О балетах П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

В XIX веке до Чайковского существовали три направления в балетном искусстве: итальянская, французская и русская школы. Хотя первые упоминания о русском балете встречаются еще в XVII веке, развитие его начинается позднее, расцвет же падает на начало XIX века, когда «Дидло венчался славой», как писал Пушкин, и царила «божественная» Истомина. Пушкинские строки отражали реальность: первыми людьми в балете XIX века долгое время были совсем не композиторы, а балерины и балетмейстеры. «Второй» по отношению к первенству танца была и музыка, выполняющая часто только ритмические функции. Хотя хореографы пытались сблизить танец и музыку, все же музыке отводилась второстепенная роль.

Содержание работы

Введение.
О балетах П.И. Чайковского.
Лебединое озеро.
История создания
Сюжет
Премьера
Постановки
Спящая красавица.
История создания
Сюжет
Премьера
Постановки
Щелкунчик.
История создания
Сюжет
Премьера
Постановки
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

24 января 1901 года — балетмейстер  А. А. Горский, художники А.  Я. Головин, К. А. Коровин,  Одетта и Одиллия — А. А.  Джури, Зигфрид — М. М. Мордкин

29 февраля 1920 года, Большой  театр, балетмейстер А. А. Горский,  режиссёр В. И. Немирович-Данченко, художник К. А. Коровин (второй  акт), дирижёр А. Ф. Арендс. Одетта — Е. М. Ильющенко, Одиллия — М. Р. Рейзен

13 апреля 1933 года, Театр им. Кирова, балетмейстер А. Я. Ваганова, возобновление по Л. И. Ива́нову и М. И. Петипа, дирижёр Е. А. Мравинский. Одетта — Г. С. Уланова, Одиллия — О. Г. Иордан, Зигфрид — К. М. Сергеев

1937 год, Большой театр,  балетмейстер А. М. Мессерер (новая  постановка 4-го акта) и Е. И.  Долинская (восстановление 1-3-го  актов), дирижёр Ю. Ф. Файер.  Одетта — Одиллия — М. Т.  Семёнова, Зигфрид — М. М. Габович, Ротбарт — П. А. Гусев

25 апреля 1953 года — балетмейстер  В. П. Бурмейстер (1-й, 3-й и 4-й  акты) и П. А. Гусев (2-й акт,  по Л. И. Ива́нову). Одетта и Одиллия — В. Т. Бовт

1945 год, Театр им. Кирова  — Ф. В. Лопухов (новая редакция  по Л. И. Иванову и М. И.  Петипа), декорации — Б. И. Волкова,  костюмы Т. Г. Бруни. Одетта и Одиллия — Н. М. Дудинская, Зигфрид — К. М. Сергеев, Ротбарт — Р. И. Гербек

19 июля 1958 года, Ленинградский  Малый театр, Ф. В. Лопухов  и К. Ф. Боярский (восстановление  подлинника сочинения Л. И.  Иванова и М. И. Петипа). Одетта  — В. М. Станкевич, Одиллия  — Т. Г. Боровикова

25 декабря 1969 года —  балетмейстер Ю. Н. Григорович, художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Альгис Жюрайтис. Одетта и Одиллия — Н. И. Бессмертнова, Зигфрид — Н. Б. Фадеечев.

В мире балет «Лебединое озеро» многократно ставился на музыку П. И. Чайковского. Среди постановок:

1911, Нью-Йорк — балетмейстер  М. М. Мордкин (исполнитель партии Зигфрида), Одетта и Одиллия — Е. В. Гельцер

1925, Белград — балетмейстер  А. Фортунато

1934, Лондон — балетмейстер  Н. Г. Сергеев

1951, Нью-Йорк — балетмейстер  Джордж Баланчин

1951, Будапешт — балетмейстер  А. М. Мессерер

1957, Хельсинки — балетмейстер  А. М. Мессерер

1953, 1963, Буэнос-Айрес —  балетмейстер Дж. Картер

1969, Берлин — балетмейстер  К. Макмиллан

1960, 1965, Париж — балетмейстер  В. П. Бурмейстер

1962, Сантьяго — балетмейстер  А. Р. Томский (2-й акт)

