Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 13:06, контрольная работа
Традиционная славянская культура была земледельческой по характеру. Древнее индоевропейское кочевое прошлое было прочно забыто. Тысячелетия оседлости еще теснее связали весь строй и уклад жизни с природными ритмами и хозяйственными работами. Последние регулярно повторялись из года в год, закрепляя вводимую сезонными земными и небесными изменениями естественную меру течения времени. Основной его ячейкой был годичный круг, составляемый подциклами лунного календаря (месяцами).
1. Русские народные праздники и обряды и их роль в процессе обновления современной празднично-обрядовой культуры.
2. Крестильные, родильные, поминальные обряды Смоленщины.
3. Список литературы.
Распространены были обряды послеродового периода, в большинстве своем не являющиеся специфическими обрядами Смоленщины. Раньше всего это обряды «очищения», следовавшие после родов. Прочно вошла в сознание народа вера в очистительное свойство воды. После родов — спустя три - семь дней повсеместно совершалось ритуальное мытье в бане. О целях этого обряда у пожилых людей представления сохранились: в бане «смывали грехи», «вода в бане смывает все грехи, отгоняет нечистую силу, болезни». Топили баню муж, свекровь или повитуха, которая готовила и воду. В деревне Ладынино Рославльского района это происходило так: «В баню вела роженицу бабка-повитуха. Она зачерпывала речную воду — всегда по течению реки. В бане сначала произносила молитву, затем опускала в ведро правую руку, и, зачерпнув воды, обмывала локоть руки и нашептывала: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держались бы». Вода черпалась три раза и три раза произносился заговор.
Защитительное значение придавалось в бане и венику. Посредством его окроплялись водою стены бани, каменка (печь) и банная скамейка. Таким путем изгонялись «нечистые духи». Венику придавалось и целительное свойство, повитуха, паря роженицу, произносила заговоры, направленные на возвращение ей силы и здоровья. В бане бабка обмывала и младенца. По обычаю, в воду высыпали хмель и овес, чтобы новорожденный был красив и кудряв, великорост и богат. Существовали свои обереги и запреты и в послеродовой период. В течение недели роженица остерегалась показываться на улице — «чтобы не пристало что-нибудь, не сглазили, а главное, чтобы хозяева дома — домовой со своей женой, не сердились». Вспоминают еще отдельные смолянки пожилого возраста о некогда бывшем запрете родившей женщине до церковного очищения (через сорок дней после родов) подходить к общему столу, трогать руками иконы, о том, что она должна была иметь отдельную посуду. И уже совсем редкий запрет, некогда имевший место в д. Покровка Рославльского района, когда недавно родившей женщине не разрешалось подходить к колодцу, а при нарушении запрета ее даже забрасывали комьями грязи.
Крещение.
Как только новорожденный появляется на свет, у родителей возникает озабоченность о его крещении. Окрестить ребенка стремились в самый короткий срок (иногда на третий день после рождения) из-за опасения, что ребенок может умереть, и его придется хоронить некрещенным; опасение это в условиях старой деревни при большой в ней смертности детей не было беспочвенным.
Родители старательно обсуждали, кого пригласить кумом и кого — кумой. Сама же процедура приглашения осуществлялась отцом ребенка. Соблюдалось особое правило, когда приглашающий начинал разговор с предполагаемым кумом: кто просит в кумы, должен стоять, чтобы дети не были сиднями.
Местной особенностью является обычай, когда будущим крестным родители новорожденного преподносили булку с дырочкой, в которую насыпали соль.
Приглашение быть кумом и кумой считалось признаком высокого уважения. Отказов от приглашения почти не было, поскольку это считалось большим грехом.
Кому же отдавалось предпочтение при приглашении в крестные? В первую очередь здесь имели место соображения о жизненном благополучии новорожденного. По народной традиции к первому ребенку приглашали крестными кого-либо из ближайших родственников. Старались поступить таким образом, чтобы кум был родственником по прямой мужской линии, а кума по женской; однако кум не должен быть родственником куме. Круг приглашаемых крестными к последующим детям значительно расширялся, хотя все же предпочтение отдавалось родственникам. Приглашали людей уважаемых, не пьяниц. По суеверным представлениям, изъяны крестных могли перейти на крестников. Чаще всего крестными приглашались из зажиточных семей. Крестные должны быть молодыми (нередко в 13—15 лет, не старше 40—45 лет),— чтобы они смогли быть на свадьбе своих крестников. Стремились пригласить крестными тех, у кого были живы предшествующие крестники, а также были собственные дети.
Соблюдались и определенные запреты. Не желательны были кум и кума из бездетных семей. Не могла быть крестной беременная. Не могли быть крестными муж с женой,— равно как не могли быть кумом и кумой дети крестных и крестников.
Существовал обычай, к которому прибегали в тех случаях, когда в семье часто умирали дети. Тогда муж выйдет утром из дому, идет по деревне к перекрестку дороги и кого первым встретит, того и приглашает крестными, а то приглашает и нищих. Причем, нищий был особенно желательным. Считалось, что такой человек послан Богом, и младенцу будет обеспечено надежное покровительство. Существовал также обычай, что если дети умирали, то в крестные приглашали брата с сестрой. Видимо, обычай связан со стремлением восстановить расположение мифических сил — покровителей семьи, всего рода племени.
Перед уходом в церковь для совершения обряда крещения повивальная бабка производила над ребенком ряд магических действий: купала его в корыте, наполненном проточной водой, сопровождая омовение произнесением заговоров. Затем она одевала ребёнка в разрезанную отцовскую рубаху и, поднеся к отцу для благословения, передавала ребенка куму, если это был мальчик, или куме, если это была девочка.
