Народные приметы. Славянский месяцеслов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:34, реферат

Описание работы

Само слово “примета” происходит от слова “примечать”, т.е. наблюдать. Наблюдений за тем, что происходит вокруг, человек накапливал жизненный опыт, и это он передавал из поколения в поколение. Эти знания бережно хранились народом, который доверял им, как священной книге.

Содержание работы

1. Введение.
2. Домашние приметы.
3. Строительство дома.
4. Бытовые приметы.
5. Приметы о еде.
6. Дорожные приметы.
7. Приметы о человеке и его здоровье.
8. Приметы о семье.
9. Месяцеслов.
10. Заключение.

Файлы: 1 файл

Традиционная русская обрядность.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется. - Запретительное поверье, подчеркивающее уважение к хлебу. Даже крошки надо собрать и съесть. Или птицам отдать, но ни в коем случае не смахивать на пол.

 

В начале и в  конце обеда съесть кусочек хлеба  с солью - к счастью. - Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и  магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно  съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); "идти посолонь" (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: "идти по Солнцу". "Хлеб да соль!" - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Чай пролить - к  недоразумению. - Одна из многочисленных "смягчающих" примет, которая не несет ни положительной, ни отрицательной  нагрузки. Смысл ее лишь в том, чтобы  разрядить обстановку, не дать возникнуть психологическому дискомфорту. Кто-то пролил чай (уже недоразумение!) - и все вспоминают о примете. Тем недоразумение и исчерпано, о нем можно тут же забыть. Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. - Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: "Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность" и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь. - Помимо мистического смысла, в данном случае допустимо и самое простое объяснение: допивая из чужого стакана, можно заразиться (принять чужие грехи).

 

 

 

 

 

Дорожные приметы.

 

Дальше речь пойдет о том, что находится за порогом дома, о дороге, встречах и поведением человека в этих условиях.

Отправляясь в  путь нужно помнить о том, что  полынь и вербена сулят благополучие в путешествии, а также оберегают от утомления в дороге. Садится в машину или другое средство передвижения нужно справой ноги, а перед этим лучше всего всем домочадцам присесть на минуту, чтобы не было препятствий в пути. Задавить собаку к неприятностям, а если скрипят колеса – это к бедности или к ссоре с соседями. В дальний путь лучше отправляться после пения петухов и желательно во вторник или субботу, а если идет дождь, успех вам обеспечен. В пятницу и понедельник, особенно, если луна светит с левой стороны от отъезжающего, удачи не жди. Если хочешь поскорее свидеться с отъезжающим, то вернувшись к порогу, следует еще раз оглянуться ему в след.

Предположим, что мы уже отправились в путь, но в дороге обязательно кого-нибудь встретим. Что же сулит нам эта встреча.

Встретить монаха - к несчастью. Встретив монаха, тут  же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность. - Однозначно объяснить  это нелегко. Возможно, речь надо вести об опасности встречи с двойничеством: в монашестве принимается второе имя, и потому встречаешь словно бы не одного, а двоих; одному из них, неведомому, и показываешь кукиш. Может быть, причина и в том, что такая встреча сбивает бодрое самочувствие, настраивает на унылый философский лад; в таком случае дело не в неприятности как таковой, а в изменении настроения. Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега. С.В. Максимов в своих "Крылатых словах" поясняет это следующим образом: "Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен. Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времен, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви... Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых". А вот встреченный с полными ведрами или другим сосудом с водой принесет успех. Если кто-то знакомый спрашивает: “куда идешь?” лучше поворачивать назад, потому что от слова “куда” может случиться беда. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: "Куда идешь?", надо отвечать: "За Кудыкины горы". - Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это - лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности. Домашние предпочитают до рождения ребенка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды. Сказать, куда ты направляешься, подвергнуть опасности сглаза цель путешествия. Нужно спрашивать “Далеко ли собрался?”.

Случайно встретить на дороге похоронную процессию - к удаче. - Это странное поверье укоренилось  на том основании, что раньше принято  было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую "подорожну": кусок холста, хлеб, свечу и монету. Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником. Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идет навстречу похоронной процессии, - счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.

Очень часто в дороге нас сопровождают какие либо потери или находки.