1962, Загреб — балетмейстер  Р. В. Захаров

1964, Штутгарт — балетмейстер  Дж. Крэ́нко

1964, Копенгаген — балетмейстер  Н. А. Анисимова

1965, Гавана — балетмейстер  А. Алонсо

1965, Нидерланды — балетмейстер  И. Д. Бельский

1971, Гётеборг — балетмейстер  Эльза-Марианна фон Розен

1976, Гамбург — балетмейстер  Дж. Ноймайер

Спящая красавица.

История создания.

Идею постановки балета высказал директор императорских театров  Иван Александрович Всеволожский (1835—1909) — помимо занимаемого высокого поста, он был известен и как литератор, сценарист, художник, театральный деятель. Он сам и взялся за разработку либретто вместе с балетмейстером Мариусом Петипа. Всеволожский писал по поводу своего видения балетного спектакля: «Я задумал написать либретто на „La Belle an bois dormant“ по сказке Перро. Хочу mise en scene сделать в духе Louis XIV — тут может разыграться фантазия — сочинять мелодии в духе Люлли, Баха, Рамо и пр. В последнем действии непременно нужна кадриль всех сказок Перро — тут должен быть и Кот в сапогах, и Мальчик-с-пальчик, и Золушка, и Синяя борода и др.». Кроме того, Всеволожский сам стал создавать эскизы костюмов для балета.

В качестве композитора для  будущей постановки решено было пригласить Петра Ильича Чайковского, к которому Всеволожский обратился в мае 1888 года. В ноябре того же года и феврале 1889 года Мариус Петипа переслал Чайковскому подробный план пролога и двух актов, в котором с точностью до числа тактов была прописана желаемая музыка. Брат композитора, Модест Ильич Чайковский свидетельствовал, что Петр Ильич очень внимательно отнесся к разработкам Петипа и в точности следовал им, ничего не меняя.

Сохранились документы, что  Чайковский с огромным удовольствием  взялся за сочинение музыки и писал  одному из чиновников конторы Императорских  театров: «Относительно балета скажу  Вам, что сюжет его мне очень  нравится и я с величайшим удовольствием займусь им».

Музыка сочинялась с большими перерывами — Чайковский уезжал за границу, где тоже продолжал работать над балетом, и на некоторых фрагментах рукописи сохранились авторские  указания на Средиземное море, во время  плавания по которому композитор записывал  музыку. Балет был готов в августе 1889 г.

Так появилась новая версия балета «Спящая красавица».

Работа П. Чайковского  и М. Петипа была признана выдающейся и балет занял место среди мировых шедевров балетного искусства.

Сюжет.

Иногда балет ставится не в трёх актах, а в двух (такова постановка 2011 года в Москве в Большом  театре): вся сюжетная история происходит в первом действии, а на второе оставляется  танцевальный апофеоз свадьбы принцессы  Авроры и принца Дезире.

Пролог. В замке короля Флорестана большое празднество — у короля и королевы родилась дочь принцесса Аврора. На крестины принцессы съезжается весь бомонд прекрасных фей. Каждая из них приготовила юной принцессе свой подарок. Но вдруг веселье обрывается. Оказалось, что на праздник забыли пригласить злую фею Карабос, и вот теперь злая Карабос со всей своей свитой явилась сама со своими дарами. Но ее подарки ужасны. Она предвещает принцессе, что та умрет от укола спицей (в оригинальной версии сказки — веретено) в 16 лет. Гости выгоняют злую волшебницу и спешат успокоить встревоженных родителей: ведь они, добрые волшебницы, тоже кое-что умеют — и Аврора будет возрождена. Но король не на шутку озадачен и издает указ уничтожить все спицы…

