О балетах П.И. Чайковского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

В XIX веке до Чайковского существовали три направления в балетном искусстве: итальянская, французская и русская школы. Хотя первые упоминания о русском балете встречаются еще в XVII веке, развитие его начинается позднее, расцвет же падает на начало XIX века, когда «Дидло венчался славой», как писал Пушкин, и царила «божественная» Истомина. Пушкинские строки отражали реальность: первыми людьми в балете XIX века долгое время были совсем не композиторы, а балерины и балетмейстеры. «Второй» по отношению к первенству танца была и музыка, выполняющая часто только ритмические функции. Хотя хореографы пытались сблизить танец и музыку, все же музыке отводилась второстепенная роль.

Содержание работы

Введение.
О балетах П.И. Чайковского.
Лебединое озеро.
История создания
Сюжет
Премьера
Постановки
Спящая красавица.
История создания
Сюжет
Премьера
Постановки
Щелкунчик.
История создания
Сюжет
Премьера
Постановки
Заключение.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

Но он задумал не просто балет. В его планы входило  поставить огромное сценическое  действо, целую музыкальную феерию, куда входил бы не только балет, но и  опера. В качестве основы для оперы  была выбрана одноактная драма в  стихах датского писателя Г. Герца «Дочь  короля Рене» — эта пьеса в  переводе и некоторой переделке  Владимира Рафаиловича Зотова была поставлена в 1888 году в московском Малом  театре. Так началась история создания оперы «Иоланта».

В качестве композитора был  приглашен Петр Ильич Чайковский. Либретто к балету и всю программу  совместной постановки программы, включавшей и балет, и оперу, создавал главный балетмейстер Петербургской императорской труппы Мариус Петипа, он и должен был ставить хореографию балета, но заболел — и хореографом нового балета срочно был назначен Лев Иванович Иванов. А к работе над текстом для оперы сразу приступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.

Однако если музыка к опере  сочинялась у Петра Ильича Чайковского  довольно быстро, то с балетом появились  сложности: не сразу было найдено  музыкальное видение гофманской сказки, хотя композитор целиком основывался на либретто М. Петипа. Но в итоге, когда нужный музыкальный аспект был найден и музыка появилась, это была определенная своеобразная победа — партитура оказалась намного богаче и сложнее традиционных произведений для балета. Композитор к этому времени уже заслужил звание одного из великих реформаторов балетной музыки: он принёс в классическую интерпретацию новую динамику, сквозное действие музыкальных тем и образов. Музыка к новому балету продолжила развитие в тех же направлениях.

Сюжет.

Существует несколько  вариантов сюжета, близких друг другу, но тем не менее, с некоторыми отличиями. Это один из вариантов:

Первый акт. Детский рождественский праздник в семье Штальбаума. Среди гостей — кукольник Дроссельмейер, крестный детей Штальбаумов. Он принес свои подарки — как обычно, разных кукол-марионеток: Паяц, Балерина, Арап. А еще кукла-раскалыватель орехов, Щелкунчик — некрасивая и неуклюжая игрушка, но с улыбкой во весь рот. Мари (по другим редакциям Клара) сразу полюбила эту игрушку. Гости продолжали веселиться, а детей увели спать; вот только девочка всё не может расстаться с понравившейся игрушкой. Но вдруг все вокруг меняется: комната наполняется полчищем мышей, а оживший Щелкунчик, превратившись в прекрасного юношу, собирает армию солдатиков и ведет их на борьбу с мышами. Однако силы неравны. И чтобы спастись от мышей, Мари бросает в них свой башмачок. Не выдержав такого ответного удара, армия мышей исчезает. А Мари, придя в себя, увидела своего крестного Дроссельмейера, но уже не чудаковатого старика, а в образе прекрасного волшебника. Он открывает перед Мари и Щелкунчиком мир сказки и радости, но пройти в этот мир непросто — путь туда лежит через невзгоды, снежные бури и преодоление трудностей. Только добрая и смелая девочка сможет стать принцессой в той сказочной стране. Мари и Щелкунчик отправляются туда.

  Второй акт. Город Конфитюрнбург (иногда Конфетенбург) встречает гостей — Мари и Щелкунчика. Фея и Принц в окружении свиты открывают бал по случаю торжественного приема перенесшей все трудности пути Мари в принцессы. Это самый прекрасный бал в жизни Мари: тут танцуют Шоколад, Пряники, Чай, Кофе, Пастила… Но праздник торжественно заканчивается, и Дроссельмейер возвращает Мари из волшебного путешествия. Она вновь дома…

Премьера.

Разработку всей режиссуры  сделал М. Петипа, а постановщиком  балета стал его помощник, второй балетмейстер Лев Иванович Иванов. Пользуясь общими разработками М. Петипа, он старался следовать  их указаниям, а в каких-то сценах делал и собственные разработки — как, например, танец снежных  хлопьев в конце первого акта.

Премьера балета «Щелкунчик»  и оперы «Иоланта» прошла 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

В премьерном спектакле балета были заняты: дирижёр — Р. Дриго, балетмейстер — Л. И. Иванов, костюмы — Е. П. Пономарёв и И. А. Всеволожский (директор императорской труппы), художники — К. Иванов и М. И. Бочаров; роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году: Клара — Станислава Белинская, Фриц — Василий Стуколкин; другие исполнители: Щелкунчик — Сергей Легат (тоже в это время еще учащийся, но уже старших классов), фея Драже — Антониетта Дель-Эра, принц Коклюш — Павел Гердт, Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин, Шут — Александр Ширяев, племянница Марианна — Лидия Рубцова, Маркитантка и Чай — Мария Андерсон.

