Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:56, курсовая работа
Цель данной работы является определение роли и функциональных характеристик игрового фольклора в танцах ненцев.
Задачи:
• изучить роль игрового фольклора в жизни ненецкого народа;
• рассмотреть классификацию ненецких игр;
• раскрыть игру в ненецких мифах и сказках;
• выявить традиционное пластико хореографическое воплощение жизни ненецкого народа в игровой культуре.
• изучить ненецкие танцевальные движения в сценическом воплощении.
Введение ………………………………………………………………………4 7
1 Семантика ненецких игр и ее роль в жизни ненецкого народа.
1.1 Роль игрового фольклора в жизни ненецкого народа…………………8 10
1.2 Классификация игр ненецкого народа…………………………………10 13
1.3 Игра в ненецких мифах и сказках……………………………………...14 19
2Особенности использования игрового фольклора в сценическом воплощении.
2.1Традиционное пластико хореографическое воплощение жизни ненецкого народа в игровой культуре…………………………………………………20 27
2.2Интерпретация ненецких танцевальных движений в сценическом воплощении………………………………………………………………....27 33
Заключение………………………………………………………………….34 ¬ 36
Список использованных источников……………………………………...37 – 39
Приложение 1……………………………………………………………….40 42
Приложение 2…………………………………………………………………….43
Приложение 3……………………………………………………………….44 45
Приложение 4……………………………………………………………….46 47
Приложение 5…………………………………………………………………….48
Приложение 6……………………………………………………………….49 – 58
Приложение 7…………………………………………………………………….59
Приложение 8…………………………………………………………………….60
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………4 - 7
2Особенности использования
игрового фольклора в
2.1Традиционное пластико - хореографическое воплощение жизни ненецкого народа в игровой культуре…………………………………………………20 - 27
2.2Интерпретация ненецких танцевальных
движений в сценическом воплощении……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...37 – 39
Приложение 1……………………………………………………………….40 - 42
Приложение 2…………………………………………………………………….43
Приложение 3……………………………………………………………….44 - 45
Приложение 4……………………………………………………………….46 - 47
Приложение 5…………………………………………………………………….48
Приложение 6……………………………………………………………….49 – 58
Приложение 7…………………………………………………………………….59
Приложение 8…………………………………………………………………….60
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Неотъемлемой частью культуры любого народа были и есть игры. Многие элементы материальной и духовной культуры в силу различных причин могут претерпевать огромные изменения, вплоть до полного исчезновения. Однако игры являются консервативным элементом культуры народа. До недавнего времени изучение игр сводилось к их обычному описанию и отношение к ним было не более как к развлечению. Но активное изучение игр в последние несколько десятилетий специалистами различных областей заставляет сменить обывательское отношение к ним. Игры тесно связаны с хозяйственными занятиями и образом жизни народа, в играх отражается трудовая деятельность народа, велика роль игры в социализации детей. Игры, формировавшиеся в течение многих поколений, несут на себе отпечатки отдельных этапов истории этноса. Круг значений, охватываемых словом «игра», чрезвычайно широк. Это создает определенные сложности в изучении игры как деятельности человека. Определить, чем является игра вообще, в целом, сложно. В. Даль в своем словаре дает следующее определение слову игра: «веселье, потеха, занятие для забавы от скуки и безделья1 Игра как особая форма человеческой деятельности на протяжении длительного времени является предметом специальных историко-философских, социально-психологических, культурологических работ, трудов по этнографии и фольклору. Еще великий философ Платон, известный также как выдающийся атлет древности уделил в своих умозаключениях достаточно места игре: "Жить должно играя, в добрые игры, принося жертвы, в пении и танцах, дабы возможно было снискать расположение богов и врагам дать отпор, и победить их в бою"2.
Игровой фольклор
коренных народов Севера тесно
связан с их образом жизни,
мировоззрением и по-прежнему
выполняет функцию передачи
Первые серьезные исследования ненецкого фольклора провели лингвисты и этнографы М. А. Кастрен и Т. Лехтисало. Затем в разное время традиционной культурой занимались: Г. Н. Прокофьев и его ученики А. П. Пырерка, Г. Д. Вербов, А. А. Савельев и другие. Особый интерес представляют материалы В. И. Васильева, П. М. Терещенко, Л. В. Хомич и А. В. Головнёва.
О традиционной хореографии коренных малочисленных народов Севера России было мало что неизвестно вплоть до начала XX века. Первые достоверные описания отдельных танцев, пластики движений в обрядах и ритуалах появились в конце XVIII - начале XIX вв. в работах И.Е. Вениаминова, И.Г. Вознесенского, Ф.П. Врангеля, И.И. Георги, Н.Л. Гондатти, К.В. Дитмара, Л.А.Загоскина, СП . Крашенинникова, М.А. Кастрена, Ж. Лессепса, Я.И. Линденау, Р.К. Мака, А.Ф. Миддендорфа, Г.А.
Сарычева, У.Т. Сирелиус, Г.В. Стеллера, П.С. Палласа и других.
В XX веке традиционной культурой занимались А.С. Берг, В.Г. Богораз, Г.М. Василевич, Б.А. Васильев, И.С. Вдовин, М.Г. Воскобойников, Н.Н. Диков, В.Ф. Зуев, К.Ф. Карьялайнен, Е.А. Крейнович, Р.Г. Ляпунова, Г.А. Меновщиков, А.П. Окладников, Г.И. Пелих, Г.Н, Прокофьев, С.Н. Стебницкий, В.Н. Чернецов, Л.В. Хомич, В.И. Цинциус и другие; этнохореографией - М.Я. Жорницкая, Ф.С. Иванов, Э.А. Королева, Е. Марголис, А.И. Мельник, Т.Ф. Петрова-Бытова, Л.Г. Степанова, Л.Е. Тимашева, С.Н. Худяков и другие.