Первое действие. Принцессе  исполняется 16 лет. Но в этот же день церемониймейстер обнаруживает четырёх  женщин, которые продолжают вязать на спицах, несмотря на запрет, действующий  уже 16 лет. Преступниц спасает от смертной казни только праздник в честь  дня рождения принцессы. Во дворец съезжаются гости, среди них прекрасные принцы, влюблённые в Аврору. Появляется новая  гостья — старая дама, дарящая Авроре букет цветов. Аврора берет букет, но среди цветов спрятана спица —  принцесса укалывается ею и умирает. Фея Сирени спешит успокоить несчастных короля и королеву: она не может  совсем отменить коварного колдовства, но обещает, что через сто лет  принцессу найдёт и поцелует прекрасный принц — тогда злые чары рассеются  и она очнётся. А вместе с ней  заснет и проснётся весь королевский  двор. И весь парк, окружающий королевский  замок, зарастает кустами сирени.

Второе действие. Проходит сто лет. Возле старого заброшенного королевского замка со своей свитой охотится за птицами молодой прекрасный принц Дезире (в западном варианте Prince Florimund). К нему подходит Фея Сирени и погружает юношу в сон. Но сон этот необычный. Принц во сне танцует с Авророй, однако появляется злая фея Карабос, похищает принцессу и увозит ее в свой замок. Проснувшийся от волшебного сна принц видит старый королевский замок и устремляется туда. А там он находит спящую принцессу Аврору из своего сна. Юноша целует принцессу. И вдруг колдовство уходит — всё в замке приходит в движение, жизнь возвращается.

Третье действие. Торжественно и весело проходит свадьба принца и принцессы, в ней участвуют  все — и слуги, и феи, и сказочные  звери и птицы, и герои других сказок: принцесса Флорина и Голубая птица, Кот в сапогах и Белая кошечка, Волк и Красная шапочка, Золушка, принц Фортюне, феи Бриллиантов, Сапфиров, Золота, Серебра…

Апофеоз. Всеобщее ликование  сопровождает появление Феи Сирени — олицетворение всепобеждающего  и торжествующего добра.

Премьера.

Еще до премьеры на генеральной  репетиции присутствовала императорская  семья и осталась очень довольна увиденным.

Исполнители: Аврора — Карлотта Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — М. М. Петипа, фея Карабос и Голубая птица — Энрико Чеккетти, фея Бриллиантов — Анна Иогансон, фея Золота — Клавдия Куличевская, фея Серебра — Елизавета Крюгер, фея Сапфиров — Мария Тистрова, Кот в сапогах — А. Ф. Беке́фи, Принц Фортюне — П. К. Карсавин, принцесса Флорина — В. А. Никитина, Ослиная кожа — Ольга Касаткина, принц Шарман — Антон Пантелеев, Красавица — Ольга Заседателева, Флорестан — Феликс Кшесинский[6], Зверь — Сергей Константинов, Людоед — Алексей Булгаков, фея Флёр де Фарин и Белая кошечка — Мария Андерсон[7]; роли Мальчика-с-пальчик и его братьев исполняли воспитанники Петербургского театрального училища, среди них будущий выдающийся балетмейстер М. М. Фокин[8].

Успех балета был безоговорочный.

Постановки.

03.01.1890 — Мариинский театр,  Петербург, балетмейстер М.Петипа, художники Г. Левот, И. П. Андреев, К. M. Иванов, M. А. Шишков, M. И. Бочаров (декорации), Всеволожский (костюмы), дирижёр Р. Е. Дриго; Аврора — К. Брианца, Дезире — П. А. Гердт, фея Сирени — M. M. Петипа, Кот в сапогах — А. Ф. Бекефи.

Мариинский театр.

16.2.1914 — Мариинский театр,  возобновление, балетмейстер H. Г.  Сергеев (по Петипа), художник  К. А. Коровин, дирижёр Р.  Дриго.

8.10.1922 — Петроградский  театр оперы и балета, возобновление,  балетмейстер Ф. В. Лопухов  (по постановке Петипа), художники  К. А. Коровин, П. Я. Овчинников, В. С. Яковлев, С. И. Петров, Н. А. Клодт, дирижёр В. А. Дранишников; Аврора — Е. П. Гердт, Дезире — М. А. Дудко, фея Сирени — M.Ю. Пильц, фея Карабос — А. И. Чекрыгин.

