Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 17:55, доклад
Каждый индивид представляет собой сложную биосоциальную систему, функционирующую за счет взаимодействия с окружающей средой. Необходимые, закономерные связи индивида с окружающей средой определяют его потребности, т.е. такие вещи природной и культурной среды, которые необходимы человеку для его нормального функционирования, жизнедеятельности и развития. Большинство потребностей человека удовлетворяется посредством труда. Система человеческой культуры — это мир вещей, предметов, созданных человеком для удовлетворения его потребностей, одна из важнейших характеристик человеческой жизнедеятельности.
В проблеме, поставленной Сноу, есть два аспекта. Первый связан с закономерностями взаимодействия науки и искусства, второй — с проблемой единства науки.
Сначала о первом из них.
Художественно-образный и научно-рациональный
способы отражения мира вовсе
не исключают друг друга. Ученый должен
обладать способностью не только к
понятийному, но и к образному
творчеству, а значит, обладать тонким
художественным вкусом [1]. Так, многие
ученые прекрасно разбираются в
искусстве, живописи, литературе, играют
на музыкальных инструментах, глубоко
переживают прекрасное. Более того,
само научное творчество выступает
для них как некий вид
Второй аспект данной проблемы связан с единством науки. Наука в целом — это многогранное и вместе с тем системное образование, все отдельные компоненты которого (конкретные науки) теснейшим образом связаны. Между различными науками имеет место постоянное взаимодействие. Развитие науки требует взаимного обогащения, обмена идеями между различными, даже кажущимися на первый взгляд далекими, областями знания. Например, в XX в. биология получила мощнейший импульс для своего развития именно в результате применения математических, физических и химических методов исследования. В то же время биологические знания помогают инженерам создавать новые типы автоматических устройств и проектировать новые поколения авиационной техники. Единство наук определяется в конечном счете материальным единством мира.
Естественно-научные методы познания все в большей мере используются в общественных и гуманитарных науках. Например, в исторических исследованиях они дают надежную основу для уточнения дат исторических событий, открывают новые возможности для быстрого анализа массы источников, фактов и др. Археологам они позволяют воссоздать значение астрономических знаний в повседневной жизни людей разных эпох, культур, этносов, в разной природно-географической среде, выявить закономерности исторического развития астрономии (археоастрономия). Без применения методов естественных наук были бы немыслимы выдающиеся достижения современной науки о происхождении человека и общества. Новые перспективы взаимообогащения естественно-научного и гуманитарного знания открываются с созданием новейшей теории самоорганизации – синергетики.
Одна из всеобщих закономерностей исторического развития науки — диалектическое единство дифференциации и интеграции науки. Образование новых научных направлений, отдельных наук сочетается со стиранием резких граней, разделяющих различные отрасли науки, с образованием интегрирующих отраслей науки (кибернетика, теория систем, информатика, синергетика и др.), взаимным обменом методами, принципами, понятиями и т.п. Наука в целом становится все более сложной единой системой с богатым внутренним расчленением, где сохраняется качественное своеобразие каждой конкретной науки. Таким образом, не конфронтация различных «культур в науке», а их тесное единство, взаимодействие, взаимопроникновение является закономерной тенденцией современного научного познания.
Научная культура основана на способности человека рационализировать свой опыт, формировать проверяемые устойчивые концепты реальности.
Научную культуру можно рассматривать
как специфическую сферу
Специализированный уровень нау
Если обыденные знания о мире являются неотъемлемой частью культурылюбого народа, то профессиональная наука возникла только в европейской культуре. Она появилась в Древней Греции не ранее VI-IV вв. до н.э.
Наука связана с познанием объективных закономерностей природы, передачей этой информации следующим поколениям, использованием полученных знаний на практике и характеризуется такими признаками, как системность, рациональность, теоретичность (стремление к получению истины ради самой истины, а не ради практического результата), экспериментальная и математическая форма существования, наличие соответствующей социальной организации в обществе (организации ученых, посвятивших свою жизнь получению знаний). Это предусматривает наличие социального запроса общества на получение знаний, высокий уровень развития техники и средств фиксации информации в данном обществе.