Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:30, доклад
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Рождественский венок
Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу. В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок, о может быть алтарь церкви или обеденный стол
Рождественские свечи
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии. В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи. Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.
Рождественские подарки
У этой традиции много корней. Святой Николай традиционно считается дарителем подарков. В Риме была традиция дарить подарки детям на праздник Сатурналии. В качестве дарителя подарков может выступать сам Иисус, Санта Клаус, Бефана (итальянский Санта Клаус женского пола), рождественские гномы, различные святые. Согласно старой финской традиции, подарки разбрасывает по домам человек-невидимка.
Рождество на блюдечке
Канун Рождества получил название "сочельник", или "сочевник", и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день, - сочива (или полива). Сочиво - каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; то есть это кутья - ритуальное поминальное блюдо. Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов). Стол готовился обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое. медовые пряники и, конечно, жареный гусь. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом.
КАК ПРОВОДИТЬ СВЯТКИ
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.
Впервые три века христианства, когда
гонения мешали свободе христианского
Богослужения, в некоторых восточных Церквах
праздник Рождества Христова соединялся
с праздником Крещения под общим названием
Богоявления. Памятником древнего соединения
Рождества Христова и Святого Богоявления
является совершенное сходство в отправлении
этих праздников, дошедшее и до наших времен.
Когда же эти праздники были разделены,
то празднование распространилось на
все дни, промежуточные от 25 декабря до
6 января, и эти дни как бы составили один
день праздника. В народе эти дни называют
святыми вечерами, потому что по древнему
обычаю православные христиане прекращают
свои дневные дела вечером, в воспоминание
событий Рождества и Крещения Спасителя,
бывших в ночное или вечернее время.
Святить двенадцать дней после праздника
Рождества Христова Церковь начала с древних
времен. Уже в церковном уставе преподобного
Саввы Освященного (умер в 530 году), в который
вошли еще более древние чиноположения,
пишется, что во дни святок "никакоже
пост, ниже коленопреклонения бывают,
ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено
совершать священнодействие брака.
Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Между тем святость этих дней и
вечеров сейчас нарушается призывами
к обычаям языческих
В Священном Писании говорится:
"На женщине не должно быть мужской
одежды, и мужчина не должен одеваться
в женское платье, ибо мерзок пред Господом
Богом твоим всякий делающий сие" (Втор.
22,5).
Православное правительство Российской
империи в своих законах запрещало "в
навечерие Рождества Христова и в продолжение
святок заводить, по старинным идолопоклонническим
преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские
одеяния, производить по улицам пляски
и петь соблазнительные песни".
Святочные гадания
Всем всегда хочется хоть немножко заглянуть в будущее, а святки считались идеальным временем для гаданий - и люди гадали. Для гаданий выбирали "нечистые" места, где, как считалось, обитает нечистая сила, сильно активизировавшаяся в святочный период, - места нежилые и нестандартные: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища и т.п.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты и пояса, развязывали все узлы на одежде, девушки распускали косы. На гадания направлялись тайком: выходили из дому не перекрестясь, шли молча, босиком в одной рубашке, зажмурившись и покрыв лицо платком, чтобы не быть узнанными. Чтобы окончательно не пропасть предпринимали "защитные" меры против нечистой силы - очерчивали вокруг себя кочергой круг и надевали на голову глиняный горшок.
Тематика гаданий
В основе технологии гадания лежало универсальное верование, что соблюдении определенных условий, будут получены "знаки" судьбы, которые при правильном истолковании приоткроют завесу времени и подскажут будущее. "Знаками" могло быть что угодно - сновидения , случайные звуки и слова, формы расплавленного воска и вылитого в воду белка, степень увялости растений, поведение животных, количество и чет-нечет предметов и др. и т.д. и т.п.
Лай собаки указывал, с какой стороны прибудет жених, стук топора сулил беду и смерть, музыка скорую свадьбу, топот коня - дельную дорогу; гадали не только по случайным звукам и провоцировали их: стучали в ворота хлева, по забору и т.д. А о нраве будущего мужа гадали по поведению тараканов, пауков и муравьев.
