Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
Воздействие Октябрьской революции 1917г. на развитие культуры_4
Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе и искусстве_______________________________________9
Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века____12
Заключение__________________________________________________17
Тест________________________________________________________18
Список литературы____________________________________________19

Файлы: 1 файл

КР Кул.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_____________________________________________________3

  1. Воздействие Октябрьской революции 1917г. на развитие культуры_4
  2. Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе и искусстве_______________________________________9
  3. Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века____12

Заключение__________________________________________________17

Тест________________________________________________________18

Список литературы____________________________________________19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Советский период это  сложное и противоречивое явление  в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству  гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

В начале XX века В. И. Лениным  были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

 

 

 

 

 

  1. Воздействие Октябрьской революции 1917г. на развитие культуры

1917г. стал для России революционным. Некоторые историки, характеризуют его как единый революционный цикл, исключительно сложный по своим компонентам, динамике и самореализации.  

Свержение монархии в  феврале 1917 г. вызвало громадный  духовный подъем, сплотивший общество. Большинство интеллигенции с  воодушевлением встретили начало революции  как очистительной бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция готова была трудиться для его просвещения и блага. Но октябрьские события 1917 г. многими представителями культуры были восприняты как узурпация власти со стороны одной партии - большевиков. Последовавший вследствие этого отказ части интеллигенции от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы ее существования, привел к тяжелым последствиям для многих отраслей культуры России.

В результате революционных  событий и последовавших военных  действий российская культура понесла  и материальные, и духовные потери. Стихия народного бунта, разбуженная  революцией, не щадила ни человеческих жизней, ни тем более ценностей культуры. Новая власть пыталась противостоять варварским проявлениям народного гнева. Чтобы спасти от разграбления книжные собрания, находившиеся в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и буржуазных особняках, они были национализированы. К концу гражданской войны была создана единая библиотечная сеть РСФСР, национализированы дворцы, музеи, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело.

Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично начала восстановление отраслей культуры, разрушенных в результате революции и гражданской войны. Первые мероприятия, проведенные советской властью в области культуры, обеспечивали ей поддержку социальных низов и способствовали привлечению к сотрудничеству части интеллигенции, вдохновленной идеей служения народу.

Советская эпоха в  истории отечественной культуры, открытая Октябрем 1917 г., несет на себе ни с чем не сравнимый отпечаток  трагичности и противоречивости, столь свойственный всем общественно-историческим явлениям XX в.

Культурное и нравственное развитие человечества не достигло в XX в. уровня, при котором оно выработало бы иной тип общественной консолидации, нежели посредством цементирующего принципа государственного насилия. Именно XX столетие становится классической эпохой господства тоталитарных государственных режимов, подчинивших своему регламентирующему влиянию все сферы жизни общества и личности. Отношение к приближавшейся революции и сама эпоха революций стали главным историческим содержанием в первые десятилетия ХХ в., а в культуре - основой поляризации идейно-художественных сил. "Актом великого культурного значения" назвал революцию 1905-1907 гг. М. Горький. Революционные события повлияли на творчество многих русских писателей, композиторов, художников России. Тема революции, впечатления, связанные с ее восприятием, присутствуют во многих художественных произведениях этих лет. Революционный взрыв в России вызвал у русской художественной интеллигенции различные оценки, но при всей противоречивости их нельзя не признать особого влияния революции на русскую художественную культуру.

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. В ней отразилась социальная и идейная острота  эпохи, возросший интерес к личности, ее духовному миру, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.

Общественно-политическая обстановка в стране, идейно-нравственная атмосфера оказывали несомненное  влияние на художественную жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, период переосмысления.

Сущностью культурной революции, как указывает Н.С. Злобин, В.И. Ленин  считал формирование нового человека в самом широком, всеобъемлющем  понимании этого слова. Прежде всего  он имел в виду формирование политической сознательности человека, т.е. задачу научить его активно строить социализм и коммунизм. В этом, по мнению Шустова, состоит коренное назначение культурной революции Арнольдов А.И. и др.

В более широком смысле, сущность культурной революции состоит  в коренной перестройке всей системы  духовного производства, охватывающей собой не только систему распределения и потребления духовных ценностей, но и, прежде всего, характер и принципы духовного творчества. При этом подразумевается учет не только того, какие ценности создаются в обществе, но и, как и кем они создаются.Основу ленинской концепции культурной революции составляет положение о роли трудящихся масс как субъекта культурно-исторического процесса. Социалистическая культура - это культура самого народа, поднявшегося до высот сознательной творческой активности в общественной жизни. Поэтому культурная революция открывает простор для раскрытия и применения творческих способностей и талантов, которых, как отмечал В. И. Ленин, «в народе непочатый край... Раньше весь человеческий ум, - говорил он, - весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием…» Ленин В.И.

«Основное содержание культурной революции - подъем народного просвещения - создание всех условий для приобщения самых широких масс трудящихся к политике, знаниям, эстетическим ценностям; распространение научной социалистической идеологии и организация на ее принципах всей духовной жизни народа; преодоление мелкобуржуазных взглядов и нравов» Тезисы ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

В ходе культурной революции  происходит переворот во всей системе  духовного производства. Следовательно, речь идет не о доступности для народа тех или иных культурных ценностей, не о простом изменении системы распределения и потребления культуры (что само по себе тоже, разумеется, необходимо), а о приобщении масс к сознательному целенаправленному социально значимому творчеству. Главная задача и основное содержание культурной революции, на наш взгляд, являются концептуальными и программными положениями для каждой страны или народа и поэтому культурные революции имеют всеобщий характер, и к ним применим критерий повторяемости.

