Новые религии 21-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:46, автореферат

Описание работы

Религиозное сознание имеет самое непосредственное отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека, в своих разнообразных формах оно демонстрирует непосредственную связь индивида с окружающим миром, природой, социумом, наследует и само является причиной культурных, социальных, экономических и других систем. Деятельность человека, лежащая в плоскости его религиозных интересов, своей спецификой имеет убежденность индивида в собственной несомненной правоте, и эта убежденность отражается самым практическим образом в его жизни.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

Религиозное сознание имеет самое  непосредственное отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека, в своих разнообразных формах оно демонстрирует непосредственную связь индивида с окружающим миром, природой, социумом, наследует и  само является причиной культурных, социальных, экономических и других систем. Деятельность человека, лежащая в плоскости  его религиозных интересов, своей  спецификой имеет убежденность индивида в собственной несомненной правоте, и эта убежденность отражается самым  практическим образом в его жизни. Такая высокая интенсивность  влияния религиозных убеждений  на жизнь человека воссоздается не только в его внутриличностных процессах, но и имеет самое действенное выражение в общественной жизни.

В случае, если религиозное учение, которым человек руководствуется, и религиозная организация, последователем которой себя считает индивид, допускает высокую степень деструктивности и содержит в себе элементы потенциального стремления к насилию, адепт данной религиозной системы и все его ближайшее социальное окружение неминуемо испытывает на себе эту деструктивность. Подобного рода феномены религиозного сознания самым наглядным образом демонстрирует религиозное и псевдорелигиозное сектантство, представленное различными формами нетрадиционной религиозности. Сектантское мышление, имеющее своей основой религиозный фанатизм, предполагает вероятность возникновения особого рода насилия, которое по своей опасности превосходит остальные деструктивные действия человека, так как затрагивает его самые глубинные духовные и психологические пласты. Термины «секта», «сектантство» и «новое религиозное движение» употребляются автором как синонимичные понятия, обоснование чему, а равно как история появления и детальное рассмотрение которых, проведено в первом параграфе первой главы

диссертационного исследования, однако данные понятия обозначают разные явления, обусловленные различием в организационных характеристиках.

Опасность сектантского фанатизма  возрастает по степени своего воздействия  на внешний мир на несколько порядков вследствие процессов глобализации, технического прогресса, развития знаний о психологии и расширения коммуникативных  возможностей индивида. Методы агрессивного маркетинга, манипуляция волей как  индивида, так и социальных групп, спроектированное воздействие на сферы  бизнеса и политики, образования  и здравоохранения - это далеко не полный перечень тех областей, где  современные секты осуществляют свою деятельность, из-за чего восприятие феномена сектантства ушло далеко от опыта предыдущих поколений. Бывшие когда-то маргинальными группами, современные  секты предстают сейчас в качестве международных корпораций, численность  которых сравнима с численностью последователей традиционных религий.

Однако при столь высокой  численности последователей, экономической  и политической активности, некоторые  новые религиозные движения с  самого первого дня своего существования  продолжают сохранять степень своей  деструктивности и, кроме того, начиная с конца 1980-х годов они стали еще одним фактором риска в современной России. Рискогенность современных сект растет по мере их экономического и статистического роста, и понимание причин проявления подобного рода рисков является насущной задачей гуманитарной мысли. Актуальность исследования феномена сектантства сейчас более чем очевидна из-за постоянного роста активности сект, неизменно растущей численности адептов этих организаций и появления все большего количества форм нетрадиционной религиозности, а также роста числа преступлений, совершаемых последователями религиозных движений.

Утверждение о том, что современное  сектантство является источником опасности  для общества неоспоримо. Из-за этого, начиная с середины XX столетия, секты  стали объектом пристального внимания не только

религиоведов. Сформировавшаяся за последние десятилетия так называемая «проблема сект» стала обращать па себя внимание средств массовой информации н правоохранительных структур, политологов и социологов, психиатров и юристов, широкой общественности, В европейских странах, а также в Америке и странах Азии, а теперь уже и в России, за последние два десятилетия был запрещен целый ряд религиозных организаций, допустивших в своей деятельности либо террористические акты, либо политический экстремизм, либо продемонстрировавших всему миру, что членство в них способно причинять вред человеку, его психике, семье и окружающему обществу.

