Наука и культура 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

ХХ столетие – самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на все характере его культуры. Общая характеристика ХХв.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

Файлы: 1 файл

Наука и культура ХХ века.docx

— 1.27 Мб (Скачать файл)

Абстракционизм – крайняя  форма модернизма, возник как вызов  обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего  мир привычными средствами.

В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне,   


 

 

 

 

П. Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.

 

 

 

 

 

Они, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразие нового мира. Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т.п. Главное в абстракционизме – сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.

Ранний (1920-1930гг.) абстракционизм широкое распространение получил  в архитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроения буржуазной интеллигенции.

Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя  потоками:

  1. Экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линий и пятен);
  2. Сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим ведениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию различных предметов и образов), который наиболее полно представлен в творчестве С. Дали и Р. Могритта;
  3. Абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с применением современных средств его обработки).

На смену абстракционизму  пришел авангардизм. Яркий всплеск  этого направления модернизма пришелся на конец 60-х гг. Авангардизм лежит в основе идей контркультуры хиппи, выражающих протест против всего на свете, протест ради протеста. Авангардизм – суррогат искусства, которому чужда красота, понятие прекрасного, гармония. Представителя авангардизма творят между искусством и неискусством. В результате появляются:

  • Оп-арт (оптическое искусство)
  • Пространственное искусство
  • Земляное искусство
  • Искусство новой фигуральности
  • Поп-арт (популярное искусство)

 

 

Реализм как художественное явление в искусстве объединяет в себе два начала – идейное  и методологическое.

Реализм в культуре ХХв. –  это продолжающееся влияние культуры XIXв. Наряду с прямой традицией, доставшейся от того века, выдвигаются два новых течения в реализме.

Живописный реализм –  тяготеет к эмоциональной, импульсивной трактовке образа, как бы под влиянием идей импрессионизма

Соцреализм – акцентирует  внимание на решении социальных проблем.

О манере художников этой школы  можно сказать, синтез импрессионизма и модерна. Существенное место в  их творчестве занимал народ как  носитель устойчивой красоты. Новые  мотивы в их работах предстают  в красочном, праздничном виде (А. Цорн, А. Архипов, К. Юон). В русле живописного реализма особого подъема достигла пленэрная, пейзажно-лирическая живопись, в которой характер и состояние природы сопрягались с настроением и чувствами человека (И. Грабарь, К. Юон). В жанре театрального портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев, В. Серов.

Социальный реализм представляет форму реализма, ориентирующего на отражении социальной реальности, пропагандирующего  социалистические идеи в формах художественного  идеала. Для соцреализма характерны аллегорические, символические композиции, воспевающие свободу и труд. Понятия  и суждения о жизни выражаются в этом искусстве опосредованно  в художественной теме произведения, содержащий в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические убеждения  или настроения художников соцреализма, их гуманистические взгляды, ощущения драматизма бытия находят отражение  в их творчестве (ранний Пикассо, А. Матисс, М. Сарьян, П. Кузнецов.)

 

Архитектура ХХ века.

Говоря об основных характеристика архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть  главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново. 

Архитектуру XX в. характеризуют  не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы  и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, пиломатериалы, применение которых привело к  поиску новых стилей. Эклектика конца XIX в. как архитектурный стиль теряет свое значение. На смену ей пришел модерн, суть которого состоит в соединении рациональных конструкций, с применением современных строительных материалов. В Германии этот стиль называется югендстиль, или сецессион, во Франции — ар нуво. 

Модерн как стиль появился в конце XIX в. Его суть — в противопоставлении старой архитектуре новой, оригинальной и по-своему логичной архитектурной  формы. Модерн явился средством преодоления  эклектизма и преследовал цель создания современного, нового, универсального синтетического стиля. Архитекторы  модерна при формировании планов и композиций зданий смело шли  на применение ассиметричных решений  в группировке объемов и архитектурных  деталей. Применялись манерные, абстрактные  и растительные мотивы, среди которых  отдавалось предпочтение вьющимся цветам, болотным растениям, водорослям. В раннем модерне легко утрируется форма, применяется порой чрезмерная декорировка. В то же время проявляется тенденция к постепенному переходу от надуманных и усложненных форм к более логичным, простым и четким конструкциям. Модерн периода декаданса переходит в свою позднюю стадию. Главное внимание переносится на эстетическую выразительность основных конструктивных элементов, пропорции фасадных плоскостей, окон, простенков, дверей, отдельно стоящих опор. Обнаруживается стремление к простоте и экономии композиционных эстетических средств, выявлению назначения здания и особенностей стройматериалов. Модерн ознаменовал собой новый подход к проектированию утилитарных сооружений - мостов, складов, цехов, магазинов, вокзалов, выставочных залов и т. п. Применение железного каркаса в строительстве (сборных стальных конструкций) и железобетона совершило переворот в архитектуре. 

  Патент на выработку железобетонных  изделий был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла эру железобетона, позволила проектировать системы гигантских пролетов при минимальных сечениях, делать летящие навесы и уменьшать до предела размеры и сечения опорных элементов — стен и столбов. Провозвестником нового этапа в архитектуре стала Эйфелева башня (высота 312м.), построенная их стальных сборных конструкций инженером Г. Эйфелем. Первый жилой дом, в котором были  применены новые строительные принципы и материалы, был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной архитектуры довоенного времени стали огромные сводчатые ангары парижского аэропорт

Орли: тонкостельный «гофрированный» железобетон, придавший сооружению выразительность и прочность.

