Народная культура России в ХVII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура при рождении была комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………2
1.Особенности развития культуры в XVIIвеке……….4
2.Устное народное творчество и литература…………..7
3.Быт……………………………………………………11
4.Ремесла и народные промыслы……………………..15
Заключение……………………………………………..18
Список литературы…………………………………….19

Файлы: 1 файл

народная культура.docx

— 47.16 Кб (Скачать файл)

 

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

« Уральский государственный  педагогический университет»

Институт филологии, культурологии  и межкультурных коммуникаций»

Кафедра культурологии

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме:

Народная культура России в ХVII веке

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 405 гр.,

Тонкушина Т.А.

 

 

 

 

Екатеринбург-2012

 

 

Содержание.

 

Введение…………………………………………………2

1.Особенности развития культуры в XVII веке……….4

2.Устное народное творчество и литература…………..7

3.Быт……………………………………………………11

4.Ремесла и народные  промыслы……………………..15

Заключение……………………………………………..18

Список литературы…………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать:

В Россию можно только верить.

                                                          Ф.И. Тютчев

 

 Русская культура - это,  по выражению Д.С. Лихачева, громадное  разнообразие возможностей, идущее  от множества истоков-учителей. Среди  последних - дохристианская культура  восточных славян, благотворное  отсутствие единства (русская культура  восточных славян, благотворное  отсутствие единства (русская культура  при рождении была комбинацией  культур многих центров Киевской  земли), свобода (прежде всего  внутренняя, осознаваемая и как  творчество, и как разрушение) и,  конечно, широкие иностранные  влияния и заимствования. Кроме  того, в нашей культуре трудно  найти период, когда бы все  ее сферы развивались равномерно. Появляется неудержимое стремление к описательности, декоративности. Художественное творчество из священного занятия превращается в ремесло. Слабеют связи, соединяющие искусство с другими сферами культуры, т.е. теряется единство средневековой духовной сферы.

Вершиной кризиса средневековой  идеологии стала реформа патриарха  Никона и возникновение старообрядчества. Церковная реформа явилась отходом не только от средневековой культуры, но и от отечественной, традиционной: от самобытного типа культуры страна не отказывалась, но внимательнее учитывала западные тенденции.

В ХVII веке продолжала развиваться и народная культура. К ней относится народное художественное творчество.

Это народные песни, поговорки, танец и театр, но и конечно обычаи, традиции, быт, праздники и народные промыслы. Традиционность - важное качество народной культуры, определяющее как ее ценностно – нормативное та и смысловое содержание так и социальные механизмы его передачи, в наследовании от мастера к ученику, от  поколения к поколению.

 

 

 

 

 

 

 

1.Особенности развития культуры  в XVII веке

 

 Семнадцатый век занимает  особое место в истории русской культуры.  Это век-переходный  от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Новые явления в области культуры затронули прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах, развитие торговли общение с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей. Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство. События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как  прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая  холсты, канаты, сермячные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы.

Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения  ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение  получила обработка металлов - в  Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного. Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела  к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом  районах. Там возводились замечательные  постройки. Поморские плотники умели  строить прочные и удобные  суда - не только речные, но и морские.

 Во многих городах  работали скорняки, изготовляя разные  меховые вещи. Развивалось также  производство по переработке  шерсти, например изготовление вяленой  обуви, крупным центром которого  стал Углич. Значительно большее  по сравнению с предшествующими  временами развитие получило  каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный  кирпич, делались обеспечивающие  большую прочность растворы извести.  Техника возведения крупных сооружений  достигла высокого уровня. В 30-х  годах XVII века появился первый  стекольный завод в России.

 Материальная культура  в XVII столетии получила большое  развитие. Ее творцами и создателями  были многие тысячи народных  мастеров-умельцев, воплотивших в  своих творениях творческую силу  народа.

В этот период сложились  устойчивые группы высококвалифицированных  мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с  приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым  мастерством и выполняли сложные  технические работы с большим  искусством.

Самая главная черта культуры 17 века состоит в широком «обмирщении»1, в постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА

 

  В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время. Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет".

Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться  грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин.

 Вокруг его имени  уже в XVII веке стали складываться  многочисленные легенды, песни  сказания. Степан Разин наделялся  богатырскими чертами, оказывался "заговоренным от смерти". Древние  былины перерабатывались, и Степан  Разин оказывался в одном кругу былинных героев, вместе с Ильей Мурамцем. Более того, в некоторых вариантах былин Илья Мурамец оказывался есаулом на корабле Разина. Народные песни рисуют восстание как праздник:

 На матушке Волге  праздник -

Сходись, голытьба, на праздник.

Готовьтесь, бояре на праздник. 

Одним из ярких явлений  истории русской литературы стала  демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской  среды, объектом которой были господа  и властители, церковь и церковники. В первой половине века распространилось «Сказание о куре и лисице», в  котором высмеиваются лицемерие  и стяжательство духовенства. В  «Калязинской челобитной» высмеиваются пьянство и распущенность монахов. Повесть «О Фоме и Ереме» разоблачает дворянских детей не способных ни к какому труду.

 Появились различные  произведения, остро критиковавшие  церковь и церковников. Выдающимся  памятником русской литературы XVII в. стала автобиографическая повесть  одного из самых ревностных  и неистовых защитников церковной  старины - протопопа Аввакума. Его  рассказ о своей полной гонений  жизни написан простым, бесхитростным  языком.

В литературе семнадцатого века появляются новые черты: демократический  писатель и читатель, внимание к  личности героев, их душевным переживаниям. Рождаются новые жанры: светская повесть, драма, стихи  с их сатирическими, бытовыми и любовными мотивами.

 

  Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и антицерковные тенденции2. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке.

Новый период русской истории, начавшийся приблизительно в семнадцатом  веке и относившийся ко всей жизни  русского народа, сказался и в театральном  искусстве. Русский театр вступил  в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем что театральное искусство стало зрелищным. Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворные театры. Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники имели свой театр, получивший название театра  Петрушки. Главный герой театра  Петрушка-это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.

На рубеже 16-17 веков появляется устная народная драма на легендарную  тему «О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата  власти евреями, приказал уничтожить всех еврейских младенцев. За такое злодеяние  царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду.

 

Эта пьеса пользовалась успехом, потому что в народе сохранилась  память о злодеяниях Ивана Грозного и Бориса Годунова, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.

Следующая дошедшая до нас  устная драма была сложена, как и  многие песни в казачьей среде, и  посвящена любимому народному герою  Степану Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела несколько названий. Самое распространенное из них «Лодка».

Все пьесы народного театра были каждая по- своему направлены против властей.

Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено  специальное здание для театра- Потешная палата .Скоморохи не удовлетворяли возросшие вкусы зрителей и с 1660 года стали приглашать в Москву немецких актеров. Организация спектаклей была поручена учителю немецкой слободы Грегори. Все пьесы имели политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства. Театральное искусство отличалось стремлением к сценической правде.

В ХVII веке возникают также школьная драма и школьный театр. В представлениях школьного театра использовались и элементы театра народного: между действиями серьезной драмы исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта. Русский театр ХVII века, как придворный, так и школьный, положил начало театральному делу в России.3 Формирование театра связано с ростом национального самосознания, с теми огромными общественными и культурными преобразованиями, которые происходили в стране.

Информация о работе Народная культура России в ХVII веке