Наследие серебренного века Русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

XX век — время великой литературы, не менее великой музыки, живописи, театра. В это время оформилась русская школа философии, включившая в себя самые различные направления философской мысли, при этом в одной только стране сошлись многие течения этой области культуры.
Но в этом веке, возможно, более чем когда-либо, гении и таланты гибли в бесконечных катаклизмах эпохи: в мировых войнах, революциях, репрессиях тоталитаризма, они страдали в эмиграции от непонимания, терзались от безысходности и ностальгии. Нельзя сбрасывать со счетов и процессы, происходившие в мире. Вступление в I мировую войну стало для культуры тяжелейшим испытанием. Последовавший в феврале 1917 г. социальный взрыв положил конец существованию монархического строя в России.

Файлы: 1 файл

Наследие серебренного века Рус.ской культуры.docx

— 44.03 Кб (Скачать файл)
      1.    Театр и музыка.

 Огромную  роль в культурной жизни России  продолжает  играть  театр.  Как   и  для  литературы,  для   театральной  жизни  этого   периода характерны поиски «новой  зрелищности», борьба различных  идей и направлений.  Новый   импульс  развитию  этого   вида  искусства  был  дан   в  1883  г.,  когда перестала   существовать  восьмидесятилетняя  монополия  императорских   театров,  они  стали  доступны  для  благотворительности   и  предпринимательства. Данное  обстоятельство, а также творческие  поиски мастеров драматургии  предопределили поворот к лучшему. 

Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве. Его основателями были К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко  — крупнейшие  театральные режиссеры и теоретики. Они  сумели  сплотить  талантливую  труппу,  в  которую  входили  О.Л.  Книппер, В.И.  Качалов,  И.М.  Москвин,  Л.М.  Леонидов  и  др.  Значение  основания МХТ состояло в том, что он стал окончательным этапом формирования реалистической школы актерского мастерства, а также в том, что на сцене театра давались пьесы современного репертуара, столь близкого московской публике, более демократически  настроенной,  нежели  петербургская.  Нужно отметить,  что деятельность Художественного театра оценивалась неоднозначно. Причем отрицательно относились к его программе и представители консервативных кругов, и новых литературных течений, например, В.Я. Брюсов.

Начинают  работать и другие частные театры. Из них стоит выделить открывшийся в 1904 г. в Петербурге театр В.Ф. Комиссаржевской, интереснейшей  актрисы, которая вписала яркие страницы  в историю русского  искусства. Главным режиссером ее театра был В.3. Мейерхольд. Видный актер и режиссер Ю.М. Юрьев работал в императорском Александринском театре. Он играл роль Арбенина в собственной постановке «Маскарада» М.Ю.Лермонтова  даже в вечер  Октябрьского  вооруженного  восстания.  На  принципах  «новой  театральности» в 1914 г. в Москве возникает Камерный театр, руководителем которого был талантливый режиссер Е. Таиров. Из большого количества подобных коллективов этот был наиболее крупным и устойчивым и просуществовал до 30-х гг. Следует отметить огромное число  открывшихся на рубеже веков театральных  кабаре.  Из  них  наиболее  известными  являлись  «Бродячая собака» и   «Летучая мышь», ставшие центрами литературной и духовной жизни столицы.

В музыкальном  театре тон задавали императорский Мариинский и Большой  в  Москве,  но  также  имелись  и  частные  оперные  труппы,  среди  которых особенно популярной была московская Частная опера, основанная в 1885 г. известным  предпринимателем  и  меценатом  Саввой  Мамонтовым.  Здесь  в  1896- 1899 гг. пел Ф.И. Шаляпин. Когда он снова вернулся в Мариинский театр, то на его спектакли трудно было попасть. «Как известно, легче добиться Конституции, чем билетов на спектакли Мариинского театра», - писали в газетах. Виднейшими  представителями  русской  вокальной  школы  были  Л.В.  Собинов  и Н.В. Нежданова.

Всемирно  известным становится русский балет. Яркими представителями отечественной  школы  классического  танца  были  М.Ф.  Кшесинская  и А.П. Павлова, В.В. Нижинский и М.И. Фокин. Организованные С.П. Дягилевым в 1907-1914 гг. в Париже и Лондоне «Русские сезоны» — выступления балетных и оперных звезд — стали поистине  триумфом  искусства  России.  Дягилев  открыл  публике  композитора  И.  Стравинского.  На  его  музыку  поставили  балет «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Всего до начала первой мировой войны было показано 22 балета и 10 опер. По словам Дягилева, «мирискусникам» удалось «возвеличить русское искусство на Западе».

Русская музыка начала XX в. в целом переживает подъем. Основным ее источником и особенностью, как в предыдущий период, продолжает оставаться народность. В сокровищницу мировой культуры вошли произведения оперного жанра  (Н.А.  Римский-Корсаков),  симфонической  и  каменной  музыки  (С.Н. Рахманинов, А.К. Глазунов, А.Н Скрябин, Р.М. Глиэр и др.).

 

 

 

 

 

 

      1.     Кинематограф.

В те же годы делает свои первые шаги и русский  кинематограф. В 1908 г. вышел первый отечественный  игровой фильм «Стенька Разин», а  всего до 1917 г. их было выпущено около 2 тысяч. Звездами дореволюционного русского кино считалась Вера Холодная и Иван Мозжухин.

