Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:31, реферат
ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Абстракционизм – крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами.
В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне,
П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.
Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразие нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т.п. Главное в абстракционизме – сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.
Ранний (1920-1930гг.) абстракционизм
широкое распространение
Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками:
На смену абстракционизму пришел авангардизм. Яркий всплеск этого направления модернизма пришелся на конец 60-х гг. Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм – суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представителя авангардизма творят между искусством и неискусством. В результате появляются:
Реализм как художественное явление в искусстве объединяет в себе два начала – идейное и методологическое.
Реализм в культуре ХХв. – это продолжающееся влияние культуры XIXв. Наряду с прямой традицией, доставшейся от того века, выдвигаются два новых течения в реализме.
Живописный реализм – тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма
Соцреализм – акцентирует внимание на решении социальных проблем.
О манере художников этой школы можно сказать, синтез импрессионизма и модерна. Существенное место в их творчестве занимал народ как носитель устойчивой красоты. Новые мотивы в их работах предстают в красочном, праздничном виде (А. Цорн, А. Архипов, К. Юон). В русле живописного реализма особого подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроением и чувствами человека (И. Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В. Серов.
Социальный реализм
Архитектура ХХ века.
Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, пиломатериалы, применение которых привело к поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво.
Модерн как стиль появился
в конце XIX в. Его суть — в противопоставлении
старой архитектуре новой, оригинальной
и по-своему логичной архитектурной
формы. Модерн явился средством преодоления
эклектизма и преследовал цель создания
современного, нового, универсального
синтетического стиля. Архитекторы
модерна при формировании планов
и композиций зданий смело шли
на применение ассиметричных решений
в группировке объемов и
Патент на выработку
Орли: тонкостельный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.
Подъем строительства начался с 1924 г., когда в капиталистических странах начался период относительной экономической стабилизации. Новая архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре.
Одно из главных достижений архитектуры этого времени — попытки решения проблемы «минимального жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом буржуазной квартиры, что не могло не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.
Широкую известность и
1. Столбы (здание на столбах,
которые заменяют первый этаж);
2. Плоская крыша (с использованием ее в
качестве сада),
3 Свободное оформление плана (свайная
каркасная система, доходящая до крыши,
что дает возможность располагать внутренние
стена в любых местах);
4. Удлиненное окно (вследствие каркасной
конструкции горизонтальные ленточные
окна могут располагаться по всему фасаду),
5. Свободное оформление фасада (каркас
дает возможность распределять окна «без
прямого отношения к внутреннему членению
здания»).
Небоскребы раннего периода обладали чертами ретроспективизма, но со временем их облик приобрел черты геометризации, конструктивизма, а потом приблизился и к ультра лаконичному.
Кроме Ле Корбюзье и Ф. Райтта крупнейшими архитекторами были К. Мельников, О. Нимейер, В. Гропиус, осуществившие многие оригинальные проекты.
Развитие архитектуры в послевоенное время осуществлялось под лозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые направления предыдущих лет, как универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов.
Балет ХХ века.
Можно сказать,
что современная зарубежная
Слава русского балета приводила к курьезам – танцовщики были вынуждены брать себе русские псевдонимы, чтобы привлечь публику. В Англии Хильда Маннингс стала Лидией Соколовой, Патрик Чиппендол Хили-Кей превратился сперва в Патрикеева, потом в Антона Долина, Алисия Маркс – в Алисию Маркову. Датчанка Ригмор Стром в труппе Михаила Мордкина стала мисс Строгановой.
Восстановление классического балета на западе после Первой мировой войны проходило в нелегкой обстановке – окрепли и вошли в моду направления хореографии, возникшие в начале двадцатого века. Их принято называть «танец-модерн», хотя каждый экспериментатор давал своему детищу особое название: «современный танец», «выразительный танец», «новый художественный танец», «ритмо-пластический танец»… Но для всех направлений было свойственно отрицание законов классической хореографии – хореографы работали под девизом «Долой выворотность, пуанты и каноны!» Они полагали, что хореография, осваивающая новые темы и раскрывающая внутренний мир современного человека, в устаревших приемах не нуждается. Начался поиск иных выразительных средств – в реконструированных по картинкам танцах давно минувших эпох, в пластике и ритмах восточных танцев, в прозе, стихах и навеянных музыкой образах.
Предшественниками
Основоположник ритмической гимнастики Эмиль Жак-Далькроз, наоборот, полагал, что движение становится искусством благодаря ритму. Он писал: «…только музыка достаточно быстро и непосредственно воздействует на наши нервные центры, чтобы давать движущемуся телу импульсы».
Одновременно рождался «свободный пластический танец» – артистки, которые были первыми в этом направлении, не увлекались теорией, а сочиняли свои композиции так, чтобы получалось в первую очередь красиво. Три американки стояли у его истоков – Лой Фуллер, Рут Сен-Дени и Айседора Дункан. Дункан напомнила о красоте естественных движений, Фуллер обогатила танец сочетанием телодвижений с летящей материей. Рут Сен-Дени создала восточный культ пластики и восточных танцев.