Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской обществоведческой науке. Философская категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

Содержание работы

Введение_____________________________________________________3
Воздействие Октябрьской революции 1917г. на развитие культуры_4
Метод социалистического реализма и отражение идей социализма в литературе и искусстве_______________________________________9
Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века____12
Заключение__________________________________________________17
Тест________________________________________________________18
Список литературы____________________________________________19

Файлы: 1 файл

КР Кул.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

  1. Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века

Культура XX столетия едина  в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур.

В современной культуре широкое распространение получили гуманистические идеалы и принципы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное  понятие. Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных. Суть современного гуманизма заключается в его универсальности: он адресуется каждому человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние и свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм. Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX- начале XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему. Мировая научная целостность, сложившаяся в XX в. , положила начало экономическому объединению мира, передаче во все уголки земного шара передовых способов производственной культуры. Мы являемся свидетелями растущей интернационализации народнохозяйственных связей. На долю транснациональных компаний приходится более трети промышленного производства, более половины внешней торговли, почти 80% новой техники и технологий. О нарастании интернационализации жизни современного мира свидетельствует всеохватывающий характер научно-технической революции, принципиально новая роль средств массовой информации и коммуникации. Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры.

Оптимистическое миросозерцание, обусловленное успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

Космизм- уникальное, интереснейшее  явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. В работах известных космистов В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли прежде всего на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укоренной во всеобщем, в целом. Идеи космической культуры - это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественно-научные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию. Он должен проникнутся духом космической этики.

Во вторых, рассматривая Землю и ее историю как часть эволюционных процессов во Вселенной, космисты соединили заботу о космическом целом с нуждами, запросами и потребностями конкретных людей. С их точки зрения, гуманистический оптимизм, радостное и светлое миросозерцание не на прекраснодушных мечтаниях отдельных мыслителей, а на законах развития культуры и самой природы. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - новосферу. Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но и одновременно начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем. Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Культура этой цивилизации сложилась на основе особых отношений человека и природы, он стремился вырваться из зависимости от природы и высшими ее ценностями признавалось господство человека над природой, прогресс, обновление, наращивание технологических и научных знаний. Развитие техники и технологии как орудия господства человека над природой стали главными целями общественного развития. В результате возникла ситуация, когда постоянное наращивание материального богатства на основе обновления техники превратило человека в простое орудие эффективной экономической деятельности.

Выдающиеся гуманисты и мыслители XX в. с тревогой говорили о процессе деградации культуры.

Отрицательно воздействует на культуру также сверхорганизованность  наших общественных условий. Насколько  верно, что организованное общество является предпосылкой и одновременно следствием культуры, настолько очевидно также, что на определенном этапе внешняя организация общества начинает осуществляться за счет духовной жизни. Личность и идеи подпадают под власть институтов общества, вместо того, чтобы оказывать влияние на них и поддерживать в них живое начало. В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской. В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон способна решить все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т. д.Сложившийся первоначально в Европе, а потом распространившийся по всему миру тип научно-технической культуры очень много дал человеку для развития его свободы. Но вместе с тем он имеет изъяны. Техногенная цивилизация основана на таком взаимоотношении между человеком и природой, при котором природа является объектом человеческой деятельности, объектом эксплуатации, причем эксплуатации неограниченной. Ей присущ такой тип развития, который можно выразить одним словом: больше.

Цель состоит в том, чтобы накапливать все больше материальных благ, богатств и на этой основе решать все человеческие проблемы, в том числе социальные, культурные и другие. Техногенной цивилизации присуще представление, что природа неисчерпаема, именно как объект ее эксплуатации человеком. Понимание глубины экономического кризиса кладет конец такому представлению. Отсюда идейное и научно-теоретическое движение последних десятилетий, поставившее проблему создания новой экологической культуры. Экологический кризис намечает границы существующему типу экономического развития. Речь идет о необходимости новых отношений с природой и между людьми.