Постоянное вмешательство  партии в дела искусства, запрет на свободу слова и печати, преследование старой интеллигенции привели к массовой эмиграции деятелей культуры. Родину покинули 2 млн. россиян. После Великой Октябрьской революции русская литература разделилась на три лагеря. Первый составили писатели, отказавшиеся принять революцию и продолжавшие трудиться за границей. Второй состоял из тех, кто принял социализм, прославлял революцию, выступив таким образом «певцами» новой власти. В третий вошли колеблющиеся: они то эмигрировали, то возвращались на родину, убедившись, что подлинный художник в отрыве от своего народа творить не может. Их судьба была различной: одни смогли приспособиться и выжить в условиях Советской власти; другие, как А. Куприн (1830-1938), проживший в эмиграции с 1919 по 1933 год, вернулись, чтобы умереть на родине; третьи покончили жизнь самоубийством; наконец, четвертые были репрессированы. В первом лагере оказались деятели культуры, составившие ядро первой волны эмиграции.

Первая волна русской  эмиграции - самая массовая и значительная по вкладу в мировую культуру ХХ в.

Первая волна русской  эмиграции, пережив свой пик на рубеже 20-30-х годов, сошла на нет в 40-х. Ее представители доказали, что русская культура может существовать и вне России. Русская эмиграция совершила настоящий подвиг - сохранила и обогатила традиции русской культуры в чрезвычайно трудных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе и искусстве

Социалистический реализм творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественные структурные принципы искусства социалистического реализма. Его возникновение связано с распространением социалистических идей и развитием во многих странах революционного рабочего движения. Первые произведения литературы и искусства, революционно- пролетарские по своей направленности, относятся к середине - второй половине XIX в. ("Интернационал" Э. Потье, графика Т. Стейнлена во Франции, живопись Н. А. Касаткина в России и др.). Развивая гуманистические и реалистические традиции предшествующего искусства на основе нового социалистического содержания, социалистический реализм представляет собой новый тип художественного сознания. Его новизна связана с тем вкладом, который внёс марксизм-ленинизм в материалистическую философию - утверждением роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи правдивого изображения действительности в её революционном развитии. Основой метода социалистического реализма служит также революционно-действенный социалистический гуманизм, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность социалистического реализма.

Мысль Ф. Энгельса о необходимости  большой идейной глубины художественного  творчества (К. Маркс и Ф. Энгельс, )получила развитие в принципе партийности литературы и искусства, сформулированном В. И. Лениным и требующем соединения глубины объективного познания с субъективной творческой активностью художника. Открытая партийность искусства в период становления социализма создаёт, по выражению Ленина, основу для подлинной, а не мнимой творческой свободы, для расцвета многообразных творческих дарований и художественных явлений. Наряду с партийностью, важнейшим свойством социалистического реализма является его народность, выражающая связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью и социальной борьбой, идеалами, чувствами, интересами и устремлениями широких народных масс.

Изображение жизни широких  масс сочеталось с обрисовкой ярко индивидуальных характеров, представляющих эти массы, народной эпичностью в изображении жизненных событий. В 1920-х гг. под влиянием революционного рабочего движения и воздействием развивающейся советской художественной культуры сформировались социалистические литературные и художественные течения во многих зарубежных странах - Болгарии. Германии, Польше, Франции. Чехословакии и др. Всё большее число художников обращалось к жизни и борьбе пролетариата (К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии и др.). Рост антифашистского движения в 30-х - начале 40-х гг. вызвал новое расширение международного фронта революционной пролетарской литературы и искусства. Ведущую роль в процессе укрепления прогрессивного демократического искусства, стоящего на позициях социализма, сыграли советская литература и искусство. Само понятие социалистического реализма, как новой по отношению к критическому реализму XIX в. формы реализма, обусловленной как новизной жизненного процесса, так и социалистическим миропониманием деятелей литературы и искусства, было определено в 1934 на Первом Всесоюзном съезде советских писателей М. Горьким: "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле" В 30-е гг. социалистический реализм окончательно утвердился как основополагающий, магистральный творческий метод советского многонационального искусства.

После окончания Второй мировой войны 1939-45 и образования  мировой социалистической системы  позиции социалистического реализма как авангарда художественного прогресса ещё более утвердились. Обретя международное значение, социалистический реализм раскрыл себя в исключительном многообразии и ярком национальном своеобразии форм. Социалистический реализм - постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличное и от бескрылого натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Социалистический реализм охватывает ныне многонациональный опыт искусства стран социализма, революционного искусства буржуазного Запада и развивающихся стран, складывающегося в обстановке сложного противоборства различных тенденций. Исторический опыт развития мирового социалистического искусства говорит о том, что социалистический реализм представляет собой не узкий, замкнутый в рамках одного или даже нескольких способов изображения творческий метод, а исторически открытую систему форм художественного творчества, основанную на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни, вбирающую в себя все новые, подлинно художественные достижения человечества. Именно поэтому, сохраняя принципиальную идейно-художественную общность, столь ярки и своеобразны произведения Т. Салахова и Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого и И. Зариня, Г. Йокубониса и Э. Д. Амашукели. Печать яркого национального и неповторимого индивид своеобразия несут на себе многие работы Ф. Кремера, В. Вомаки и Р. Бергандера - в ГДР, К. Бабы и А. Чукуренку - в Румынии, Ф. Коварского, К. Дуниковского, Т. Кулисевича - в Польше и многих других.        

Информация о работе Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века