Чтобы приснился вещий сон, девушка должна была умыться водой, принесенной из девяти колодцев, вплести в косу травинки, подмести пол перед сном в направлении от порога к углу и обежать дом в обнаженном виде. Также помогало положить под кровать и под подушку мужские штаны, подушечку с зерном, гребень или чашку с водой.
Но все же центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья - вид круто сваренной каши из ячменной или пшеничной крупы (а иногда готовившейся из смеси разного вида зерна), готовили также блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по число членов семьи умерших в прошедшем году.
По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально, для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, на прямую зависел от степени одарения колядующих.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ
15 (28) ноября - 24 декабря (6 января), включительно
Как был установлен Рождественский пост
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней.
Антиохийский патриарх Вальсамон писал,
что "сам святейший патриарх сказал,
что, хотя дни этих постов (Успенского
и Рождественского. - Ред.) не определены
правилом, понуждаемся, однако, последовать
неписаному церковному преданию, и долженствуем
поститься... от 15 дня ноября".
Рождественский пост - последний многодневный
пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому
стилю) ноября и продолжается до 25 декабря
(7 января), длится сорок дней и потому именуется
в Церковном уставе Четыредесятницей,
так же, как и Великий пост. Так как заговенье
на пост приходится в день памяти св. апостола
Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот
пост называют Филипповым.
Зачем установлен Рождественский пост
Рождественский пост - зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова.
Рождественский пост установлен для
того, чтобы мы ко дню Рождества
Христова очистили себя покаянием, молитвою
и постом, чтобы с чистым сердцем,
душой и телом могли
АГРАФЕНА КУПАЛЬНИЦА ДА ИВАН КУПАЛА
Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала.
Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше - как Соботки, на Украине- Купало или Купайло. От Карпат до севера Руси в ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник Ивана Купала. Правда, из-за отставания Юлианского календаря от ныне принятого Григорианского, смены стиля и прочих календарных сложностей "макушку лета" стали праздновать через две недели после самого солнцестояния...
У наших древних предков
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала, один из самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, а также идущие еще через несколько дней "Петр и Павел" сливались в один большой праздник, наполненный для русского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
По самой ходовой версии "Купальницей" св. Аграфену называют потому, что день ее памяти падает на канун Ивана Купалы - но многие связанные с этим днем обряды и обычаи заставляют предположить, что св. Аграфена получила свой эпитет безо всякого отношения к Купале.
На Аграфену обязательно мылись
и парились в банях. Обыкновенно
именно в день Аграфены Купальницы
заготавливали веники на весь год.
В ночь с Аграфены на Иванов день существовал
обычай: мужики посылали жен "выкатывать
ржи" (то есть помять рожь, валяясь по
полосе), что должно было принести урожай
немалый.
Пожалуй, самым главным событием дня
Аграфены Купальницы был сбор трав для
лечебных и знахарских целей. "Лихие
мужики и бабы в глухую полночь снимают
с себя рубахи и до утренней зари роют
коренья или ищут в заветных местах клады"
- написано в одной из книг начала ХIX века.
Считалось, что в эту ночь деревья переходят
с места на место и разговаривают друг
с другом шелестом листьев; беседуют животные
и даже травы, которые этой ночью наполняются
особой, чудодейственной силой.
До восхода солнца рвали цветы Иван-да-марья.
Если их вложить в углы избы, то вор не
подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый
и фиолетовый цвета растения) будут говорить,
а вору будет казаться, будто разговаривают
хозяин с хозяйкой.
Во многих местах баню устраивать
и вязать веники было принято не на Аграфену,
а в Иванов день. После бани девушки закидывали
веник через себя в реку: если потонет,
то на этот год помрёшь. На Вологодчине
вениками, составленными из разных трав
и веток различных деревьев, обряжали
недавно отелившихся коров; гадали о своём
будущем - перебрасывали веники через
головы или бросали с крыши бань, смотрели:
если веник упадёт вершиной к погосту,
то бросающий вскорости умрёт; костромские
девушки обращали внимание на то, куда
комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.
Гадали и так: собирали 12 трав (чертополох
и папоротник обязательно!), на ночь клали
под подушку, чтоб приснился суженый: "Суженый-ряженый,
приходи в мой сад гулять!"