Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 07:56, курсовая работа
Цель данной работы является определение роли и функциональных характеристик игрового фольклора в танцах ненцев.
Задачи:
• изучить роль игрового фольклора в жизни ненецкого народа;
• рассмотреть классификацию ненецких игр;
• раскрыть игру в ненецких мифах и сказках;
• выявить традиционное пластико хореографическое воплощение жизни ненецкого народа в игровой культуре.
• изучить ненецкие танцевальные движения в сценическом воплощении.
Введение ………………………………………………………………………4 7
1 Семантика ненецких игр и ее роль в жизни ненецкого народа.
1.1 Роль игрового фольклора в жизни ненецкого народа…………………8 10
1.2 Классификация игр ненецкого народа…………………………………10 13
1.3 Игра в ненецких мифах и сказках……………………………………...14 19
2Особенности использования игрового фольклора в сценическом воплощении.
2.1Традиционное пластико хореографическое воплощение жизни ненецкого народа в игровой культуре…………………………………………………20 27
2.2Интерпретация ненецких танцевальных движений в сценическом воплощении………………………………………………………………....27 33
Заключение………………………………………………………………….34 ¬ 36
Список использованных источников……………………………………...37 – 39
Приложение 1……………………………………………………………….40 42
Приложение 2…………………………………………………………………….43
Приложение 3……………………………………………………………….44 45
Приложение 4……………………………………………………………….46 47
Приложение 5…………………………………………………………………….48
Приложение 6……………………………………………………………….49 – 58
Приложение 7…………………………………………………………………….59
Приложение 8…………………………………………………………………….60
Прыжки. Мужской прыжок (исходное положение ног во второй позиции).
Первый такт. «Раз – и» - два прыжка по второй позиции, корпус прямой, взгляд – прямо; «два – и» - прыжок в четвертую позицию, правая нога – впереди, корпус наклонен вперед, правое плечо подать туда же, голова – направо, взгляд – через плечо; пауза.
Второй такт. «Раз – и» - опять два прыжка по второй позиции, корпус прямой, взгляд – прямо; «два – и» - прыжок в четвертую позицию, левоя нога – впереди, корпус наклонен вперед, левое плечо подать туда же, голова – налево, взгляд – через плечо; пауза.
«ПРЫЖОК ОЛЕНЯ». Первый: исходное положение ног – в четвертой позиции (правая – впереди), руки – в четвертом положении. «Раз» - прыжок вверх с перемещением вправо; «и» - опуститься вправо; «два» - прыжок вверх с перемещением влево; «и» - опуститься влево.
Второй: исходное положение ног в четвертой позиции (правая – впереди), руки в четвертом положении. «Раз» - присесть; «и» - прыжок вверх, левая рука перед грудью (корпус при этом наклонен вправо); «два» - приседание; «и» - прыжок вверх, положение рук поменять (корпус при прыжке наклонен влево).
«ПРЫЖКИ ЧЕРЕЗ НАРТЫ». Исходное положение ног в четвертой позиции, руки опущены вниз, кисти сжаты в кулак. «Раз» - приседание; «и» - прыжок вверх, ноги разведены в стороны (стопы не разводятся), руки во втором положении, кисти сжаты в кулак; «два – и» - повторяется движение, исполняемое на счет «раз – и»17.
Правила и порядок изучения движений. Основные положения рук, ноги корпуса. Особенности исполнения
Практические занятия проводятся на середине зала.
Позиции ног:
- первая параллельная – женская и мужская;
- вторая выворотная – мужская;
- вторая параллельная – женская и мужская;
- четвертая параллельная – женская и мужская.
Позиции рук:
- подготовительная;
- первая позиция;
- вторая позиция;
- третья позиция;
- промежуточные позиции.
Положение корпуса при исполнении отдельных хореографических движений:
- исходное положение на «мягких» ногах;
- работа шеи из стороны в сторону, «высматривание», круговое движение шеи.
Ходы и проходки:
- простой шаг на «мягких» ногах;
- шаги «по болоту»;
- шаги с ударом каблуком;
- шаги с поворотом через ногу;
- боковые приставные шаги.
При изучении ходов, проходок и отдельных движений следует обратить внимание на правильность положения корпуса, работу шеи и плавную работу рук.
Последовательность исполнения движений в танцах народов Севера
Все танцы
коренных народов Севера носят
познавательный характер и
- бег с хореем;
- прыжки с хореем;
- шаги в повороте на «3» и на «4»;
- «лисичка»;
- «перепёлочка»;
- «олени»;
- «поиск корма».
Правила построения рисунков в массовых танцах народов Севера
В связи
с тем, что танцы коренных народов
Севера исполняются, как правило,
в зимнее время, когда есть
возможность нескольким родам
собраться вместе, то действие
происходит в закрытом
Практическая работа была выполнена в Муниципальном казенном учреждении «Социально – культурный центр «Престиж», посёлка Тельвиска, Ненецкого автономного округа, на молодёжном танцевальном коллективе «Сполохи». Руководителями коллектива являются заслуженный работник культуры Р.Ф. Дуркина Г. А, Семяшкина О. Б.
