Наука и культура 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Файлы: 1 файл

Наука и культура ХХ века.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

ХХ столетие – самое  динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество  науки, человеческого интеллекта, эпоха  социальных бурь, потрясений, парадоксов.

Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь  разносторонни.

Поскольку ХХв. – век быстро меняющихся социальных систем, динамических культурных процессов, давать однозначные  оценки развитию культуры этого периода  очень рискованно и можно выделить лишь некоторые характерные особенности.

В истории культуры ХХв. можно  выделить три периода:

  1. Начало ХХв. – 1917г. (острая динамика социально-политических процессов, многообразие художественных форм, стилей, философских концепций);
  2. 20-30гг. (коренная перестройка, некоторая стабилизация культурной динамики, образование новой формы культуры – социалистической);
  3. Послевоенные 40-е гг. – вся вторая половина ХХв. (время формирования региональных культур, подъем национального самосознания, возникновение международных движений, бурное развитие техники, появление новых передовых технологий, активное освоение территорий, слияние науки с производством, смена научных парадигм, формирование нового мировоззрения).

 

Прорыв из границы привычного искусства, сложившегося в XIXв., происходит и в начале ХХв. На рубеже XIX-XXвв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной.

В начале ХХв. философская, художественная и литературная мысли были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.

Главное свойство и особенность  декаданса – растерянность перед резко изменившимся миров: общество оказалось неспособным рационально, научно объяснить происходившие перемены в политике и экономике, новые социальные отношения, новую картину мира.

Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих  противоречий. В 1909г. появится футуризм, его «крестный отец» - итальянский  писатель Ф. Маринетти.  Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.

Модернизм объединил различное  творческое осмысление особенностей времени  декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства  и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой  ценой.

К понятию «модернизм»  близко другое понятие – «авангард», объединяющий наиболее радикальную  разновидность модернизма.

Наравне с модернизмом, параллельно  с ним, существовал и продолжал  развиваться реализм. На рубеже столетий он перетерпел много аспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего – как неореализм, особенно в кинематографе.

В искусстве ХХв. происходили  перемены в традиционном подходе  к отражению реальности. Они проявились:

  • В заметном увеличении стремления к общественности образа;
  • Исчезновении детализации;
  • Возрастании интереса к упрощениям или преувеличениям отдельных деталей;
  • Перемещении центра внимания автора в сторону внутренней жизни образа;
  • Сдвиге в сторону преобразований внешнего вида предмета за счет индивидуального видения художника.

 

Литература ХХ века

.

Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связано с  именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда.

В литературном процессе ХХв. произошли перемены, обусловленные  социально-экономическими и политическими  причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно  выделить:

  • Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями;
  • Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию;
  • Отрицание литературных традиций;
  • Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу;
  • Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей;
  • Стремление к жанру эссе.

 

Литература ХХв. развивалась  в русле двух основных направлений  – реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более  голубоокого постижения реальности.

 

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д. Джойса и Ф. Кафки, для которых  характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие  идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

 

Из ведущих литературных направлениях середины ХХв. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции. Особенностями этого направления являются:

  • Утверждение «чистого» немотивированного действия;
  • Утверждение индивидуализма;
  • Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

 

 

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи  социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии  действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергетической ломке  традиций. Для полной характеристики авангардисткой следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.

Для эстетики экспрессионизма  характерен приоритет выражения  перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения.

Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась  вульгарность, бездуховный идеал  технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.

Сюрреализм связан с творчеством  французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории З. Фрейда. Автоматическое письмо – творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений.

В целом для литературы ХХв. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных  взаимоотношениях.

Литература ХХв. по своему стилистическому  и идейному разнообразию несопоставима  с литературой ХIXв., где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем, современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература того столетия. Европейская художественная литература ХХв. сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выдержало устремления и новаторские поиски ХХв: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах),   немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «волшебная гора» (1924) и «Доктор Фауст» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критики с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом,  французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIXв., Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и другие.

В то же время европейская  литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895-1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значимыми в стиле модерн была не поэзия, а проза – романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Усисс»), Ф. Кафки («Замок»). Эти романы являлись ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека.

  Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей перой половины ХХв. «поток знания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.

 Философские идеи Бергсона легли в  основу знаменитого романа французского писателя Марселя Пруста (1871-1922) «В поисках  утраченного времени» (в 14-и томах). Работа, представляющая собой цикл романов, служит выражением его детских  воспоминаний, выплывающих из подсознания. Воссоздавая ушедшее время людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, - писатель насыщает повествовательную  ткань произведения причудливыми ассоциациями и явлениями непроизвольной памяти. Опыт Пруста – изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» - имел большое значение для многих писателей ХХв.

  Видный ирландский писатель, представитель модернистской прозы  Дж. Джойс (1882-1941), опираясь на бергсоновский прием, открыл новый способ письма, в котором художественная форма занимает место содержания, кодируя в себе идейные, психологические и другие измерения. В его художественном творчестве использован не только «поток знания», но также пародии, стилизация, комические приемы, мифологические и символические слои смыслов. Аналитическому разложению языка и смысла сопутствует разложение образа человека, новая антропология, близкая к структуралистской и характерная почти полным исключением социальных аспектов. Внутренняя речь как форма бытия литературного произведения вошла в активный оборот литераторов ХХв.

  Произведения выдающегося австрийского  писателя Ф. Кафки (1883-1924) при  его жизни не вызывали большого  интереса у читателей. Несмотря  на это, он считается одним  из наиболее известных прозаиков  ХХв. В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и рассказах в гротескной  и притчеобразной форме показал  трагическое бессилие человека  в его столкновении с абсурдностью  современного мира. Кафка с потрясающей силой показал неспособность людей к взаимным контактам, бессилие личности перед сложными, недоступные человеческому разуму механизмами власти, показал напрасные усилия, которые люди-пешки прилагали для того, чтобы уберечь себя от давления на них чуждых им сил. Анализ «пограничных ситуаций» сближает Кафку с экзистенциалистами.

 Близким к нему, но своеобразным путем  к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский  поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875-1926), создавший цикл методических стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий ХХв. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.

 

 

Живопись ХХ века.

В отличии примерно однотипных в идейном и стилевом началах  движений в культуре XIXв. – романтизма, академизма, реализма, художественная культура ХХв., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре ХХв., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм.

Живописное искусство  отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации  и трансформации традиций, протестом  против академизма и поиском новых  форм.

искусство ХХв. развивалось  по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни один из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом.

 

Судьба наиболее ярких  художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадизм) – ярко блеснули, но развития не получили, а другие (реализм) – подвергались многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца ХХв.

К рубежу веков реализм  перестал быть единой системой, а функционировал в разных формах. Иногда это движение принимало разные формы, но цель была одна и та же. Импрессионизм меняет стилевые характеристики. В этот период началось интенсивное переосмысливание задач искусства, движения «в глубь» личности человека с целью раскрытия всех его потенциальных возможностей. Это стало предметом острых дискуссий о судьбе искусства и культуры.

Все формы в течении искусства декаданса, бунтующие против традиций, получили название модернистских. Их сущность в том, что, во-первых, в субъективном видении мира, во-вторых, в переключении внимания на эстетическое бытие самого произведения искусства, его калорическую и пластическую конструкцию, в-третьих, в провозглашении безусловной роли воображения и фантазии при создании произведения. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма. В лабиринтах модернистских течений разобраться нелегко. Целесообразно рассмотреть наиболее яркие его проявления: абстракционизм и авангардизм.

Информация о работе Наука и культура 20 века