Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 10:22, реферат
Чтобы разобраться с вышеперечисленными проблемами, необходимо отдавать себе отчет в том, что проблема нации – это не только то, кем мы являемся, но и то, что нас объединяет. Казалось бы, национальность человека не является основополагающим критерием в оценке человека, ведь «все люди равны между собой». Но, тем не менее, мы разные. Национальность человека определяет не только внешность, но тянет за собой целую вереницу характерных черт представителя одного из этнотипов.
Введение……………………………………………………………………...3
1Нация и этнос………………………………………………………………4
2.Массовая психология…………………………………………………….. 8
3Русская нация, ее этногенез.……………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….19Библиографический список………………………………………………..20
Сознательная личность совершенно утеряна, воля, и способность различения отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в направлении, указанном гипнотизером.
Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической массе: исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие внушения и заражения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом.
Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному инстинкту, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда ненадолго, она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе исчезает понятие невозможного.
Совершенно очевидна опасность противоречить массе, и можно себя обезопасить, следуя окружающему тебя примеру. Поэтому не столь уж удивительно, если мы наблюдаем человека, в массе совершающего или приветствующего действия, от которых он в своих привычных условиях отвернулся бы.
Но то масса возбужденных людей, а то национальное объединение. Когда говорят о психологии толпы, обычно понимают ее разрушительную силу. Но в случае с национальным объединением это далеко не всегда так.
3 Русская нация, ее этногенез
Русские сыграли огромную роль в историческом развитии народов Европы, во всемирной истории, как свидетельствуют древнейшие письменные источники.
Они создали свое могущественное государство – Киевскую Русь, игравшее на Востоке Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого. В годину нашествия Батыя Русь спасла Западную Европу от «кровавого болота монгольского рабства» (К.Маркс).
Став могущественной мировой морской державой в результате войн и преобразований Петра I , Россия в следующем столетии вступила на путь революционной борьбы с самодержавием и крепостничеством , и настала пора, когда на арену борьбы с царизмом и капитализмом вышел русский рабочий класс.
В процессе складывания новой исторической общности – советский народ- значение русского народа социалистической эпохи чрезвычайно велико. Советские люди – не «Иваны, не помнящие родства». Нам дорого наше прошлое . Вот почему мы оглядываемся на исторический путь русского народа , пройденный им в труде и борьбе и , прослеживая его , обращаемся к первым страницам русской истории . «Откуда есть пошла Русская земля , кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Русская земля стала есть» .
«Откуда пошла Русская земля»- этот вопрос интересовал первых русских летописцев, и этими словами начинается наша древняя летопись «Повесть временных лет». Первые русские летописцы, известные нам, Никон, Иван, Нестор, Сильвестр, и безвестные творили свои произведения на берегах Днепра – Славутича в Киеве, в Новгороде на берегу Волхова, и все они начинали повествование с того, «откуда Русская земля стала есть».
Прежде всего, о самом понятии народ. Термин народ перед нами выступает в двояком значении. Говоря народ, мы часто под этим термином подразумеваем основную массу населения, трудящихся, трудовой люд, составляющий большинство населения, говорящего на определенном языке и считающего себя единым этническим массивом.
Есть и другое значение термина народ, когда под ним подразумевается какое-то определенное этническое образование: русский народ, английский народ, узбекский народ, корейский народ и т.д.2
Интересно, что же представляет собой понятие народ, когда мы употребляем его для обозначения какого-то этнического образования. Термин народ очень емкий и применим к самым различным формам этноса. Мы говорим русский народ и имеем в виду русских времен Киевской Руси, времен былинного Владимира Красное Солнышко и летописного Владимира Мономаха.
Мы говорим русский народ и имеем в виду русских людей Московского государства, времен Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, Степана Разина и протопопа Аввакума.
