Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 16:34, контрольная работа
Формирование и расселение русского народа сопровождалось обретением локальных различий в культурно-бытовой сфере. Кроме того, во многих районах проживания русские контактировали с другими национальностями, что не могло не сказаться на одежде. Характерной чертой этнической истории населения Белгородского края является сложная многоплановость этнокультурного развития, которая обусловлена в значительной мере длительными (в течение XVI - XVIII вв.) миграционными движениями в эти районы главным образом из центральных и юго-западных регионов Русского государства.
Введение 3
Общие закономерности русского костюма. 4
Специфика традиционного костюма Белгородчины. Особенности женской, мужской и детской одежды. 7
Женский народный костюм Белгородской области, как отражение неповторимого русского колорита. 9
Виды поясной женской одежды, бытовавшие на Белгородчине. 10
Русский сарафан – красивейший вид женской одежды. 13
Рубаха – основной составляющий 15
элемент женского народного костюма. 15
Головной убор – один из основных предметов 17
традиционного женского костюма 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Управление
культуры Белгородской области Государственное
бюджетное образовательное
Белгородский государственный институт искусств и культуры (БГИИК)
Факультет художественного творчества
Кафедра теории и истории культуры
Тема: «Народный костюм Белгородчины»
Выполнила: студентка 34 РТК
Калмыкова И.И.
Проверил: профессор кафедры ТИК
Малакуцкая С.М.
Белгород, 2012
Содержание:
Введение 3
Общие закономерности русского костюма. 4
Специфика традиционного костюма Белгородчины. Особенности женской, мужской и детской одежды. 7
Женский народный костюм Белгородской области, как отражение неповторимого русского колорита. 9
Виды поясной женской одежды, бытовавшие на Белгородчине. 10
Русский сарафан – красивейший вид женской одежды. 13
Рубаха – основной составляющий 15
элемент женского народного костюма. 15
Головной убор – один из основных предметов 17
традиционного женского костюма 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Одежда - важнейшая составная
часть культурно-бытового комплекса
народа. Она является символом полового,
возрастного, функционального, регионального,
ментального и других различий. Русская
народная одежда несёт в себе определённый
вид информации о человеке и обществе,
в котором он живёт. Поэтому она
может рассматриваться как
Формирование и расселение русского
народа сопровождалось обретением локальных
различий в культурно-бытовой сфере.
Кроме того, во многих районах проживания
русские контактировали с другими
национальностями, что не могло не
сказаться на одежде. Характерной
чертой этнической истории населения
Белгородского края является сложная
многоплановость
Под воздействием природных, социально-бытовых факторов и хозяйственной деятельности, у наших предков постепенно складывалась местная традиционно-бытовая культура, вырабатывались специфические локальные черты русской народной одежды.
На Белгородчине в старину одежду называли «сряда» или «наряд», что подчеркивает тесную связь с понятием обряд. Народные умельцы, используя простые разнообразные приёмы вышивки, узорного ткачества, аппликации и другие способы декорирования, создали бесконечное разнообразие орнаментов, цветовых и фактурных сочетаний, композиционных решений.
Старинные народные костюмы, прежде всего, отличала их рациональность. Свободная, в меру широкая, сшитая из прочной ткани, одежда была прекрасно приспособлена к выполнению полевых работ и домашних дел. Праздничная одежда по покрою была такой же, как и будничная, но отличалась обилием украшений в виде вышитых и вытканных узоров, художественной отделки всевозможными материалами. В умелых руках женщин домашняя холстина превращалась в драгоценное произведение народного искусства.
«Традиционный народный костюм был своего рода стандартом, которого придерживались люди, жившие в том или ином регионе. Но в то же время, этому стандарту была присуща большая вариативность. Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Различия можно проследить и на отдельных предметах одежды: рубахах, сороках, кокошниках, передниках, душегреях и т.д.» [2.17]
Особенно большая
Ещё большую вариативность
костюму придавала его
Кроме рабочей, повседневной, праздничной, была ещё обрядовая одежда: свадебная, похоронная, моленная.
Устойчивость основных типов одежды, их вариативность внутри комплекса, включение в костюм заимствованных предметов нашло своё отражение и в терминологии одежды. Существовали термины, общие для всей территории бытования предмета: это «рубаха», «сарафан», «юбка», «понёва», «кокошник», «платок» и так далее, но одновременно существовали термины для обозначения всех возможных вариантов того или иного предмета одежды. Так, женская рубаха, при господстве основного термина «рубаха», в зависимости от местности могла называться по-разному: «стан», «станок», «станушка», «станочек», «манежка», «манишка»; «платок» - «хустка» и т.д.
В зависимости от доминирующего критерия разграничения возможны различные классификации костюмных ансамблей русского народа. Так, согласно региональному компоненту, выделяют южнорусский поневный и северорусский сарафанный комплексы, а также местные разновидности региональных комплексов.
Особую символику приобретал орнамент костюма и сопровождающие костюмный ансамбль аксессуары.
Головной убор русских крестьянок занимал главенствующее положение в иерархии частей костюмного ансамбля, являлся его композиционным центром, местом наибольшего средоточия декора и отличался многозначностью и метафоричностью своего художественного образа. Он отражал космологические, эстетические и этические представления крестьянок, их национальность, возраст и семейное положение (головные уборы девушек, просватанных девушек, молодух, старух, вдов), социальный статус, место проживания. Головной убор выполнял обереговую, продуцирующую, эмотивную, эротическую (привлечение внимания), утилитарную и другие функции. Метаморфичность художественного образа головных уборов крестьянок проявилась в их формах и названиях. Символика головного убора в образной системе костюмного комплекса, отражала представления крестьян о мироздании и связывалась с его верхним ярусом. Потому наиболее часто мотивами орнамента головных уборов были солярные знаки, птицы и древо жизни. Как часть костюмного ансамбля головной убор подчинялся законам этой большой формы.
