Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:30, доклад
Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники.
На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Можно было набрать цветов в полночь и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.
Множество купальских поверий связано и с водою. Ранним утром бабы "черпают росу"; для этого берётся чистая скатерть и ковш, с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в ковш и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую болезнь и чтобы лицо было чисто. Роса купальская служит и для чистоты в доме: ею кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы, и чтобы нечисть "в дом не глумилася".
Поутру в Иванов день купаться - обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Кое-где считается, что только после Иванова дня добропорядочные христиане могут купаться в реках, озерах и прудах, так как Иван освящает их и усмиряет различную водяную нечисть.
К слову, связано много поверий и с нечистой, ведьминой силой. Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы тоже справляют свой праздник, стараясь как можно больше причинить зла людям. У ведьм якобы хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра. И обрызгав себя этой водою, ведьма может лететь куда ей вздумается...
Один из довольно распространённых купальских обрядов - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток. (Кое-где в тех краях, говорят, этот милый обычай сохранился и поныне.) Но всего более, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням.
Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная,
мокрая, в прилипшей к телу одежде,
устремлялась на речку и здесь, выбрав
укромное местечко, подальше от строгих
глаз старших, купалась вместе, "причём,
- как замечает этнограф XIX в. - разумеется,
и парни и девушки остаются в одеждах."
Невозможно представить купальскую ночь
без очищающих костров. Вокруг них плясали,
через них прыгали: кто удачнее и выше
тот будет счастливее: "Огонь очищает
от всякия скверны плоти и духа!.." Считается
также, что огонь укрепляет чувства - а
потому прыгали и парами.
В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни.
Молодёжь, подростки напрыгавшись через
костры, устраивали шумные весёлые игры,
потасовки, бег наперегонки. Непременно
играли в горелки.
Ну а напрыгавшись да наигравшись - как
не выкупаться! И хотя Купала и считается
праздником очищения, нередко после совместного
купания у молодых пар завязываются любовные
отношения - что бы там этнографы не говорили...
Однако по поверьям ребенок, зачатый в
ночь Купалы, родится здоровым, красивым
и счастливым.
Вот так и проходил праздник Ивана Купалы - в разгульных обрядах, гаданиях и прочих веселых и милых шалостях...
Список литературы
1. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992
2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
3. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
4. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.