Наска - культура загадочных рисунков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Линии Наска — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку они достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально они были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание работы

Введение 2
1. Геоглифы Наска 4
2. Версии происхождения и применения изображений 6
2.1. Космодром на плато Наска 10
2.2. Лабиринты Наска 12
2.3. Трезубцы Наска 13
3. Исследователи плато 15
3.1. Пол Косок 15
3.2. Мария Райхе 16
3.3. Джеральд Хокинс 19
3.4. Эрих фон Деникен 22
3.5. Джим Вудмен 23
4. «Тетраэдр» над землей инков 25
5. Архитектурные памятники культуры Наска 27
5.1. Древнейшие города и гидросооружения 30
6. «Боливийская» Наска 33
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

наска.docx

— 133.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 2

  1. Геоглифы Наска 4
  2. Версии происхождения и применения изображений 6
    1. Космодром на плато Наска 10
    2. Лабиринты Наска 12
    3. Трезубцы Наска 13
  3. Исследователи плато 15
    1. Пол Косок 15
    2. Мария Райхе 16
    3. Джеральд Хокинс 19
    4. Эрих фон Деникен 22
    5. Джим Вудмен 23
  4. «Тетраэдр» над землей инков 25
  5. Архитектурные памятники культуры Наска 27
    1. Древнейшие города и гидросооружения 30
  6. «Боливийская» Наска 33

Заключение 34

Список использованной литературы 37

 

Введение.

"Самое прекрасное, что мы можем испытать, это  – ощущение тайны. Она есть  источник всякого подлинного  искусства и всей науки".

Альберт ЭЙНШТЕЙН

Во всех странах света  мы находим такие места, как Стоунхендж, Тиауанако, Наска и Баальбек, которые  не укладываются в парадигмы исторической науки. Наследие окутанной завесой  предыстории человечества, очевидно, продолжает существовать в виде камней, карт и мифологии, и только сейчас развитие технологии XXI века дает нам  возможность это признать.

Наска – древняя цивилизация  индейцев, получившая свое название по имени реки, в долине которой обнаружено множество памятников культуры. Расцвет  ее относится к I тыс. нашей эры. Главным  чудом, привлекающим сюда любознательных туристов со всего света, стали загадочные гигантские рисунки. Особенно много  их на скалах вдоль Рио-Гранде и ее притоков, в чрезвычайно засушливой зоне между долинами Ика и Наска. Здешнее плато покрыто своего рода "татуировкой", которая иногда спускается даже по склонам.

Линии Наска — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку они достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально они были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.1

Песчаная равнина Наска  длиной 60 км находится в 400 км к югу  от перуанской столицы. Большинство  рисунков расположено на почти квадратном участке, ограниченном с севера рекой  Инхенио и с юга рекой Наска. Здесь без видимой системы  разбросаны сотни фигур. Некоторые  из них изображают животных, другие – птиц. Но подавляющее большинство  – это геометрические композиции из трапеций, прямоугольников, треугольников  и прямых линий.

Возраст изображений пустыни  Наска определяют, основываясь на керамических черепках, которые втоптаны в линии, и данных радиоуглеродного анализа найденных там органических остатков. Эти данные указывают на период между 350 г. до н. э. и 600 г. н. э. Строго говоря, эти данные ничего не сообщают о линиях. Возможно, что они немного  древнее, поскольку предметы, послужившие  основой для датировки, могли  быть принесены людьми в Наска  позднее.

В 1553 году Сьеса де Леон первым сообщил о геоглифах Наски: «По  всем этим долинам и по тем, что  уже пройдены, на всём протяжении идет прекрасная, большая дорога Инков, и  кое-где среди песков видятся  знаки, чтобы угадывать проложенный  путь.»2 

1. Геоглифы Наска.

Сама Наска – маленькое  селение, раскинувшееся на пустынных  плоскогорьях южного побережья Перу, почти посредине между городами Писко и Мольендо. И вот здесь-то, в этом ничем непримечательном месте, можно разглядеть, фрагмент за фрагментом, рисунки гигантских размеров, разбросанные километров на 50 вокруг. Некоторые из них достигают ста метров и более.

Линии рисунков представляют собой канавки глубиной двадцать пять, и шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (неокисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато.

