Новые религии 21-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 14:46, автореферат

Описание работы

Религиозное сознание имеет самое непосредственное отношение ко всем сферам жизнедеятельности человека, в своих разнообразных формах оно демонстрирует непосредственную связь индивида с окружающим миром, природой, социумом, наследует и само является причиной культурных, социальных, экономических и других систем. Деятельность человека, лежащая в плоскости его религиозных интересов, своей спецификой имеет убежденность индивида в собственной несомненной правоте, и эта убежденность отражается самым практическим образом в его жизни.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 33.52 Кб (Скачать файл)

- провести анализ практической  стороны и результатов деструктивной  деятельности религиозных движений, на основании чего обозначить  основные перспективы дальнейших  исследований феномена деструктивного  сектантства с позиции религиоведения  и смежных с ним наук.

Теоретико-методологические основы данного  исследования составляет комплексное  соединение религиоведческого и  антропологического знания, которое  дает основание для целостного анализа  изучаемой проблемы. Диссертантом использовался  структурно-функциональный, каузальный анализ, сравнительно-исторический и  текстологический методы, направленные на выявление феномена деструктивности новых религиозных движений.

Научная новизна диссертационного исследования проявляется в авторском  аспекте анализа феномена деструктивности новых религиозных движений, а именно:

-выявлены методологические подходы  в исследованиях феномена сектантства  и нетрадиционной религиозности  и выделен результирующий деструктивный  вектор, определяющий направленность  их динамики,

осуществлен авторский выбор методологических позиций для теоретической разработки категориальных оснований проведения исследования феномена деструктивности новых религиозных движений;

- выделен ряд уточненных автором  базовых категорий феномена деструктивности новых религиозных движений, на основании чего выработан новый методологический инструментарий, направленный на выделение признаков деструктивности новых религиозных движений по принцип)' обладания ими наиболее значимых рискогенных характеристик;

- на основании выделенных критериев  деструктивной секты и характеристик  вероучеши деструктивной секты доказана деструктивная ориентация вероучений новых религиозных движений, действующих на территории Поволжья;

- исследованы практическая сторона  и результаты деструктивной деятельности  религиозных движений, на основании  чего обозначены основные перспективы  дальнейших исследований феномена  деструктивного сектантства.

Основные положения, выносимые  на защиту:

1. Существующие теоретико-методологические  подходы в исследованиях феномена  нетрадиционной религиозности в  большинстве своем позволяют  выделить лишь организационные  характеристики деструктивной секты.  В результате предпринятой в  рамках авторского подхода систематизации  возможна выработка категориально-методологического  аппарата, способствующего более  глубокому анализу феномена деструктивности новых религиозных движений, акцентирующего внимание исследователя на анализе вероучения и процессов восприятия этого вероучения неофитом посредством изучения поэтапного вхождения в опыт нетрадиционной религиозности. Подобного рода акцентирование внимания исследователя на процессе вхождения индивида в религиозный опыт новых религиозных движении обнаруживает более четкие механизмы формирования феномена деструкции.

2. Теоретическое основание изучения ключевых характеристик деструкции представляют анализируемые автором понятия: «ересь», «культ», «деноминация», «инославие», «секта» и «деструктивная секта», обосновывающие выделение таких критериев деструктивной секты как: вовлечение в деструктивную секту, сопряженное с использованием методов манипуляции; членство в деструктивной секте, приводящее к появлению отчуждения индивида от окружающего мира и его прежних социальных связей; осуществляемая внутри деструктивной секты деятельность, связанная с применением насилия по отношению к последователям секты со стороны ее лидеров; психический и физический прессинг, приводящий к нарушению стабильности на уровне индивида, семьи и общества.

3. На основании выделенных критериев  деструктивной секты выделяются  характеристики вероучения деструктивной  секты: вероучительное оправдание применения контроля и манипуляции в отношении неофитов и адептов секты; религиозно трактуемое учение об авторитете лидера секты и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти; наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения ожидаемого от членства в секте результата - духовного спасения, очищения, исцеления, обогащения и других целей; непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств; синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера секты; наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе секты; вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации; вероучительное обоснование исключительности последователей секты и процесс формирования чувства элитарности среди ее последователей; вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам секты; наличие в

вероучении интенсивных апокалиптических ожиданий; вероучителыюе обоснование претензий группы на мировое политическое господство.

4. Выделенные критерии деструктивной  секты и характеристики вероучения  деструктивной секты способствуют  доказательству наличия деструкции  со стороны секты в отношении  индивида, семьи и общества. Отмеченные критерии и характеристики составляют признаки, на основании которых выделены следующие стадии вхождения индивида в деструктивную секту: знакомство человека с сектой и ее вероучением вследствие миссионерской деятельности секты; вхождение индивида в религиозный опыт секты в качестве неофита в результате подготовки к прохождению обряда инициации; стадия выстраивания представлений о вероучении секты и ее требованиях к индивиду; формирование представлений индивида об окружающем мире и оправдание необходимости активной деятельности внутри секты. Практика, методы и результаты деятельности деструктивных сект являются следствием вероучения этих организаций. Именно вероучительные основания являются причиной деструктивности сект, вследствие появления отчуждения и насилия среди ее последователей.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется необходимостью методологического усиления религиоведческого  знания в области изучения феномена деструктивного сектантства за счет привлечения новых подходов, где  наиболее результативным, с точки  зрения диссертанта, является анализ вероучительных оснований отчуждения и насилия в сектах путем выделения критериев деструктивности, учитывающие этапы вхождения индивида в религиозный опыт секты. Полученные результаты исследования позволяют обратиться к выстраиванию комплексной картины изучаемого феномена современного сектантства, учитывающей в качестве обязательного фактора возможность присутствия деструктивной составляющей новых религиозных течений. Разрабатываемые в данном диссертационном исследовании категориальные ряды могут выступать методологической основой прикладных исследований в

рамках религиоведения, философии религии, психологии религии, социальной антропологии, психологии и социологии. Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской и преподавательской деятельности, а также при разработке учебных программ по истории новых религиозных движений в рамках образовательных программ по специальностям религиоведение, психология, социология, социальная антропология и социальная работа.