Найти на дороге гвоздь или еще что-то острое - к  неприятностям. - Первоначальный смысл - в отношении к оберегам и к  порче. Если человек сам хочет  уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога острием наружу). Если же что-то острое направлено в сторону путника - значит, он мистическим образом "пронзен", лишен сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен острием на человека, а если наоборот, от него, то это - к воспоминанию близких о нем. Лучше всего, видимо, не искать ничего под ногами по дороге. А булавка, лежащая на дороге острием к тебе, говорит о том, что против тебя козни. Зато монетка орлом вверх предвещает счастье.

Если русский  человек собирается в гости, то всегда готовил подарок. При подборе подарка учитывалось то, что серебро дарить – к слезам, а золото – к благополучному исходу дела, а вот железо – к неприятностям. Дарить острое (нож, булавку, ножницы и т.д.) - к ссоре. Надо взять выкуп - тогда обойдется. - Если в случае с подаренным носовым платком надо "выкупить" его, чтобы потом не плакать, то все острые предметы надо "выкупать", чтобы не пораниться ими и, следственно, не поссориться ("Я именно твоим ножом поранилась!" - "Ах, тебе мой подарок не нравится?!" - и т.д.). Поверье возникло также потому, что острые предметы связаны со сглазом. Если они "куплены", то перестают принадлежать другому человеку. Собственные же острые предметы, наоборот, уже служат средством против сглаза.

Хочешь кошелек  подарить - положи в него монетку  или купюру, чтобы он никогда пустым не был. - Это относится буквально  ко всем вещам, которые предназначены  для того, чтобы в них что-то хранилось, они чем-то заполнялись. Точно так же не рекомендуется дарить пустыми сумки, чемоданы, даже посуду. Взяв ненадолго сковороду, соседка возвращала ее с тем, что пеклось в ней, чаще всего с блином. Считается, что вещь сразу должна привыкать к тому, что нельзя быть пустой.

Кольца, кроме обручальных колец – к разлуке, жемчуг – к слезам. Цветы всегда дарят в нечетном количестве, а если сломается один из подаренных цветов, то того кому они принадлежат, ждет болезнь или смерть; нельзя дарить цветы в горшках – не будут расти; украденные цветы дольше всего хранятся. Носовой платок дарить – к слезам, перчатки женщине может дарить либо муж, либо близки родственник, а взять их у малознакомого мужчины – значит попасть к нему в плен. Дарить свечи или подсвечники – к покойнику.

Если в гостях поперхнулся – то через год  снова будешь в этом доме, скорей визит в это же место сулит  и прищемленная в дверях чужого дома одежда. Пролить рюмку на празднике – значит скоро быть на пирушке.

 

Приметы о человеке и его здоровье.

 

В следующем  разделе речь будет идти  о самом человеке, его судьбе, жизни и смерти, а точнее о приметах, связанных со всеми этим.

Для того чтобы определить будет ли жить тяжело больной человек, нужно положить ему на голову чистотел. Если больной заноет – к смерти, заплачет – к выздоровлению. Существовало еще множество способов определения судьбы больного и избавления от болезней. Все эти приметы – не ненужные суеверия, а основаны на знании народной медицины и свойств различных растений. Это еще раз подтверждает практическую мудрость заложенную народом в приметы и поверья. Как вывести бородавки, успокоить зубную боль, прекратить икоту, остановить кровотечение, вылечить лишай и многое другое говорят народные приметы. Так же из них можно почерпнуть многие физиологические закономерности, т.е. зависимость человеческого характера от определенных черт лица. Например, нависшие брови говорят о том, что у человека злой характер, обладатель тонких губ считается в народе человеком хитрым и лукавым, обладатель же толстых – чувственным.

