Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:06, курсовая работа
Цель моей работы: познакомиться с историей культуры чувашского народа, изучить обычаи и праздники религиозно-бытовых традиции неразрывно связанных с нашей историей.
Задачи:
Выяснить происхождение чувашского народа.
Рассмотреть чувашские праздники.
Введение 3
Происхождение чувашского народа. 4
Чувашские праздники. 7
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Чебоксарский филиал
кафедра социальных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Культурология
на тему: Народные праздники и обычаи чувашского народа
Направление или специальность: государственное и
Муниципальное управление
Выполнила: студентка группы 12-Г-21н
заочной формы обучения
Потемкина Ксения Петровна
Проверил: доцент Дроздова С.Ю.
Чебоксары - 2013
Содержание
Введение 3
Происхождение чувашского народа. 4
Чувашские праздники. 7
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Кто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них, необходимо более полно и качественно изучить свою историю. Вот уже 400 лет чуваши живут в составе России, впитывая живительные соки богатейшей русской культуры.
Мои бабушка и дедушка родом из чувашских деревень: Аксарино и Сятракасы Марпосадского района. Детство и юность они провели в родных деревнях, где они проживают до сих пор. Бабушка и дедушка знакомы с чувашскими традициями, обрядами, костюмами. Чувашский язык для них родной, они легко общаются с другими чувашами. Моя мама не говорит по-чувашски, только понимает и плохо знает традиций и обычаев, а мы с сестренкой совсем не знаем традиции и обычаи чувашского народа и не владеем чувашским языком, который для нас родной. Таких как мы с сестренкой среди чувашей много. Получилось так, что мы оторваны от своих корней.
Актуальность своей темы я вижу в том, что изучая быт, традиции и обычаи чувашей, я поближе соприкоснусь с многовековой историей родного народа, потому что если мы будем знать и помнить свою историю, то мы, чуваши, никогда не исчезнем с лица земли.
Цель моей работы: познакомиться с историей культуры чувашского народа, изучить обычаи и праздники религиозно-бытовых традиции неразрывно связанных с нашей историей.
Задачи:
Чуваши, чаваш (самонозв.), народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. чел.), общая численность 1842, 3 тыс. чел.
Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных болгарам племен - сувар или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508. В 1551 вошли в состав России. В 1917 чуваши получили автономию: АО с 1920, АССР с 1925,Чувашская ССР с 1990, Чувашская республика с 1992.
Имеется несколько
гипотез происхождения
Тюрко-язычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, на территории между Тянь - Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь, еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбищным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.
К III-IV вв. до н.э. завоевали в свою «державу» низовья Иртыша и Енисея, Семиречье, междуречье Амударьи и Сырдарьи.
В начале новой эры они стали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2 - 3 вв. н.э. Северного Кавказа.
Многовековые общения предков чувашей с ирано-язычными скифами, саками, сарматами и аланами - наследниками древней индоиранской цивилизации, включая шумерскую, обогатили культуру болгар и сувар - их хозяйственные занятия, быт, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.
В 30 - 60 - х гг. 7 в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось. В 70-х гг. серебряные (нухрат) болгары переселились в Волго - Камье.
Сувары на территории современного Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата.
После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Среднем Поволжье возник болгарский Союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена.
В конце 9 в. союз перерастает в раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарск. Луки на яге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.
В начале 13 в. в процессе объединения болгарских и суварских племен, ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность.
В 1236 Волжская Болгария была разгромлена монголо-татарскими войсками под предводительством хана Бату. Территория Среднего Поволжья включается в Золотую Орду как Болгарский улус.
Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной Чувашской республики. В 1438 от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме татар оказались предки чувашей, марийцев, части мордвы, удмуртов и башкир.
На территории современной Чувашии, а также в приказанско - заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения болгаро-чувашей с марийцами, к концу 15 в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая болгарский язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши.
Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый - батыр,Тугай, Амак и др. В конце 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г.Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей в состав Русского государства.
Чуваши призывались на военную службу в русскую армию, участвовали в Ливонской войне (1558-83), борьбе против польско-шведской интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812. В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. чувашей боролись с врагом. Из них более 100 тыс. не вернулись домой. Около 54 тыс. чел. были награждены орденами и медалями.
Вот уже 400 лет чуваши живут в составе России, впитывая живительные соки богатейшей русской культуры. Это не могло не сказаться и на обрядах чувашей. Они восприняли ряд русских народных календарных праздников - масленицу (саварни), семик (симек), крещение (кешэрни) и др. Но эти праздники обогащались традиционными чувашскими обрядами и порой приобретали совершенно иной вид.
После обращения
чувашей в христианство их обрядовый
репертуар значительно
В календарной обрядности чувашей Самарского Заволжья в XVIII-XIX вв. выделяются следующие наиболее общераспространенные обряды:
1) праздники
зимнего календарного цикла:
2) обряды
весенне-летнего периода,
Большинство самарских чувашей отмечали Троицу, но празднование начинали еще с четверга поминовением предков симек. Впрочем, дата проведения этих поминок также сместилась под воздействием христианской традиции на субботу перед Троицей или же Троицу.
