Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:49, контрольная работа
Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. Среди последних - дохристианская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура восточных славян, благотворное отсутствие единства (русская культура при рождении была комбинацией культур многих центров Киевской земли), свобода (прежде всего внутренняя, осознаваемая и как творчество, и как разрушение) и, конечно, широкие иностранные влияния и заимствования.
Введение…………………………………………………2
1.Особенности развития культуры в XVIIвеке……….4
2.Устное народное творчество и литература…………..7
3.Быт……………………………………………………11
4.Ремесла и народные промыслы……………………..15
Заключение……………………………………………..18
Список литературы…………………………………….19
3.Быт
В XVII в. костюм русских людей стал разнообразнее. Нательной одеждой и мужчин и женщин оставалась туникообразная рубашка, сорочка. Правда, женская рубаха была длиннее-доходила до ступней. Мужское верхнее комнатное платье состояло из сорочки, штанов и зипуна. «Штаны» упоминаются со второй половины семнадцатого века и обозначают верхнюю нарядную одежду, обычно утепленную, нередко меховую. Древнерусское слово «порты» теперь обозначало нижнее белье. Зипун - короткая куртка надевался поверх рубахи, под кафтан; его можно сравнить с современным жилетом. Верхней уличной одеждой мужчин, а иногда и женщин был кафтан. В зависимости от моды его шили то длиннее, то короче(до колен или до лодыжек). Кафтаны носили и бедняки и богачи, различия заключались лишь в качестве ткани и характере отделки. В зажиточных семьях шились и детские кафтаны. Верхней комнатной одеждой был сарафан. Правда до XVII века «сарафаном» именовалась не женская, а мужская длинная распашная одежда. Лишь с середины ХVII века сарафан стал принадлежностью исключительно женского гардероба. Комнатной и уличной одеждой женщин становилась юбка, которую шили из красивых, богато орнаментированных тканей. Сарафан и юбка дополнялись душегреей-короткой, как правило, без рукавов кофтой со множеством сборок на спине.
Весной и осенью и мужчины и женщины любили одевать однорядку. Эта широкая распашная одежда с длинными откидными рукавами и разрезами для рук у пройм шилась из сукна «в один ряд». Охабень, отличавшийся от однорядки широким отложным воротником, носили только мужчины.Зимней верхней одеждой были меховые шубы.
Простолюдин носил шубу овчинную, боярин шил горностаевую или соболью. Дорогие шубы стоили целое состояние, их перечисляли в приданом богатой невесте. Наиболее распространенным головным убором был колпак.
В ХVII веке лапти носили в основном крестьяне. Горожане щеголяли в цветных сапогах. Преобладала обувь на среднем и высоком каблуке, который делался из многих слоев кожи, скреплявшийся металлической скобкой.
Изменения коснулись и жилищ. Палаты знати нередко строились из камня. Внутри многочисленные помещения, поднятые на высокие подклеты, соединялись переходами на уровне второго этажа. Это – целые небольшие городки с массой комнат различного происхождения: служебными, парадными, детскими. Хоромы дворян были копией царских покоев в миниатюре. Мебель делалась из резного дерева. Посуда была золотой и серебряной.
Освещались помещения восковыми свечами; люди победнее жгли березовые щепочки, просушенные предварительно в печах, их называли лучинами. В окна домов по-прежнему вставлялась слюда, но появилось уже и стекло, впрочем, очень несовершенное.
Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай. Избы топились по-черному, печи были редкостью. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.4
Русская кухня оставалась традиционной. Основой питания были зерновые культуры, рожь, просо, овес. Мясо ели на большие праздники. Любимейшим напитком оставался в России хлебный квас. Его готовили в каждом доме из сухарей, замешивая их на воде с солодом, отрубями и мукой. Замесив, парили в печи, а затем процеживали и заквашивали.
После этого квас охлаждали в погребе. Посуда в основном была деревянной. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная.
Внутрисемейный быт оставался замкнутым, патриархальным. Главой семьи, дома считался мужчина.5 Он практически неограниченно распоряжался имуществом и судьбой своих домочадцев. Жена была подчинена мужу. За убийство жены мужу полагалось лишь церковное покаяние, жену же за убийство мужа закапывали по шею в землю.
Вместе с тем женщина пользовалась большим уважением и руководила домашними делами. Вдова до совершеннолетия сыновей становилась главой семьи. Женщине полагалось большую часть времени проводить дома.
Важную роль в повседневном быту играли обряды: песни и причитанья, ряженье и гаданье; в ночь на Ивана Купалу-вязанье венков и прыганье через костер. Любили деревенские жители глядеть на пляски и слушать песни. Концерты, различные развлечения, шахматы стали элементами быта богатых людей. Все праздники сопровождались раздачей милостыни многочисленным московским нищим. На Святки (так называлось праздничное время от Рождества до Крещения) проходили яркие карнавалы с ряжеными, показывали свое искусство скоморохи, вызывали взрывы хохота своими проделками куклы-петрушки. Во время святок молодежь собиралась в теплых домах и устраивала колядование, гадания, игрища ряженных. Гадание на святки было главным девичьим развлечением. Игры ряженных-древняя русская скоморошья забава. Костюмы и маски готовились заранее, хотя особых премудростей здесь не было. Вывернутая мехом наружу шуба-вот и костюм медведя. Парни одевались бабами, девушки-мужиками. Ряженные заходили в дома и веселились как могли: кувыркались, дурачились, орали не своим голосом.