25.3.1952 — Театр им. Кирова, балетмейстер К. M. Сергеев (по  Петипа), худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — Н. M. Дудинская, Дезире — К. М. Сергеев, фея Сирени — А. Я. Шелест, фея Карабос — Б. В. Шавров; спектакль экранизирован (1964).

1989 — балетмейстеры К. M. Сергеев и Н. М. Дудинская  (по постановке Петипа), художник  С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Дж. Э. Далгат.

1999 - балетмейстер Сергей  Вихарев, реконструкция спектакля Мариуса Петипа 1890 года.

Большой театр.

17.1.1899 — Большой театр  (Москва), возобновление постановки  М.Петипа в Мариинском театре, балетмейстер А. А. Горский,  художники А. Ф. Гельцер, К. Ф. Вальц, дирижёр А. Ф. Арендс; Аврора — Л. А. Рославлева, принц Дезире — И. Н. Хлюстин, фея Сирени — M. И. Грачевская, фея Карабос — В. Ф. Гельцер.

24.5.1924 — Большой театр,  балетмейстер В. Д. Тихомиров  (по постановке Петипа), художник  А. Ф. Гельцер, дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — Е. В. Гельцер, Дезире — В. Д. Тихомиров, фея Сирени — M. В. Васильева, фея Карабос — В. А. Рябцев.

20.3.1936 — балетмейстеры  А. M. Мессерер, А. И. Чекрыгин, режиссёр  Б. А. Мордвинов, художник И. M. Рабинович, дирижёр Ю. Ф. Файер;  Аврора — M. Т. Семёнова, Дезире — В. Д. Голубин, фея Сирени — Г. П. Петрова, фея Карабос — Г. А. Лерхе.

9.4.1952 — балетмейстер M. M. Габович, А. M. Мессерер, художники M. Оболенский (декорации), Л. Н. Силич (костюмы), дирижёр Ю. Ф. Файер; Аврора — О. В. Лепешинская, Дезире — В. А. Преображенский, фея Сирени — Л. К. Черкасова, фея Карабос — Е. С. Ванке.

7.12.1963 — балетмейстер  Ю. Н. Григорович (новая композиция  и редакция по постановке Петипа), художник С. Б. Вирсаладзе, дирижёр Б. Э. Хайкин; Аврора — M. M. Плисецкая, Дезире — Н. Б. Фадеечев, фея Сирени — Р. К. Карельская, фея Карабос — Е. А. Холина, Принцесса Флорина — Е. С. Максимова, Голубая птица — В. В. Васильев.

31.5.1973 — балетмейстер  Ю. Н. Григорович (новая редакция  по постановке Петипа), художник-постановщик  Симон Вирсаладзе, дирижёр А. А. Копылов; Аврора — Е. С. Максимова, Дезире — В. В. Васильев; фея Сирени — М. К. Леонова, фея Карабос — В. А. Левашёв.

18 ноября 2011 года — новая  хореографическая редакция в  двух действиях

Балетмейстер-постановщик  Юрий Григорович, художник-постановщик  Эцио Фриджерио, художник по костюмам Франка Скуарчапино, дирижёр-постановщик Василий Синайский

Действующие лица:  Принцесса Аврора — Светлана Захарова, (затем Нина Капцова, Мария Александрова, Екатерина Крысанова, Анна Никулина, Евгения Образцова), Принц Дезире — Дэвид Холберг, (затем Александр Волчков, Николай Цискаридзе, Семён Чудин, Артём Овчаренко, Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов), Злая Фея Карабос — Алексей Лопаревич, (затем Игорь Цвирко), Фея Сирени — Мария Аллаш, (затем Екатерина Шипулина, Ольга Смирнова), Белая кошечка — Юлия Лунькина, (затем Виктория Литвинова, Мария Прорвич), Кот в сапогах — Игорь Цвирко, (затем Александр Смольянинов, Алексей Матрахов), Принцесса Флорина — Нина Капцова, (затем Дарья Хохлова, Анастасия Сташкевич, Чинара Ализаде, Кристина Кретова), Голубая птица — Артём Овчаренко, (затем Владислав Лантратов, Вячеслав Лопатин), Красная шапочка — Анастасия Сташкевич, (затем Ксения Пчёлкина, Мария Мишина), Серый волк — Алексей Корягин, (затем Антон Савичев, Александр Воробьев), Золушка — Дарья Хохлова, (затем Ксения Керн, Анна Тихомирова), Принц Фортюне — Карим Абдуллин, (затем Клим Ефимов, Артём Беляков)