Степень научной разработанности  проблемы

Как показывает анализ существующих теоретико-методологических подходов в исследованиях феномена сектантства, все попытки осмысления этой проблемы можно разделить на два основных теоретических направления - конфессиональное и внеконфессиональное. Первое направление - конфессиональное, самое раннее, берет свое начало в богословской традиции христианской Церкви первых веков, когда осмысление иного религиозного опыта и опыта самой Церкви стало вырисовываться в качестве апологетического богословия, стремящегося защитить членов Церкви от вредных для них еретических учений. Таким образом, апологетика стала являться одним из разделов теологии, посвященной рациональной защите истинности христианского учения. Первые труды, которые по нраву считаются основополагающими в исследованиях феномена сектантства, принадлежат святому Иринею Лионскому, который в своей книге «Против ересей» (180-189 гг.) излагает основные логические опровержения современных ему еретических учений Стоит отметить, что христианская апологетическая мысль оказала несравненное влияние в формировании взгляда на феномен сектантства в светском религиоведении.

Ко второму, внеконфессиональному направлению, в исследованиях сектантства относятся труды Макса Вебера, который одним из первых среди светских ученых обратил пристальное внимание на этот феномен и на ту его особенность, что секты в принципе могут влиять на формирование мировоззрения современного общества. Макс Вебер является родоначальником академического изучения сект благодаря своему исследованию протестантизма в Северной Америке. Вслед за Вебером немецкий исследователь религии Эрнст Трельч также видит необходимость сравнительного анализа понятий «церковь» и «секта», но в отличие от Вебера не противопоставляет их, а предлагает лишь отметить их отличительные черты. Церковь представляет собой институциональное образование, направленное на поддержание государственного порядка, который в своем идеале видит стремление к порядку потустороннего плана, то есть стремление к порядку в этом мире непосредственно являет собой необходимую ступень на пути к достижению духовного преображения, секта же ориентирована только на достижение духовного спасения.

Ричард Нибур причиной появления сект, ориентированных на христианский опыт, видел недостаточное сосредоточие церкви на духовных вопросах и из-за этого процесс появления сект считал постоянным, закономерным процессом, что в свою очередь приводит к появлению новых церквей. Немного позже Говард Беккер впервые пошел по пути расширения понятийного аппарата в анализе сектантства, выдвинув свою концепцию разделения религиозных организаций на такие типы, как «церковь», «деноминация», «секта» и «культ». Все последующие исследователи феномена сектантства увеличивали категориально-терминологический аппарат в этой области путем введения новых терминов, характеризующих типы религиозных организаций. Среди наиболее известных можно отметить имена Листона Поупа, Мильтона Йингера и Поля Густафсона. Лишь к середине XX века существующие исследования стали пополняться новыми

теоретическими построениями. Связано  это было еще и с массовым появлением зарождающихся новых сект.

В этот период Дэвид Мартин акцентирует  внимание на том, что не все религиозные  течения, отделившиеся от основной церкви, могут называться сектами. Бэнтон Джонсон предложил единственный критерий классификации всех религиозных организаций по типу приверженности этих образований к тенденциям принятия или полного неприятия окружающего секту мира. В 1980 году профессора Вашингтонского университета Ричард Старк и Уильям Беиибрндж выделяют четыре фактора, формирующих напряженность между сектой и обществом: а) различие - неприятие норм, правил и стандартов общества, вера в чужеродные для общества доктрины; б) антагонизм - наличие претензий на собственную исключительность, неповторимость, сильное стремление к спасению внешнего погибающего мира, сочетающееся с боязнью оскверниться, подпав под его влияние; в) отделение - социальная изоляция членов и руководства группы от общения с внешним миром; г) отвержение - неприятие, недоброжелательное отношение со стороны рядовых членов общества по отношению к группе. Пять лет спустя эти же ученые предложили разграничивать понятия секта и культ по принципу географической распространенности того или иного учения.

В продолжение развития этого видения  проблемы в 1972 году Колин Кэмпбэлл предложил теорию, которая демонстрировала объяснение столь бурного роста числа новых религий существованием «культовой среды», которая способствует появлению новых типов религиозности.

