Наука и техника: система взаимосвязей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть исторические этапы развития научной и технической деятельности, определить их влияние на социальную, культурную, политическую, образовательную сферы общественной жизни, определить возникшую связь между наукой и техникой, проанализировать положительные и отрицательные стороны этой системы взаимосвязи.

Содержание работы

Введение:………………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Научное развитие. Влияние научной сферы на жизнедеятельность общества.
1.1. Наука и ее историческое развитие……………………………….……5 - 7
1.2. Влияние научной деятельности на жизнь общества……………....…7 - 8
Глава 2. Техника и ее социальные функции. Тенденции развития современной техники.
2.1. Техника. Ее функции и историческое развитие…………….………9 - 11
2.2. Роль техники в общественной жизни………………………..….…12 - 14
Глава 3. Система взаимосвязей науки и техники.
3.1. История взаимосвязи науки и техники………………………….……15 - 16
3.2. Взаимосвязь науки и техники в общественной жизни людей………16 - 18
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………..20

Файлы: 1 файл

культурология.реферат. готов.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

Возникновение техники, несомненно, происходило с возникновением «человека разумного» и долгое время техника развивалась независимо от науки. Это, конечно, не означает, что ранее в технике не применялись научные знания. «Научное» и «техническое» принадлежали фактически к различным культурным ареалам. В более ранний период развития человеческой цивилизации и научное, и техническое знание были органично вплетены в религиозно-мифологическое мировосприятие и ещё не отделялись от практической деятельности.

В словарях имеется множество определений, что такое техника. Техника - это элемент производственных сил.

Производственные силы включают в себя:

  • Предмет труда

  • Орудие труда

  • Средства

  • Человек - главная производственная сила, с его опытом, навыками и знаниями.

Если для научного познания вполне уместно теоретический и эмпирический уровень исследования, то техническое познание может не иметь своего непосредственного объекта исследования, так как его еще следует воссоздать.

За всю историю технического творчества накоплен огромный опыт по конструированию и созданию технических объектов. Для исследователя он имеет значение как технический эмпирический опыт. По отношению к этому опыту вполне уместны процедуры сравнения, обобщения и анализа. Цель такого исследования состоит в том, чтобы выявить "брак" конструирования. Исследования в этом направлении дают материал для последующих технических идей и теоретических подходов.

Понятие "техническая теория" сравнительно недавно введено в философско-методологическую литературу. Как известно, основу теории образуют абстрактные идеализированные объекты. Они также образуют и основу технической теории. Отличительными особенностями абстрактных объектов технической теории являются их "однородность" и их "сборка" по определенным правилам. "Подобное строение абстрактных объектов является специфичным и обязательным для технической теории, делая их однородными в том смысле, что они сконструированы, во-первых, с помощью фиксированного набора элементов и, во-вторых, ограниченного и заданного набора операций по их сборке".

Природа "однородности" и правила "сборки" не являются произвольными, а определяются содержанием реального технического объекта. Если технический объект является механизмом, в нем выделяются составляющие его элементы - стандартизованные конструктивные элементы реальных технических систем. Любые механизмы могут быть представлены как состоящие из иерархически организованных цепей, звеньев, пар и элементов.

Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем и поэтому должна учитывать специфику механизма конструируемой технической системы, ее основные составляющие, а также процессы, обеспечиваемые данным механизмом. Основу технической теории составляют идеализированные технические структуры, которые подлежат классификации. Например, в структуре кинематических цепей различают пять семейств.

Применение математических методов - существенная особенность технической теории. Структуры механизмов можно рассматривать как топологические задачи, решаемые на основе математических методов, прежде всего теории графов.

Эмпирический уровень технической теории образуют конструктивно-технические и технологические знания, являющиеся результатом обобщения практического опыта проектирования, изготовления, отладки технической системы, а также эвристические методы и приемы, разработанные в самой инженерной практике. Конструктивно-технические знания ориентированы на описание строения технических систем и включают знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем. Технологические знания фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.

