Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Цель: более «полно» изучить невербальные средства общения.
Задачи: раскрыть, что такое: невербальные средства общения, мимика, жестикуляция. Рассмотреть все виды жестов.

Содержание работы

Ведение …………………………………………………………………….....… 2
1. Невербальные средства общения ……………………………....................... 3
2. Мимика ……………………………………………………………………..…4
3. Жестикуляция ………………………………………………………...……....5
4. Жесты……………… ………………………………………………………....6
-Ритмические жесты ………………..……………………………….…....6
-Эмоциональные жесты ……………………………………………....…. 6
-Указательные жесты ………………...……………………………...…....7
-Изобразительные жесты …………………….……….…………………..7
-Символические жесты …………………………………………………....8
5.Национальный характер жестов …………………………………..………...10
6.Заключение ………………………………………………………………..….12
Литература ………………………………………………………..………….....13

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия»

 

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Реферат

 

                        Невербальные средства общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнил: студент группы ОМ-11    

                                                                          В.А.Сигарёва

                                                                          Проверил: ст. преподаватель

                                                                          Г.И.Абросимова

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

                                       

 

                                             Новосибирск 2012

                                             Оглавление

 

Ведение …………………………………………………………………….....… 2

1. Невербальные средства общения ……………………………....................... 3

2. Мимика ……………………………………………………………………..…4

3. Жестикуляция ………………………………………………………...……....5

4. Жесты……………… ………………………………………………………....6

-Ритмические жесты ………………..……………………………….…....6

         -Эмоциональные жесты ……………………………………………....…. 6

-Указательные жесты ………………...……………………………...…....7

         -Изобразительные жесты …………………….……….…………………..7

-Символические жесты …………………………………………………....8

5.Национальный характер жестов …………………………………..………...10

6.Заключение ………………………………………………………………..….12

Литература ………………………………………………………..………….....13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              1

                                                  Введение

 

Жесты, мимика, интонации - важнейшая  часть делового общения. Порой с  помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам  прибегал к красноречивым взглядам и жестам или "читала" ответ  на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает  противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия  заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз  утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается. По способу общения выделяются вербальное (словесное) и невербальное (неречевое) общение. В своем реферате я рассмотрю именно неречевое поведение, потому что этот вопрос актуален во все времена.

Цель: более «полно» изучить  невербальные средства общения.

Задачи: раскрыть, что такое: невербальные средства общения, мимика, жестикуляция. Рассмотреть все виды жестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               2

                            Невербальные средства общения


 

  Невербальное общение –  общение без помощи слов часто  возникает бессознательно. Оно может  либо дополнять и усиливать  словесное общение, либо ему  противоречить и ослаблять. Хотя  невербальное общение и является  часто бессознательным процессом,  в настоящее время оно достаточно  хорошо изучено и для достижения  нужного эффекта с успехом  может контролироваться.

   Невербальное общение –  наиболее древняя и базисная  форма коммуникации. Наши предки  общались между собой при помощи  наклона тела, мимики, тембра и  интонации голоса, частоты дыхания,  взгляда. Мы и сейчас часто  понимаем друг друга без слов

  Невербальный язык настолько  мощный и общий, что часто  мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же  предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда  мы идем с ней гулять, а когда  отправляемся на улицу без  нее.

  Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

   Встретишь, к примеру, надменный  и насмешливый взгляд, сразу осечешься,  слово застрянет в горле. А  если на лице собеседника еще  и презрительная улыбочка, то  уже никак не захочешь изливать  душу, делиться 

сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете  без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение  безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.

              

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               3

                                                       Мимика

 

Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике»  профессора русской и латинской  словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько  не отражаются чувства души, как  в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука  не дает огня очам и живого румянца  ланитам, если холодная душа дремлет  в ораторе... Телодвижения оратора  всегда бывают в тайном согласии с  чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».

Мимика  позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые  глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют  об удивлении, опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные  глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.

Печаль  отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые  внешние утолки губ.

Для каждого, участвующего в беседе, с  одной стороны, важно уметь «расшифровывать» понимать мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой  степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.

В связи с этим рекомендуется  изучить и свое лицо, знать, что  происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить  лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите  перед зеркалом несколько разнообразных  по эмоциональности (печальных, веселых, смешных,трагических,презрительных,доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию. Так американский психолог Р.Вудвортс разделил мимику на шесть видов:

1) любовь, счастье, радость,  веселье;

2) удивление;

3) страх, страдание;

4) гнев, решимость;

5) отвращение;

6) презрение.

Невербальные компоненты общения проявляются в следующих  функциях:

а) сопровождения речевой  части сообщения (“...со вздохом ответил: Как там хорошо!”);

б) сигнала о противоположном  смысле (фальшивый тон, “по глазам было видно, что это не так”).

Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии  человека

смотрите ему в лицо.

                                                                                                                               4

                                       Жестикуляция

 

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.

Понятна ли будет фраза, сказанная без  жеста: «Дочь у меня вот тут  сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В  углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение  требует уточнения. Но если говорящий  сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает  смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние  человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также  различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять  голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку, погрозить пальцем.

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               5

                                                  Жесты

 

Знаменитый оратор древности  Демосфен на вопрос, что нужно для  хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»

Не случайно, что в различных  риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные  жестам. Теоретики ораторского искусства  в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно Итоном, удваивая силу речи). Слишком  частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают».

Как видно из цитаты, - Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное  звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное  впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом  слов жесты.

Механические жесты отвлекают  внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они  бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности  в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные  и символические.

 

Ритмические жесты

Ритмические жесты связаны  с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто  говорящий в такт речи размахивает  рукой.

Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и  ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.

Произнесите, например, пословицы:

«Говорит, что воду цедит»

«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».

Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное  движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

 

Эмоциональные жесты

Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все 

                                                                                                                               6 это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

 

Указательные  жесты

Скажите, можно ли выполнить  приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ  будет один:

 «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.

Информация о работе Невербальные средства общения