобытного общества, – это самая длительная фаза в истории человечества. По данным современной науки, она началась около 1,5 – 2 миллионов лет назад (а, возможно, даже еще раньше) с возникновением первых человекообразных существ и  закончилась примерно на рубеже нашей  эры. Впрочем, в отдельных районах  нашей планеты – главным образом, в северных приполярных, экваториальных и южных широтах – примитивный, по сути, первобытный уровень культуры коренного населения  сохраняется  до настоящего времени, либо был таковым  еще сравнительно недавно. Это так  называемые традиционные общества, уклад  жизни которых крайне мало изменился  за прошедшие тысячелетия.

 

Материальная культура первобытного общества формировалась в ходе процесса «очеловечивания» человека параллельно  с его биологической и социальной эволюцией. Материальные потребности  первобытного человека были очень ограничены и сводились, главным образом, к  созданию и поддержанию важнейших  условий жизнедеятельности. К основным потребностям относились: потребность  в пище, потребность в жилье, потребность  в одежде и потребность в изготовлении простейших инструментов и орудий, необходимых для обеспечения  пищи, жилья и одежды. Историческая эволюция человека как биологического вида и социального существа нашла  отражение и в динамике его  материальной культуры, которая, хотя и медленно, но все же изменялась и совершенствовалась с течением времени. В материальной культуре первобытного общества ярко выражена ее приспособительная (адаптивная) функция – древнейшие люди были крайне зависимы от окружающей их природной среды и, не умея еще  изменять ее, стремились оптимальным  образом вписаться в нее, сжиться  с внешним миром, будучи неотъемлемой его частью.

 

Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который  продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет  до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного  мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как  средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам  Земли. Эпоха палеолита делится  условно на ранний палеолит и поздний  палеолит, хронологической границей между которыми считается время  появления Homo sapiens около 40 тысяч лет  назад.

 

Человечество на заре своей истории  в эпоху палеолита пережило серьезные  трансформации природно-климатической  среды, что не могло не отразиться на образе жизни, занятиях, материальной культуре в целом. Первые человекообразные существа появились и длительное время обитали в условиях очень  теплого влажного климата. Однако около 200 тысяч лет назад на Земле  началось резкое похолодание, приведшее  к образованию мощных ледниковых покровов, иссушению климата, значительному  понижению среднегодовых температур, изменениям в составе флоры и  фауны. Ледниковая эпоха продолжалась очень долго и состояла из нескольких периодов похолодания, тянувшихся многие тысячи лет, и следовавших за ними коротких фаз потепления. Лишь около 13 – 10 тысяч лет назад началось необратимое и устойчивое потепление климата – это время совпадает  с концом эпохи палеолита. Некоторые  исследователи полагают, что необходимость  приспосабливаться к суровым  условиям ледниковой эпохи сыграла  в определенной мере положительную  роль в эволюции человечества, мобилизовав  все жизненные ресурсы, интеллектуальный потенциал первых людей. Как бы то ни было, но формирование Человека Разумного  приходится именно на сложное время  борьбы за выживание.

Информация о работе Начало человеческой культуры: культура первобытного общества