Наска - культура загадочных рисунков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:39, реферат

Описание работы

Линии Наска — группа гигантских геометрических и фигурных геоглифов на плато Наска в южной части Перу. Среди представленных изображений — прямые линии, треугольники, спирали, птица, обезьяна, паук и цветы. Поскольку они достигают нескольких сотен метров в длину, с земли распознать затруднительно. В наше время, официально они были обнаружены при полетах над плато в первой половине XX века. Благодаря полупустынному климату сохранились с глубокой древности. В 1994 г. внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Содержание работы

Введение 2
1. Геоглифы Наска 4
2. Версии происхождения и применения изображений 6
2.1. Космодром на плато Наска 10
2.2. Лабиринты Наска 12
2.3. Трезубцы Наска 13
3. Исследователи плато 15
3.1. Пол Косок 15
3.2. Мария Райхе 16
3.3. Джеральд Хокинс 19
3.4. Эрих фон Деникен 22
3.5. Джим Вудмен 23
4. «Тетраэдр» над землей инков 25
5. Архитектурные памятники культуры Наска 27
5.1. Древнейшие города и гидросооружения 30
6. «Боливийская» Наска 33
Заключение 34
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

наска.docx

— 133.66 Кб (Скачать файл)

Шар поднялся в воздух, но пробыл в полете недолго. Из этого  факта можно сделать вывод, что  древние жители Перу могли совершать  подобные путешествия лишь в исключительных случаях, например во время больших  празднеств, церемониальных процессий, религиозных обрядов... Уж слишком  сложна процедура взлета для каждодневного  пользования.

Но есть тогда доля правды в легенде о некоем человеке по имени Антакри, который летал  над различными районами Туантинсуйо. Он поднимался в воздух для определения  маршрута, которым должен был проследовать Тупак Инка Юпаманки – знаменитость того времени – во время своего путешествия в Полинезию.

В 1977 г. воздухоплаватель Дж. Вудмэн, размышляя о загадке изображений, обнаруженных в пустыне Наска, выдвинул такую гипотезу. Он предположил, что  вся территория, где обнаружены загадочные изображения, некогда служила... аэродромом древних жителей этой страны. Они  овладели искусством полетов значительно  раньше, чем это можно было предположить.

Чтобы проверить свою догадку, Вудмэн объединил в рамках проекта "Наска" большую группу энтузиастов  и, заручившись поддержкой международного общества исследователей, принялся отыскивать в библиотеках и прочих хранилищах древностей свидетельства в пользу данной гипотезы. И кое-что ему  и его коллегам удалось обнаружить.

В частности, исследователи  выяснили, что у родоначальников  воздухоплавания, братьев Монгольфе, действительно были предшественники. Причем по крайней мере один из них  был родом из Южной Америки! Это  ранее упомянутый Бартоломеу ди Гусман.

5. Архитектурные памятники культуры Наска

Здесь на площадках, занятых  рисунками, ученые и археологи-любители обнаружили свыше 200 тыс. керамических сосудов. Керамические сосуды имели  различные узоры и стилизованные  рисуночные изображения, а на одном  из сосудов был даже белогрудый пингвин. Крупных районов с древними мумифицированными  захоронениями в пирамидах, холмах и иных сооружениях, много, а вот  с рисуночными изображениями  обнаружено пока три. Это – Наска, западнее оз. Титикака и у истока р. Апуримак.

Последние районы мало изучены, так как находятся в горных местах, где были крупные культовые  центры древности. Официальная наука  считает, что эти знаки нанесены одной из индейских культур до инкского периода “Наска”, существовавшей на юге Перу 1100 – 1700 лет назад. Здесь  на плато имеется сеть неглубоких заводненных подземных ходов (оросительной системы), а также сеть глубинных  ходов, которые проходят под рисунками  с усыпальницами. Наска были земледельцами  и обрабатывали плодородные равнины  вдоль тихоокеанского побережья  Перу. Они не оставили потомкам никаких  свидетельств существования у них  письменности: все известные о  них факты были получены благодаря  изучению мест захоронений наска  и обнаруженных от них предметов.