Рисунки были замечены в 1939 году, когда над плато пролетел на самолете американский археолог Пол  Косок. Огромный вклад в исследовании загадочных линий принадлежит немецкому  доктору археологии Марии Райхе. Её работы начались в 1941 году. Однако сфотографировать рисунки с воздуха она смогла только в 1947 году, воспользовавшись услугами военной авиации.

Феномен рисунков Наска –  это комплекс гигантских по размерам наземных рисунков: около 13 тыс. линий, 100 спиралей, свыше 700 лучеобразных геометрических площадок. Среди них разбросано около трех десятков фигур (преимущественно птиц). Датированы они методом радиоуглеродного анализа 525 годом. Наблюдать их целиком можно только с большой высоты.

Линии Наски, вероятно, сходные  по функции с фигурными курганами  индейцев Северной Америки, ставят перед  историками немало вопросов — кто  их создал, когда, зачем и каким  образом. В самом деле, с земли  разглядеть геоглифы невозможно, поэтому  остаётся предполагать, что с помощью  таких узоров древние обитатели  долины общались с божеством. Помимо ритуального, не исключено и астрономическое  значение этих линий. Относительно времени создания линий учёные сходятся — это до XII века, когда в долине появились инки. Большинство исследований приписывает их создание цивилизации Наска, населявшей плато до II в. н. э.3

Колибри имеет длину 50 метров, паук — 46, кондор простирается от клюва  до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Почти все рисунки выполнены  в этом огромном масштабе в одной  манере, когда контур очерчен одной  непрерывной линией. Истинную форму  изображений можно наблюдать  лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются горбы-полугоры. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров  шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности  образуются белые полосы — линии. Также отмечается такой факт: так  как белая поверхность нагрета  меньше, чем чёрная, то создаётся  разница давления и температур, что  приводит к тому, что данные линии  не страдают в песчаных бурях.

 

2. Версии происхождения и применения изображений

В популярной литературе можно встретить версии о том, что полосы в пустыне Наска предназначены для посадки инопланетных космических кораблей, ведь до начала XX века человечество было не способно к полётам. При этом остаётся необъяснённым, зачем инопланетянам, способным преодолевать световые годы межзвёздных пространств, вообще нужны взлётно-посадочные полосы. Естественно, нет никаких свидетельств, что полосы в Наска когда-либо использовались для взлёта или посадок летательных аппаратов.

Есть версия, что животные и птицы являются предшественниками  полос: многие трапеции, прямоугольники и прямые пересекают более сложные  фигуры, частично зачёркивая их. Очевидным  выводом из этого является то, что  роспись пустыни выполнялась  в два приёма. Причём приходится признать, что ранняя фаза была более  совершенной, чем последующая. Выполнение зооморфных фигур требовало несравненно  более высокого умения и искусства, чем прорезание прямых линий.

 Некоторые учёные, которые  не поддерживают эту версию, объединяют  эти два этапа и высказывают  предположение, что культура наска  владела техникой художественного  самовыражения как в геометрической, так и в фигуративной форме, однако эти, не имевшие письменности племена исчезли с перуанской исторической сцены за много веков до появления их более известных наследников, каковыми являются инки.

Вполне, даже вероятно, что представители культуры наска могли быть астрономами-наблюдателями, — по крайней мере, по мнению доктора Филлиса Питлуги (астронома чикагского планетария). После интенсивного изучения взаимного расположение звёзд в Наска с применением компьютерных методов она пришла к выводу, что знаменитое изображение паука задумано как диаграмма гигантского звёздного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые — как стрела. Линии характеризуют изменение склонения трёх звёзд в Поясе Ориона.

Ведущая исследовательница  геоглифов Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала  делали небольшие эскизы, а затем  воспроизводили их в нужных больших  размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает небольшие  эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Именно она, посвятившая изучению линий  Наска почти половину века, предположила, что линии могут являться самым  большим в мире астрономическим  календарём. Кроме того, на их концах, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые играли роль координатных точек при нанесении  рисунка. Установлено, что сваи относятся  к VI—I в. до н. э. К этому же периоду  относятся и остатки поселений  культуры наска, обнаруженные недалеко от таинственных рисунков.4

Рисунки птиц и животных могли изображать тотемных предков, и не исключено, что рисунки являются земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий-предков.