К концу XIX в. общим, наиболее распространенным головным убором женщин и девушек в русских деревнях стал платок, его носили самостоятельно и поверх кокошников и повойников.
Большим вышитым платком или фатой из шелковой или прозрачной кисеи закрывали в свадебном обряде лицо невесты. Молодые женщины до рождения первого ребенка на свой праздничный головной убор набрасывали фату, украшенную по краю полосой золотого галуна, шелковой лентой и кружевом.
Украшением владелицы костюма был и нарядный носовой платок (его всегда носили с левой стороны).
Огромное значение носило наличие пояса. Они делились на плетеные, тканые, витые, металлические. Пояса служили частью костюма и исполняли защитную функцию, были мощным оберегом.
«По поверью, пояс увеличивал силу мужчин: «Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого глаза, наговора и чужих жен». Пояс играл существенную роль при совершении различных церемоний, например, на свадьбах им соединяли руки новобрачных. Невеста готовила к свадьбе в подарок жениху и поезжанам до 20 поясов.» [11.257]
Непременными составными частями праздничных нарядов девушек и женщин всей России были всевозможные ушные, височные, шейные украшения, украшения рук и поясов. Все украшения народного костюма обладали обереговым и декоративным назначением.
Обязательным украшением ушей являлись серьги - медные, серебряные, реже золотые подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками, на севере - жемчужные серьги. На юге с серьгами надевали иногда гусиные «пушки» (белые шарики из гусиного пуха). Пушки могли служить украшениями головных уборов или подвешиваться у висков, а иногда на ремешках через уши (как, например, носили их маленькие девочки в селе Сараи Рязанской губернии).
Височными украшениями на юге были селезневые перышки «кудерьки», воронежские «кружки" и «наушники", подвески из пучков конского волоса, принадлежавшие в основном женскому, а не девичьему южнорусскому наряду (за исключением пушков).
Разнообразной была обувь, дополнявшая ансамбли одежды: лапти, коты, сапоги, валенки.
До начала XX в. в крестьянской среде сохранялась плетеная лыковая обувь — лапти, которые носили и мужчины, и женщины, и дети. Лапти различались по способам плетения (прямое, косое и смешанное) и по форме (закрытые, полузакрытые) и назывались: «рачки», «коверзни», «ходоки», «ступни», «бахилы». В зависимости от количества полос лыка, применявшихся для плетения лаптей, их называли пятериками, шестериками, семериками. В тех местах, где липы и вяза не было, лапти плели из коры ивы («ивняки»), тала («шелюжники»), березы («берестяники»), дуба («дубачи») и даже соломы, осоки, камыша, мочала и конского волоса («волосяники»). Для дома и летних полевых работ плели веревочные лапти — «чуни». Чтобы утеплить и укрепить лапти, их подошвы «подковыривали» конопляной веревкой. Лапти надевали на онучи — обертки из холста (летом) и сукна (зимой) и привязывали к ноге оборами — кожаными узкими ремешками или веревочками.
Более дорогой, праздничной обувью русских крестьянок в XIX-XX вв. были массивные кожаные туфли - коты, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками. Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах. Коты надевали на белые, узорчатые или полосатые вязаные чулки, собранные на ногах «гармошкой».
В конце XIX века деревенские щеголихи по праздникам ходили в кожаных сапогах с высокими каблуками и тупыми носами, с высокими голенищами, собранными в мелкие поперечные складки — «морщины». Над морщинами полагались лаковые «бураки» — полоски кожи, иногда другого цвета, выстроченные узорами и даже украшенные металлическими заклепками.
С XVIII века и до начала XX вв. самой удобной, но весьма дорогой зимней обувью были валяные сапоги - валенки («катанки», «катанцы», «пимы»), В центральных губерниях России самыми престижными считались черные чесанки — мягкие валенки с начесом из тонковолокнистой поярковой шерсти. Крестьяне победнее носили твердые и гладкие грубошерстные валенки, натертые пемзой.
Особое символическое значение имела и верхняя одежда. Самой нарядной верхней одеждой русских во все времена были шубы и полушубки. У крестьян они были в основном овчинными, изредка на лаячьем, собачьем или кошачьем меху. Владельцы последних утешались народной пословицей: «Сторожковая (собачья), да колотковая (кошачья), а греет не хуже собольей». По поводу шубы из собачьего меха шутливо говорили, что она дом сторожит. До реформ Петра I шубы шили только мехом внутрь. Их крыли тканью или делали нагольными, т.е. без наружного покрытия.
Овчинная шуба - древнейший символ семейного благополучия. Поэтому на свадьбе, сажая невесту и жениха за стол на шубу, говорили: «Шуба тепла и мохната - жить вам тепло и богато!» Молодые во время благословения стояли на расстеленной на полу шубе. Венчаться ехали, сидя на постеленной в санях шубе. Родители жениха встречали новобрачных, надев на себя шубы мехом наружу.
На возникновение и развитие традиционного народного костюма Белгородской области значительное влияние оказали географическое положение, историко-социальные процессы, климат, весь бытовой уклад народа.
Среди особенностей
исторического развития и формирования
традиционного народного
На Белгородчине выделяются те же три зоны, в которых встречаются ведущие комплексы традиционной одежды. Их подразделяют по характеру бытования и обрядовому различию.
В регионе бытовали три основных комплекса женской традиционной одежды: