Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:29, контрольная работа
Китайская культура, внесла немалый вклад в мировую историю особым взглядом на окружающий мир.
Конфуцианство и даосизм сложились в систему религиозных воззрений, определяющих своеобразие духовной жизни китайского народа.
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся в религию.
Задание 1 ................................................................................................... 3
Задание 2 ................................................................................................... 7
Задание 3 ................................................................................................... 10
Список использованной литературы ..................................................... 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Вариант №4
факультет: финансово-кредитный
специальность: бакалавр экономики
курс:
№ личного дела:
студент:
Преподователь:
2013 г.
План работы
Стр.
Задание 1 .............................. |
3 |
Задание 2 .............................. |
7 |
Задание 3 .............................. |
10 |
Список использованной
литературы .............................. |
15 |
Задание 1.
Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, охарактеризуйте национальные религии Древнего Китая, выделите их общие черты.
Китайская культура, внесла немалый вклад в мировую историю особым взглядом на окружающий мир.
Конфуцианство и даосизм сложились в систему религиозных воззрений, определяющих своеобразие духовной жизни китайского народа.
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся в религию.
Конфуций видел жизненный идеал в том, чтобы "следовать влечениям сердца, не нарушая правил". Двумя важнейшими достоинствами "совершенного человека" Учитель считал человечность и чувство долга. Человечность означала скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям, решимость "не делать другому того, чего себе не желаешь".
Важнейшей частью учения Конфуция было "исправление имен". Многое в Поднебесной перепуталось и находилось не на своих местах. Неправильно толковались многие понятия и заветы древности. Чиновники занимали не соответствовавшие их способностям посты. Даже сам Ритуал зачастую превращался в поверхностную церемонию, лишенную внутренней глубины и переживания.
"Исправление имен" должно было привести права и обязанности человека в соответствие с нормами традиции. По словам Конфуция, правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец -- отцом, сын -- сыном. Иными словами, люди должны проявить себя в нравственных жестах, в том числе ритуальных, которые соответствовали бы их "имени" и положению в обществе. При всей кажущейся простоте "исправления имен" речь шла ни много ни мало о самоосознании личности.
Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сохранить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях страны с Небом и, от имени неба, с различными племенами и народами, населявшими мир. Отсюда был только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру из одного источника – из центра Мира, Китая.
Конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни. До 1949г. конфуцианство было идеологией Китая.
Старшим современником Конфуция был, согласно преданию, Лао-цзы - основатель даосизма.
Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины.
В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него. Дао – первооснова мира. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.
Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао была проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов по их изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими суевериями, и таким образом получившие над крестьянами очень большую власть. Согласно Дао, тело человека представляет собой микрокосм - это скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертия должен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосы предполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических и дыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен был совершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступок сводил все на нет.
Даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему он возник.
Если конфуцианство — учение рационалистическое, то в даосизме весьма сильно мистическое начало.
Конфуцианство обращалось к человеку как культурному, разумному существу, даосизм — как существу природному: к его эмоциям, инстинктам.
Тем не менее, конфуцианство и даосизм имеют ряд общих черт. Обе религии стремятся постичь человека и мир вокруг него, они предлагают достичь гармонии разными способами, но цель одна - осознание мира.
Буддизм ведет свое происхождение из Индии и был принесен в Китай индийскими миссионерами. Однако это не помешало новой религии занять достойное место в одном ряду с первыми двумя.
Будда учил людей избегать равно самоистязания и погруженности в мирские наслаждения -- придерживаться "срединного пути".
Высшую цель жизни буддизм видит в освобождении от кармы и выходе из круга сансары. Такое состояние человека, достигшего освобождения, в буддизме и называется нирваной. Люди, поверхностно знакомые с буддизмом, считают, что нирвана -- это смерть. Но это не так. Нирвана -- это угасание обычных желаний и страстей. Это не смерть, а жизнь, только в ином качестве. Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого Бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям.
В своей первой проповеди Будда изложил "четыре благородные истины": о страдании и причине страдания, об устранении причины страдания и о пути к прекращению страданий. Будда указал путь к преодолению бесконечной череды рождений (сан- сары) и переходу в нирвану -- жизнь совершенного, свободного духа, не подверженного обычным желаниям и страстям.
Буддизм был единственной мировой религией, получившей широкое распространение в Китае (ни христианство, ни ислам никогда не были там популярны, оставаясь достоянием лишь незначительного меньшинства). Как и религиозный даосизм, китайский буддизм занял свое место в религиозной системе религиозной системе сложившейся в Китае во главе с конфуцианством.