Апробация диссертационного исследования

Главные положения, результаты исследования и выводы, содержащиеся в диссертации, прошли апробацию на заседаниях кафедры  философии культуры и культурологии СГУ, на кафедре религиоведения и философской антропологии СГУ, на аспирантских семинарах 2006-2008 гг. По основным положениям данного диссертационного исследования автор делал доклады и сообщения, а также принимал участие в разработке итоговых документов, обсуждении докладов и резолюций на следующих конференциях: международная научно-практическая конференция «Образование и воспитание студентов высшей школы в контексте духовных ценностей русской культуры» (Саратов, 04.03.2006); Всероссийская научная конференция «Общество риска и человек в XXI веке: альтернативы и сценарии развития» (Саратов, 16.03.2006); Четвертые Аскинские чтения «Время. Пространство. Ценности цивилизации» (Саратов, 19.10.2006); международная научно-практическая конференция «Этнический фактор в процессе социальных трансформаций» (Саратов, 14.04.2007); международный коллоквиум «Историческая память и общество: эпохи, культуры, люди» (Саратов, 19-21.09.2007); ежегодная региональная научно-практическая конференция «Жизнь: бытийственный, ценностный и антропологический аспекты» (Саратов, 25.12.2007); Межрегиональная научная конференция «Комплексный анализ современных проблем науки и общества» (Саратов, 2004 год); Международная научно-практическая конференция «Тоталитарные секты и демократическое государство»

(Новосибирск, 2004 год); ежегодная международная  научно-практическая конференция  «Международные образовательные  Рождественские Чтения» (Москва, 2006, 2007, 2008 годы); ежегодная межрегиональная конференция «Межрегиональные Пименовские Чтения» (Саратов, 2006, 2007 годы), Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения новых религиозных движений и сект» (Рязань, 2008 год), а также отражены в 5 публикациях автора, в том числе 1 статье в рецензируемом журнале, включенном в перечень научных изданий ВАК.

Отдельные выводы и теоретические  положения излагались диссертантом в выступлениях и научных докладах на региональных, всероссийских и  международных конференциях. Также автор принимал участие в проведении круглых столов, форумов, конференций и заседаний по тематике религиозного экстремизма, проводимых по инициативе Правительства Саратовской области (Саратов) и Аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе (Москва, Саратов, Ижевск, Нижний Новгород, Уфа), диссертант принимал активное участие в подготовке и проведении религиоведческих экспертиз и экспертных заключений по инициативе органов прокуратуры, судов, правоохранительных структур и религиозных организаций.

Диссертация была обсуждена и рекомендована  к защите на заседании кафедры  философии культуры и культурологии  Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Структура диссертации. Диссертация  состоит из введения, двух глав, четырех  параграфов, заключения и библиографии.

В заключении диссертационного исследования подводятся общие итоги проведенного анализа, формулируются выводы, намечаются перспективы дальнейших исследований по заявленной теме.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: Статьи в журналах из списка ВАК:

1. Кузьмин A.B. В защиту нападающих: истоки и сущность анализа тоталитаризма в традиции русской религиозной философии Серебряного века // Известия Саратовского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2008, Том 8. - С. 31-35. - 0,5 п.л.

Статьи и материалы конференций:

2. Кузьмин A.B. Актуальность проведения научных исследований нетрадиционных религиозных организаций. [Текст] / A.B. Кузьмин // Современная парадигма социально-гуманитарного знания. Межвузовский научный сборник. - Саратов, 2004. - С. 172-173. - 0,1 п.л.

3. Кузьмин A.B. Тоталитарные секты как фактор рискогенности в религиозном мире: анализ терминов. [Текст] / A.B. Кузьмин // Общество риска: цивилизационный вызов и ответы человечества. Сборник статей молодых ученых. - Саратов, 2006. - С. 241-247. - 0,5 п.л.

4. Кузьмин A.B. Определение понятия «тоталитарная секта» на основании анализа критериев тоталитаризма Р.Дж. Лифтона. [Текст] / A.B. Кузьмин // Православная культура как основа духовного возрождения России. Сборник научных трудов. - Саратов, 2007. - С. 182-189. - 0,4 п.л.

5. Кузьмин A.B. Личностно-ориентированный подход в исследованиях феномена сектантства и нетрадиционной религиозности. [Текст] / A.B. Кузьмин // Труды Саратовской православной духовной семинарии. Выл. 3. Сборник научных трудов. - Саратов, 2009. - С. 192-198. - 0,4 п.л.

 
 
Диплом, курсовая и реферат самостоятельно — Реферун: http://www.referun.com/n/fenomen-destruktivnosti-novyh-religioznyh-dvizheniy#ixzz2n4U9d2FU


Информация о работе Новые религии 21-го века