Культура Наска является своего рода преемницей Паракаса. Крупнейшие центры Наска отчасти занимают те же территории, на которых располагались  и знаменитые могилышки с сидящими мумиями. По сведениям современной  археологи, материал культуры Наска  залегает прямо над слоями с керамикой  типа Паракас. Правда в последней  фазе Наска центр активности перемещается из долины в 80 км побережья в горные райоиы – Айакучо. Во временном отношении  она вплотную примыкает к поздним  памятникам Паракаса. Эта культура унаследовала также определенное стилистическое и иконографическое сходство от своих  предшественниц. Прежде всего, это культ  глазастого существа, традиция изготовления двойных сосудов с общей ручкой и, кроме того, практика (правда, в  чуть измененном видe) черепных трепанаций. Следует заметить, что до сих пор  культурная преемственность прослеживалась в распространении традиций с  севера на юг вдоль побережья: Чавин, Паракас, Наска. Наска же, практически  накладываясь на Паракас, начинает движение в горы.16

Сохранилось мало каменных строений Наска. Все они расположены  по преимуществу в долинах рек, пересекающих прибрежную полосу пустынь. Первым из обнаруженных и самым крупным  был, по-видимому, воздвигнутый в раннем периоде в долине реки Наска центр  Кауачи. Здесь было обнаружено шесть  пирамидальных холмов – то есть к естественным холмам были пристроены террасы, а все сооружение выложенно  адобами. К этим пирамидам примыкали  дворы и постройки. В центре поселения  возвышался так называемый Большой  храм. Он также возник на естественном, по подправленном плоском холме, превратившемся в 20-метровую ступенчатую  пирамиду.

Вокруг располагались  площади, дворы, строения с низкими  стенами из сырцового кирпича  и погребения. В пределах этого  церемониального центра было обнаружено множество глиняных сосудов. Многие великолепные сосуды были изготовлены в Кауачи. Вместе с тем, стало неожиданностью, что немало изделий было неместного происхождения. По всей видимости, их приносили собой паломники, стекавшиеся из самых удаленных уголков в этот важный церемониальный центр.

Археолог Стронг, первым раскопавший Кауачи, даже назвал его  столицей цивилизации Наска во времена  ее особенно пышного расцвета. Пожалуй, он верно оценил значимость этого  древнего города, занимавшего площадь  в 24 км и просуществовавшего целых  шесть столетий с 300 г. до н.э. по 300 г. н.э. Кроме того, вскоре совсем рядом  был обнаружен более поздний  комплекс, немало удививший археологов.

На низкой платформе из адобов было установлено 12 рядов столбов  из стволов рожкового дерева альгарробы. В каждом ряду находилось по 20 двухметровых столбов, раздвоенных сверху. Эту  прямоугольную конструкцию даже шутливо поименовали деревянным Стоунхенджем, хотя сходство с настоящим  Стоундхенджем заключается лишь в церемониальном назначении этих двух памятников.

К западу и к югу уже  цепочками тянулись столбы поменьше. Складывалось впечатление, что этими  цепочками разгораживались какие-то постройки. Были и другие конструкции, назначение которых до сих нор  не выяснено.Находки следовали одна за одной. Вскоре было обнаружено поселение  названное Уака-дель-Лоро (Святилище  попугая и относившееся к самому концу культуры Наска. Свое название место получило благодаря живописной мумии попугая ара, обнаруженнюй в центральном круглом здании. К этому зданию – предположительно святилищу – с севера и юга  примыкали комнаты. Стены были сложеиы  из камней и гальки, обмазаны глииой и выкрашены в красный цвет. С юга к сооружению вели лестницы, огороженные плетнем Строиг решил, что это были загоны для морских  свинок. Трудно представить, чем он руководствовался в своих рассуждениях. Возможио, тем обстоятельством, что  внутри здания, помимо мумии ара, находились еще и мумифицированиые остатки морской свинки, ламы, а также кость кита. Каналы Наски позволяли доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении их прокладки. Эти акведуки были крытыми – во избежание большого испарения воды в зоне пустыни. Однако это были еще не все тайны странной культуры Наска.17