А между тем, речь идет о древнерусской народности, а во втором – о русской, или великорусской, народности. Мы говорим о русском народе времен Полтавской баталии и Бородинского боя, обороны Севастополя и героев Шипки, о русских временах Пушкина и Толстого, Чехова и Горького, Ломоносова и Менделеева, Попова и Яблочкова, Репина и Сурикова. Русские люди той поры сложились в русскую нацию. Наконец, мы говорим о русском народе социалистической эпохи, о русских нашего времени: о Калинине и Кирове, Чапаеве и Куйбышеве, Стаханове и Изотове, Папанине и Чкалове, Громове, Жукове и Матросове, Королеве и Курчатове, Гагарине и Титове.
В этом случае речь идет о русской нации эпохи социализма, о социалистической русской нации. Русский народ может быть приложим и применяется к этническим образованиям разного характера - древнерусской народности, русской, или великорусской, народности, русской нации эпохи капитализма, социалистической русской нации. Следовательно, понятием народ наука пользуется для обозначения этнических образований эпохи феодализма, капитализма и социалистического общества.
Но это понятие народ не распространяется на этнические общности, имевшие и имеющие место до классового общества, рабовладельческого или феодального. Понятие народ не может быть применимо по отношению к этническим общностям доклассового, первобытного общества. Это относится не только к первобытной орде нижнего и среднего палеолита , но даже к племени – первой этнической общности в истории человечества . К роду , к союзу племен , возникающему на последней ступени первобытного общества, понятие народ тоже неприменимо.
Итак, говоря о начальном этапе истории русского народа, мы имеем в виду тот ее период, когда на смену летописным «племенам», племенам восточных славян «Повести временных лет» приходит этническая общность восточных славян времен Киевской Руси, Древнерусского государства - Древнерусская народность.
В 1954 г, когда вся наша страна отмечала 300-летие воссоединения Украины с Россией, были опубликованы тезисы, посвященные этой славной годовщине. В них подчеркивалось: «Русский, украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня – древнерусской народности, создавшей древнерусское государство – Киевскую Русь». Далее в тезисах указывалось: «Постепенно из единой древнерусской народности образовались три братские народности – русская, украинская и белорусская с присущими им особенностями языка, культуры и быта. Несмотря на все исторические превратности и великие испытания, русский, украинский и белорусские народы сохранили и пронесли через века сознание единства происхождения, близости языка и культуры, сознание общности своей судьбы».
Древнерусская народность явилась тем этническим образованием восточных славян, которое возникло в период зарождения и утверждение феодализма, в эпоху возникновения государства, в процессе формирования расширявшим свою территорию, включая в состав Руси неславянские этнические элементы.
Этот процесс восходит к очень отдаленным временам, когда еще не было письменных источников, когда исследователь должен обращаться к данным языка, подвергнувшегося тщательному исследованию лингвиста, к вещественным памятникам, добытым кропотливым трудом археолога, к данным антропологии. Поэтому закономерным является вопрос – какое содержание следует вкладывать в понятие происхождение народа , в интересующем нас случае – происхождение русского народа ?
Прежде, чем привести данные, проливающие свет на древнейшие судьбы славянства, необходимо остановиться на некоторых общих принципах, которые следует положить в основу изучения интересующих нас вопросов. В основе этнических принципов лежит ряд признаков , в том числе такие ,как материальная и духовная культура , быт , обычаи , традиции и пр., наконец , сознание единства , но основой любого этнического образования в первую очередь является язык . Именно язык, а не культура и не расовый тип является важнейшим, определяющим признаком этнической общности.
Язык является продуктом ряда эпох, в течение которых он непрерывно развивается и обогащается. Язык связан с производственной деятельностью человека и связан непосредственно . Изменения в производстве влекут за собой изменения в языке. Поэтому язык находится в состоянии непрерывного изменения. Следовательно, хотя историческое развитие языка не совпадает со сменой общественно-экономических формаций, тем не менее история языка тесно и неразрывно связана с историей общества, начиная с самых отдаленных времен.
