Народные приметы. Славянский месяцеслов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Само слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. Наблюдений за тем, что происходит вокруг, человек накапливал жизненный опыт, и это он передавал из поколения в поколение. Эти знания бережно хранились народом, который доверял им, как священной книге.

Содержание работы

1. Введение.
2. Домашние приметы.
3. Строительство дома.
4. Бытовые приметы.
5. Приметы о еде.
6. Дорожные приметы.
7. Приметы о человеке и его здоровье.
8. Приметы о семье.
9. Месяцеслов.
10. Заключение.

Файлы: 1 файл

Традиционная русская обрядность.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая

 

Народные приметы. Славянский месяцеслов.

 

Подготовила студентка  1 курса

Мельникова Д.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Введение.

2. Домашние приметы.

3. Строительство дома. 

4. Бытовые приметы.

5. Приметы о еде.

6. Дорожные приметы.

7. Приметы о человеке и его здоровье.

8. Приметы о семье.

9. Месяцеслов.

10. Заключение.

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Само слово  “примета” происходит от слова  “примечать”, т.е. наблюдать. Наблюдений за тем, что происходит вокруг, человек накапливал жизненный опыт, и это он передавал из поколения в поколение. Эти знания бережно хранились народом, который доверял им, как священной книге.

Каждый из нас может сам выбрать: отмахнуться от всего этого, как от нелепого суеверия или повнимательнее присматриваться к приметам и серьезнее отнестись к многовековому опыту поколений. Большинство из нас, сдавая экзамены, просят, что бы их ругали, похвалившись какой-то удачей или везеньем, мы сплевывали, чтобы не сглазить или стучали по дереву. Мы знаем, что нужно идти в обход, если черная кошка перешла дорогу, боимся числа 13 и многое другое

Все, что связано с приметами, заложено где-то глубоко в нашем подсознании. Часто мы их вспоминаем машинально, бессознательно или просто в шутку. Но, в приметах таится множество точных знаний и практическая мудрость наших предков. Они охватывают все характерные, часто трудноуловимые явления природы.

В приметах сохранилось  очень много, того что было в старых народных праздниках и обычаях, они помогают предвидеть погоду, вырастить урожай. 

В сохранении и  соблюдении русских традиций, связанных с приметами - спасение культурного наследия.

Во всем мире существует опасность, что в будущем  все культуры могут стать одинаковыми. Движение к этой безликой однородности происходит уже сейчас.

Необходимы самые активные и срочные меры, чтобы остановить деградацию и исчезновение нашего культурного наследия.

Человечество заходит  в тупик, оно достигло предела, у  которого уже пора остановиться и  притупить к решению глобальных проблем. Сохранение культурного наследия, предотвращение вымирания нации – это одна из этих проблем, которую нужно решить немедленно. Каждый народ, каждый человек должен обратиться к своему прошлому, собрать все крупицы и бережно передать следующим поколениям. Такими крупицами и являются приметы русского народа, наши приметы.

Мы знаем множество примет, которые считаются русскими. Все это правильно, но не все они возникли на Руси. Многие из них остались как наследство, влиявших на наших предков, народов.

Даже некоторые старинные  книги именовались черными на Руси, имели не русское происхождение. До сих пор существуют приметы, сходные с римскими. К ним относятся пожелание здоровья при чихании, примета о звоне в ушах, просыпание соли на стол и т.п. Все это тождественно с прежними римскими обычаями.

 

Домашние приметы.

 

Начать рассказ  о приметах имеет смысл с человеческого  жилища. Ведь дом, это самое основное пристанище и укрытие, самое святое и дорогое, что есть у каждого  человека в жизни.