Успех обоих спектаклей —  и балета «Щелкунчик», и оперы  «Иоланты» — был абсолютным. И  директор И. А. Всеволожский был очень  доволен. Но совместного действа, как  планировал И. А. Всеволожский, из них  не получилось: это были отдельно прекрасная опера и прекрасный балет. Больше они в единой программе не ставились. Ну и пусть! Зато мировая культура приобрела сразу два разных произведения — и оперу, и балет.

Постановка Л. Иванова  удостоилась всяческих похвал —  особенно придуманная им сцена танца  снежинок, ставшая украшением спектакля  и особо отмечавшаяся критикой. К великому сожалению, эта сцена оказалось утраченной, не попав в последующие постановки из-за чьих-то амбиций.

Постановки.

Мариинский театр 

6 (18) декабря 1892 года —  премьера: балетмейстер Лев Иванов, дирижёр Рикардо Дриго, художники Михаил Бочаров и К. Иванов, костюмы — Иван Всеволожский и Евгений Пономарёв; Клара — Станислава Белинская, Фриц — Василий Стуколкин; остальные партии: Щелкунчик — Сергей Легат, фея Драже — Антониетта Дель-Эра, принц Коклюш — Павел Гердт, Дроссельмейер — Тимофей Стуколкин, Шут — Александр Ширяев, Марианна — Лидия Рубцова.

1923 — возобновление постановки  Льва Иванова в тех же декорациях; балетмейстеры Фёдор Лопухов  и Александр Ширяев, дирижёр Александр  Гаук; фея Драже — Елизавета Гердт, принц Коклюш — Михаил Дудко, Дроссельмейер — Николай Солянников.

1929 — Новая редакция; балетмейстер  Фёдор Лопухов, дирижёр Александр  Гаук, худ. Владимир Дмитриев; Маша — Ольга Мунгалова, Щелкунчик — Пётр Гусев, Дроссельмейер — Леонид Леонтьев.

1934 — балетмейстер Василий  Вайнонен, дирижёр Евгений Мравинский, худ. Иван Селезнёв; Маша — Галина Уланова, Щелкунчик-принц — Константин Сергеев.

2001 — балетмейстер —  Кирилл Симонов, музыкальный руководитель  — Валерий Гергиев, декорации,  костюмы, либретто, постановка —  Михаил Шемякин. Маша — Наталья Сологуб, Щелкунчик-принц — Александр Сергеев, Андриан Фадеев, Дроссельмейер — Антон Адасинский.

Большой театр 

1919 — балетмейстер Александр  Горский, дирижёр Н. А. Федоров,  художник Константин Коровин;  Клара — Валентина Кудрявцева, Фриц — Шокоров 2-й, Щелкунчик-принц — Ефим Ефимов, Дроссельмейер — Алексей Булгаков. В этой постановке сцена представляла собой сервированный стол с огромным кофейным сервизом, из которого выходили танцоры.

1932 — спектакль балетного  техникума при ГАБТе; балетмейстер  Л. И. Иванов, возобновление Александра  Чекрыгина и Александра Монахова, дирижёр Юрий Файер, художник Панфилов; Клара — Евгения Фарманянц, Щелкунчик — Юрий Папко, Фриц — Ю. Гербер, Дроссельмейер — Александр Чекрыгин, фея Драже — Ольга Лепешинская.

1939 — балетмейстер В.  И. Вайнонен, дирижёр Юрий Файер,  худ. Владимир Дмитриев; Маша —  Марина Семенова, Щелкунчик —  Алексей Ермолаев, Дроссельмейер — Владимир Рябцев.

12 марта 1966 — новая  постановка; балетмейстер Юрий Григорович, дирижёр Геннадий Рождественский, худ. Симон Вирсаладзе; Маша — Екатерина Максимова, Щелкунчик-принц — Владимир Васильев, Дроссельмейер — Владимир Левашев, Король мышей — Герман Ситников, Щелкунчик — кукла — Елена Ватуля, Французская кукла — Татьяна Попко.

Заключение.

О Петре Чайковском, гениальном русском композиторе, говорили, что  он – великий лирик, великий мелодист  и великий симфонист. И все  три определения правильны.

         Произведения Чайковского полны  сердечности, раскрывают внутренний  мир человека во всех его  проявлениях – от мягкой задушевности  до захватывающего мощного трагизма.

Мелодии, одна прекраснее другой, щедро звучат во всех его симфониях, концертах, романсах, пьесах и, конечно  же, балетах.

И в России и за ее рубежами Чайковского принято считать "величайшим" русским композитором. Подобные определения  всегда спорны. Наследие Чайковского  очень велико и неровно по качеству, и даже лучшие из его произведений имеют особенности, не вызывающие симпатий у музыкантов. Однако богатство лирической мелодики Чайковского, его мастерское владение практически всеми музыкальными жанрами, его блестящая композиторская техника (в особенности оркестровая), глубоко оригинальный характер его  творчества (которое, по мнению многих, отражает захватывающую тайну личности композитора) - все это действительно  делает Чайковского выдающейся фигурой  не только русской, но и мировой музыкальной  культуры.

Хотя он писал во всех жанрах (вплоть до церковных композиций), главное в его творчестве - симфонические  произведения, а также оперы и  балеты.

Влияние Чайковского. Воздействие  творчества Чайковского на следующее  поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов и С.И.Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я.Мясковский и И.Ф.Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы.

 

 

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

 

Хореографический факультет

Кафедра классического танца

 

История и теория хореографического  искусства.

Реферат на тему: «Балеты Чайковского».

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                     Выполнила: Щукина Е.С.

                                                                                                      студентка группы 06210о

                                                                                        Преподаватель: Мурашко Н. Н.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013


Информация о работе О балетах П.И. Чайковского