Попытка осветить древнейший период истории славян, используя лишь один археологический материал, не может дать положительных результатов , так как нельзя считать неразрывно связанными и обусловливающими друг друга не только культуру и язык. Не всегда совпадают даже понятия археологическая культура, гораздо более широкое, чем обычное понятие культуры, и язык.
Второй принцип заключается в следующем. Нельзя ограничить разыскания о древнейших судьбах славян каким-то определенным периодом, объявив его, и только его, временем происхождения славян, этногенеза славян. Поиски предков исторических славян не могут быть ограничены по времени. При современном уровне наших знаний мы можем проследить древнейшие судьбы славянства, начиная только с определенного времени, и более отдаленные эпохи пока что недоступны для исследователя.
Следовательно, проблема происхождения славян, этногенеза славян, должна сводиться к тому, каким наиболее ранним периодом можно датировать известные нам на данном этапе развития науки о языке древнейшие сведения о славянской речи. При этом надо учесть, что следует говорить именно о языке славян , а не об отдельных его элементах, восходящих к индоевропейской языковой общности .
Настает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. О венедах знали еще в Древней Греции.
Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от Северных склонов Карпат шла на Восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.
Язык - основа любого этнического образования, в том числе народности, но язык является не единственным признаком, дающим возможность говорить о данном этническом образовании, как о народности. Народность характеризуется не только общностью языка, отнюдь не устраняющей местные диалекты, но и единой территории, общими формами хозяйственной жизни, общностью культуры, материальной и духовной, общими традициями, бытовым укладом, особенностями психического склада, так называемым ”национальным характером”. Для народности характерно чувство национального сознания и самопознания.
Народность складывается на определенном этапе общественного развития, в эпоху классового общества.
Создание Древнерусского государства было в первую очередь следствием тех процессов, которые характеризовали собой развитие производительных сил восточных славян и смену господствующих у них и производственных отношений.
Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала она в себя восточно-славянские земли, но очевидно, что, кроме среднеднепровского, киевского центра , она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племенных княжений.
Слиянием Киева и
Новгорода завершается
Конец 10 столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича(980-1015г.).
В 981 г. к Древнерусскому государству присоединилась земля вятичей , хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя три года, в 984 г., после битвы на реке Пищане, власть Киева распространилась и на радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объединены под властью Киева, ” мати градом Русьским”.
По летописному рассказу принятие Русью христиансва относится к 988 г. Оно имело очень большое значение, так как способствовало распространению письменности и грамотности,
Сближало Русь с другими христианскими странами, обогащало русскую культуру.
Упрочилось международное положение Руси, чему немало способствовало принятие Русью христианства. Укрепились связи с Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией. Завязались отношения с Грузией и Арменией. Русские постоянно жили в Константинополе. В свою очередь греки приезжали на Русь. В Киеве можно было встретить греков, норвежцев, англичан, ирландцев, датчан, болгар, хазар, венгров, шведов, поляков, евреев, эстов.
Народность - этническое образование, характерное для классового общества. Хотя общность языка является определяющей и для народности, но нельзя ограничиться этой общностью при определении народности, в данном случае древнерусской народности.
Древнерусская народность сложилась в результате слияния племен, племенных союзов и населения отдельных областей и земель восточных славян, ”народцев”, и объединила она весь восточнославянский мир.
Русская, или великорусская, народность14-16 вв. явилась этнической общностью лишь части, хотя и большей, восточных славян. Она формировалась на обширной территории от Пскова до Нижнего Новгорода и от Поморья до границы с Диким Полем.
Древнерусская народность явилась этническим предком всех трех восточнославянских народностей: русских, или великороссов, украинцев и белорусов, - и складывалась она на грани первобытного и феодального общества, в эпоху раннего феодализма. Русские, украинцы и белорусы сформировались в народности в период высокого развития феодальных отношений. Теперь нам предстоит рассмотреть вопрос о появлении в эпоху раннего феодализма принципиально новой этнической общности- древнерусская народность.