5.1. Древнейшие города и гидросооружения

Вслед за Паракасом, очевидно, в середине 2 века до н. э., на сцену  перуанской истории вступают индейцы  культуры Наска. В отличие от своих  предшественников они жили не на берегу моря, а в нескольких южноперуанских долинах. Главным центром этой цивилизации  были долины рек Ика, Писко и Наска, примерно в 60-80 километрах от побережья  Тихого океана, то есть южнее "полуострова  мумий".

Насканцы были хорошими земледельцами. Однако производство сельскохозяйственной продукции зависело (значительно  больше, чем некогда на северном побережье Перу) от воды. Тут ее было очень мало. В некоторых областях дожди почти совсем не выпадали, а реки, в долинах которых жили насканцы, высыхали порой на десять месяцев в году. И насканцы достаточно часто меняли место в поисках  воды. Часто они находили ее под  землей. Для того чтобы иметь воду под рукой для поливки полей, они строили большие резервуары, которые и сейчас, две тысячи лет  спустя, служат жителям в Ахе, Копаре, Бисамбре и других южноамериканских оазисах.

Насканцы строили и  наземные водопроводы, доставлявшие бесценную  влагу прямо на поля. Рыли они  и большие подземные акведуки, укрепляя их стены каменными блоками, а для потолков используя балки  из стволов мескитового дерева (альгароба). Многие из насканских подземных водных тоннелей были открыты миру итальянским  географом Антонио Раймонди. Он выяснил, что эти подземные каналы чрезвычайно длинны и многие имеют довольно большое поперечное сечение. Они настолько просторны, что в некоторые из них мог бы войти, не сгибаясь, человек среднего роста. Ученый обнаружил также особые углубления в земле (индейцы называют их "глазами"), через которые во многих местах можно было входить в канал для его очистки или ремонта. Через них же насканские тоннели и "дышали". Гидросооружения древних насканцев свидетельствуют о том, какое большое значение в их жизни имела вода. Борьба за воду, возможно, была главной причиной войн и завоеваний насканской империи.

Каналы Наски позволяли  доставлять воду из горных рек на поля в периоды засухи. Их уникальность состоит не только в инженерном решении  их прокладки. Эти акведуки были крытыми  – во избежание большого испарения  воды в зоне пустыни. Однако это были еще не все тайны странной культуры Наска.18

Один из знатоков культуры Наска, директор перуанского Национального  музея доктор Л. Г. Лумбреас, в связи  с этим подчеркивает, что насканское общество постепенно утрачивало свой религиозный характер и больше "милитаризировалось".

В поздние периоды истории  культуры Наска со следами ее представителей можно встретиться на уже большей  территории, чем прежде. Археологические  находки свидетельствуют, к примеру, что насканские воины позднего периода  захватили большую часть территории южноперуанской долины реки Акари.

В этой долине, на самой окраине  нынешнего города, носящего то же название, профессор-археолог Джон Хоуленд нашел  развалины городища в километр длиной и полкилометра шириной, обнесенного  каменными стенами. В верховьях  реки Акари были обнаружены развалины  других крепостей – Човаченто, Амато и Уарато. Открытие развалин нескольких городищ имеет большое значение, поскольку долгое время вообще не было известно о поселениях насканцев.

Города в долине реки Ика  возникли вскоре после появления  культуры Наска. В долине реки Акари  они были построены в период завоевания этой территории насканцами. Но ни долина реки Ика, ни долина реки Акари не были место нахождением столицы насканского  общества. Ныне уже не приходится сомневаться, что ею был большой город в  долине реки Наска, на территории нынешней асьенды Кауачи.

