Наука и техника: система взаимосвязей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы: рассмотреть исторические этапы развития научной и технической деятельности, определить их влияние на социальную, культурную, политическую, образовательную сферы общественной жизни, определить возникшую связь между наукой и техникой, проанализировать положительные и отрицательные стороны этой системы взаимосвязи.

Содержание работы

Введение:………………………………………………………………………3 - 4
Глава 1. Научное развитие. Влияние научной сферы на жизнедеятельность общества.
1.1. Наука и ее историческое развитие……………………………….……5 - 7
1.2. Влияние научной деятельности на жизнь общества……………....…7 - 8
Глава 2. Техника и ее социальные функции. Тенденции развития современной техники.
2.1. Техника. Ее функции и историческое развитие…………….………9 - 11
2.2. Роль техники в общественной жизни………………………..….…12 - 14
Глава 3. Система взаимосвязей науки и техники.
3.1. История взаимосвязи науки и техники………………………….……15 - 16
3.2. Взаимосвязь науки и техники в общественной жизни людей………16 - 18
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованной литературы………………………………………..20

Файлы: 1 файл

культурология.реферат. готов.docx

— 45.86 Кб (Скачать файл)

 

Исследователи выделяют следующие этапы или фазы в развитии науки и техники:

  1. Первая фаза (прибл.1660 - прибл.1750) - наука и техника здесь институализируются (возникают Академии наук и собственно инженерная деятельность. Связь между наукой и техникой можно проследить по следующим направлениям:

а) возникает техника для научных экспериментов, которая начинает довольно активно развиваться на основе уже имеющихся технических достижений;

б) утверждается механическая картина мира.

  1. Вторая фаза - начало промышленной революции (конец XVIII в. - Все XIX в.). Здесь бурное развитие техники требовать применения науки. В то же время возникает экономическая потребность в проведении научно-инструментальных наработок в производство. То есть возникает встречное движение науки, техники и технологии друг друга.
  2. Третья фаза - XX вв. - Тут связь науки и техники становится систематическим и специально планируемым, и в этой связи наука постепенно выходит на ведущее место.

Иногда выделяют широкие и, наоборот, детальные периоды научно-технического развития. Например, античную и средневековую науку рассматривают как первый этап, на котором познание еще достаточно не отделилось от ремесленничества. Научную революцию Нового времени выделяют как второй период - период отделения науки от практических потребностей. А конец XIX и XX су. считают периодами новой синкретической взаимодействия науки и техники. 
Уже рассмотрены подходы к анализу развития науки и техники свидетельствуют, что они, несомненно, связаны с развитием общества, с его прогрессом, но прямого и простого цепи. В целом преобладает тенденция к интенсивному развитию интеллектуальных методик научного поиска, которую наконец резюмирует опережающий ход развития науки по сравнению с техникой и производством.

 

    1. Взаимосвязь науки и техники в общественной жизни людей.

Между наукой и техникой с момента установления их практического взаимодействия возникает сложная и неоднозначная связь. Механическая расстановка их «по местам» в соответствии с принципом «первичности-вторичности», хотя и говорит, с нашей точки зрения, в большей степени в пользу науки, не раскрывает всей глубины этой связи. В зависимости от занимаемой в данном вопросе позиции можно привести аргументы и доказательства как в пользу одной, так и в пользу противоположной стороны. Многие технические изобретения ставят перед наукой новые задачи, стимулируя ее развитие; это говорит об относительном приоритете техники в отношении науки - относительном, поскольку сами они (технические изобретения) являются результатом материализации каких-то предшествующих (эмпирических или научных) знаний, что отдает первенство уже науке.

В основе техники лежит использование законов природы. Вся история техники раскрывает диалектическое взаимодействие техники и естествознания. Решая тот или иной технический вопрос на основе уже открытых законов природы, человек вместе с тем открывает новые свойства вещей и тем двигает вперед естествознание. Хотя технические науки появились и начали развиваться сравнительно недавно, в начале 19 века, сама техника появилась значительно раньше.

На современном этапе развитие техники на основе широкого использования научных знаний - главное условие научно-технического прогресса. Если в прошлом техника в основном представляла собой аккумулированные в средствах труда, преимущественно эмпирические знания и опыт, то ныне в ней всё в большей мере материализуются научные знания. Паровая машина была создана на эмпирической основе: техника парового двигателя на полвека опередила его теорию. В современный период важнейшие достижения техники – следствие фундаментальных научных открытий. Чисто эмпирическим путём уже невозможно создавать технические средства, подобные ядерным реакторам, лазерам, компьютерам и т. д.; предварительным условием их создания является глубокое изучение и познание физических, химических и иных явлений и процессов, лежащих в основе принципа их действия. Потребности современного производства требуют предварительного изучения этих явлений, их теоретического анализа и обобщения, умения прогнозировать их особенности в иных, ещё не изученных ситуациях. Таким образом, непременное условие развития техники и, следовательно, материального производства - обеспечение опережающего развития науки по отношению к технике, практике. В то же время именно производство, его потребности и запросы оказывают решающее воздействие на развитие науки. Технический уровень производства обусловливает степень использования науки, определяет готовность технической базы производства к реализации новых научных идей. Вместе с тем материально-техническая база производства создаёт также материальную базу самих научных исследований, оказывает решающее влияние на качественный уровень научных экспериментов, на степень «индустриализации» науки. Современная наука оснащается сложнейшими техническими устройствами и сооружениями — исследовательскими реакторами, установками для изучения термоядерного синтеза, мощными радиотелескопами и т.д.