Считается, что при крещении происходит отречение от дьявола и всех его дел при троекратном погружении в освященную воду во имя Отца и Сына и Святого Духа очищение от всех грехов. Православное крещение совершается один раз в жизни. Обряд крещения совершался в церкви или дома. После того, как священник трижды погружал младенца в водную купель, он передавал малыша не родным родителям, а крестным.
Крестная мать обычно дарила крестнику его первую рубашку, крестный отец – нательный крестик.
После крестин полагался крестильный обед. Кума с кумой сажали за стол и угощали, а самого виновника торжества свивали и клали к родильнице на расстеленную шерстью вверх шубу, тем самым, желая ему богатства.
Хозяин приглашал на обед кого считал нужным, из родных и знакомых «к младенцу на хлеб на соль, кашу есть». Какими бы разнообразными ни были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали гречневую кашу или пшенную.
Православный обряд крещения в старину был не только обрядом приобщения новорожденного к православной вере, но и официальным актом регистрации ребёнка.
В родственные отношения, устанавливаемые кумовством, входило соблюдение взаимопомощи между крестными и крестниками. Неукоснительно соблюдалось правило, что крестные несут ответственность за воспитание крестников. В случае смерти своих родителей, крестники нередко жили в семьях крестных. В свою очередь крестники считали своей обязанностью оказывать помощь (в случае необходимости) крестным в их домашних и полевых работах.
Повсеместно на Смоленщине осуществлялся обычай одаривания: на Пасху крестники обязательно получали от крестных крашеные яйца. В свое время был известен в Смоленской губернии обычай, когда в первую Пасху после рождения ребенка мать крестника шла к куму и одаривала его яйцами, взамен получая от него 20 копеек и три фунта баранок и угощение красным вином. Затем несла яйца куме, а от нее получала в подарок ситцу или материи на рубаху крестнику. На всех праздниках крестные были непременными гостями в семьях крестников. Весьма важная роль отводилась крестным на свадьбе крестников. На куму возлагалась нередко обязанность отвозить постель крестницы в дом ее мужа. По приезде молодых из-под венца крестные вслед за родителями благословляли их. За свадебным столом крестные были «посаженными родителями»: крестного сажали рядом с женихом, крестную — рядом с невестой. Кум часто выступал в качестве главного распорядителя на свадьбе. Кума пекла принятый в ряде деревень свадебный каравай.
Погребение.
Традиционно русские похороны содержат огромное количество ритуалов, призванных отдать умершему последнюю дань уважения и вместе с тем победить, изгнать подальше ненавистную смерть. А ушедшему пообещать воскрешение, новую жизнь.
Погребальные и поминальные обряды и обычаи завершают жизнь человека. Усопшего провожали в последний путь всем миром: всей деревней, улицей, всем родом-племенем.
Когда наступала смерть, родственники начинали громко причитать, голосить. В старину считалось, что недавно умерший всё видит и слышит. Содержание причитаний было произвольным, всё зависело от красноречия плакальщиц.
С наступлением смерти умершего прежде всего обмывали. К середине 19 века обмыванием в основном занимались только женщины. В каждом селении были старушки, которые обмывали покойников, получая за это что-либо из одежды покойного – сарафан, рубашку или платок. До настоящего времени в некоторых районах Смоленщины сохранилась традиция дарить женщинам, которые обмывают покойного новый головной платок.
После обмывания покойного обряжали в одежду, и всё это происходило на полу, застеленном тканью или соломой. Затем усопшего клали в гроб, стоящий на лавке в переднем красном углу, зажигали все лампадки перед иконами и начинали молиться.
Обряд погребения совершался до захода солнца. Гроб заколачивали гвоздями и опускали в могилу на полотенцах или веревках. Провожающие бросали в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Также с гробом в могилу опускались церковные свечи, горевшие во время отпевания.
Многие ритуалы погребения умершего сохранились и поныне. После того, как могила засыпана, на могильном холме устанавливают венки. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск. Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее чем через год после смерти. До сих пор сохранилась традиция уничтожать веревки или полотенца, на которых несли гроб с телом и опускали его в могилу. Вещи умершего до истечения сорокового дня ни в коем случае нельзя отдавать кому-то, чтобы не тревожить душу, в противном случае душа обидится и останется на земле. Если покойный при жизни страдал плохим зрением и носил очки, то их кладут в гроб с телом.
После того как тело покойного вынесли из дома, кто-то из родных должен вымыть полы (чтобы душа покойного не вернулась) и приступить к приготовлению трапезы. После похорон все участники обряда должны собраться в доме за столом. В Ельнинском районе и сейчас обязательно в поминальной трапезе присутствует гречневая каша и кисель.
На кладбище, поминках поют поминальные стихи. Некоторые из них сохранились в памяти людей пожилого возраста. Один из них записан собирательницей народного фольклора О.В. Трушиной.
А пришел же твой да и судний день,
Подломилися твои ноженьки,
Соцепилися твои рученьки,
И закрылися твои глазыньки
И теперь же тябе ничего не надо,
Только надо тябе поминание,
Еще надо тябе один сажень земли,
Еще надо тябе новенький гробочек.
Сейчас поминки устраивают спустя 9 дней после захоронения тела, затем через сорок дней (считается, что душа умершего покидает землю на сороковой день) и ровно через год (дальше ежегодно в день захоронения тела).
Список литературы.
Информация о работе Обряды: родильные, крестильные, поминальные