Эмпирический уровень технической теории содержит и особые практико-методические знания, представляющие собой практические рекомендации по применению научных знаний, полученных в практике инженерного проектирования.

Теоретический уровень научно-технического знания образован тремя основными уровнями теоретических схем:

  • функциональная схема фиксирует общее представление о технической системе независимо от способа ее реализации и является результатом идеализации технической системы. Каждый элемент технической системы выполняет определенную функцию. Совокупность функциональных свойств технической системы, представленных в виде определенных математических зависимостей, составляет содержание данного уровня теоретической схемы;

  • поточная схема, или схема функционирования, описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое;

  • структурная схема фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются процессы функционирования технической системы. Это могут быть детали или технические комплексы разного уровня, различающиеся по принципу действия, техническому исполнению и т.п. Структурная схема фиксирует конструктивное расположение элементов и связей данной технической системы.

Все отмеченные уровни теоретической схемы являются результатом идеализации будущей технической системы, теоретическим ее наброском. При этом следует учитывать пространственные параметры. В противном случае может оказаться, что построенный механизм не будет выполнять свои функции. К примеру, кривошип - ведущее звено многих механизмов должен иметь возможность сделать полный пространственный оборот вокруг базисного шарнира. Поэтому размеры звеньев механизма должны находиться в определенных пределах и пропорциях. Соответствующие математические уравнения, описывающие параметры звеньев механизма, называются условиями существования механизма.

Таким образом, техническая теория по своим основаниям обладает рядом отличительных особенностей. Главная из них - более "жесткий" характер по отношению к предметной области, чем в научной теории, по отношению к которой вполне допустимы идеализации самого высокого порядка.

 

 

2.2. Роль техники в общественной жизни

Исследователи всерьез заинтересованы последствиями технического прогресса, формированием системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе.  
Сегодня эти проблемы затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается не только в необратимых изменениях природной среды: прямое следствие этих процессов - изменение самого человека, его сознания, восприятия мира, его ценностных ориентаций и т. д..

Научно – технический прогресс – неотъемлемая часть современности. Техника занимает все больше времени и места, развивается подобно живым организмам, за исключением того, что все эти процессы в технике контролируются человеком. Главные задачи, стоящие перед человеком – улучшения уровня жизни, устранение причастности человека к однообразной работе. Однако, в реальном мире, не все достижения идут на пользу. Есть и негативные стороны прогресса, которые обязывают общество задумываться над проблемами обезличивания человека.

Мышление есть малая, но очень значительная часть, которая отличает людей от животных. Во все времена мы пытались создать себе подобных, и вот в эпоху информационных технологий это становится реально. Все чаще пытаются создать искусственный человеческий разум. Но пока его нет, нам приходится использовать те знания, которые получены человечеством. Такие знания доступны нам в глобальной сети – интернет, который является не только большим кладом, но и огромной свалкой.

Стремительное развитие техники существенно отстает от развития информационных технологий, что может привести к тому, что компьютеры станут умнее всего человечества.

В последнее время очень бурно развиваются социальные сети. Изначально, они должны были помочь людям иметь адресную и телефонную книгу, куда сами пользователи добавляют о себе информацию. Но, как и любая другая часть человеческой жизни, они стали обретать жизненные черты. Игры, развлечения и откровенный мусор. Самое страшное – то, что социальные сети сейчас являются очень популярными и модными, так как многие выбрали их, как альтернативу реальной жизни.

Человек перестал быть личностью в интернете, все индивидуальности стираются, мышление становится простым. Все сводится к нажатию кнопки. Кнопка – центральная часть социальной сети. Она за вас думает. Люди со временем забывают, как общаться в реальной жизни непосредственно, ведь в сети можно делать то, что в реальности никогда вы себе не позволите.

Еще до перехода от ручного труда к машинному человечество столкнулось с противоречивыми результатами внедрения машин. Они хоть и избавили людей от тяжелой работы, но, заменив человека машиной, уволенные теряли средства для существования.