Бесспорно, тот, кто дом построит и облагородит, тот и в нем хозяин, но и здесь никак не обойтись без потусторонней силы, которая проявляет доброту хозяину и зло к его недоброжелателям - Домовом. Его также величали домовитым хозяином, соседушкой, домоседушкой. Где именно живет домовой неизвестно, но может принимать вид какого-то животного. Иногда домового видели в обличии маленького человечка с необыкновенно толстыми руками и ногами, всего в шерсти. Существует поверье, что кот замещает его, когда домовой отлучается по делам. Вот почему крестьянин, заводя котенка, выбирает его тщательно, подбирая такую масть, которая соответствует цвету волос хозяина дома. Если кошка убегала, значит домовой не возлюбил ее.

Домовой может  быть и проказничать: нализать волосы на голове у спящего человека, после чего образуются “колтуны”, греметь посудой, спрятать вещи. От таких проказ, по поверью, избавляются при помощи липовой палки.

Считается, что  домовой становится видимым перед  приближающимся несчастьем. А иногда наваливается на хозяина ночью и начинает душить. Для спасения надо зачураться или прочитать молитву. По тому, каков внешний вид домового, судят о достатке в доме.

Что бы дружно жить с домовыми, нужно: по первому числу каждого месяца ставить за печку или в какое другое место миску молока, оставлять для него угощения, в день Федоры, когда он сидит под веником не следует подметать пол и выбрасывать мусор, чтобы не выбросить домового. В славянском месяцеслове, 8 июля по новому стилю, есть такие слова “в день Федоры не выметай из избы сора”.

У домового есть жена домовилиха или домовиха. Она  может горько плакать ночью к беде. А так же, у домового и домовихи есть много родных сестер и братьев, живущих в доме и вокруг него. Это и дворовой, и приемник, и кладовой, и овинник, и полевой, и стоговой, и хлевник, и бука, и банник, и анчутка, и амбарник и т.д.

Откуда взялись все эти духи, расскажет нам древнее предание. Оно повествует о том, что у первых людей Адама и Евы, после их грехопадения родились дети, которые были настолько уродливы, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Адам хотел их утопить в реке Евфрат, Ева затупилась за своих детей и упросила мужа не убивать их, а спрятать так, чтобы ни одна живая душа их не смогла увидеть. С той поры все эти дети разбросаны по всему свету. Они прячутся от людей, и лишь изредка им являются и потихоньку творят всякие пакости. Но если человек к ним хорошо относится и считается с их присутствием, то они ему помогают.

Этих духов  так много и все они очень  интересны, поэтому о них рассказывать можно очень долго. Недаром и  леший и водяной и кикимора, и русалка стали героями русских народных сказок, а такие персонажи как бабай и бука присутствуют и в современных детских стихах и рассказах. Ими пугали и сейчас пугают непослушных детишек и очень хорошо, если бы это имело свое продолжение в будущем.

 

 

 

 

Строительство дома. 

 

 С домашними делами и предметами связано много примет. Очень важным действием на Руси всегда являлось строительство нового дома. От соблюдения и знания многих тонкостей зависело и благополучие обитателей нового дома, и даже сама их жизнь.

“Закладка фундамента под новый дом, возведение стен, крыши, отделка дома, переезд на новое место, в только, что построенный дом, праздник новоселья – все это сопровождалось различными ритуалами. Строители и владельцы дома никогда не пренебрегали народными приметами, поверьями”. По поверью строители закладывают дом на чью - то голову и тот на кого дом заложен, скоро должен умереть. Добросовестные мастера закладывали дом на голову кота или мыши. Если не закладывать на дом чью - то голову, то смерть ожидает их самих. Считалось, что пока дом строится, хозяин не умрет, но после 50-ти лет нельзя начинать строительство нового дома иначе ждет скорая смерть. В углы, и в щели дома затыкали вычесанные или остриженные человеческие волосы или ногти, а посреди сруба сажали живое деревце или прикапывали зеленую ветку, чтобы дом дольше простоял. Все эти и еще много других примет соблюдалось людьми с древности при строительстве жилища.