Ленинградский театр оперы  и балета имени М. П. Мусоргского  — Михайловский театр 

11 ноября 1995 года — премьера

Художественный руководитель постановки Николай Боярчиков (использована хореография Мариуса Петипа в редакции Фёдора Лопухова, Константина Сергеева, Петра Гусева), художник-постановщик Вячеслав Окунев, художник по костюмам Ирина Пресс, музыкальный руководитель и дирижёр Андрей Аниханов.

Действующие лица.  Принцесса  Аврора — Регина Кузьмичёва, (затем  Ольга Шестакова), Принц Дезире —  Юрий Петухов, (затем Сергей Басалаев), Фея Сирени — Галина Ларичева, Фея Карабос — Геннадий Судаков

16 декабря 2011 года —  новая постановка

Балет в трёх актах с  прологом, либретто Начо Дуато по сценарию Ивана Всеволожского, балетмейстер-постановщик Начо Дуато, художник-постановщик Ангелина Атлагич, художник по свету Брэд Филдс, дирижёр Валерий Овсяников.

Действующие лица.  Принцесса  Аврора — Ирина Перрен, (затем Светлана Захарова, Наталья Осипова), Принц Дезире — Леонид Сарафанов, (затем Иван Васильев), Фея Сирени — Екатерина Борченко, Фея Карабос — Ришат Юлбарисов, Принцесса Флорина — Сабина Яппарова, Голубая птица — Николай Корыпаев

Другие постановки.

Саратов (1941, балетмейстер К. И. Сальникова; 1962, балетмейстер В. Т. Адашевский), Свердловск (1952, балетмейстер M. Л. Сатуновский; 1966, балетмейстер С. М. Тулубьева; 1989, редакция К. М. Сергеева, балетмейстер Т. Соболева), Новосибирск (1952, балетмейстеры В. И. Вайнонен; 1967, балетмейстеры К. М. Сергеев и Н. М. Дудинская; 1987, балетмейстер Г. Т. Комлева), Горький (1953, балетмейстер Г. И. Язвинский; 1973, балетмейстер Ю. Я. Дружинин), Пермь (1953, балетмейстер Ю. П. Ковалёв; 1968, балетмейстер Н. С. Маркарьянц), Куйбышев (1955, балетмейстер Н. В. Данилова; 1970, балетмейстер Э. X. Танн, 1977, возобновление И. А. Чернышёв), Воронеж (1983, балетмейстер К. М. Тер-Степанова), Самара (2011, балетмейстер Г. Т. Комлева).

Щелкунчик.

История создания.

Задумал создать балет  по сказке «Щелкунчик и мышиный король»  директор императорских театров  Иван Александрович Всеволожский (1835—1909). Это был не просто чиновник, а  очень талантливый и высоко квалифицированный чиновник, доказавший, что талантливый и высококвалифицированный чиновник так же необходим государству, как и талантливый художник. Это было абсолютно точное и потому исключительно редкое попадание на должность директора императорских театров именно того, кого надо. Он не боялся проявлять инициативу и брать ответственность. И именно благодаря этому русская сцена принесла в мировую театральную классику множество шедевров, среди которых балет «Щелкунчик».

Иван Александрович Всеволожский искал и постоянно просматривал массу материалов — все, что могло  быть использовано в качестве либретто или основы для театральных постановок. История про девочку и раскалыватель орехов в форме куклы, превращавшийся в прекрасного юношу, вполне устроила директора императорских театров в качестве основы для балета.

Информация о работе О балетах П.И. Чайковского