Задание 2.
Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, выделите основные достижения художественной культуры и науки народов Месопотамии. Охарактеризуйте наиболее важные с вашей точки зрения.
Месопотамией греки называли земли, лежащие между реками Тигр и Евфрат. Междуречье было своеобразным перекрестком Древнего Мира.
В ІV-ІІІ тыс.. до н. э. В Месопотамии возникла и утвердилась высокая культура. Сельское хозяйство было основано на орошении. Геродот в своей "Истории" отмечает, что вся Вавилония пересекалась каналами. Наибольший из них - судоходный. Он протекал в южно - восточном направлению из Евфрата в Тигр. Вообще благоприятные условия для развития аграрной культуры были в долинах речек.
Жители Месопотамии, шумеры, изобрели гончарный круг и бронзу. Памятки свидетельствуют, что шумеры использовали телеги и тягло, так как знали уже колесо. Около 2400 тыс. до н. э. они впервые в мире изготовили цветное стекло. На высоком уровне у них находилось ювелирное искусство.
Одним из основных достижений Месопотамской культуры является создание лунно - солнечного календаря. Приблизительно около 2500 лет до н. э. Шумерские чиновники начали точно и подробно вести учет времени дней, месяцев и лет. Из Месопотамии в современную культуру пришла семидневная неделя, внедренная около 700 лет до н. э.
Для астрономических наблюдений использовались зиккураты - высокие ступенчатые башни, опоясанные выступающими террасами. Ступеней, как правило, насчитывалось до пяти - семи; все они были раскрашены в разные цвета — черный, белый, красный, синий. К верхней башне вела широкая лестница, иногда несколько лестниц с разных сторон. Башня могла быть увенчана золоченым куполом, а стены ее выкладывались глазурованным кирпичом.
Месопотамию можно считать родиной письменности, широкое распространение которой приходится на период около 3000 тыс.лет до н. э. Клинописная письменность шумеров - это письменность, знаки которой состояли из клинообразных черточек. Они выжимались на серой глине. Таблички из этой глины были крепкими, они опалялись в гончарных печах, благодаря чему сохранились до наших дней. Шумерская клинопись была расшифрованная XІ ст. Она содержит первые печати исторических сказов. В музеях и научных учреждениях сохраняются ныне свыше полутора миллиона клинописных текстов.
В развалинах дворца в Ниневии обнаружили
библиотеку, которая насчитывала
десятки тысяч клинописных
Престиж месопотамской культуры в письменности был столь велик, что во второй половине II тыс. до н. э., несмотря на упадок политического могущества Вавилонии, и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всём Ближнем Востоке. Текст договора между фараоном Рамсесом II и царём хеттов Хаттусили III был составлен по -аккадски. Даже своим вассалам в Палестине фараоны пишут не по-египетски, а по - аккадски.
Шумеры создали первые в истории поэмы - про "Золотой век", написали первые элегии. Они являются авторами древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов.
В столицы Ассирии - Ниневии - находилась древнейшая в мире библиотека, открытая археологами в 1853 г. Впервые в истории человечества было созданное огромное книгохранилище. Оно помещало свыше 20 тысяч "книг" в виде глиняных табличек из всех известных в то время областей знаний. Эти "книги" были подобранные и разложены по разделам, в зависимости от содержания. Был созданный первый в мире библиотечный каталог. Он помогал быстро найти нужную книгу.
Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни..
Ведущим видом искусства
в Месопотамии явлалась архитектура.
Ассирийские цари особое внимание уделяли
строительству крепостей и
Скульптуры Шумера тесно
связаны с религиозной
Особое место среди скульптурных памяток Шумера поседают рельефы. Как правило, фигуры царя или бога выделяются увеличенными размерами, фигуры же воинов выполненные в меньшем масштабе, в статических позах. Голова и ноги фигур, представленные в профиль, а глаза и плечи - в фас.
Задание 3.
Используя материалы КОПР “Культурология”, материалы рекомендованной литературы и Интернет-ресурсов, охарактеризуйте основные художественные стили эпохи западной культуры XIX в., назовите их выдающихся представителей.
Культуру Западной Европы XVIII столетия представляют несколько стран: Франция, Англия, Австро-германский регион, Италия, отчасти Испания, что позволяет изучать историческую эпоху в богатстве ее национальной специфики.