Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:31, реферат
ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов.
Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку ХХв. – век быстро
меняющихся социальных систем, динамических
культурных процессов, давать однозначные
оценки развитию культуры этого периода
очень рискованно и можно выделить
лишь некоторые характерные
В истории культуры ХХв. можно выделить три периода:
Прорыв из границы привычного искусства, сложившегося в XIXв., происходит и в начале ХХв. На рубеже XIX-XXвв. происходят принципиальные перемены: культура становится интернациональной, интегрируя духовные ценности практически всех этнических региональных типов и от этого становясь еще более разнообразной.
В начале ХХв. философская, художественная и литературная мысли были тесно связаны (особенно в России). Это объясняется тем, что в основе развития и философии и художественной культуры был кризис общественного сознания. На этой теоретической основе и сложился декаданс.
Главное свойство и особенность
декаданса – растерянность
Искусство декаданса является отражением всех социальных и мировоззренческих противоречий. В 1909г. появится футуризм, его «крестный отец» - итальянский писатель Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество экспрессионистов «Синий всадник», появляются приверженцы дадаизма, аудизма и др. В 1915г. в Париже заявляют о себе фовисты – «дикие», в этом же году в Дрездене появляется «Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов. Тремя годами позже «Моста» формируется кубизм. В России инновационные процессы в культуре схожи с западноевропейскими: в лирическом духе творили М. Нестеров, И. Левитан, в духе импрессионизма писал К. Коровин. Формируется образно-романтический метод М. Врубеля, сложная символика В. Борисова-Мусатова. Вновь появившийся журнал «Мир искусства» ориентировал на нетрадиционное для России отстранение от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность, маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый валет», состоявшаяся в Москве, определила новое направление в развитии искусства. В литературе, театре, музыке протекали схожие процессы.
Модернизм объединил различное творческое осмысление особенностей времени декаданса: ощущение дисгармонии мира, нестабильность человеческого существования, бунт против рационалистического искусства и растущая роль абстрактного мышления, трансцендентальность и мистицизм, стремление к новаторству любой ценой.
К понятию «модернизм» близко другое понятие – «авангард», объединяющий наиболее радикальную разновидность модернизма.
Наравне с модернизмом, параллельно с ним, существовал и продолжал развиваться реализм. На рубеже столетий он перетерпел много аспектные изменения, по-разному себя проявляя, но ярче всего – как неореализм, особенно в кинематографе.
В искусстве ХХв. происходили перемены в традиционном подходе к отражению реальности. Они проявились:
Литература ХХ века
.
Декадентская литература рубежа веков представлена и символизмом, формирование которого связано с именами А. Рембо, П. Верлена, О. Уайльда.
В литературном процессе ХХв. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:
Литература ХХв. развивалась в русле двух основных направлений – реализма и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты,
использование новых
Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д. Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.
Из ведущих литературных направлениях середины ХХв. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции. Особенностями этого направления являются:
Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергетической ломке традиций. Для полной характеристики авангардисткой следует остановиться на таких течениях, как экспрессионизм, футуризм и сюрреализм.
Для эстетики экспрессионизма характерен приоритет выражения перед изображением, на первый план выдвигается кричащее «Я» художника, которое вытесняет объект изображения.
Футуристы полностью отрицали все предшествующее искусство, провозглашалась вульгарность, бездуховный идеал технократического общества, наив. Эстетические принципы футуристов основывались на ломке синтаксиса, словотворчестве, свободных ассоциациях, отказе от пунктуации.
Сюрреализм связан с творчеством французского поэта Г. Апполинера, который впервые использовал этот термин. Ведущим эстетическим принципом сюрреализма было автоматическое письмо, основывающееся на теории З. Фрейда. Автоматическое письмо – творчество без контроля разума, запись свободных ассоциаций, грез, сновидений.
В целом для литературы ХХв. характерно стилевое и жанровое многообразие, нестандартность литературных направлений, находящихся в сложных взаимоотношениях.