Перед новосельем пускали в дом черного петуха или курицу и оставляли на ночь. На второю ночь пускали черного кота или кошку. И только на третью ночь хозяева сами заходили в новое жилище. Считалось, что тот кто первым пойдет в новый дом умрет первым, такая же участь ожидала и того кто первым уснет в первую ночь. При переселении в новый дом нужно было быстрей устроить праздник, для отпугивания злых и для приманки добрых духов. Отсюда получило свое распространение новоселье.

 

Бытовые приметы.

 

Обращаясь к  народным приметам, даже простой веник, имеет свою загадочность, а подметание в избе настоящее магическое действие. Удивительно, с какой точностью в народе подмечена связь мира материального и мира тонкого на самом обыденном, бытовом уровне.

Существует  множество примет связанных с  бытовыми предметами. Веник, стоящий метелкой вверх, отпугивает злых духов, внезапно заскрипевшая дверь к несчастью, порвалась занавеска - быть ссоре между подругами, упавшая икона к смерти, если хорошо растут комнатные цветы – быть в семье миру, а если они вянут – это сулит беспокойство в доме, мыло запазухой спасает от порчи, нельзя через окно бросать мусор или выливать помои – под окном стоит ангел-хранитель. Есть из треснувшей, разбитой посуды - к несчастью, к "треснутой" жизни. - Разбитая посуда всегда символизировала ущербность, несчастье - за исключением тех случаев, когда ее били умышленно (например, на свадьбе). Суть этой приметы в психологическом плане такова: треснувшая посуда держит хозяйку в напряжении, заставляет вспоминать о ситуации, в которой ее испортили. Естественно, что это лишь добавляет огорчений. Но еще важнее другое: посудина с трещиной может разбиться в любой момент - и вы окажетесь ошпаренным кипятком, супом и т.п. Дарить острое (нож, булавку, ножницы и т.д.) - к ссоре. Надо взять выкуп - тогда обойдется. - Если в случае с подаренным носовым платком надо "выкупить" его, чтобы потом не плакать, то все острые предметы надо "выкупать", чтобы не пораниться ими и, следственно, не поссориться ("Я именно твоим ножом поранилась!" - "Ах, тебе мой подарок не нравится?!" - и т.д.). Поверье возникло также потому, что острые предметы связаны со сглазом. Если они "куплены", то перестают принадлежать другому человеку. Собственные же острые предметы, наоборот, уже служат средством против сглаза. Подкову найти - к счастью. Надо повесить ее над входной дверью. - Вера в охранительную силу подковы распространена во всем мире. Может быть, положительное ее воздействие объяснимо и с точки зрения физики. Но легенда гласит, что дьявол, который обычно ходит по кругу, в случае с подковой обречен метаться от одного конца ее к другому, ибо круг разомкнут. Поэтому ему некогда чинить козни людям. Вторая легенда гласит, что кузнец, к которому черт пришел, чтобы подковать копыто, здорово наказал нечистого: отпустил, только взяв с того обещание, что он никогда не войдет в дом, в котором висит подкова.

 

Часто теряешь ключи от дома - значит, скоро обворуют. - Очень верная примета! Она даже и не нуждается в пояснениях. Особенно - если ключи потеряны вместе с документами, в которых есть адрес. Единственное, что тут можно сказать: потерял ключи - меняй замки (то есть зафиксировать еще одно "поверье"). Все это известно совсем не многим. Но самым интересным, предметом является зеркало. Издавна зеркало считалось одной из загадок человеческого обихода. По мнению староверов, зеркало в доме это грех.

А если уж оно  у вас есть, то выходя из дома, следует посмотреть в него, как бы отдавая наставление своему двойнику стеречь дом.

Каждому известно с детства, что разбитое зеркало  обещает несчастье. А уж если такое произошло, то непременно осколки нужно зарыть в землю, дабы в них не заглядывал черт.

Когда в доме покойник, все зеркала следует  занавесить, чтобы душа не заблудилась в зеркальном лабиринте.