Работа включала в себя практическое воплощение темы дипломной работы
«Использование игрового фольклора в танцах ненцев и его интерпретация в сценическом воплощении», хореографическую постановку на материалах ненецкой пластики описанной выше и по мотиву ненецкой игры Музыку для хореографической композиции написал ненецкий композитор Ледков В. А. В постановке участвовали солисты старшей группы молодёжного танцевального коллектива «Сполохи». За основу была взята производственно бытовая (ролевая) игра у ненецкого народа – игра в охоту. Единообразия в правилах не было, воспроизводились сцены охоты, где кто либо играл роль охотника преследовавшего и ловившего «зверя», а остальные участники игры изображали оленей (или на оборот), У ненцев такая игра называлась «ловля оленей». Современная хореография коренных народов Севера России представляет собой своеобразный сплав традиционной и новой сценической составляющей, базирующейся на сохранении и ревитализации её национальных черт, дальнейшее развитие которых может быть осуществлено
лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, и прежде всего фольклора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная
работа выполнена на
Результаты полученные исследователем:
В первой главе
дипломной работы раскрыта
Фольклор является
одной из тех форм культуры,
которая характеризует все
Во второй главе освящена тема использования игрового фольклора в сценическом воплощении. Традиционная хореография коренных народов Севера России тесно связана с различными праздниками и обрядами. Наряду с танцами, строго приуроченными к определенным праздникам и ритуалам, значительное место в повседневном быту занимали индивидуальные и игровые танцы, которые бытовали вплоть до 1940-х годов. В то время часто устраивали состязания на создание лучшей песни и лучшего танца. Однако уровень развития танцевальной культуры у коренных народов Севера был различным. Так, наиболее развита она была у эскимосов, чукчей и коряков, в наименьшей степени - у самодийских народов.(ненцев). В конце 1950-х начале 1960-х годов среди народов Севера, в связи с развитием художественной самодеятельности, появилась новая форма танцевальной культуры - сценические танцы. В художественной самодеятельности у народов Севера преобладают песенно-танцевальные ансамбли. Их репертуар базируется на богатых местных традициях, в которых органично переплетаются слова, музыка и танец. Но к сожалению игровой фольклор в ненецких хореографических постановках очень редкий случай. В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе создан ансамбль «Хейро» («Солнце»). Как и у многих других коллективов художественной самодеятельности, почти все его танцы - сценические. Наряду с удачными постановками имеются и сильно стилизованные. Но и они используют фольклорный материал, отражающий быт оленеводов и охотников. В репертуаре ансамбля - традиционные танцы, ненцев, долган «Хейро» и нганасан - «Бэтэрсе». В Ненецком автономном округе активно работает народный ансамбль «Хаяр» («Северное сияние»). В его репертуаре мужской танец с тынзеями (арканами), женские танцы с тучейками (сумочками), пунушки - (танец птичек), хореографические сценки «Голоса тундры» и «День оленевода» и другие. Народный ненецкий ансамбль «Маймбава» (радость). В Ямало-Ненецком автономном округе традиционное народное творчество представлено в ансамбле «Сыра-Сэв» («Снежинки»). Народный национальный ансамбль танца «Сыра-Сэв», организованный в 1962 году при
окружном Доме культуры народов Севера выпускниками Тобольского культурно-просветительного училища В. Прохоровой и А. Оленичевым. Новой ступенью творческого роста коллектива стала его работа с талантливым балетмейстером Л. Козыревым. Программа ансамбля обогатилась новыми постановками: ненецкого обрядового танца «СенгаКоця», ритуального танца «Талавара», танцевальных композиций, в которых использовался фольклор народов Севера.
Современная хореографическая культура коренных народов Севера представляет собой своеобразный сплав традиционных и новых сценических выразительных средств. Хореографическая пластика, созданная коренными народами Севера России в далеком прошлом, не утрачивает своего значения и сегодня. В век глобализации, технического прогресса и «размывания» традиционной культуры коренные народы Севера России стремятся сохранить свою индивидуальность, а устойчивые традиции национальных культур этих народов способны помочь «аборигену» адаптироваться в стремительно меняющемся мире. В наши дни традиционное хореографическое искусство выступает не только в качестве арсенала изобразительных средств, но и как своеобразный «живой источник», питающий фантазию хореографов. А сохранение, изучение и воссоздание этих богатств является главной задачей развития современного хореографического искусства коренных народов Севера.
Список использованных источников
Всероссийская сессия по итогам полевых и этнографических и
антропологических исследований 1980-1985 годов. - Йошкар-Ола.