Литература ХХв. по своему стилистическому и идейному разнообразию несопоставима с литературой ХIXв., где можно было выделить только три-четыре ведущих направления. Вместе с тем, современная литература дала ничуть не больше великих талантов, чем литература того столетия. Европейская художественная литература ХХв. сохраняет верность классическим традициям. На рубеже двух веков заметна плеяда писателей, творчество которых еще не выдержало устремления и новаторские поиски ХХв: английский романист Джон Голсуорси (1867-1933), создавший социально-бытовые романы (трилогия «Сага о Форсайтах), немецкие писатели Томас Манн (1875-1955), написавший философские романы «волшебная гора» (1924) и «Доктор Фауст» (1947), раскрывающие нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, и Генрих Белль (1917-1985), сочетавший в своих романах и повестях социальную критики с элементами гротеска и глубоким психологическим анализом, французские Анатоль Франс (1844-1924), давший сатирическое обозрение Франции конца XIXв., Ромен Роллан (1866-1944), отобразивший в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные искания и метания гениального музыканта, и другие.
В то же время европейская литература испытала воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские поэты П. Элюар (1895-1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами сюрреализма. Однако наиболее значимыми в стиле модерн была не поэзия, а проза – романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса («Усисс»), Ф. Кафки («Замок»). Эти романы являлись ответом на события Первой мировой войны, породившей поколение, получившее в литературе название «потерянного». В них анализируются духовные, психические, патологические проявления человека.
Философия Бергсона оказала значительное влияние на интеллектуальную атмосферу Европы, в том числе на литературу. У многих писателей перой половины ХХв. «поток знания» из философского метода познания превратился в эффектный художественный прием.
Философские идеи Бергсона легли в
основу знаменитого романа французского
писателя Марселя Пруста (1871-1922) «В поисках
утраченного времени» (в 14-и томах).
Работа, представляющая собой цикл
романов, служит выражением его детских
воспоминаний, выплывающих из подсознания.
Воссоздавая ушедшее время
Видный ирландский писатель,
представитель модернистской
Произведения выдающегося
Близким к нему, но своеобразным путем к поиску нового языка и нового поэтического содержания двигался австрийский поэт и прозаик Райнер Мария Рильке (1875-1926), создавший цикл методических стихотворений в русле символистской и импрессионистской традиции первых десятилетий ХХв. В них поэт размышляет об экзистенциальных проблемах человека, его трагической раздвоенности, стремлении к взаимопониманию и любви.
Живопись ХХ века.
В отличии примерно однотипных в идейном и стилевом началах движений в культуре XIXв. – романтизма, академизма, реализма, художественная культура ХХв., распадаясь на ряд течений, являет собой различное отношение художественного творчества к действительности. Многообразие стилей и методов в культуре ХХв., отошедших от классических приемов художественного творчества, получило название модернизм.
Живописное искусство отличалось крайней сложностью, противоречивостью, многообразием, стремлением к модификации и трансформации традиций, протестом против академизма и поиском новых форм.
искусство ХХв. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни один из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом.
Судьба наиболее ярких художественных стилей оказалась различной: одни (кубизм, дадизм) – ярко блеснули, но развития не получили, а другие (реализм) – подвергались многочисленной модификации и, модернизируясь, «дожили» до конца ХХв.
К рубежу веков реализм перестал быть единой системой, а функционировал в разных формах. Иногда это движение принимало разные формы, но цель была одна и та же. Импрессионизм меняет стилевые характеристики. В этот период началось интенсивное переосмысливание задач искусства, движения «в глубь» личности человека с целью раскрытия всех его потенциальных возможностей. Это стало предметом острых дискуссий о судьбе искусства и культуры.
Все формы в течении искусства декаданса, бунтующие против традиций, получили название модернистских. Их сущность в том, что, во-первых, в субъективном видении мира, во-вторых, в переключении внимания на эстетическое бытие самого произведения искусства, его калорическую и пластическую конструкцию, в-третьих, в провозглашении безусловной роли воображения и фантазии при создании произведения. В итоге происходит противопоставление мира художественного миру реальному. Модернизм развивался в нескольких этапах и проявился во множестве течений. Начиная с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма. В лабиринтах модернистских течений разобраться нелегко. Целесообразно рассмотреть наиболее яркие его проявления: абстракционизм и авангардизм.