Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 08:14, реферат

Описание работы

Цель: более «полно» изучить невербальные средства общения.
Задачи: раскрыть, что такое: невербальные средства общения, мимика, жестикуляция. Рассмотреть все виды жестов.

Содержание работы

Ведение …………………………………………………………………….....… 2
1. Невербальные средства общения ……………………………....................... 3
2. Мимика ……………………………………………………………………..…4
3. Жестикуляция ………………………………………………………...……....5
4. Жесты……………… ………………………………………………………....6
-Ритмические жесты ………………..……………………………….…....6
-Эмоциональные жесты ……………………………………………....…. 6
-Указательные жесты ………………...……………………………...…....7
-Изобразительные жесты …………………….……….…………………..7
-Символические жесты …………………………………………………....8
5.Национальный характер жестов …………………………………..………...10
6.Заключение ………………………………………………………………..….12
Литература ………………………………………………………..………….....13

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 38.21 Кб (Скачать файл)

Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела.

Некоторые указательные жесты  имеют условный характер. Так, когда  говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: «У него тут (жест) ничего нет», то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке. .

Бывают случаи, когда расшифровка  жеста определяется ситуацией. Вот  несколько примеров:

Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем  место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.

Другая ситуация. Ассистент  лектора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Время истекло. Пора заканчивать лекцию».

Наконец, этот же жест может  означать: «Поторопись! Настало время  уходить».

Указательный жест рекомендуется  использовать в очень редких, необходимых  случаях, когда есть предмет (или  наглядное пособие), на который можно  указать.

 

Изобразительные жесты

А, теперь, проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: «Что такое винтовая лестница и рябь на воде?» В ответ услышите: «Это лестница вот такая (делается вращательное

движение правой рукой  по вертикали). А рябь... (волнообразное  движение рукой по горизонтали)». Задавайте  этот вопрос кому угодно и сколько  угодно раз, и вы убедитесь, что почти  все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарную  дефиницию (толкование): винтовая лестница - лестница, идущая спиралью, винтообразно; рябь - незначительное колебание водной поверхности, а также легкие волны  от такого колебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается

                                                                                                                                       7

предпочтение жесту, который  называется изобразительным.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

  • если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
  • если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
  • если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство  меры: нельзя этими жестами подменять  язык слов.

 

Символические жесты

Вы, несомненно, не один раз  были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с  публикой. Самый частый жест - поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья  сидящих в зале. Используется еще  такой жест: руку (руки) прижимают  к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное  отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим  в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет  ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет  рукой.

Такие жесты условны и  называются они символическими.

Некоторые из них имеют  вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки в боки - символ непокорности. Обхватить руками голову - признак неприятности или беды.

Символический жест нередко  бывает, характерен, для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знает; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности - рука сжимается в кулак (вариант: два  кулака). Он                                                    

используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест отказа, отрицания - отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу  вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест противопоставления - кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»: Пришли и молодые и старые; Нечего туда - сюда ходить; Одно окно на север, другое на юг. Годятся скамейки и  большие и маленькие.

                                                                                                                               8

Жест разъединения, расподобления - ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны: Это совершенно разные приемы; Это надо различать; Мы это разъединили; Они разойтись; Братья разъехались.

Жест объединения, сложения, суммы - пальцы соединяются в щепоть или 

соединяются ладони рук: Они  хорошо сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                               9

                               Национальный характер жестов

 

Если изобразительный  жест связан с конкретными внешними признаками, то жест-символ связан с  абстракцией. Его содержание понятно  только какому-то народу или определенному  коллективу. Это - приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

Так, русские в знак согласия покачивают головой вперед-назад, а  болгары влево-вправо. О различии между жестом прощания в России и  во Франции узнаем из произведения И. С. Тургенева «Новь»:

Нежданов наклонил голову, а Сипягин простился с ним  на французский манер, несколько  раз сряду быстро поднес руку к  собственным губам и носу, и  пошел далее, бойко размахивая тростью  и посвистывая <..>