Один из больших зимних праздников - Крещение Господня. В двенадцатом часу с колокольни Ивана Великого раздавался звон, возвещавший о выходе государя из дворцовых покоев. В сопровождении бояр царь спускался с Красного крыльца Грановитой палаты на Соборную площадь. Завидя государя, народ падал на колени и бил челом. Царь шествовал в Успенский собор, совершал молитву и получал благословление патриарха. Затем от западных врат начинался крестный ход к Москве-реке. На реке заранее делали во льду небольшую прорубь. В нее опускали Иордань - расписной деревянный ящик с сенью над ним. Снаружи, по углам, Иордань украшали изображения четырех евангелистов, а внутри – сцена Крещения Господня. 6Патриарх погружал крест в Иордань, а затем святой водой кропили народ, войска, знамена полков. Когда обряд был закончен, крестный ход в том же порядке возвращался в Успенский собор на молебен.
Все новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчеркивали огромную пропасть между жизнью широких народных масс (крестьян и посадских людей) и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества.
4. Ремесла и народные промыслы
В семнадцатом столетии большинство
товаров изготавливалось в
Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке, в округе Нижнего Новгорода7. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную черным и красным (а также, изредка, зеленым и желтым) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие три-четыре раза покрывается специальным составом и обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий легкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Кузнечное ремесло. В истории развития прикладного художественного металла Москвы прослеживается одна постоянная тенденция-в каждом стиле можно выделить самостоятельную группу изделий, в которой широко используются элементы народного узорчья.
Именно кузницы ХVI-ХVII веков и были той базой, на которой изготовлялось наибольшее количество художественных изделий из металла для нужд города того времени. Что представляла собой кузница семнадцатого века? В ней размещались горн, сложенный из камней или кирпича, железный вытяжной зонт, двурогая наковальня, тиски и инструменты: несколько ручников, кувалда, клещи с разными губками, зубила. Стояла бочка с водой, ящик для угля, стул под тиски. Снаружи устраивался станок для ковки лошадей.
В середине ХVII века в окрестностях Москвы, Тулы и Каширы возникает несколько железоделательных заводов. Повсеместно развивается кузнечное дело. Москва того времени в основном была деревянной. Только церкви возводились из кирпича и белого камня. Церковное строительство было основным потребителем художественного металла. Кроме богатого внутреннего убранства, московскими ремесленниками делались для церквей деревянные обшитые железом створы окон и порталов, оконные и дверные решетки, наружные торшеры-подсвечники, подзоры кровель, ограды и ворота.
Широкое распространение
получили насечки по металлическому
листу и плоские железные накладки
с просечным ажурным
Композиционные находки
народного творчества, связанные
с изготовлением предметов
В изготовлении изделий из
художественного металла
Среди кузнечных работ
этого направления особо
Художественное литье. В семнадцатом веке в Москве развивалось художественное литье из меди и бронзы. Самым древним памятником Московского литейного искусства можно считать пушку, отлитую литейным мастером Яковым в 1471 году. Мастера Пушечного двора относились к своим отливкам, как к художественным произведениям. Пушки и колокола украшались орнаментом и сюжетным изображениями.
Заключение
Определяя основное
содержание и направление
Развитие русской культуры
XVII века отразило свойственные этому
времени особенности и
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства. И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от мировой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее развитие.
Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего национального богатства, славы и величия нашего народа.
Список литературы:
1.Алмазов С.Питерский П. Праздники православной церкви .-М.,1962.
2.Вишневская В.Н. Хохлома-М.,
3. Кацва Л.А. История России с древних времен и до ХХ века. - С.Пб.,2003
4. Ключевский В.О. "Русская история" в 3-х томах;
изд."Мысль", -М, 1993 г.
5.Панкеев И.А.Полная энциклопедия быта русского народа. Т.1,2.-М.:ОЛМА-Пресс,1998.
6.Платонов С.Ф. "Учебник русской истории",
изд."Наука", Санкт-Петербург, 1994 г.
7. Поздняева З.М, Лычагин В.М. Театр и время., Ставрополь,2002.
8.Путилов Б.Н.Фольклор и народная культура. Спб.,1994
9.Сахаров А.Н, Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца ХVII века. М.,1997.
1 Кацва Л.А. История России с древних времен и до ХХ века. - С.Пб.,2003
2 Путилов Б.Н.Фольклор и народная культура. Спб.,1994
3 З.М.Поздняева, В.М.Лычагин. Театр и время., Ставрополь,2002.
4 А.Н.Сахаров.В.И.Буганов. История России с древнейших времен до конца ХVII века. М.,1997.
5 .Панкеев И.А.Полная энциклопедия быта русского народа. Т.1,2.-М.:ОЛМА-Пресс,1998.
6 Алмазов С.Питерский П. Праздники православной церкви.-М.,1962.
7 Вишневская В.Н. Хохлома-М.,1980.