Одной из новых  черт культурной жизни России рубежа веков становится меценатство. Меценаты активно помогали развитию образования (так, московский  предприниматель Шелапутин  передал 0,5  млн.  рублей  на  создание  учительской семинарии) и науки (известный фабрикант Рябушинский финансировал  Камчатскую  экспедицию).  Детально  поддерживали  меценаты  и сферу искусства. В качестве примеров можно привести уже знакомую нам частную оперу С. Мамонтова, историю создания МХТ и Третьяковской галереи.

 

 

 

 

        1. Архитектура.

  В  1890—1900  г.г.  в  русской  архитектуре   появляются  новые течения —  модерн и неоклассицизм. Если  первый проник в Россию с  Запада, то второй был чисто  национальным явлением. Модерн зародился как противовес царившей  тогда эклектике, и  основным его  признаком  стало  стремление  к  новым  формам:  вместо  применения  исторических  стилей  была  сделана попытка  создать  совершенно  новую  декоративную  систему и очистить  от  эклектических  наслоений  конструктивную  основу  здания.  Впервые  в  строительство  широко  вошли  железобетон,  стекло,  металл,  керамика.  Внешняя  декоративность  зданий  достигалась  при  использовании  разноцветных  материалов, рельефов и фантастических орнаментов на фасадах. К этому добавлялись плавные, текучие линии оконных рам, украшения вестибюлей и внутренних лестниц в виде вьющихся растений из металла.

В Петербурге в новом стиле работали Ф. Лидваль и М. Лялевич (первый построил  гостиницу  «Астория»  в  1908  г.  и  Азовско-Донской  банк  в  1907  г., второй — здание торговой фирмы «Мертенс»). Прогрессивное начало, которое нес в себе модерн, нашло свое воплощение в творчестве Ф. Шехтеля, московского архитектора. Типичные для него здания — Художественный театр (1902) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице.

В  архитектуре  неоклассицизма  можно  выделить  имена  И.  Фомина  (дача Половцева  на  Каменном  острове в Петербурге),  В.  Щуко  (павильоны русской экспозиции на Международной выставке в Италии), В. Свиньина (здание Этнографического  музея),  А.  Таманяна  (дом В.  П.  Кочубея в Царском Селе),  И. Жолтовского (дом Тарасова на Спиридоновке в Москве). Задачей этого направления стало возрождение традиций русского классицизма строгого и позднего периодов. В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью  заимствование  чисто  внешних  элементов  декоративного  убранства,  но пытались  соединить  благородство  и  строгость  классических  образцов  с  функциональными  требованиями   современности.  Впрочем,  здесь  и   заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.

                                      Заключение.

XX век в России — век контрастов: бурные столкновения широких масс то с властью, то друг с другом, то с внешним врагом, с одной стороны, и не меньшее, чем в прошлом веке, блестящее созвездие талантов во всех сферах человеческой деятельности — с другой.

 С одной стороны — тоталитаризм, унесший не только жизни, но  и духовную цельность человека, с другой — удивительный всплеск  энтузиазма, позволивший в краткий  срок построить то, что казалось  немыслимым.

 С одной стороны — горячая  вера в правоту политических  идеалов, активное служение им, с другой — “непротивление злу”, идущее от равнодушия, безразличия к своим и чужим судьбам.

С одной стороны — показательные  восторженные шоу с демонстрацией  всенародного единства, с другой —  мощная волна диссидентства, тайного  и явного.

Появление в культуре направления, активно  утверждающего коллективное начало, совпало с ломкой общественно-политической системы в России. Первая мировая  война, ее последствия: голод, анархия, политические брожения привели к  двум революциям. В ходе октябрьской  революции к власти пришли большевики, провозгласившие в стране диктатуру  пролетариата. В сознании многих людей  политические перемены объединились с  новшествами в культуре. Особенно тяжело было тем, кто долгие годы вел  борьбу с коллективным началом. Они  вновь столкнулись с ним в  искусстве и в политике. Им казалось, что все, что они создали тяжелым  трудом, в одно мгновение разрушено, что конец наступил не только старому  политическому режиму, но и культуре.

«Мы переживаем конец Ренессанса, изживаем последние остатки той  эпохи, когда отпущены были на свободу  человеческие силы, и кипучая игра их порождала красоту. Нынче эта свободная игра человеческих сил от возрождения перешла к вырождению, она не творит уже красоты»4.

Бердяев Н.А.

 

                         Список используемой литературы.

  • Сабарьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала

XX вв. - М., 1993.

  • А.И. Алексеев, В.С. Измозик, и др., Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005, 220 с.
  • Быстрова А. Н.  Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.— М.: Издательство Фёдора   

Конюхова; Новосибирск: ООО “Издательство  ЮКЭА”, 2002.—   712 с.

  • Бердяев Н. А. Кризис искусства.— М.: СП Интерпринт, 1990.

 

 

 

 

 

1 А.И. Алексеев, В.С, Измозик и др  , Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.

2 А.И. Алексеев, В.С, Измозик и др  , Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.

3 А.И. Алексеев, В.С, Измозик и др  , Культурология. История культуры России. - СПб.: СЗТУ, 2005.

4 Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990. с.4


Информация о работе Наследие серебренного века Русской культуры