Среди современных исследователей - А.И. Алексеева, Н.А. Алексеев, А.Ф. Анисимов, А.Н. Жукова, В.Н. Кулемзин, Г.Н. Курилов, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Е.М. Робандеева, З.П. Соколова, Ч.М. Таксами, Г.П. Харючи, Л.В. Хомич и другие; этнохореографии - С.Ф. Карабанова, Н.С. Каплин, Т.П. Лукашкина, А.Г. Лукина, М.П. Мурашко, В.Н. Нилов, А.А. Петров, Е.А. Рультынэут, В.З. Савин, И.Г. Скляр, Н.А. Стручкова и др.
Однако аспекты проблемы развития народной хореографии коренных малочисленных народов изучены слабо, а специально эти вопросы применительно к условиям развития народов Севера России вообще не рассматривались. Все это послужило основанием для выбора темы исследования.
Объектом данного исследования является игра как составляющая часть пластико - хореографического воплощения жизни ненцев в игровой культуре.
Предметом изучения является игровой фольклора в танцах ненцев и его интерпретация в сценическом воплощении.
Цель - данной работы является определение роли и функциональных характеристик игрового фольклора в танцах ненцев.
Задачи:
Практическая значимость предполагаемого исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы на уроках в хореографических коллективов по дисциплине танцы народов Крайнего Севера.
Методы исследования: историко-этнографический и этнопедагогический
анализ; изучение литературы по теме исследования; группирование и описание собранного материала.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных источников и приложений. В первой главе освящена семантика ненецких игр и ее роль в жизни ненецкого народа. Вторая глава посвящена практической части, воплощению игрового фольклора ненцев в сценической хореографии. Список использованных источников содержит 40 наименования. В приложениях представлены описание игр ненецкого народа, иллюстрации, легенда, таблица календарных игр ненцев.
1 Семантика ненецких игр и ее роль в жизни ненецкого народа
В данной главе автор рассматривает роль игрового фольклора в жизни ненцев, классификацию ненецких игр, игру в ненецких мифах и сказках, традиционное пластико - хореографическое воплощение жизни ненецкого народа в игровой культуре. Автор в работе опирается на труды В. Я. Пропп (32 – 33); П. Н. Богун (5); Л.В.Хомич;(37 - 38), В. Н. Нилова (23),
П. С. Паллас (26),
1.1Роль игрового фольклора в жизни ненецкого народа
Играм как к одному из универсальных явлений духовной культуры человечества, присуща яркая этническая специфика. Традиционно- народные развлечения и игры имеют, как правило, ритуально-обрядовые истоки, со временем обряд трансформируется в игру и функционирует в новом качестве. Или, наоборот, игра включается в обрядовое действие. Ритуально-обрядовые корни в играх народов Севера прослеживались вплоть до недавнего прошлого. Как и у всех народов мира, у народов Севера преобладают коллективные игры, меньшую часть составляют индивидуальные. В настоящее время наблюдаются процессы индивидуализации и унификации игр. Детские подвижные игры народов Севера подразделяются на производственно–бытовые (ролевые), имитационно – подражательные в последствии вытекшие в танец, имеющие характер спортивных тренировок и состязаний.
Ненцы – самая
крупная из малочисленных
В прошлом это
одна из крайне отсталых в
культурном отношении
Игры детей
Крайнего Севера ярко отражают
трудовую деятельность
1.2.Класификация игр ненецкого народа
Если придерживаться какой-нибудь классификации, ненецкие игры можно разделить на три группы: производственно-бытовые, имитационно –подражательные, и игры с правилами.
Содержание производственно - бытовых игр дети придумывают сами, отражая свое понимание окружающего и отношение к нему. Универсальная производственно бытовая (ролевая) игра у ненецкого народа - игра в охоту. Единообразия в правилах не было, воспроизводились сцены охоты, где кто либо играл роль зверя или птицы, а остальные участники игры изображали охотников (или на оборот), преследовавших и ловивших «зверя». У ненцев такая игра называлась «ловля оленей», «отъезд в тундру», «погоня за оленем», «в стаде» и другие. К этой группе можно отнести наиболее распространенную игру «Нгухукова – игра в куклы». Здесь дети разыгрывают бытовые сцены из жизни взрослых, подражают им, импровизируют. Через эту игру воспитывается доброе отношение к семейным традициям, проявляется национальное самосознание, закладываются основы рукоделия, проявляется творческое начало, осваивается техника шитья и орнамента. В таких играх как «Разборка пойманной рыбы», «Постановка чума» – дети отражают свои впечатления об окружающей жизни. Здесь дети, через игру закрепляют навыки, которые пригодятся им в дальнейшей, взрослой жизни.
Имитационно - подражательные, в «ворона», «оленей», «чаек», «нерп» и многих других животных. В имитационных играх дети как бы «применяли» на себя роль животных и птиц, подражая их повадкам, что воспитывало наблюдательность, умение импровизировать, и другие важные качества. В дальнейшем из имитационно-подражательных игр вытекли имитационно-подражательные танцы.
Существуют игры
с готовым содержанием и
В самостоятельную
группу можно выделить