Новорожденных стараются проносить мимо любого зеркала, чтобы избежать сглаза. Дарить зеркало нельзя. Во время месячных женщине лучше не смотреться в зеркало – увидит свою смерть.

После ухода  гостье нужно протирать зеркало влажной губкой.

Хорошо если зеркало висит напротив входной  двери, потому что оно отражает все зло, желающее проникнуть в дом. Многие приметы связаны с действиями в доме. Например стирать женщине белье в дождь или оставлять сушиться на ночь лишиться мужской любви. Давать деньги в долг в воскресенье никогда не получить их обратно. Многие приметы связаны с насекомыми, которые могут водиться в доме.

Например, рыжие  тараканы – к печали, черные к подарку. Крысы в доме к несчастью, а муха появившаяся зимой – к покойнику.

 

 

 

 

 

 

Приметы о еде.

 

Приметы коснулась и приготовления пищи и прихода гостей и поведения за столом.

Хлеб резать на весу, голод кликать. Если в чашке  с чаем на поверхности плавают пузырьки к деньгам. Для того чтобы примета исполнилась, надо собрать пузырьки в ложку и вылить на голову. Яблоко со стола упало – придет леший. Большой урожай хлеба – к близкому голоду.

Большой урожай хлеба - к близкому голоду. - В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала "отдыха", и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

С ножа не ешь - злым будешь. - Поверье связано с  мистическим восприятием ножа как  оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные  куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла. Горшок с кашей в печи треснул - не к добру. - Горшок с кашей - один из символов благополучия в доме. Уважительное отношение к горшку в печи усиливается еще и тем, что он круглый и горячий (отзвуки обожествления Солнца). С помощью печного горшка (как и веника) переносили из старого жилища в новое домового. Печной горшок нередко использовался и при гадании, для связи с душами умерших. Но и без этой древней мистики горшок с кашей, треснувший в печи, - конечно, не к добру: о каком добре может идти речь, если и семья без каши осталась, и горшок новый покупать надо.

Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может. - Как мы уже говорили, порог  отделяет свое, домашнее, защищенное пространство от чужого, населенного разными силами, в том числе и недобрыми. Поэтому, переступая эту границу с открытым (жующим) ртом, человек дает возможность нечистому вселиться в него. Но, наверное, еще важнее бытовой смысл поверья: занимаясь едой на ходу, можно споткнуться о порог. Есть надо за столом.

Не ешь во время учения: заешь выученное. - Это же поверье относится и к чтению во время еды. Суть его основана на физиологии: во время еды кровь приливает к желудку, а не к мозгу, поэтому выученное "заедается", то есть попросту не воспринимается, не запоминается. В поверье отражено и уважительное отношение к еде, к самому процессу приема пищи, который в народе достаточно строго регламентирован: когда, где и как можно есть.

Не пей нападкой (то есть лежа или став на колени), не то подтолкнет черт лопаткой. - На основе этого поверья созданы сказки о братце Иванушке и сестрице Аленушке, о мужике и черте и т.д. В основе лежит мистический запрет пить воду из открытых водоемов, не отделяя себя от них, а наоборот - соединяясь с ними, как бы кланяясь водяному и другой нечисти, покоряясь им. Еще более ярко просматривается бытовой смысл: ведь пить, наклонившись к воде (реке, озеру), - значит подвергать себя опасности утонуть. К тому же, используя для питья стакан или кружку, человек способен и оценить качество, чистоту воды.

Бумагой стол вытирать - к ссоре. - Поверье это не столь уж старинное, но основано оно именно на старинном уважении к столу, который надо не просто вытереть, а тщательно вымыть, и протереть не кое-как, а бережно, предназначенной для этого мягкой тряпочкой или даже полотенцем. Поверье основано и на ассоциации: шум, шелест бумаги - шум ссоры.

Информация о работе Народные приметы. Славянский месяцеслов