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых  зависит судьба цивилизации. Эти  проблемы названы глобальными (что  значит земной шар). В чем причина  глобальных проблем?

Во-первых, это целостность  современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями.

Во-вторых, кризис мировой  цивилизации связан с возросшей  экономической мощью человека, который  никогда не взимал с природы столько  дани, как теперь. В-третьих, одной  из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Благодаря телевидению, спутниковой связи, компьютерным системам события и открытия в мире распространяются и воспринимаются мгновенно. Между тем люди, потребляющие и использующие информацию, не просто живут в разных странах с различным политическим строем, с точки зрения достигнутого ими уровня развития, они обитают в различных исторических культурных эпохах.

Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества. На основе автоматизированного доступа к системам связи индивид или группа лиц может получить информацию, необходимую для решения профессиональных или личных задач. Происходит процесс автоматизации и работизации производства и управления. В сфере информационной деятельности работает более 50% трудоспособного населения. Концепция “информационного общества” определила пути формирования “материального тела” культуры конца XХ в.

В некоторых сферах культуры, например, в театральном искусстве, непосредственно творческие проблемы тесно связываются с решением экономических вопросов. Во время перехода театров на хозрасчет стремление отдельных деятелей искусства “подзаработать” оборачивается довольно дорогой ценой - снижением художественной ценности спектакля, нетребовательностью к репертуару, пошлостью и дурным вкусом во имя прибыли и ложного успеха.

Наступает время, когда  серьезно обостряется противостояние и увеличивается разрыв между  коммерческой культурой и высокой  духовностью. Рассуждения о переводе всей культуры на полный хозрасчет  ошибочны и могут нанести духовному развитию большой вред.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, отечественная  художественная культура в эпоху  революций в России отразила всю  сложность и противоречивость переживаемого  исторического периода. Россия пыталась найти ответ на вопрос о судьбах  своей культуры.

Революция 1917 г. была русской  революцией, революцией разных народов, воспитанных в традициях русской  культуры. Она несет на себе яркий  отпечаток менталитета народа, демонстрирует  трагическую роль расколотости российского  общества со времен Петра I. Главное содержание революции - стремление России к демократии, социальному прогрессу. Страна в трудной борьбе искала формы демократической организации. В сложной и быстро меняющейся социокультурной обстановке рубежа веков культурно исторический процесс характеризовался сомнениями, противоречивыми философскими и религиозно-мистическими исканиями, борьбой в различных сферах культуры, трагичными событиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

Соотнесите имена видных деятелей 20 века с их профессией:

1. Вернадский                                 а) Ученый

2. В. Астафьев                                     б) Поэт

3. К. Паустовский                               в) Кинорежиссер

4. М. Ромм                                          г) Писатель

5. Р. Нуриев                                        д) Артист

6. И. Москвин                                     е) Композитор

7. С. Герасимов                                  ж) Солист балета

8. И. Курчатов 

9. Н. Рубцов

10. Р. Глиэр

Ответ: 1-а);                   6-д);

            2-г);                   7-в);

            3-г);                   8-а);          

            4-б); 9-б);

            5-ж); 10-е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1 Историческая наука  России на современном этапе http://www.allbest.ru/свободный. – Загл. с экрана.

2 РУССКАЯ КУЛЬТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ http://geum.ru/свободный. – Загл. с экрана.

3 Русская культура  и революция  http://xreferat.ru/свободный. – Загл. с экрана.

4 Социалистический реализм  свободный. http://dic.academic.ru/– Загл. с экрана.

5 СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ  СИТУАЦИЯ В РОССИИ XX ВЕКА. http://5ballov.qip.ru/свободный. – Загл. с экрана.

6 Культура и актуальные  проблемы современности  http://xreferat.ru/свободный. – Загл. с экрана.

7 Культура ХХ века  http://shara.org.ua/referats/свободный. – Загл. с экрана.


Информация о работе Новая социокультурная ситуация во второй половине ХХ века