Конечно, если роботы выполняют быстрее и качественнее свою работу, то предприниматель даже не будет задумываться, кого ему взять, человека или робота. Но в то же время, мы должны задуматься, чем будут заниматься миллионы людей. Появление искусственного интеллекта избавит человечество от труда. Можно сказать, что человек работает над тем, чтобы в будущем не работать. Получается, что с разработкой искусственного интеллекта человек впервые в своей истории перестанет контролировать прогресс, а будет лишь черпать информацию, полученную искусственным разумом. Это реальная картина развития техники.

Современная техника- это сложная система, элементы которой взаимосвязаны друг с другом. К ним можно отнести: информационные технологии, комплексные машины, транспорт. Информационно – техническая система, которая формируется в наше время, очень влияет на массовое сознание и мировоззрение людей.

Одно из предназначений техники – обретение человеком свободы и независимости от природы. Но, освободившись от природной необходимости, человек оказался в плену у технической. Среди таких, как ухудшение состояния окружающей среды, нехватка ресурсов и многое другое. Нам необходимо приспосабливаться к последствиям воздействия техники на развитие общества. Достижения техники, особенно современной, требуют неизбежной расплаты за них.

Техника, заменяя рабочую силу человека и приводящая к повышению производительности труда, рождает проблему организации досуга и безработицу. За жилищный комфорт мы расплачиваемся разобщенностью людей. Достигнутая с помощью личного транспорта мобильность покупается ценой шумовой нагрузки, загрязнение городов и загубленной природой. Медицинская техника, существенно увеличивая продолжительность жизни, ставит развивающиеся страны перед проблемой демографического взрыва.

Глобальная компьютеризация таит в себе опасность в общении с другими людьми, порождая дефицит гуманности, появление раннего психологического общества и человеческого одиночества, снижения физического здоровья.

Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности - способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на "природу", он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.

Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 3. Система взаимосвязей науки и техники.

 

3.1. История взаимосвязи науки и техники

Наука и техника являются достаточно сложными явлениями общественной жизни. Без сомнения, они имеют необходимую связь. История свидетельствует, что техническое развитие может достигать весьма значительного уровня в отношении малоразвитых стран. Но последствия такого развития никогда не достигали тех результатов, которые мы имеем в современном мире. Это говорит нам о том, что несмотря на возможность развития технических умений, только тогда развитие техники приобретает характер динамичного процесса, когда он переплетается с развитием науки и социальной культуры. То же самое можно сказать и в адрес науки.

Сейчас можно констатировать, что изучение прогрессивного развития общества свидетельствует о внутреннем единстве развития науки, техники и технологии. Европейская наука берет начало с поисков и открытий Древней Греции, а именно - из исследования содержания понятий, формирующих знания, а значит, по доведению, обоснование, аргументации, т.е. с технологической стороны интеллектуальной деятельности человека. Так называемая "теорема Пифагора" была известна своими результативными величинами задолго до Пифагора, но характер именно теоремы, т.е. логического доказательства, она получила в Пифагора. Так же понимание воды как первоосновы всего сущего существовало в восточной мифологии, но только Фалес Милетский начал это доказывать, рационально толковать объяснять. Становление науки в древнем мире еще мало связывалось с развитием техники. Здесь наука, получив толчок для развития из сферы социальной жизни и технической деятельности, накапливала преимущественно технические составляющие интеллектуальных поисков. И хотя отдельные направления знания пересекались с практическими потребностями, это скорее было исключением, чем правилом. Ту же тенденцию мы наблюдаем и в Средние века. Но самый факт втягивания большой группы этносов в единый культурно-исторический процесс способствовал постепенному расширению направлений познания и сфер применения знаний. Впечатляющие сфере технической деятельности зрелого Средневековья было строительство храмов. Именно здесь, по свидетельству историков науки, мы находим первый известный нам и уже упоминавшийся факт научной экспертизы проекта строительства Миланского собора (1386 г.). Собственно, стабильная картина развития науки, техники и технологии в их взаимосвязи начинается в Европе с эпохи Нового времени (XVII в.).

Информация о работе Наука и техника: система взаимосвязей