Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 12:56, контрольная работа
История культуры - это история возникающих и исчезающих ее феноме-нов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
1. Введение 3 стр
2. Факторы развития культуры первобытного общества 5 стр
3. Духовная культура первобытного общества 10 стр
4. Материальная культура первобытного общества 14 стр
5. Заключение 24 стр
3. Возникновение захоронений. Многие исследователи полагают, что возникновение культуры связано также и с захоронениями, а погребальные обряды впоследствии органично вошли во многие современные религии. От древнейшей эпохи(эолит и нижний палеолит) следов захоронений не сохранилось. Погребения появляются с возникновением представлений о загробной жизни.
В работах археологов отмечается, что первые захоронения были ориентированы по сторонам света, в направлении восток — запад. Значит, люди связывали свои наблюдения над природой со своим существованием, рождением и смертью.
Большинство обнаруженных захоронений находилось в помещении жилой пещеры, хотя и располагалось ближе к ее краям. Умершие не исключались полностью из человеческого сообщества, их связь с живыми продолжала ощущаться как реальная. Об этом же говорят и предметы, которыми окружали захоронение: считалось, что и после смерти человеку нужно все то, что необходимо живым. У некоторых народов сложилось представление о том, что умерший предок осуществляет связь живущих с таинственными силами мира. Все эти факты объясняют появление разного рода культов, прежде всего культа предков.
Всевозможные ритуальные игрища, связанные
с какой-либо формой деятельности (охотой,
земледелием, скотоводством),воспроизводят
весь процесс, который должен оканчиваться
желаемым результатом. До сих пор
у народов, находящихся в состоянии,
близком к первобытному,
Игровое начало служило выработке
определенных форм поведения, ритуалов,
связанных с миросозерцанием
человека на ранних стадиях его развития,
обычаев и традиций,
3. Духовная культура первобытного общества
Производство, которое было основным условием существования людей, с необходимостью предполагало накопление правильных, здравых знаний о мире, развитие здравознания в обеих его формах - знания о том, как нужно действовать, чтобы добиться желаемого результата (делознания) и знания о свойствах материальных объектов (вещезнания). Как сообщают этнографы, люди первобытного общества до мельчайших подробностей знали местность, в которой жили, ее природные ресурсы, животный и растительный мир. Им были известны качества камней, из которых они изготовляли орудия, повадки животных, на которых охотились, свойства растений, которые они употребляли в пищу. Они обладали медицинскими знаниями: умели лечить раны и переломы, выправлять вывихи, использовать целебные растения. Существовали у них различные приемы счета. Потребности практической деятельности сделали необходимым появление календаря, что предполагало возникновение астрономических знаний. Первоначальное исчисление времени велось, вероятно, по Луне. Затем возник солнечный календарь. Одновременно формировалась карта звездного неба: выделялись созвездия, им давались названия.
Несомненно существование в позднем палеолите религии и изобразительного искусства. Достаточно только упомянуть знаменитую живопись пещер Альтамира (Испания), Ласко, Монтеспан, Ла Мадлен (Франция) и др., которая навсегда вошла в золотой фонд человеческой культуры.
Искусство первобытной эпохи отнюдь не исчерпывалось изобразительным. Получило развитие прикладное искусство, в частности, изготовление различного рода украшений. Люди первобытного общества устраивали праздники с различного рода развлечениями: музыкой, песнями, танцами, пантомимами, играми, состязаниями в беге, борьбе и т. п. Некоторые танцы носили ритуальный характер, но так было далеко не со всеми.
В первобытную эпоху возникли и
произведения словесности: поговорки,
пословицы, рассказы, сказки. Особое место
среди них занимали мифы. В своей
исходной форме миф представляет
собой повествование, в котором
те или иные природные или социальные
явления истолковываются и
Первым объектом такого истолкования, объяснения были действия людей, но не обыденные, всем понятные, а обрядовые, ритуальные, передаваемые из поколения в поколение и совершаемые в силу традиций. Первоначальные мифы возникли из обрядов.
Первые мифы были тотемистическими.
Исполняемые членами
В дальнейшем мифы стали возникать
и независимо от обрядов. В них
действиями тех или иных существ
стали объясняться самые
Исходным пунктом эволюции религии была магия. Возникнув, магия развивалась. Существуют различные классификации магических действий. В основу одних положены особенности магической “техники” (магия имитативная, парциальная, инициальная и т. п.), в основу других - связь с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и т. п.).
Вместе с магией возник своеобразный вид знания - знание о том, какие обряду нужно совершить, чтобы обеспечить достижение желаемого результата, - обрядознание. Это знание было пустым, бесполезным - пустознанием.
Если вначале
Следующий после оменализма шаг
состоял в наделении
Еще позднее сверхъестественная сила начала мыслиться как способная передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Эту форму религии называют эманизмом. И, наконец, сверхъестественная сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов. Последний термин явно неудачен. Особые сверхъестественные существа понимались отнюдь не как духовные, а как весьма и весьма телесные объекты. Примерами демонов могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые тоже понимались как телесные существа. Эту форму религии называют демонизмом, или анимизмом (от лат. anima - душа).
Первоначально сверхъестественные существа - демоны - мыслились как живущие рядом с людьми в том же самом мире. И лишь в дальнейшем оформилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного мира.
Своеобразным синтезом фетишизма
и демонизма является идолопоклонство,
когда невозможно точно установить,
наделяется ли сверхъестественной силой
изображение демона или изображенный
демон. Сходный характер имеет культ
растений и животных. Невозможно, например,
установить, кому приписывается
По мере развития религии выделяются
люди, которые, как считалось, были способны
успешнее других использовать сверхъестественную
силу для достижения тех или иных
целей. Вначале это были колдуны.
С переходом к демонизму
Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех в промыслах, предсказывать будущее и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом.
Следующий шаг в развитии религии связан с начавшимся в дальнейшем переходом от первобытного общества к классовому. Расслоение общества, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении из среды равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Зарождается многобожие, или политеизм (от греческого поли - много, теос - бог). Вместе с ними появляются жрецы - посредники между людьми и богами. Окончательное оформление политеизма относится уже к классовому обществу, где боги приобретают облик грозных владык, правящих миром и распоряжающихся судьбами людей. Изменяется характер культа. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. Дальнейшее развитие религии в классовом обществе приводит к возникновению единобожия, или монотеизма (от греческого моно - один, единый; теос - бог).
С появлением демонизма и особенно политеизма наряду с мифами нерелигиозными возникли мифы религиозные, в которых рассказывалось о похождениях и делах демонов и богов.
В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.
Материальная культура – важнейший
компонент культуры человеческого
общества в целом. Основная функция
материальной культуры заключается
в адаптации человека к природным
и социальным условиям своего существования.
Материальная культура возникла на самых
ранних этапах антропогенеза, когда
появилась необходимость
Эпоха первобытности, или первобытного
общества, – это самая длительная
фаза в истории человечества. По
данным современной науки, она началась
около 1,5 – 2 миллионов лет назад
(а, возможно, даже еще раньше) с возникновением
первых человекообразных существ и
закончилась примерно на рубеже нашей
эры. Впрочем, в отдельных районах
нашей планеты – главным
Материальная культура первобытного
общества формировалась в ходе процесса
«очеловечивания» человека параллельно
с его биологической и
Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам Земли. Эпоха палеолита делится условно на ранний палеолит и поздний палеолит, хронологической границей между которыми считается время появления Homo sapiens около 40 тысяч лет назад.
Человечество на заре своей истории
в эпоху палеолита пережило серьезные
трансформации природно-
Информация о работе Начало человеческой культуры: культура первобытного общества