Интенсивное развитие науки и техники, их взаимосвязь и взаимодействие, превращение науки в непосредственную производительную силу составляет одну из важнейших сторон современной научно-технической революции. На базе научных достижений и открытий происходят качественные изменения во всех отраслях современной техники. В корне преобразуются технические средства, системы, устройства, технологические методы производства. В современном производстве произошел переход от механизации отдельных процессов труда к комплексной механизации, автоматизации всего производства, к широкому использованию автоматизированных систем управления, промышленной робототехники. В ходе научно-технического прогресса произошла сплошная электрификация производства. Механические методы обработки материалов во многих случаях заменяются или дополняются более совершенными, использующими новейшие достижения физики и химии (ультразвуковая, высокочастотная, электроэрозионная, лазерная и др. виды обработки). Развитие биотехнологий позволяет эффективно применять для решения инженерных задач биологические методы, использовать в различных областях техники опыт живой природы. Биотехнология позволяет реализовать биологические методы получения многих продуктов и веществ (например, при производстве белковой пищи, ферментов, витаминов и т.д.). Прогресс химической науки и технологии даёт возможность рационально изменять свойства природных материалов, создавать широкую гамму синтетических материалов, ускорять технологические процессы и на этой основе повышать производительность и улучшать качество промышленной продукции. Интенсивное развитие естественных и технических наук обусловливает активное познание человеком законов микромира, расширяет сферу деятельности человека, обеспечивая возможность его выхода в космос и практическое использования космической техники в интересах общества.

Прогресс космических исследований - пример плодотворного взаимодействия науки и техники, их взаимообогащения в процессе совместного развития. Создание и совершенствование космических технологий явилось стимулом прогресса не только в области технических наук и связанных с ними отраслей производства, но также и в области естественных и общественных наук, где появились совершенно новые направления: космическая физика, биология, медицина, психология, право и т. д. Точно так же развитие информационной и вычислительной техники вовлекло в изучение процессов связи и управления большой комплекс наук, выдвинуло ряд общенаучных проблем. Взаимодействие науки и техники – важнейшее условие осуществления не только научно-технического прогресса, но и общественного развития в целом.

 

Заключение

Рассмотрев историческое развитие науки и техники, можно сказать, что по отдельности они никогда не развивались. Между ними всегда существовала система связей, которая помогала им достигать великих открытий. Опираясь друг на друга, научная и техническая деятельность открывала все новые и, порой, невероятные достижения.

Развитие НТП за последние столетия достигло невероятных масштабов. Сегодня мы уже не можем представить свою жизнь без компьютеров, бытовой техники, транспорта и много другого.

С помощью современных лекарств и медицинских инноваций в мире можно вылечить практически любые болезни, а ведь еще столетие назад мир погибал от чумы и холеры. В наше время медицина достигла огромных высот лишь благодаря взаимосвязи науки и техники.

На самом же деле не все открытия, результаты и достижения сопровождались положительными последствиями. Есть и отрицательные моменты НТП:

    1. Возникновение экологической проблемы.
    2. Информационные технологии разрушают частную жизнь людей.
    3. Попытки создания искусственного разума.

Но не смотря на все эти аргументы, научно – техническая деятельность – неотъемлемая часть современной жизни. Именно она определила развитие общественно – культурного строя в наши дни.

Уже рассмотрены подходы к анализу развития науки и техники. Свидетельствуют, что они, несомненно, связаны с развитием общества, с его прогрессом. В целом преобладает тенденция к интенсивному развитию интеллектуальных методик научного поиска, которую наконец резюмирует опережающий ход развития науки по сравнению с техникой и производством.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  • 1. Аглямова Н.Н. Культурология: учебное пособие. М.:Инфра-М, 2008

  • 2. Баранов А.П. Роль науки в культуре современности. М.:Инфра-М, 2007

  • 3. Васильев А.П. Наука, техника, культура. М.:Инфра-М, 2006

  • 4. Философия техники в ФРГ. – М., 1989

  • https://ru.wikipedia.org/wiki

  • http://oko-planet.su/science

 

 

 


Информация о работе Наука и техника: система взаимосвязей