Столицу насканцев называют по имени этой асьенды. Наряду с жилыми постройками в Кауачи были обнаружены и здания административного характера, а также строения, связанные с  религиозным культом. В центре поселения  возвышается так называемый "Большой  храм" в виде пирамиды высотой 22 метра  с несколькими ступенями. На вершине "храма", как и в древней  Месоамерике, была расположена маленькая  деревянная "часовенка". Сохранились  в Кауачи и остатки "Большого дворца", очевидно резиденции "главы" этого  южноперуанского государства. Город  делился на шесть больших кварталов. Столица цивилизации Наска все  еще ожидает более тщательного  археологического исследования. Но уже  и сейчас расчищенные жилые кварталы свидетельствуют о том, что это  был красивый город, где жило несколько  тысяч человек.

Некоторые ученые считают  именно Кауачи а не Чавин первым настоящим городом в Перу. А  деревянные колонны здешнего храма  прекрасное топливо. В печах жителей  долины Наска постепенно исчезает одна колонна Эскакерии за другой. В 1957 г., во время последней "переписи" насканских колонн, их осталось всего 47. Однако с той поры это количество явно уменьшилось. К счастью, колонны  насканского святилища не превратились в золу к тому моменту, когда Эстакерию  открыли ученые.

6. «Боливийская» Наска

Группа археологов из Пенсильванского  университета США обнаружила в Боливии  серию геоглифов – гигантских рисунков, заметных только с воздуха  и напоминающих знаменитые и остающиеся загадочными изображения перуанской пустыни Наска.

Найденные в природном  парке Сахама в западной части  Боливии эти рисунки по размерам превосходят нерасшифрованные линии  Наски на юге Перу, которые относят  к 200 году до н.э.-650 году н.э.

На площади в 22 тыс кв км, в 16 раз большей пустыни Наска, ученые насчитали более 400 изображений, нарисованных линиями шириной в 1-2 метра и в некоторых случаях  длиной до 20 км.

Линии Наски чаще всего  связывают с астрономией или  религиозными церемониями древних  жителей Америки. Хотя некоторые  по-прежнему считают, что образы и  линии перуанской пустыни имеют  внеземное происхождение.

В Боливии археологи еще  не успели произвести полевые измерения  и пока не могут определить время  появления рисунков. Передало РИА  “Новости”

 

 

 

 

Заключение

Общеизвестно, что большие  загадочные рисунки на земле имеются  также в США (штат Огайо), в Англии, в Боливии, на плато Устюрт (Казахстан), Южном Урале, на Алтае, в Африке (южнее оз. Виктория), в Эфиопии, в Украине (Толстая Могила) и т.д. Выходит, что в древние времена нанесение больших рисунков на земной поверхности практиковалось во многих уголках планеты. Вид и форма рисунков были всюду разные.

В 1898 г. в египетской гробнице Saqquara была найдена деревянная модель напоминающая планер, датированная примерно 200 годом до нашей эры. Похожие  золотые статуэтки были также  найдены в Южной и Центральной  Америке. Обычно они датируются 500-800 годом нашей эры, однако определение  возраста золотых изделий очень  сложно, и может оказаться неточным. Так что вполне возможно, что загадочные росписи перуанской пустыни 

Наска были предназначены  отнюдь не только для ритуальных целей, как считают археологи. Ведь только если подняться над Наска в  воздух, можно увидеть гигантские рисунки, расположенные на голом  плато.

Колибри имеет длину 50 м, паук – 46, кондор простирается от клюва  до перьев хвоста почти на 120 м, а  ящерица имеет длину до 188 м. Некоторые  геометрические фигуры образованы прямыми  линиями длиной свыше 8 км. Почти  все рисунки выполнены в этом огромном масштабе и в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной  линией. Увидеть изображения, созданные  в период между 400 годом до н.э. и 660 годом н. э. можно только с воздуха. Так что может быть это всё-таки путеводные знаки?

Информация о работе Наска - культура загадочных рисунков