О национальном характере  некоторых жестов свидетельствует  такой факт. В Австралии, Новой  Зеландии, Великобритании два разведенных  пальца (указательный и средний) с  ладонью, повернутой от себя, служат знаком победы. Но если ладонь повернуть к  себе, то жест равнозначен выражению  «А иди ты подальше!» Жители Европы воспринимают этот жест, независимо от того, куда обращена ладонь, как знак победы. Поэтому, если англичанин сделает  оскорбительный жест, то европеец может  только удивиться, не понимая, на какую  победу намекают. И еще. Во многих странах  Европы этот жест равнозначен цифре  «2». В связи с этим возможна такая  ситуация. Недовольный обслуживанием  англичанин, желая выразить свой Гнев, показывает бармену-европейцу два  пальца с повернутой ладонью к  себе - знак оскорбительный, - а бармен в ответ на этот жест наливает две  кружки пива.

При всем разнообразии жестов, их вариативности, они проявляют  устойчивость в своем воплощении. Однако бывают случаи, когда характер

жеста несколько изменяется и утрачивает свою национальную окраску. Так, за последние тридцать лет жест прощания (махание кистью руки вперед-назад) заменился движением руки влево-вправо в одной плоскости с ладонью, обращенной к уходящим. Этот жест заимствован  с Запада. Но дети, когда им говорят: «Помаши тете ручкой», еще старательно  машут так, как махали при прощании с давних пор на Руси.

Поль Сопер в книге  «Основы искусства речи» выделяет еще подражательные жесты. Это - жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении  какого-то политического деятеля, известного ученого, художника и старается  изобразить его. Другими словами, оратор перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ того, о ком  рассказывает.

Нам кажется, в таком случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах, актерской  игры, театрализации лекции.

Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение «Меня это  не касается». При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к  середине груди), это сопровождается

 

                                                                                                                             10

тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается - символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).

Жесты, как и слова, бывают очень экспрессивными, придают речи грубоватый, фамильярный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные  сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее  с правой стороны - «выпить бы»; кручение пальцем около виска, что означает «из ума выжил», «разума лишился».

Заканчивая разговор о  жестах, подчеркнем, что каждый из них  в речи должен

свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.

Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь, «вызывает  смех и унижает идею». Вот почему уже в первых руководствах по красноречию  давались советы, как использовать жесты. Так, в «Теории красноречия» А. Галича (1830) сказано: «Носа и губ, языка и ушей никогда нельзя употреблять  без оскорбления благопристойности», «приличие запрещает грудь и  брюхо выдвигать, спину кривить, плечами подергивать», «...благопристойность  воспрещает театральные кривлянья».

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с  таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.

Лучшим жестом считается  тот, которого не замечают, который  органически сливается со словом и усиливает его воздействие  на слушателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

 

                                                                                                                             11

 

                                                 Заключение

 

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим  в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

       Невербальное  общение – общение без помощи  слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и  усиливать словесное общение,  либо ему противоречить и ослаблять.  Хотя невербальное общение и  является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено  и для достижения нужного эффекта  с успехом может контролироваться.

      Невербальное  общение – наиболее древняя  и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между  собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы  и сейчас часто понимаем друг  друга без слов.

     Невербальный  язык настолько мощный и общий,  что часто мы без труда понимаем  собаку, что она хочет. Собака  же предугадывает многие наши  поступки, например, заранее знает,  когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу  без нее. 

    Остается добавить, что если бы у человека (как,  впрочем, и животных) отсутствовало  невербальное общение, то мы  уподобились бы машинам без  чувств и эмоций, которые обмениваются  информацией простыми печатными  словами (например: с помощью Интернета) но, к примеру, не рукописным текстом - ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.

 

 

 

                                                         

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             12

 Литература:

 

    1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. – 1991
    2. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             13


Информация о работе Невербальные средства общения