 

Подъем строительства  начался с 1924 г., когда в капиталистических  странах начался период относительной  экономической стабилизации. Новая  архитектурная школа - баухауз — стала центром архитектурной деятельности в Германии. Ее творческой основой был «функционализм», т. е. «то хорошо, что хорошо функционирует». Архитекторам баухауза свойственны геометризация форм и контрастные сочетания гладких стен с большими плоскостями зеркального стекла, черты экспрессивности и романтики в архитектуре. 

Одно из главных достижений архитектуры этого времени —  попытки решения проблемы «минимального  жилья», дешевого жилья, соединявшего особую экономичность с комфортом  буржуазной квартиры, что не могло  не сказаться на решении жилищной проблемы в капиталистических городах.

  Широкую известность и руководящее  положение в архитектуре в  эти годы приобретает Ле Корбюзье, который видел истинную красоту в четкой ясности геометрических объемов, в простоте и логике современных железобетонных конструкций: «Дом - это машина для жилья». Единственным источником архитектурно-эстетической выразительности, по его мнению, является архитектурная конструкция. Он создавал оригинальные, элегантные и красивые здания. В качестве лидера «новой архитектуры» Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих современный стиль:

1. Столбы (здание на столбах,  которые заменяют первый этаж);  
2. Плоская крыша (с использованием ее в качестве сада),  
3 Свободное оформление плана (свайная каркасная система, доходящая до крыши, что дает возможность располагать внутренние стена в любых местах);  
4. Удлиненное окно (вследствие каркасной конструкции горизонтальные ленточные окна могут располагаться по всему фасаду),  
5. Свободное оформление фасада (каркас дает возможность распределять окна «без прямого отношения к внутреннему членению здания»). 

Небоскребы раннего периода  обладали чертами ретроспективизма, но со временем их облик приобрел черты геометризации, конструктивизма, а потом приблизился и к ультра лаконичному.

 

Кроме Ле Корбюзье и Ф. Райтта крупнейшими архитекторами были К. Мельников, О. Нимейер, В. Гропиус, осуществившие многие оригинальные проекты. 


 

 

 

 

Развитие архитектуры  в послевоенное время осуществлялось под лозунгом «новой архитектуры», вобравшей в себя передовые направления предыдущих лет, как универсального «интернационального» стиля, стандартизации и утилитарности. Технические возможности обеспечивали высокий уровень строительства, позволяли прибегать к самой широкой фантазии. Для оценки качества архитектурных сооружений была выработана специальная категория «хайтек» — высококачественная технология. Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал использование новых необычных конструкций и материалов. 

 
Балет ХХ века.

 

  Можно сказать,  что современная зарубежная хореография  началась в 1909 году. 19 мая в  Париже состоялся первый балетный  спектакль знаменитых «Русских  сезонов», организованных Сергеем  Дягилевым. Забытый французский  театр «Шатле», где выступали российские артисты, стал вдруг театрально-художественным центром Парижа, куда спешили поэты, музыканты, артисты, скульпторы. Русские мастера балета вернули классический танец сперва во Францию, а затем и в другие страны Европы и Америки.

Слава русского балета приводила к курьезам – танцовщики были вынуждены брать себе русские  псевдонимы, чтобы привлечь публику. В Англии Хильда Маннингс стала Лидией Соколовой, Патрик Чиппендол Хили-Кей превратился сперва в Патрикеева, потом в Антона Долина, Алисия Маркс – в Алисию Маркову. Датчанка Ригмор Стром в труппе Михаила Мордкина стала мисс Строгановой.

Восстановление  классического балета на западе после Первой мировой войны проходило в нелегкой обстановке – окрепли и вошли в моду направления хореографии, возникшие в начале двадцатого века. Их принято называть «танец-модерн», хотя каждый экспериментатор давал своему детищу особое название: «современный танец», «выразительный танец», «новый художественный танец», «ритмо-пластический танец»… Но для всех направлений было свойственно отрицание законов классической хореографии – хореографы работали под девизом «Долой выворотность, пуанты и каноны!» Они полагали, что хореография, осваивающая новые темы и раскрывающая внутренний мир современного человека, в устаревших приемах не нуждается. Начался поиск иных выразительных средств – в реконструированных по картинкам танцах давно минувших эпох, в пластике и ритмах восточных танцев, в прозе, стихах и навеянных музыкой образах.

  Предшественниками современных направлений были Франсуа Дельсарт и Эмиль Жак-Далькроз. Дельсарт изучал «телесные движения», пластическую выразительность детей, взрослых и душевнобольных, пытался систематизировать жесты по смысловому значению и по эмоциональной окраске. Он стал основателем науки о телесной выразительности, о человеческом теле, как художественном орудии выразительности, и за это современный балет многим ему обязан. Но Дельсарт не создал своей системы и не разработал методики ее преподавания. Он не придавал особого значения музыке. Кое-что из его наследия использовали педагоги художественной гимнастики.

Основоположник  ритмической гимнастики Эмиль Жак-Далькроз, наоборот, полагал, что движение становится искусством благодаря ритму. Он писал: «…только музыка достаточно быстро и непосредственно воздействует на наши нервные центры, чтобы давать движущемуся телу импульсы».

Одновременно рождался «свободный пластический танец» –  артистки, которые были первыми в  этом направлении, не увлекались теорией, а сочиняли свои композиции так, чтобы  получалось в первую очередь красиво. Три американки стояли у его истоков  – Лой Фуллер, Рут Сен-Дени и Айседора Дункан. Дункан напомнила о красоте естественных движений, Фуллер обогатила танец сочетанием телодвижений с летящей материей. Рут Сен-Дени создала восточный культ пластики и восточных танцев.

Информация о работе Наука и культура 20 века