В последующем развитии теоретико-методологических подходов в исследованиях сектантства  особое внимание стало уделяться  именно феномену насилия, которое допускала  та или иная религиозная группа, а порой и ставила возможность  совершения насилия в разряд обязательного к исполнению действия. Среди исследователей, наиболее четко разработавших свои теоретические подходы в исследованиях феномена насилия в сектах, известны Маргарет Сингер, Фридрих-Вильгельм Хаак, Фло Конуэй, Джим

Зигельман и др. Результатом своих исследований эти ученые видели уже конкретные ответные действия представителей государственной власти по отношению к описанным ими многочисленным случаям нарушения прав последователей религиозных движений, которые не могли адекватно реагировать на происходящее с ними в силу того, что, как утверждали эти исследователи, в сектах применяются методы психологии и психотерапии, направленные на подавление воли человека. Главной отличительной особенностью сект стали считать их деструктивное воздействие на сознание своих адептов, многочисленные случаи преступлений, совершенных внутри этих групп и причиняющих вред как самим последователям, так и окружающему миру (массовый суицид, многочисленные случаи убийств, террористические акты, случаи финансовых махинаций, торговля оружием, наркотиками, сексуальное и психологическое насилие над несовершеннолетними и другие криминальные преступления).

Вопрос о возможности появления  насилия в сектах стал приобретать  характерные черты для всех последующих  теоретико-методологических подходов. Особенно заслуживающими внимания явились  исследования Роберта Джея Лифтона, Маргарет Сингер, Леона Фестингера, Курта Левина, Филиппа Зимбардо и Стивепа Хассена. Являясь представителями психологии, эти ученые сделали огромный вклад в такую область религиоведения, как психология религии, являющейся необходимой частью религиоведческого анализа феномена сектантства.

При проведении диссертационного исследования учитывался отечественный опыт осмысления проблемы деструктивного сектантства, особенно после того, как известные  западным ученым новые религиозные  движения сконцентрировали свое внимание на постсоветском пространстве. Среди  наиболее значимых исследователей, мнение которых заслуживает пристального внимания, следует упомянуть таких  авторов, как: Е.К. Агеенкова, Г.Ю. Бакланова, В.А. Мартинович, Л.И. Григорьева,

A.B. Гурко, A.JI. Дворкшг, Ф.В. Кондратьев, H.B. Кривельская, А.И. Осипов, А.И. Хвыля-Олинтер, И.А. Чеснокова, C.B. Чернов, И.Н. Яблоков и др.

Среди отечественных и зарубежных коллег мнение которых, а также личные советы, комментарии и рекомендации учитывались диссертантом, можно назвать следующих исследователей феномена нетрадиционной религиозности: профессор И.Н. Яблоков, профессор церковной истории A.JI. Дворкин, профессор С.П. Гурин, пастор Томас Гандоу, доцент E.H. Волков, О.В. Заев, доктор богословия В.А. Мартинович, Е.О. Мухтаров, протоиерей Александр Новопашин, диакон Михаил Плотников, протоиерей Дмитрий Полохов, Пэр и Гудруп Свартлинг, священник Лев Семенов, М.В. Степаненко, Д. Таевский, А. Ярасов и многие другие. Следует также упомянуть исследователей, сфера научного интереса которых напрямую не касается феномена новых религиозных движений, но мнение которых в значительной степени повлияло на научную позицию диссертанта. Прежде всего, это представители религиоведческой, философской, социологической, психологической и богословской школ Поволжья: профессор В.Н. Белов, профессор В.П. Рожков, профессор С.П. Гурин, профессор Д.И. Михель, O.A. Попова, профессор Н.В. Омельченко, доцент Н.Ю. Григорьева, доцент С.А. Данилов, доцент Д.И. Заров, доцент М.О. Орлов, доцент Д.В. Петров, профессор П.В. Романов, профессор В.Б. Устьянцев.

Объектом диссертационного исследования является вероучение новых религиозных  движений. Предметом диссертационного исследования являются элементы деструктивности новых религиозных движений.

Целыо диссертационного исследования является анализ причин появления феномена деструктивности в новых религиозных движениях. Достижение указанной цели предполагает решение ряда исследовательских задач, а именно:

- провести анализ существующих  теоретико-методологических подходов  в исследованиях феномена сектантства  и нетрадиционной

религиозности с целью обоснования  применения используемого инструментария и категориально-терминологического аппарата при анализе феномена деструктивности новых религиозных движений;

-выявить деструктивную направленность  вероучительных источников новых религиозных движений, определить и систематизировать критерии деструктивной секты и, руководствуясь выделенными критериями, определить основные характеристики вероучения, являющиеся причиной появления этой деструкции;

- на основании выработанных  критериев деструктивности новых религиозных движений доказать деструктивную направленность вероучения религиозных сект, действующих на территории Поволжья, путем проведения анализа вероучительных источников этих сект и полученного в ходе полевых исследований фактического материала;

Информация о работе Новые религии 21-го века