Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:49, контрольная работа
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура при рождении была комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.
Введение…………………………………………………2
1.Особенности развития культуры в XVIIвеке……….4
2.Устное народное творчество и литература…………..7
3.Быт……………………………………………………11
4.Ремесла и народные промыслы……………………..15
Заключение……………………………………………..18
Список литературы…………………………………….19
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
« Уральский государственный педагогический университет»
Институт филологии, культурологии и межкультурных коммуникаций»
Кафедра культурологии
Контрольная работа по теме:
Народная культура России в ХVII веке
Выполнила:
Студентка 405 гр.,
Тонкушина Т.А.
Екатеринбург-2012
Содержание.
Введение…………………………………………………2
1.Особенности развития культуры в XVII веке……….4
2.Устное народное творчество и литература…………..7
3.Быт……………………………………………………11
4.Ремесла и народные промыслы……………………..15
Заключение……………………………………………..
Список литературы…………………………………
Введение
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать:
В Россию можно только верить.
Русская культура - это,
по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее
от множества истоков-учителей. Среди
последних - дохристианская культура
восточных славян, благотворное
отсутствие единства (русская культура
восточных славян, благотворное
отсутствие единства (русская культура
при рождении была комбинацией
культур многих центров
Вершиной кризиса
В ХVII веке продолжала развиваться и народная культура. К ней относится народное художественное творчество.
Это народные песни, поговорки, танец и театр, но и конечно обычаи, традиции, быт, праздники и народные промыслы. Традиционность - важное качество народной культуры, определяющее как ее ценностно – нормативное та и смысловое содержание так и социальные механизмы его передачи, в наследовании от мастера к ученику, от поколения к поколению.
1.Особенности развития культуры в XVII веке
Семнадцатый век занимает особое место в истории русской культуры. Это век-переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Новые явления в области культуры затронули прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах, развитие торговли общение с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей. Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство. События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.
В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы.
Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного. Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. Важное значение имела чеканка монет. В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филипом Андреевым с сыном для митрополитного двора в Ростове.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но и морские.
Во многих городах
работали скорняки, изготовляя разные
меховые вещи. Развивалось также
производство по переработке
шерсти, например изготовление вяленой
обуви, крупным центром
Материальная культура
в XVII столетии получила большое
развитие. Ее творцами и создателями
были многие тысячи народных
мастеров-умельцев, воплотивших в
своих творениях творческую
В этот период сложились
устойчивые группы высококвалифицированных
мастеров на различных предприятиях.
Хотя в ряде случаев производство
на этих предприятиях начиналось с
приглашения иностранных
Самая главная черта культуры
17 века состоит в широком «обмирщении»
2.УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ЛИТЕРАТУРА
В XVII в. появились первые записи фольклора, дошедшие до нас, благодаря чему мы имеем более конкретное представление о народном творчестве того времени. Семнадцатый век с его острыми социальными конфликтами и длительной борьбой России против внешних врагов был временем значительного подъема народного творчества. Характерно широкое распространение исторических песен, проникнутых чувством глубокого патриотизма. Продолжали быть популярными различные былины, песни, сказки, сложенные еще в предыдущее время. Весьма интересны пословицы, записанные в особых сборниках конца XVII века. В пословицах ярко воплощалась народная оценка человеческих качеств и общественных отношений. Недаром многие из них дожили до наших дней, как, например: "баснями соловья не кормят", "взялся за гуж не говори, что не дюж". Народные пословицы отразили критические отношения простых людей к церковникам и церковным обрядам: "из одного дерева икона и лопата", "молебен нет, а пользы нет".
Для XVII века характерна насмешка над людьми, не желающими учиться грамоте: "Аз, буки, веди страшат, что медведи". В пословицах отражалось недоверие крестьян к феодалам: "в боярский двор ворота широки, а со двора узки", "обещать - по дворянски, а слово держать по крестьянски"; протест против притеснений властей: "наказал бог народ - послал воевод", лошадь любит овес, земля - навоз, а воевода - привоз"; возникающее в народе сознание своей силы: "холопье слово, что рогатка". Одним из любимых героев произведений народного творчества стал вождь крестьянской войны Степан Тимофеевич Разин.
Вокруг его имени
уже в XVII веке стали складываться
многочисленные легенды, песни
сказания. Степан Разин наделялся
богатырскими чертами,
На матушке Волге праздник -
Сходись, голытьба, на праздник.
Готовьтесь, бояре на праздник.
Одним из ярких явлений истории русской литературы стала демократическая сатира, вышедшая из народной, преимущественно городской среды, объектом которой были господа и властители, церковь и церковники. В первой половине века распространилось «Сказание о куре и лисице», в котором высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства. В «Калязинской челобитной» высмеиваются пьянство и распущенность монахов. Повесть «О Фоме и Ереме» разоблачает дворянских детей не способных ни к какому труду.
Появились различные
произведения, остро критиковавшие
церковь и церковников.
В литературе семнадцатого века появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям. Рождаются новые жанры: светская повесть, драма, стихи с их сатирическими, бытовыми и любовными мотивами.
Очевидно, народное творчество XVII в. приобрело определенные и антицерковные тенденции2. Оно стало сильнее оказывать влияние на письменную литературу. Народное творчество явилось настоящей основой развития демократического, светского направления в литературе XVII века. Усиление влияние народного творчества на литературу имело одной из важных своих предпосылок значительное расширение количества грамотных людей в семнадцатом веке.
Новый период русской истории, начавшийся приблизительно в семнадцатом веке и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном искусстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем что театральное искусство стало зрелищным. Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворные театры. Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники имели свой театр, получивший название театра Петрушки. Главный герой театра Петрушка-это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.
На рубеже 16-17 веков появляется устная народная драма на легендарную тему «О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата власти евреями, приказал уничтожить всех еврейских младенцев. За такое злодеяние царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду.
Эта пьеса пользовалась успехом, потому что в народе сохранилась память о злодеяниях Ивана Грозного и Бориса Годунова, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.
Следующая дошедшая до нас устная драма была сложена, как и многие песни в казачьей среде, и посвящена любимому народному герою Степану Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела несколько названий. Самое распространенное из них «Лодка».
Все пьесы народного театра были каждая по- своему направлены против властей.
Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено специальное здание для театра- Потешная палата .Скоморохи не удовлетворяли возросшие вкусы зрителей и с 1660 года стали приглашать в Москву немецких актеров. Организация спектаклей была поручена учителю немецкой слободы Грегори. Все пьесы имели политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства. Театральное искусство отличалось стремлением к сценической правде.
В ХVII веке возникают также школьная драма и школьный театр. В представлениях школьного театра использовались и элементы театра народного: между действиями серьезной драмы исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта. Русский театр ХVII века, как придворный, так и школьный, положил начало театральному делу в России.3 Формирование театра связано с ростом национального самосознания, с теми огромными общественными и культурными преобразованиями, которые происходили в стране.