Особое внимание нужно уделить так называемым ведьмам. Почти в каждой деревне  жили свои ведьмы. Конечно, многое в  народе преувеличено на их счет, но в то, что существовали и существует люди женского пола с некоторыми особенностями и способностями – это факт. Они знают заговоры и успешно наводят порчи или “исцеляют” людей. В народе ведьмы имеют даже классификацию: они делятся на природных, невольных, и “учебных”. Учебные ведьмы – это девушки продавшие душу дьяволу, т.е. получившие свою силу от кого-то добровольно, не вольные – получили эту силу от какой-то умирающей старухи, обладающей особыми качествами, природные же – это те которые родились с этими способностями. И то, что ведьмы имеют определенные черты (например, зеленые глаза и длинные рыжие волосы, вздорный характер и т.п.) возможно как то связано с биоэнергетикой человека. Известно, что волосы это проводник космической энергии. Верится в то, что это не предрассудок. Ведь именно женщина со своими густыми длинными волосами с древности считалась носительницей чего-то таинственного, неземного, мудрого и загадочного, того к чему путь сильному и властному мужчине был закрыт. Может быть и зеленые глаза, которые имеют всего 4% земного населения магический символ, связанный с особенностями человеческого биополя. Рассуждать  на эту тему можно углубиться в дебри биоэнергетики и тем самым удалиться от нашей темы. Но то, что и ведьмы которым посвящено множество примет и страхов, преданий и вымыслов, существуют в реальности и делают свои черные дела. Таких женщин можно называть как угодно, но факт наличия у них особой биоэнергетикой силы остается фактом.

 

Приметы о семье.

 

Особое место  в народных приметах, так же как  и вообще в жизни русского человека всегда занимала семья, а это значит любовь, свадьба, супружеская жизнь и дети.

Для того чтобы сватались женихи, по народной примете, нужно помыть первому сватающемуся мыски обуви водой, затем этой водой помыть руки и даже умываться невесте, приговаривая: “По твоему следу пойдут ко мне сто женихов”.

Для того чтобы испытать непорочность девушке, в еду незаметно подкладывали желтые тычинки лилии. Если она не девственна, то впадет в оцепенение. А вот, известная всем примета о сидении за столом на углу говорит не только о том, что семь лет в девках сидеть, но и о том, что жених с углом будет, т.е. с домом или квартирой, а также и о том, что семь лет любить не взаимности. А примета о пересоленной еде пошла от любовного наговора на соль: как люди соль любят в ястве, так бы и (имя) меня любил – говорили женщины подсыпавшые соль в еду приготовленную для любимого. Многие девушки и в наше время гадают на ромашке, приговаривая: “любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет, в порошок сотрет – на каком слове последний лепесток останется, то и сбудется”. Очень разнообразные и многочисленные приметы связаны со свадьбой, т.к. свадьба – это наиболее торжественный и важный праздник, определяющий судьбу человека.

Например брак, заключенный во время сенокоса, считался несчастным, поэтому в это время свадеб на Руси не играли.

Если во время  венчания невеста уронит платок, а  жених его поднимет, то он долго не проживет, чтобы уберечь молодых от сглаза, под ноги им бросают соль. Кто при венчании первым ступит на коврик, тот будет главным в семье. Если церковный венец надевают на голову невесты – брак будет крепким, если держат на весу над головой, боясь помять фату или прическу – брак может быть неудачным.

В браке можно  было проверить  верность жены. Для  этого существует множество способов. Если наложить магнит в изголовье жены, верная жена мужа со сне обнимет, не верная – спать не сможет. Чтобы муж крепче полюбил свою жену нужно сжечь ворот его рубашки, и подсыпая пепел в питье приговаривают: “Как рубашка к телу льнет, так и муж бы к жене льнул”.

Беременность  женщины в народе почитали, и в целом ряде примет отразилось это положение женщины. Все они отчего-то предостерегали и оберегали будущую мать. Например, для того, чтобы не родить страшного ребенка или урода, нужно было устранить от глаз беременной все неприятности и предметы неприятного вида. И это легко объяснить с точки зрения современной медицины. Ведь если женщина ощущает и видит, что не приятное во время беременности, когда ее нервная система наиболее хрупка и подвержена нарушениям и расстройствам, как и вообще весь организм, то любой не благоприятный фактор может повлиять на состояние здоровья ее самой и плода. При этом не исключено, что ребенок родится с отклонениями. Поэтому добрые и любящие домочадцы старались окружить будущую роженицу красивыми предметами и приятными впечатлениями. По приметам в народе определяли пол будущего ребенка.

Информация о работе Народные приметы. Славянский месяцеслов