Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:33, контрольная работа
XX век — время великой литературы, не менее великой музыки, живописи, театра. В это время оформилась русская школа философии, включившая в себя самые различные направления философской мысли, при этом в одной только стране сошлись многие течения этой области культуры.
Но в этом веке, возможно, более чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии. Нельзя сбрасывать со счетов и процессы, происходившие в мире. Вступление в I мировую войну стало для культуры тяжелейшим испытанием. Последовавший в феврале 1917 г. социальный взрыв положил конец существованию монархического строя в России.
Огромную
роль в культурной жизни
Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко — крупнейшие театральные режиссеры и теоретики. Они сумели сплотить талантливую труппу, в которую входили О.Л. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Л.М. Леонидов и др. Значение основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически настроенной, нежели петербургская. Нужно отметить, что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я. Брюсов.
Начинают работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей актрисы, которая вписала яркие страницы в историю русского искусства. Главным режиссером ее театра был В.3. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке «Маскарада» М.Ю.Лермонтова даже в вечер Октябрьского вооруженного восстания. На принципах «новой театральности» в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-х гг. Следует отметить огромное число открывшихся на рубеже веков театральных кабаре. Из них наиболее известными являлись «Бродячая собака» и «Летучая мышь», ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы.
В музыкальном театре тон задавали императорский Мариинский и Большой в Москве, но также имелись и частные оперные труппы, среди которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным предпринимателем и меценатом Саввой Мамонтовым. Здесь в 1896- 1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. «Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра», - писали в газетах. Виднейшими представителями русской вокальной школы были Л.В. Собинов и Н.В. Нежданова.
Всемирно известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной школы классического танца были М.Ф. Кшесинская и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» — выступления балетных и оперных звезд — стали поистине триумфом искусства России. Дягилев открыл публике композитора И. Стравинского. На его музыку поставили балет «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, «мирискусникам» удалось «возвеличить русское искусство на Западе».
Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра (Н.А. Римский-Корсаков), симфонической и каменной музыки (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).
В те же годы делает свои первые шаги и русский кинематограф. В 1908 г. вышел первый отечественный игровой фильм «Стенька Разин», а всего до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского кино считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин.
Одной из новых черт культурной жизни России рубежа веков становится меценатство. Меценаты активно помогали развитию образования (так, московский предприниматель Шелапутин передал 0,5 млн. рублей на создание учительской семинарии) и науки (известный фабрикант Рябушинский финансировал Камчатскую экспедицию). Детально поддерживали меценаты и сферу искусства. В качестве примеров можно привести уже знакомую нам частную оперу С. Мамонтова, историю создания МХТ и Третьяковской галереи.
В 1890—1900 г.г. в русской архитектуре появляются новые течения — модерн и неоклассицизм. Если первый проник в Россию с Запада, то второй был чисто национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей тогда эклектике, и основным его признаком стало стремление к новым формам: вместо применения исторических стилей была сделана попытка создать совершенно новую декоративную систему и очистить от эклектических наслоений конструктивную основу здания. Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика. Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.
В Петербурге в новом стиле работали Ф. Лидваль и М. Лялевич (первый построил гостиницу «Астория» в 1908 г. и Азовско-Донской банк в 1907 г., второй — здание торговой фирмы «Мертенс»). Прогрессивное начало, которое нес в себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф. Шехтеля, московского архитектора. Типичные для него здания — Художественный театр (1902) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице.
В архитектуре неоклассицизма можно выделить имена И. Фомина (дача Половцева на Каменном острове в Петербурге), В. Щуко (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В. Свиньина (здание Этнографического музея), А. Таманяна (дом В. П. Кочубея в Царском Селе), И. Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.
Заключение.
XX век в России — век контрастов: бурные столкновения широких масс то с властью, то друг с другом, то с внешним врагом, с одной стороны, и не меньшее, чем в прошлом веке, блестящее созвездие талантов во всех сферах человеческой деятельности — с другой.
С одной стороны —
С одной стороны — горячая вера в правоту политических идеалов, активное служение им, с другой — “непротивление злу”, идущее от равнодушия, безразличия к своим и чужим судьбам.
С одной стороны — показательные восторженные шоу с демонстрацией всенародного единства, с другой — мощная волна диссидентства, тайного и явного.
Появление в культуре направления, активно утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к двум революциям. В ходе октябрьской революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру пролетариата. В сознании многих людей политические перемены объединились с новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел борьбу с коллективным началом. Они вновь столкнулись с ним в искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому политическому режиму, но и культуре.
«Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той эпохи, когда отпущены были на свободу человеческие силы, и кипучая игра их порождала красоту. Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты»4.
Бердяев Н.А.
Список используемой литературы.
XX вв. - М., 1993.
Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство ЮКЭА”, 2002.— 712 с.
1 А.И. Алексеев, В.С, Измозик и др , Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.
2 А.И. Алексеев, В.С, Измозик и др , Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.
3 А.И. Алексеев, В.С, Измозик и др , Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.
4 Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4
Информация о работе Наследие серебренного века Русской культуры