Изображения образованы светлыми линиями, которые получились в результате удаления с поверхности каменистой почвы мелкого гравия, имеющего значительно  более темный оттенок, чем земля  под ним. Почти все рисунки  изображают животных – летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть геометрические узоры – прямолинейные полосы и символические фигуры, значение которых разгадать трудно.

Темы рисунков можно подразделить на две категории; это фигуры и  линии, причем последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы, И поскольку  во многих местах они прочерчены поверх рисунков, очевидно, что сперва были выполнены именно рисунки. Это изображения листьев и веток различных растений, фигур животных и птиц, а также непонятных существ, например человека с головой совы и птицы с невероятно длинной, как у змеи, шеей.

Фигуры птиц могли означать места стоянок. Возле них попадаются крупные валуны, по форме и весу удобные для швартовки планеров и самолетов. Есть рисунки птиц без  головы и клюва, но с длинной изогнутой  шеей. Это напоминает развернутый  перед планером трос, или канат.

На плато обнаружено 12 тыс. полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых – 50-метровые колибри, попугай и паук, 80-метровая обезьяна, кондор простирается от клюва  до перьев хвоста почти на 120 метров, ящерица длинной до 188 м., и наконец, 250-метровая птица. Некоторые из геометрических фигур образованы прямыми линиями  свыше 8 км в длину.

Одна из особенностей рисунков Наска – все они выполнены  одной линией, которая нигде не пересекается. Роспись плато выполнялась  в несколько приемов: многие геометрические фигуры пересекают более сложные  фигуры, частично зачеркивая их.

Известная аксиома А. Я. Гуревича гласит: "Мы должны задавать людям  прошлого наши вопросы, и получать их ответы". Это означает, что, знакомясь  с древними текстами, необходимо, в  первую очередь, учитывать особенности  той картины мира, которая была актуальна для авторов текстов  и которая, как правило, принципиально  отличается от современной картины  мира. Это означает, что при встрече  с иной культурой наше восприятие всегда подвержено опасности исторической аберрации – например, мы можем, иногда неосознанно, навязать людям  прошлого наши проблемы, увидев в их действиях, в их текстах попытку  решить эти проблемы.

Примером исторической аберрации  является стремление увидеть в изображениях Наска послания внеземным цивилизациям. Но сама мысль о существовании таких цивилизаций должна быть основана на предположении о наличии в космосе по меньшей мере двух систем – изолированных и не знающих о существовании друг друга. Эта идея не органична картине мира традиционного общества. В модели мира этого общества космос – целостная, упорядоченная, самодостаточная система; в мифах космос – тело первочеловека или дом (одно из значений греч. κόσμος – "γξρударственный строй"; слав. *mirъ (рус. мир) это мир-община как проекция мира-космоса)5.

В космосе, как и в доме, есть разные помещения (уровни), и есть двери, через которые в ритуально отмеченное время происходит общение живых с предками и богами. Это общение в одном пространстве. Небо и звезды – высоко, однако земная и небесная история соединены в одном мифе: люди перемещаются на небо и становятся звездами; на небе живут культурные герои и боги-звезды; у селькупов Млечный путь – след движения мифологического персонажа; в мифологиях американских индейцев широко распространен мотив "жены небесного светила" (в мифах этого типа рассказывается о женщинах-индианках, которые захотели стать женами двух звезд).

Рисунки Наска можно и  нужно интерпретировать как послания, однако эти послания написаны на языке, предназначенном для общения  людей и богов – своих богов, на языке, хорошо понятном и тем и  другим. Возможно, рисунки Наска  выполняли магические функции, наряду с песчаными рисунками гораздо  меньшего размера в традиции ика (последние использовались индейцами  навахо при врачевании, в ритуалах вызывания дождя и т.п.).

Камни ИКИ.

Рядом с этим на плато Наско обнаружены удивительные камни Ики, хрустальные черепа с симметрично просверленными в них дырами, что говорит о том, что в те далекие эпохи здесь делали сложнейшие операции по нейрохирургии и трепанации черепа. Древние хирурги Анд умели заменять поврежденные части черепа пластинами из золота.

Информация о работе Наска - культура загадочных рисунков