Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:07, реферат
В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой культуре.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1. Периодизация культуры Древней Греции…………………………………….4
2. Образ человека в культуре Древней Греции………………………………….6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Периодизация культуры Древней Греции…………………………………….4
2. Образ человека в
культуре Древней Греции…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.
Обращенность культуры к
человеку, оставаясь постоянной по
существу, в своих направлениях,
формах выражения все время
На первом, мифологическом
этапе своего развития в условиях
первобытных, примитивных человеческих
сообществ, она воссоздает человека
в его всеобщих, родовых качествах,
о чем свидетельствуют
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.
В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой культуре.
1. Периодизация культуры Древней Греции
Прежде, чем перейти к раскрытию образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции
Историю Древней Греции сейчас принято делить следующим образом:
I. Эпоха крито-микенской
или дворцовой цивилизации (
II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX в до н. э) характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.
III. Эпоха собственно античной цивилизации:
1. архаический период (VIII-VI
в до н.э. - время становления
Эллады, ее экономического и социально-
2. классический период (V-IV
вв. до н. э) - пора наивысшего
расцвета древнегреческой
3. эллинистический период
(IV-I вв. до н.э. - период от начала
похода Александра
2. Образ человека в культуре Древней Греции
Яркой
чертой греческой культуры является антропоцентризм.
Именно в Афинах философ Протагор провозгласил
знаменитый тезис: "человек есть мера
все вещей". И хотя Протагор был софистом
и имел в виду, прежде всего право каждого
гражданина на отстаивание своей точки
зрения, но девиз этот можно рассматривать
и более широко, применительно к оценке
роли человека в мироздании как таковом.
Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.
Назначение культуры у
древних греков - содействие гармоническому
развитию, духовному и физическому,
умственному и профессионально-
Именно такой человек был главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции - реальный человек.
В Древней Греции большое
значение придавалось формам человеческого
тела, существовал культ тела. Об
этом свидетельствуют сохранившиеся
произведения искусства - скульптура,
вазопись, керамика, на которой изображено
много разнообразных, часто стилизованных
человеческих типов. Представление
о красоте человека, прежде всего,
ассоциировалось с его
Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.
В античной Греции процветали различные виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.
История античного искусства включает в себя несколько этапов.
Крито-микенский, или эгейский, период в искусстве (III-II тысячелетие до н. э). Искусство этого периода характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита.
Своеобразие крито-микенского
искусства - в особом понимании жизни
природы и места в ней
Фрески сохранившиеся в уникальном памятнике художественной культуры Крита Кнооском Дворце свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства - человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Великолепны изображения придворных дам в ниспадающих платьях, открывающих грудь. Их прически украшены диадемами, а руки и шеи - драгоценностями. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта. Но здесь, в Кносском дворце, принципы изображения более свободные, не подчиняющиеся жестким канонам, характерным для египетского искусства.
Одним из шедевров критских мастеров является так называемый "портрет парижанки" - изящной девушки, изображенной на фреске в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Это профильный портрет женщины с огромными глазами, пухлыми изящными ярко-красными губами и весьма радостным выражением лица. Сохранился лишь фрагмент головы и большого ритуального узла на одежде сзади. Хрупкость, изящество, тонкий изыск сочетаются в образе с асимметрией, разного рода преувеличениями, "стихийностью" кисти. Почерк беглый, живой, моментальный. Некрасивое личико с длинным, неправильным по форме носиком и полными красными губами лучится жизнью. Копна черных кудрявых волос придает "Парижанке" элегантность, а тонкая, будто акварельная живопись с просвечивающим фоном наделяет ее воздушностью и грацией.
Изменчивость и движение как основы художественного образа, быстрая смена видений, стремление запечатлеть мгновенность - вот то новое, что дало миру искусство Крита.
Период истории эллинов с XI до VIII в. до н.э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем в основном из двух поэм, написанных в конце IX - начале VIII в. до н.э. и приписываемых Гомеру.
В Гомеровский период почти
все искусство эллинов обращено
к мифам и их героям. В этот
период складываются греческая мифология
и эпос. В гомеровский период благодаря
преемственности традиций на высоком
уровне остается гончарное ремесло.
В IX-VIII вв. до н.э. складывается так называемый
геометрический стиль в вазописи.
Среди геометрических рисунков появляются
изображения зверей и людей. Их фигурки
сведены к условной схеме, к плоскому,
четкому силуэту, подчиненному общему
ритму геометрического
Период архаики VII-VI века
до н.э. - время сложения и укрепления
античных рабовладельческих городов-
Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса. В это время появляются два основных типа одиночной скульптуры - обнаженного юноши (курос) и задрапированной женщины (кора) с характерной, так называемой архаической улыбкой. Кроме того, появляются скульптурные многофигурные композиции и рельефы. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, обладает некоторыми чертами, близкими искусству Древнего Востока: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
Таким предстает перед нами образ прекрасного человека, нашедший свое воплощение в статуях (куросах). Почти все подобные скульптуры однотипны: как правило, это фигура в полный рост, имеющая упрощенный геометризированный силуэт. Статичность позы передается особой постановкой ног - выдвинутая вперед левая нога и отставленная назад правая. Подчеркивая атлетичность сложения тела: широкие плечи, узкие бедра, скульптор схематично намечает грудные мышцы, диафрагму и мышцы живота. Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин "архаическая улыбка", глаза широко открыты. Четкая фронтальность, подчеркнутые плоскости фаса и профиля, статика позы, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.
Информация о работе Образ человека в культуре древней Греции