Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 08:14, реферат
Цель: более «полно» изучить невербальные средства общения.
Задачи: раскрыть, что такое: невербальные средства общения, мимика, жестикуляция. Рассмотреть все виды жестов.
Ведение …………………………………………………………………….....… 2
1. Невербальные средства общения ……………………………....................... 3
2. Мимика ……………………………………………………………………..…4
3. Жестикуляция ………………………………………………………...……....5
4. Жесты……………… ………………………………………………………....6
-Ритмические жесты ………………..……………………………….…....6
-Эмоциональные жесты ……………………………………………....…. 6
-Указательные жесты ………………...……………………………...…....7
-Изобразительные жесты …………………….……….…………………..7
-Символические жесты …………………………………………………....8
5.Национальный характер жестов …………………………………..………...10
6.Заключение ………………………………………………………………..….12
Литература ………………………………………………………..………….....13
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная геодезическая академия»
Кафедра русского языка
Невербальные средства общения
Оглавление
Ведение ……………………………………………………………………....
1. Невербальные средства общения
……………………………...................
2. Мимика ……………………………………………………………………..…4
3. Жестикуляция ………………………………………………………...……....
4. Жесты……………… ………………………………………………………....6
-Ритмические жесты ………………..……………………………….…....6
-Эмоциональные жесты ……………………………………………....…. 6
-Указательные жесты ………………...……………………………...…....7
-Изобразительные жесты …………………….……….…………………..7
-Символические жесты …………………………………………………....8
5.Национальный характер жестов …………………………………..………...10
6.Заключение ………………………………………………………………..….12
Литература ………………………………………………………..…………...
Жесты, мимика, интонации - важнейшая
часть делового общения. Порой с
помощью этих средств (их называют невербальными)
можно сказать гораздо больше,
чем с помощью слов. Наверное,
каждый может вспомнить, как он сам
прибегал к красноречивым взглядам
и жестам или "читала" ответ
на лице собеседника. Такая информация
пользуется большим доверием. Если
между двумя источниками
Цель: более «полно» изучить невербальные средства общения.
Задачи: раскрыть, что такое: невербальные средства общения, мимика, жестикуляция. Рассмотреть все виды жестов.
Невербальное общение –
общение без помощи слов часто
возникает бессознательно. Оно может
либо дополнять и усиливать
словесное общение, либо ему
противоречить и ослаблять.
Невербальное общение –
наиболее древняя и базисная
форма коммуникации. Наши предки
общались между собой при
Невербальный язык настолько
мощный и общий, что часто
мы без труда понимаем собаку,
что она хочет. Собака же
предугадывает многие наши
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный - «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Встретишь, к примеру,
сокровенным. Другое дело - взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как ни стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо. Поэтому надо учиться понимать этот язык.
Главным показателем чувств говорящего является выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.-Петербург, 1840) есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не дает огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе... Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением воли, с выражением голоса».
Мимика
позволяет нам лучше понять оппонента,
разобраться, какие чувства он испытывает.
Так, поднятые брови, широко раскрытые
глаза, опущенные вниз кончики губ,
приоткрытый рот
Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье - спокойные глаза, приподнятые внешние утолки губ.
Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать» понимать мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
В связи с этим рекомендуется
изучить и свое лицо, знать, что
происходит с бровями, губами, лбом.
Если вы привыкли хмурить брови, морщить
лоб, то постарайтесь отучиться собирать
складки на лбу, расправляйте почаще
нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика
была выразительной, систематически произносите
перед зеркалом несколько разнообразных
по эмоциональности (печальных, веселых,
смешных,трагических,
1) любовь, счастье, радость, веселье;
2) удивление;
3) страх, страдание;
4) гнев, решимость;
5) отвращение;
6) презрение.
Невербальные компоненты
общения проявляются в
а) сопровождения речевой части сообщения (“...со вздохом ответил: Как там хорошо!”);
б) сигнала о противоположном смысле (фальшивый тон, “по глазам было видно, что это не так”).
Отсюда ответ: хотите узнать правду об эмоциональном состоянии человека
смотрите ему в лицо.
О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: «Дочь у меня вот тут сидит»? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.
В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Стаз фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку, погрозить пальцем.
Жесты
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты и жесты!»
Не случайно, что в различных
риториках, начиная с античных времен,
выделялись специальные главы, посвященные
жестам. Теоретики ораторского
Как видно из цитаты, - Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А. Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.
Механические жесты отвлекают
внимание слушателя от содержания речи,
мешают ее восприятию. Нередко они
бывают результатом волнения говорящего,
свидетельствуют о его
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает рукой.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
Произнесите, например, пословицы:
«Говорит, что воду цедит»
«Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами».
Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Эмоциональные жесты
Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство - все
Указательные жесты
Скажите, можно ли выполнить приказания: «Открой то окно», «Эту книгу не бери, возьми вон ту», если они произносятся без жеста? Ответ будет один:
«Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место - рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования - по очереди, через одного.