3) обряды
осеннего цикла были связаны
с уборкой урожая и
Впрочем, чувашам не были чужды и некоторые христианские осенние праздники, посвященные христианским святым и святыням, например, в честь Козьмы и Демьяна, Архангела Михаила, Казанской Божьей Матери и т.д. Многие из них почитались жителями отдельных чувашских селений в качестве престольных праздников, даже если в селении отсутствовала церковь.
Из праздников зимнего цикла наиболее яркими по форме и содержанию являлись обряды, посвященные встрече Нового года - сурхури/сорхори и сене сюл "овечья нога".
1.УЛАХ.
Осенью и зимою, когда обыкновенно ночи длинные, молодежь проводит время на посиделках – «Улах». Посиделки организовывают девушки. Собирались обычно у кого-нибудь дома, если родители, например, уезжали в гости в соседнюю деревню, или в доме одинокой женщины или в бане. Потом за это девушки, парни помогали ей в какой-нибудь работе, дров наколоть, хлев почистить и т. д.
Девушки приходят с рукоделием: вышивкой, вязанием. Потом приходят парни с гармошкой. Они садятся между девушками смотрят на их работу, оценивают. Угощают девушек орехами, пряниками. Один из парней обязательно должен быть гармонистом. Молодежь на посиделках веселится. Поют песни, шутят, пляшут, играют. За тем парни уходят на посиделки, на другие улицы. На каждой улице собирается свой « Улах». Так парни за ночь успевают посетить несколько посиделок.
В старину на «Улах» приходили смотреть и родители. Гостей угощали пивом, а они в ответ клали в ковш деньги, которые обычно отдавали гармонисту. Приходили на посиделки и ребятишки, но они долго не задерживались, насмотревшись на веселье, отправлялись по домам.
Парни на этих посиделках присматривали себе невест.
2.САВАРНИ.
Праздник проводов зимы у чувашей называется «Çǎварни», его справляют одновременно с русской Масленицей.
В масленичные дни с самого раннего утра дети и старики идут кататься на горку. Старики хоть раз да скатывались с горки на прялках. С горки нужно прокатиться как можно прямее и как можно дальше.
В день празднования «Çǎварни» украшают лошадей, запрягают
их в нарядные сани и устраивают «катаччи» катания. По всей деревне разъезжают нарядные девушки и поют песни.
Жители села и стар, и млад, собираются в центре села прощаются с зимой, сжигая соломенное чучело «çǎварни карчǎкки». Женщины, встречая весну, поют народные песни, пляшут чувашские танцы. Молодёжь устраивает между собой различные соревнования. В «çǎварни» во всех домах пекут блины, пироги, варят пиво. Приглашают в гости родственников из других деревень.
3.МАНКУН (ПАСХА).
«Мǎнкун» - самый светлый и большой и праздник у чувашей. Перед пасхой женщины обязательно моют избу, белят печи, мужчины наводят порядок во дворе. К пасхе варят пиво и наполняют бочки. В день перед пасхой моются в бане, а ночью идут в церковь на «Автан келли». На пасху и взрослые и дети наряжаются в новые одежды. Красят яйца, готовят «чǎкǎт», пекут пироги.
При входе в дом первой стараются пропускать девочку, потому что считается, что если первый вошедший в дом женского пола, то и у скотины больше будет тёлочек, ярочек. Первой вошедшей девочке дают крашеное яйцо сажают на подушку, и она должна сидеть тихо- тихо, чтобы и куры, утки, гуси так же спокойно сидели в своих гнёздах и вывели птенцов.
« Мǎнкун» длится целую неделю. Дети веселятся, играют на улицах, катаются на качелях. В старину на каждой улице специально к пасхе строили качели. Где катались не только дети, но и парни и девушки.
Взрослые на пасху ходят « калǎм», в некоторых деревнях это называют «пичке пуçлама» т. е. открывать бочки. Собираются у одного из родственников, а затем ходят по очереди из дома в дом с пенями под гармошку. В каждом доме угощаются, поют, пляшут. Но перед пиршеством старики обязательно молятся божествам, благодарят за проведённый год, просят удачи в следующем году.
4.АКАТУЙ.
"Акатуй" весенний праздник, проводимый после завершения посевных работ. Праздник сохи и плуга.
«Акатуй» проводится всей деревней или несколькими деревнями сразу, в каждой местности имеются свои особенности. Праздник проводится на открытой местности, в поле или на лесной поляне. Во время празднества проводятся различные соревнования: по борьбе, скачкам на лошадях, стрельбе из лука, в перетягивании каната, в лазании по шесту за призом. Победителей награждают подарком, а самый сильный из борцов получает звание «паттǎр» и в награду барана.
Торговцы устраивают палатки и продают сладости, калачи, орехи, мясные блюда. Парни угощают девушек семечками, орехами, сладостями, играют, поют, танцуют и веселятся. Дети катаются на каруселях. На празднике варят в огромных котлах шÿрпе.
Информация о работе Народные праздники и обычаи чувашского народа