Образ человека в культуре древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, реферат

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой культуре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Периодизация культуры Древней Греции…………………………………….4
2. Образ человека в культуре Древней Греции………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

Файлы: 1 файл

КУЛЬТОРОЛОГИЯ.docx

— 47.71 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

1. Периодизация культуры Древней Греции…………………………………….4

2. Образ человека в  культуре Древней Греции………………………………….6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Культура есть специфический  человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая  в социальном развитии человека, в  его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей  человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Обращенность культуры к  человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения все время изменяется. Исторически и логически они  развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах".

На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые  черты женщины либо мужчины-охотника.

На втором этапе исторического  развития, в эпоху существования  древних цивилизаций и их культур  на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты  определенной социальной общности, - отчетливо  проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих  героев или римских легионеров.

В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой  культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Периодизация  культуры Древней Греции

Прежде, чем перейти к  раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции

Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской  или дворцовой цивилизации (III-II тысячеления до н. э). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus - древний) культуры.

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX в до н. э) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

III. Эпоха собственно античной  цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI в до н.э. - время становления  Эллады, ее экономического и социально-культурного  подъема, формирования полисов  (городов-государств) как раннеклассовых  рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного  обращения. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство - архитектура, скульптура, живопись. Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. Архаическая культура - исходный рубеж классической культуры Эллады.

2. классический период (V-IV вв. до н. э) - пора наивысшего  расцвета древнегреческой культуры, развития демократии, прежде всего  Афинской, пора наивысшего расцвета  древнегреческой культуры во  всех ее сферах. В эту эпоху  возникли почти все основные  формы античной культуры и  искусства - материалистическая  и весьма рациональная философия,  классическая литература (лирическая  поэзия), изобразительное искусство  - архитектура, скульптура, живопись.

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э. - период от начала  похода Александра Македонского  на Восток до завоевания Римом  Египта) - это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической  самостоятельности. С падением  полиса начался упадок греческой  культуры, но сохранилось достоинство  данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

 

2. Образ человека  в культуре Древней Греции

 
           Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и имел в виду, прежде всего право каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.

Для греков человек был  олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был  не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Назначение культуры у  древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому  и нравственно-духовному - гражданина.

Именно такой человек  был главным объектом и смыслом  культуры. Если герой египетской, месопотамской  или индийской культуры сильный  своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней  Греции - реальный человек.

В Древней Греции большое  значение придавалось формам человеческого  тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся  произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных  человеческих типов. Представление  о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний  облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего  мира. В мире, где гармоничность  тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.

Древние греки пытались через  тело человека и благодаря ему, воспитывать  в себе соответственно гармонические  духовные качества, усматривая в нем  наличие чувства и ума в  их взаимном единстве и противоречии.

В античной Греции процветали различные виды искусства, включая  пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства  Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота  форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.

История античного искусства  включает в себя несколько этапов.

Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (III-II тысячелетие до н. э). Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита.

Своеобразие крито-микенского искусства - в особом понимании жизни  природы и места в ней человека, а также в свободе обращения  со старинными традициями и предписаниями  религиозных ритуалов. Изображение  человека мы видим в сохранившихся  фресках, маленьких фигурках, расписной  керамике той поры. Обожествление  природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в  искусстве Крита, считающемся самым  изящным и абсолютно законченным  в своем мастерстве из всех, до и  после него возникших. Образы критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться.

Фрески сохранившиеся в уникальном памятнике художественной культуры Крита Кнооском Дворце свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства - человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Великолепны изображения придворных дам в ниспадающих платьях, открывающих грудь. Их прически украшены диадемами, а руки и шеи - драгоценностями. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта. Но здесь, в Кносском дворце, принципы изображения более свободные, не подчиняющиеся жестким канонам, характерным для египетского искусства.

Одним из шедевров критских мастеров является так называемый "портрет  парижанки" - изящной девушки, изображенной на фреске в одном из помещений  второго этажа Кносского дворца. Это профильный портрет женщины с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с асимметрией, разного рода преувеличениями, "стихийностью" кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным, неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна черных кудрявых волос придает "Парижанке" элегантность, а тонкая, будто акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет ее воздушностью и грацией.

Изменчивость и движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность - вот то новое, что дало миру искусство Крита.

Период истории эллинов  с XI до VIII в. до н.э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в  основном из двух поэм, написанных в  конце IX - начале VIII в. до н.э. и приписываемых  Гомеру.

В Гомеровский период почти  все искусство эллинов обращено к мифам и их героям. В этот период складываются греческая мифология  и эпос. В гомеровский период благодаря  преемственности традиций на высоком  уровне остается гончарное ремесло. В IX-VIII вв. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки  сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента. Изображение предельно плоскостное, условное, с головами и ногами в  профиль, а верхней частью торса - в фас, как в египетском искусстве.

Период архаики VII-VI века до н.э. - время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов. В этот период развитие скульптуры определялось эстетическими  запросами общества. Частые вооруженные  столкновения народов друг с другом требовали от воинов большой физической силы. С юных лет греки занимались гимнастическими упражнениями, которые  развивали крепость тела и стойкость  духа. Древние эллины были уверены, что физическая красота свидетельствует  о не менее красивом духе. Становлению  такого мировоззрения во многом способствовали Олимпийские игры, победителей которых  считали равными богам. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи.

Искусство периода архаики  характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного  телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два  основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.

Таким предстает перед  нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног - выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин "архаическая улыбка", глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.

Информация о работе Образ человека в культуре древней Греции